Фарид ШИРИЯЗДАНОВ: «Почитание предков и любовь к Родине — ключевые понятия в представлениях и идеологии тюрок»

тюркиТюрки - один из самых древних народов в мире. Это подтверждается тем, что тюркская лексика присутствует в шумерском (Азия), этрусском (Европа) языках, а также языках индоевропейцев и индейцев. В разные языки проникали не только их слова, но и элементы грамматики прототюркского языка.

Шумеры образовались от слияния двух народов, одним из которых были прототюрки, оказавшие на них огромное культурное влияние.

Тюрки жили по законам природы. В основе их мировоззрения лежала любовь к Родине. Об этом говорят Орхоно-Енисейские надписи. В понимании тюрок Йер-Су (Земля-Вода) — единое целое. Это — синоним понятия «родина».

Свою любовь к родине, к родной земле они довели до культа. Этот культ был связан с поклонением горам, озёрам, рекам.

Почитание предков и любовь к Родине — ключевые понятия в представлениях и идеологии тюрок. Об этом говорит и их традиция поминать усопших на третий, седьмой и сороковой день, через год после их смерти. Эти обычаи способствовали патриотизму и лучшему пониманию, почитанию своей истории.

Тюрки исповедовали древнейшую религию — Тенгрианство. До недавнего времени в европейской историографии тюрков представляли молодым, варварским, исключительно кочевым народом. В последние годы этот стереотип несколько пошатнулся.

Наступила пора признать, что прототюрки — это народ, который сформировался задолго до образования первой цивилизации на Земле — Шумерской. Ведь прототюрки сами участвовали в её создании.

Знать этот феномен — для нас означает следование древнему тюркскому правилу — почитанию предков и любви к Родине. Представления о структуре государственного устройства, о взаимодействиях элиты и народа, о социальной справедливости у тюрок уходят в глубокую древность.

В эпоху тюркских каганатов, в 6 — 7 веках, на самом верху власти находился каган. Его власть передавалась по наследству. Но право на передачу утверждалось на курултае (съезде) беков и князей. Если не было наследников, то каган избирался из числа беков. Главными задачами хана были:

- защищать и расширять государство;

- обеспечить экономическое благосостояние народа и государства;

- укреплять величие государства и умножать его славу.

Главными качествами кагана считались;

  • мудрость;

  • мужество;

  • прямота и честность.

Для подданных главными качествами должны были быть:

  • исполнительность;

  • дисциплина.

Это требовалось во всех делах и походах, организованных каганом и элитой. Но каган не мог управлять, не советуясь с беками. Он осуществлял своё правление согласно традициям предков. Если он нарушал эти правила, его могли сместить на курултае и выбрать другого кагана. Такая структура власти дошла и до наших дней. Сейчас беки называется депутатами или министрами, каганы – президентами.

Титул «бек» (князь) не давался пожизненно и по наследству не передавался. Его надо было заслуживать в боях, умелой работой в системе государственного управления или благодаря личным способностям в экономической сфере.

Каган и тюркская элита были обязаны в полной мере осознать свою ответственность перед народом за его судьбу и благосостояние.

Каган стремился сделать государство социально ориентированным. В тексте памятника в честь кагана Кюль Тегина написано: «Я ради тюркского народа не спал ночей и не сидел без дела днём. Показывал примеры героизма в сражениях. Я поднял и воодушевлял народ, готовый погибнуть. Снабдил одеждой нагой народ, сделал богатыми неимущий народ, сделал многочисленными малочисленный народ».

Тюрки создали крупнейшие в мире государства - Гуннскую империю, Тюркский Каганат и империю Чингисхана (который создал первую в мире конституцию (Яса) и сам, в первую очередь, подчинялся ей).

В этих государствах главенствовала социальная справедливость. Это всегда было в арсенале мировоззрения и идеологии тюрок. Их менталитету были чужды, как тоталитарный социализм, с его механической уравниловкой, так и олигархический капитализм, с его монополизмом. Тюркская идеология предполагает развитие общества в русле народного капитализма. Одна из его моделей сформирована казахским академиком, председателем Всемирной Ассамблеи тюркских народов (ВАТН) Ерментаем Султанмуратом в книге «Трансформация мира», которая переставляет собой двухфакторную очную модель экономики. В ней все работники предприятия являются его собственниками.

Опираясь на эту модель, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею «общества всеобщего труда». В этом же русле, но с сильнейшей философской базой, написано много трудов выдающимся татарским учёным, академиком, специалистом в области философии о собственности и межнациональных отношениях Бургановым Агтасом Хусаиновичем. В его трудах красной нитью проходит мысль о том, что человек может быть свободным и самодостаточным лишь обладая собственностью. А конкуренция свободных собственников будет источником саморазвития общества. У него разработана своя концепция вывода России из тупика и предложена национальная идея для Татарстана.

Основы тюркского мировоззрения уходят в глубокую древность. Но они вполне современны и актуальны и для сегодняшнего тюркского общества, так как они прекрасно вписываются в систему общечеловеческих ценностей.

Фарид ШИРИЯЗДАНОВ.

Газета «Салям».

Просмотров: 1505

Комментирование запрещено