Межэтнический диалог в подростковой среде полиэтничного города (на материалах г.о. Самара)

img491Российское общество, в русле мировых глобальных изменений социального, мировоззренческого, геополитического характера, находится в состоянии неустойчивого равновесия. Разнонаправленность и сложность настоящего момента переживается личностью и социумом неоднозначно: актуализируются вопросы поиска этнической идентичности, в качестве маркеров собственного «я» утверждаются новые идеалы.

В процессе самоиндентификации лич­ностей, народов, государств мы наблюда­ем непрерывную череду конфликтов на этноконфессиональной почве. На уровне государства и российского экспертного сообщества существует понимание важ­ности мониторинга этноконфессиональных взаимодействий, внутри которого есть особая сфера — область обмена ин­формацией.

На современном этапе развития об­щества информация играет особую роль: она зачастую подменяет собой реаль­ность, сама становится конечным продук­том массового потребления. С этой точки зрения весьма интересно проанализиро­вать: откуда черпают подростки инфор­мацию о межэтнических взаимодействи­ях, какова степень их осведомленности и, что наиболее интересно, существует ли потребность у молодежи в получении та­кого рода сведений.

В статье мы анализируем резуль­таты социологического исследования, полученные Лабораторией социологи­ческих исследований Центра развития образования г.о. Самара в рамках ре­ализации муниципальной программы городского округа Самара «Самара многонациональная» (на 2014-2016 годы). В сентябре — ноябре 2014 года в образовательных учреждениях го­рода было проведено исследование, направленное на изучение степени ксенофобии, толерантности в этноре­лигиозной сфере среди подростков, а также вопросов реализации этнокуль­турных потребностей молодых горо­жан. В качестве наиболее адекватного метода сбора информации для реше­ния поставленных задач был выбран анкетный опрос. Выборка — страти­фицированная непропорциональная. Всего было опрошено 1415 учащихся 9-11-х классов общеобразовательных учреждений Самары.

В ходе исследования были получены ответы на блоки вопросов по следующим темам:

  • Доля молодых горожан, полноценно реализующих этнокультурные потребнос­ти в поликультурном пространстве Самары.
  • Уровень удовлетворенности моло­дых горожан информационной средой в контексте межэтнического диалога.

Переходя к анализу полученных ре­зультатов о степени реализации этно­культурных потребностей горожан в поликультурном пространстве Самары, отметим: степень реализации этих пот­ребностей измерялась на основании двух признаков:

- «Знаете ли Вы о мероприятиях, про­водимых на территории Самарской об­ласти, посвященных межнациональному общению?»

-   «Насколько Вам интересна информа­ция о жизни различных этносов, прожива­ющих на территории Самарской области?»

Косвенным показателем, свидетельс­твующим о достаточной/недостаточной реализации и потенциальном запросе на удовлетворение данных потребностей, выступал признак:

-   «Как Вы отнесетесь к тому, что коли­чество межнациональных мероприятий в городе будет увеличено?»

Рассмотрим каждый из признаков в от­дельности. При ответе на вопрос об инфор­мированности относительно мероприятий, проводимых в рамках развития межнаци­онального диалога, более половины опро­шенных (54%) заявили о своем незнании или затруднились с ответом. Треть (31%) подростков имеют самое общее представ­ление, наслышаны о каких-то событиях в этой сфере, и лишь 15% респондентов име­ют конкретное представление о подобных мероприятиях (диаграмма №1).

img492img492-2

Важно понять, из каких источников молодежь получает информацию. В ка­честве основных инструментов выступа­ют следующие:

Уровень удовлетворенности горожан информационной средой в контексте межэтнического диалога изучался на ос­новании признака:

-   «Как бы Вы оценили уровень ин­формационной обеспеченности о наци­ональных и религиозных отношениях и событиях в Самаре и Самарской облас­ти (в т.ч. о национальных и религиозных праздниках)?»

Согласно полученным данным, только 37% горожан удовлетворены информа­ционной средой, т.е. получают, с их точки зрения, достаточный объем информации в этой сфере (диаграмма №3). Около тре­ти (27%) подростков демонстрируют от­сутствие интереса к такого рода данным.

img492-3Схожие цифры мы получаем при анализе ответа на вопрос: «Насколько Вам интересна информация о жизни различных этносов, проживающих на территории Самарской области?» (диа­грамма №4). ЪЪ% подростков заявляют о своем безразличии или затрудняются сказать, насколько для них это значимо. Около половины (47%) респондентов демонстрируют слабую заинтересован­ность в получении количества инфор­мации о жизни, деятельности различ­ных этносов.

img493

img493-2Похожую картину мы наблюдаем, ана­лизируя сведения диаграммы №5. Сла­бый интерес к увеличению количества проводимых мероприятий, посвященных межэтническому общению, националь­ным праздникам и пр., или отсутствие такового зафиксированы у 49% подрост­ков, а в 15% случаях мы наблюдаем нега­тивную реакцию. Всего 36% школьников отнеслись к подобной инициативе поло­жительно.

Подводя итоги этого небольшого ис­следования, отметим, что ситуация в сфе­ре удовлетворения этнокультурных пот­ребностей в подростковой среде Самары неоднозначная. Согласно полученным данным, около 30% старших школьников демонстрируют отсутствие устойчивого интереса к этой проблематике в целом: им не интересны и не важны вопросы межнационального взаимодействия. Полагаем, что это можно объяснить воз­растными особенностями (многие не задумываются над этими вопросами), вторичностью (третичностью и т.д.) этни­ческой самоидентификации, отсутствием государственных идеологических уста­новок на выделение национальных отли­чий и прочими факторами.

Из оставшихся двух третей подрос­тков (около 70%), заявивших о своей относительной заинтересованности в получении информации в этой области, только 37% имеют возможности реали­зовать свои потребности. Получается, что около трети молодежи не попадают в сферу воздействия СМИ (традиционных и электронных), предоставляющих самый значительный ресурс для получения по­добного рода информации.

Полагаем, что данная цифра — ре­зультат и слабости, несформированности устойчивого интереса у молодежи, и не­доработок со стороны средств массовой информации, национальных организаций, и в целом отсутствия «моды», обществен­ного тренда, заказа на тематику межна­ционального диалога, дружбы. Нельзя не признать, что в настоящий момент госу­дарство уделяет этому вопросу значи­тельное внимание, но, по всей видимос­ти, результативность совместной работы СМИ, национальных организаций, госу­дарственных органов, широкой культур­ной и научной общественности должна возрастать. Особую роль в этом процессе, с нашей точки зрения, должны сыграть образовательные учреждения, имеющие объективные возможности для гармо­низации межнациональных отношений, формирования потребностей, интересов в этой сфере и их реализации.

ГУСЕВА Ю.Н., д.и.н., доцент, руководитель лаборатории этнокультурного образования и духовно-нравственного воспитания Центра развития образования г.о. Самара. ПОЛТАРАДНЕВА Е.В., к.соц.н., руководитель лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования г.о. Самара КОЗЛОВСКАЯ Т.Е., д.и.н., профессор, директор Центра развития образования г.о. Самара.

Журнал «Все мы — Россия» (3-4, 2015).

Просмотров: 1504

Комментирование запрещено