Хамзат Хасбулатов: «Сделать халяльный «Макдоналдс» теоретически можно…»

5Пекарня в ОЭЗ «Алабуга» обеспечит своей продукцией «Макдоналдс» в Поволжье, Сибири, на Урале и даже в Казахстане. Об этом в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявил президент «Макдоналдс» в России Хамзат Хасбулатов. Он также рассказал, когда в российской сети появится картофель фри местного производства и почему в их ресторане на Баумана уже нет прежнего миллиона посетителей в год.

«БУДУТ ЛИ ЕЩЕ РЕСТОРАНЫ В ТАТАРСТАНЕ? КОНЕЧНО, ДА»

— Хамзат Хамидович, в минувшем году в Елабуге открылся «Макдоналдс». Насколько я знаю, обычно вы открываете свои рестораны только в городах, где население выше 100 тысяч человек. Почему на этот раз было сделано исключение?

— Татарстан — это особый регион. Один из первых ресторанов, который был открыт не в формате столиц, был как раз в Татарстане. Это произошло в Нижнекамске, потом в Альметьевске, затем в Набережных Челнах. В конце концов, мы оказались в Елабуге. Кстати, в Бугульме тоже есть ресторан. Ничего удивительного в этом нет.

В прошлом году мэр Елабуги сказал: «А почему бы нам не открыть «Макдоналдс»?» Я сказал: «А почему бы и нет?» Кстати, он открылся и работает хорошо. Будут ли такие рестораны открываться в других городах такого формата? Да, будут. Опыт, который у нас получился в Татарстане, мы применили и в других регионах. Открытие ресторанов в маленьких городах не является каким-то исключением. Будут ли еще рестораны в Татарстане? Конечно, да.

— Какие есть планы дальнейшего развития вашей сети в республике?

— При поддержке местных органов власти и их абсолютной открытости мы в свое время решали вопрос о размещении Food Town. Вы знаете, что у нас в России есть несколько экономических зон. Одна из них была выбрана нами. В ОЭЗ «Алабуга» наши поставщики — глобальные и локальные — создали проект, где размещаются несколько производств, которые имеют общую инфраструктуру. Сейчас там находится завод по переработке салата, дистрибьюторский центр, завод по производству упаковочных материалов. Вскоре откроется пекарня.

— Все-таки есть какие-то идеи куда развиваться и что делать дальше в республике?

— Будем открывать больше ресторанов. У нас в работе есть несколько объектов в Татарстане.

«Я СЛЫШУ ОТЗЫВЫ, ЧТО ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ ПАРТНЕРОМ»

— Вы говорите, что пекарня на подходе. На какой стадии сейчас этот проект? Когда, по вашим планам, уже откроется производство?

— Я думаю, что интерес по размещению в «Алабуге» у «Ист Болт» остается. По нашей информации, которую мы имеем от компании, конец 2017 года — это время, когда будет построена пекарня. Конечно, могут быть какие-то смещения по срокам, но в любом случае я надеюсь, что в 2018 году мы получим продукцию с пекарни в «Алабуге».

— Поставки этих булочек рассчитаны только на Татарстан и близлежащие регионы?

— Когда мы планировали Food Town в «Алабуге», мы рассматривали не только Татарстан, но и близлежащие регионы. Думаю, часть продукции с «Алабуги» сможет поставляться и в Казахстан. С нашей точки зрения, «Алабуга» могла бы покрыть территорию Урала, Сибири, Поволжья, сам Татарстан.

— Вы говорите, что в России есть несколько особых экономических зон. Но была выбрана ОЭЗ «Алабуга». Чем вас так привлекла именно она?

— «Алабуга» — это особая экономическая зона, где приветствуются инвестиции. Я уверен, что и «Белая Дача», и «Хави», и «Хухтамаки», которые открыли там заводы, напрямую встречались с руководством республики и получили полную поддержку. Наверное, поэтому и приняли решение размещать свое производство в ОЭЗ «Алабуга».

Эти компании — наши системные поставщики. Нам важно, чтобы они чувствовали себя комфортно. Они туда пошли не потому, что это я заставил туда пойти. Они туда пошли, потому что, скорее всего, условия и предложения, которые были сделаны, география этого региона, которая позволяет охватить обширную территорию, подошли им всем. Решение они принимают самостоятельно, потому что они отвечают за бизнес. По итогам той работы, которая была проведена в предыдущие годы, я слышу отзывы о том, что власть республики является предсказуемым и ответственным партнером, выполняет обязательства. Поэтому не удивительно, что компании приняли прагматичное решение разместиться именно в этой особой экономической зоне.

— Так все-таки вы подсказали им, что есть такой регион?

— Подсказать я могу, конечно, но решения принимали они. Наш опыт работы всегда является интересным для партнеров. А мы в республике работаем многие годы, сложились хорошие отношения с местными органами власти. Когда мы выходили на рынок республики, открывали первый «Макдоналдс», поддержка была и в Татарстане в целом, и в Казани, и в региональных городах.

«СДЕЛАТЬ РЕСТОРАН-ХАЛЯЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОЖНО, НО ОЧЕНЬ СЛОЖНО»

— В прошлогоднем интервью вы мне признались, что были «главным сторонником привлечения инвестиций в Татарстан»…

— Всегда говорю, что я сторонник привлечения инвестиций в Россию, в регионы. Мне нравится подход самой республики к привлечению инвестиций и интерес к тому, чтобы в регион вкладывали ресурсы известные бренды. Все понимают, что это дает возможность создания рабочих мест, увеличения налоговой базы региона. Я считаю, что это правильный подход.

— Так собираетесь ли вы кому-то еще подсказать, какие-то еще проекты привести в республику? Есть такие идеи, планы?

— В свое время руководство республики проявляло интерес к тому, чтобы привлечь и производителей другой сельхозпродукции. Этими предложениями мы делимся со своими поставщиками, а они уже должны принимать решение. Я с удовольствием подскажу нашим партнерам, которые хотели бы вкладывать деньги в развитие регионов, что действительно стоит рассмотреть такой интересный регион, как Татарстан.

— Есть ли перспектива, что в каких-то регионах типа Татарстана появятся в меню блюда-халяль?

— Опыт нашего бизнеса показывает, что в промышленном производстве это тяжело сделать. Приведу пример. В Англии большая мусульманская община. В свое время наши коллеги хотели под них подстроиться. Но это не сработало, потому что есть большое количество нюансов, например, ты не можешь на одном гриле жарить халяльное мясо и нехаляльное. Ты должен не просто полностью поменять производство мяса, но и приготовление. Мы уважаем религии, культуру, традиции, но сделать ресторан-халяль в том виде, которого требуют законы религии, теоретически можно, но очень сложно. Если за что-то берешься, то надо делать правильно или не делать вообще.

«НАШ ПОДХОД — РОСТ ЦЕН НИЖЕ ИНФЛЯЦИИ»

— Перейдем к экономической тематике. Пожалуй, главными событиями прошедшего года стали кризис, санкции, инфляция. «Макдоналдс» на себе ощутил эти тяжелые времена?

— Конечно, мы же не живем в изоляции. Если на посетителях, поставщиках, например, отражаются санкции, экономика, какие-то ограничения, мы это, конечно, чувствуем. Мы же живем и работаем здесь, имеем дело с тем, что происходит в нашей стране. Поэтому, конечно, влияет.

— Из ваших поставщиков кто-нибудь попал под санкции?

— Скажу по-другому… Допустим, «Белая Дача» размещала многие годы заказы на салаты в зимний период в Испании. С учетом того, что эта страна попала под санкции, то им пришлось отказаться от услуг этих поставщиков и получать сырье из других регионов. Если наш поставщик мясной продукции получал мясо из Германии и Литвы, то и ему пришлось эти объемы перенести в другие страны, в Бразилию, например. То есть сами мои поставщики под санкции не попали, они продолжают здесь работать, но пришлось пересмотреть часть поставок, которые шли из санкционных стран. Например, мы сыр получали у местного поставщика «Хохланд» в Москве, но также мы могли получать этот продукт из Германии. Теперь нам пришлось все эти объемы отдать одному поставщику.

— Цены в «Макдоналдс» все равно повышаются. Инфляция в прошлом году была достаточно высокой, в этом году, скорее всего, мало что изменится. Вы все-таки цены повышаете на уровень инфляции или ниже?

— Мы держим цены меню ниже уровня инфляции — это было нашим подходом все эти годы. Такой же подход собираемся применять и в этом году.

— Ниже на 1 — 2 процента или на 5 процентов? Разница все-таки существенна.

— Я думаю, то, что вписывается в инфляцию, уже должно быть хорошо. Но мы стараемся держать хотя бы немножко ниже уровня инфляции.

— Еще говорят, что в кризис фастфуд выигрывает, число посетителей растет.

— В реальности получается так, что потребитель ищет возможность получения качественного сервиса по доступным ценам. Он переходит из более дорого сегмента в более демократичный. В этом ничего нового нет. А если мы предлагаем продукцию, которая отвечает ожиданиям, цены доступны для потребителя, значит, выигрывают все.

— Так все-таки стало ли у вас больше посетителей?

— Надо два момента учитывать: стало ли больше посетителей в сравнительных ресторанах или стало больше посетителей вообще. В общем стало больше, потому что открываются новые рестораны. Если, например, в ресторане на Пушкинской 20 лет назад было 5 миллионов посетителей, то сейчас у нас 150 ресторанов по Москве и области. То же самое в Казани. Ресторан на Баумана имел 10 лет назад больше миллиона посетителей, а сейчас у нас по Казани 10 ресторанов. Мы получаем больше посетителей за счет большего количества ресторанов.

«КАРТОФЕЛЬ ФРИ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НАДЕЕМСЯ ПОЛУЧИТЬ В НАЧАЛЕ 2018 ГОДА»

— Год назад вы мне говорили, что мечтаете реализовать проект производства картофеля в России. Вы уже продвинулись?

— Да, мечта осталась. Надеюсь, что мы будем получать картофель фри местного производства в конце 2017 — начале 2018 года.

— Определен уже регион, где вы будете ее выращивать?

— Этот вопрос будет решать тот поставщик, который хочет это делать. Мне важно, чтобы он принимал решение, где ему целесообразнее выращивать и производить картофель. Опять-таки это будет зависеть от множества нюансов: какая почва, где лучше, каким образом, какие сорта. Я не буду вдаваться в подробности, но надеюсь, что в конце 2017 — начале 2018 года мы сможем иметь картофель, произведенный в России.

— Я слышала, что у вас был опыт выращивания картофеля в России, но закончился неудачно, якобы ее выкопали с вашего поля местные жители.

— Не так. В конце 80-х годов мы построили «Маккомплекс». В это время на заводе, владельцем которого был «Макдоналдс», мы производили сыр, булочки, мясную продукцию, молочные смеси, делали пирожки. Там же была еще картофельная линия. Семена закупали за рубежом, выращивали в Московской области. Были у нас и агрономы, и сеялки, и калибровочные машины, и уборочная техника, и хранилище для картофеля. Три года мы сами занимались этим производством. К сожалению, это был период, когда все сельское хозяйство Советского Союза полностью пришло в упадок. Нам пришлось отказаться от этого проекта. В 1993 году мы решили отказаться от этого проекта.

— А сейчас откуда поступает картофель?

— Из Польши.

— А разве санкции не коснулись?

— Данный продукт не попадает под санкции.

«РЕЦЕПТУРА «БИГ МАКА» ВЕЗДЕ ОДИНАКОВА, НО ЦЕНА РАЗНАЯ»

— Согласно индексу «Биг Мака», доллар должен стоить 23 рубля — гораздо меньше, чем нынешняя цена. Как вы относитесь к таким замерам? Отражают ли они реальность?

— Де-факто нет, иначе доллар столько бы и стоил. Индекс «Биг Мака» показывает уровень цен в привязке к валюте. Вроде бы одни и те же ингредиенты, но в разных странах имеют разную цену. Но затратная же часть может быть разной в разных странах. В принципе, идея понятна: люди хотят сравнить один товар в разных странах. А «Биг Мак» является достаточно интересным, потому что его рецептура везде одинакова, вроде и стоить должен везде одинаково. Но цена разная. Например, если в Америке салат можно привезти из Калифорнии, то у нас не знаешь, где его взять. Индекс «Биг Мака» — очень интересный индикатор, многие экономисты его используют.

— Скажите, а вкус «Биг Мака» в той же Америке и России отличается? Пробовали?

— Да, пробовал. Он везде вкусный. Он мне нравится и в Казани, и в Уфе, и в Москве, и в Елабуге. Рецептура с американским у нас одинаковая. Может, есть какие-то нюансы, но они незаметные.

— Год назад много говорили, писали об американских санкциях. Все это переросло в антиамериканизм, а «Макдоналдс» сделали чуть ли не крайним в этой антиамериканской борьбе. Роспотребнадзор тут как тут, посетил ваши рестораны. Сейчас, год спустя, вы чувствуете какие-то отголоски, антиамериканские настроения?

— Нам пришлось приложить усилия, чтобы этот эффект нивелировать. Мы считаем и считали, что претензии были необоснованными. Нашу позицию мы озвучивали много раз, заявляли, что мы гордимся тем, что у нас есть первоклассные поставщики, которые поставляют безопасную пищу хорошего качества. Мы являлись и являемся лидерами в индустрии. Мы делали и делаем много вещей, которые даже не предусмотрены российским законом, имею в виду, что наша индустрия пошла намного дальше вперед, чем локальные санитарные нормы и законы. Надеюсь, что эта волна осталась в истории. Но и команда, и сама система показали свою жизнеспособность, стойкость. Действительно, это было большим испытанием для многих в нашей системе, но мы показали свою состоятельность.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1170

Комментирование запрещено