В Самаре отдали дань глубокого уважения и почитания одному из великих сынов мира. По инициативе самарского областного татарского общества «Туган тел» состоялся литературно-художественный вечер, посвященный 110-летию со дня рождения Мусы Джалиля.
Ведущие — представители молодежного крыла при СОТО «Туган тел» Гузалия Кадергулова и Ильнур Биккулов — на протяжении всего вечера рассказывали о яркой, интересной, но, в то же время, нелегкой и трагической судьбе героя татарского народа. В это время на экране шла фото-презентация к биографии поэта-фронтовика.
Представителями женского клуба «Мин-Ниса» (Рахимой Кудралиевой, Адилей Сулеймановой, Фагилей Байрамовой, Танзилей Арслановой, Рушанией Гилязовой и др.) и молодежного крыла при СОТО «Туган тел» (Джамилей Шарифуллиной, Эльмирой Мазитовой, Талгатом Хуснулгатиным, Аделей Сагдеевой и др.) были зачитаны стихотворения поэта. Также прозвучала песня «Җырларым» на стихи Мусы Джалиля в исполнении Альбины Махмутовой.
Сценарий данного литературно-художественного вечера составили директор СОТО «Туган тел» Фархад Сабирзянович и его супруга Альбина Харисовна Махмутовы.
Вечер завершился общением за чашкой чая, сладкие угощения к которому предоставил ОАО «Ак барс» банк. Особый интерес у всех присутствующих вызвал рассказ имама Соборной мечети г.Самара Иршат-хазрата Сафина о том, что 25 августа 1944 года за час до казни джалиловцев в их камере был Г. Госман, исполнявший обязанности муллы при Татарском комитете в Берлине во время Великой Отечественной войны. С собой он взял небольшой Коран (9х12,5 см, в нем 876 страниц, бумага очень тонкая). Все джалиловцы, положив руки на Коран, прощались с жизнью. Известно, что самым последним подошел М. Джалиль.
Нельзя забывать и том, что мать Мусы Джалиля Рахима апа была внучкой муллы. В их доме в деревне Мустафино Оренбургской области было много религиозных книг. Поэтому Муса с детства воспитывался в духе Ислама. В Оренбургском медресе «Хусаиния», как и все, он изучал религиозные предметы. Действительно, в советскую эпоху Джалиль был комсомольцем, затем вступил в Коммунистическую партию, отрекся от религии, выступал против нее. Однако, в час смерти он вернулся в религию, видимо, вера все же в нем жила, несмотря на внешнее отречение.
По мусульманскому обычаю за столом в память о погибших джалиловцах были прочитаны и суры из Корана.
Просмотров: 1617