Закон и вертикаль

Ключевой структуре по межнациональным отношениям в системе исполнительной власти совсем скоро исполнится год. О настроениях, успехах и планах Федерального агентства по делам национальностей «НА» расспросил его руководителя Игоря Вячеславовича БАРИНОВА. — Как оцениваете первые 10 месяцев работы? – Оценивать работу ФАДН России не мне, а нашим согражданам в разных регионах и председателю правительства. На мой взгляд, создан работоспособный коллектив, который, увы, уже подвергся сокращению, как и весь аппарат госслужащих в стране. В штате из 100 человек осталось 90. Мы начали выстраивать и унифицировать исполнительную вертикаль, отвечающую за реализацию государственной национальной политики. Анализ выявил в регионах неутешительную картину: по количеству людей, функциональным обязанностям и методикам работы полный разнобой. Часто региональные программы хотя и приняты, но очень слабы – как финансово, так и содержательно. Люди путают мероприятия по укреплению единства российской нации с теми, которые призваны сохранять этнокультурное разнообразие. – Каков выход? – Все вопросы казачества, коренных малочисленных народов, межнациональных и межконфессиональных отношений должны быть объединены в единый управленческий блок и подчиняться напрямую замглавы субъекта Федерации, отвечающему за внутреннюю политику. В конце прошлого года регионы получили от нас индивидуальные рекомендации. Уже получаем положительный отклик из ряда регионов. – Что будет с теми, кто проигнорирует рекомендации? – Нет сомнений, что к ним прислушаются, ведь эффективность работы руководителей регионов напрямую зависит от политической устойчивости, где один из главных показателей – межнациональный и межконфессиональный мир и согласие. Мы предлагаем систему, которая понятна, мобильна и позволяет быстро реагировать, если вдруг что-то пойдёт не так. Когда в трёхмиллионном субъекте на Северном Кавказе этими вопросами занимаются 7 человек, сложно ждать от них серьёзных результатов. – Сколько людей должно быть в структуре, чтобы рассчитывать на результат? – 20–30 человек уже способны эффективно работать. Но жёстких рекомендаций по количеству мы не давали. Всё зависит от численности населения и остроты проблем. – А подчиняться эти структуры будут ФАДН России? – Не совсем: напрямую – главе субъекта Федерации, но координировать их работу мы намерены. В будущем, если будет принят профильный закон, то сможем ещё и согласовывать назначение руководителей подразделений, занимающихся госнацполитикой. – О каком законе идёт речь? – Точное его название пока не скажу. Но наряду с законами об образовании, о здравоохранении и другими, которые рамочно определяют развитие той или иной сферы деятельности в России, в нашей стране необходим закон о национальной политике. Вместе с экспертным сообществом мы будем его разрабатывать. – Как оцениваете эффективность Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»? – Она ведь досталась нам по наследству от структур, ранее отвечавших за нацполитику. В нынешнем виде эта программа не в состоянии решить все вопросы, поставленные перед агентством и прописанные в Стратегии госнацполитики. В ФЦП нет ни мероприятий, ни средств на развитие российского казачества, на профилактику экстремизма, на адаптацию мигрантов и ещё целых блоков проблем. Мы будем её переформатировать, внедрять наиболее эффективные практики, нацеленные на молодёжь. Это и интернет-проекты, и молодёжные лагеря, где ребята разных национальностей и вероисповеданий из разных регионов страны смогут лучше узнать и понять друг друга, подружиться на всю жизнь. Я, например, до сих пор помню по именам всех ребят, с которыми жил в палатке, когда поступал в военное училище. В июле в молодёжном лагере «Территория смыслов» мы проведём специализированную смену по межнациональной тематике. Будем участвовать во всех крупных молодёжных лагерях и обсуждать там наши вопросы вне зависимости от того, кто эти мероприятия организует. – Вы надеетесь на межведомственное сотрудничество, однако ситуация вокруг вашего молодого агентства свидетельствует скорее о ведомственной разобщённости. Например, в недавно принятой госпрограмме патриотического воспитания населения много межнациональных мероприятий, но ФАДН России в соисполнителях даже и не значится. Росрыболовство есть, а вашего ведомства нет! Как же так вышло? – Вопрос к тем, кто разрабатывал и утверждал эту программу. Такое положение дел неправильное. Должна быть координация. Но я расцениваю это ещё и как сигнал, что где-то мы недоработали, где-то не хватило опыта. Хотя уже выстроено сотрудничество с министерствами культуры, образования и по делам Северного Кавказа, Росмолодёжью. Мы будем активно участвовать в их работе и закладывать свою идеологию. При этом мы не претендуем на передачу нам средств других ведомств, а просто хотим, чтобы при реализации их проектов использовались наши знания о национальных и конфессиональных особенностях. Разве возможно, выполняя программу экономического развития юга России, не учитывать проблемные этноконфессиональные точки Северного Кавказа? – Знаю, что в ФАДН сейчас полным ходом идёт работа над госпрограммой национальной политики. Какие задачи при помощи этой программы вы намерены решить? – В дополнение к тем, о которых уже говорил ранее, это развитие русского языка, возрождение школы литературных переводчиков с языков народов России на русский. Напомню слова знаменитого Расула Гамзатова: «Я был бы поэтом одного аула, если бы не великий русский язык». – На какой объём финансирования рассчитываете? – Мы пока только в стадии разработки, и конкретных цифр я называть не стану. Но мы постараемся не наносить ущерб бюджету и решать свои вопросы за счёт сотрудничества с другими министерствами в рамках уже выделенных им средств. Нынешняя ФЦП, скорее всего, будет поглощена новой госпрограммой, которую мы планируем представить весной, а запустить в 2017 году. – Намерен ли ФАДН России поддерживать национально-культурные автономии и вообще в целом некоммерческий сектор, который работает в межнациональной сфере? – В настоящий момент мы работаем над изменением в ФЦП, которое коснётся в том числе и выделения средств на субсидии некоммерческим организациям, которые реализуют общественные молодёжные проекты в сфере межнациональных отношений. Пока суммы небольшие, но это первый шаг. Кроме того, субсидии НКО выделяются через региональные программы. Мы уже наладили плотное взаимодействие с национальными культурными автономиями и готовы лоббировать их интересы в регионах, особенно если это касается проектов адаптации мигрантов. – Некоторые сотрудники агентства сетуют, что в Стратегии поставлены взаимоисключающие, а потому практически невыполнимые задачи – единство нации и сохранение этнокультурного многообразия. И стратегию, мол, надо менять. — Сотни лет наша страна именно так и существовала – в единстве, но сохраняя многообразие. Мир, конечно же, меняется, возникают угрозы, о которых пару лет назад никто и не подозревал. Поэтому я допускаю, что Стратегия может быть откорректирована. – Много разговоров было о новой системе мониторинга, которая должна обладать воистину чудодейственными качествами и выявлять назревающие межнациональные и межконфессиональные конфликты ещё на стадии зарождения. Чуть ли ни в умах людей. Она начала работать? – В тестовом режиме. На конец января к ней были подключены 22 региона. В одной из республик Северного Кавказа с её помощью недавно удалось заметить нарождающийся межнациональный конфликт и быстро его предотвратить. Хотя часто речь идёт об экономических конфликтах, а национальная тематика служит дополнительным рычагом эскалации ситуации. Система мониторинга позволяет многое видеть: от IP-адресов компьютеров, с которых расходится разжигающая вражду информация, до источников финансирования наиболее активных приверженцев радикальных националистических идей. Федеральное агентство вместе с местными властями будет брать на себя ответственность за поиск решений, которые удовлетворяли бы все стороны конфликтной ситуации. – Вы наверняка в курсе недавних трагедий на Ямале и Колыме, когда в результате конфликта между представителями коренных малочисленных народов и «пришлыми» – сотрудниками газодобывающей компании в одном случае и транспортной во втором, погибли люди. Как вы это прокомментируете? – Проблемы в регионах между общинами местных жителей, ведущими традиционный образ жизни, и компаниями-недропользователями есть. К сожалению, пока не решён вопрос о создании фонда поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который формировался бы за счёт отчислений компаний-недропользователей. Компании не спешат откликаться на эту инициативу. На наши запросы о формах участия крупных игроков, занятых добычей полезных ископаемых, большинство ответили в том духе, что, мол, налоги мы платим немалые, поэтому все эти вопросы не к нам, а к власти. Но мы не теряем надежду, что настроения эти изменятся. – Часто сепаратистские и экстремистские настроения пытаются посеять в социальных сетях, причём в группах, где общение частично ведётся на языках народов России. Достаточно ли у ФАДН России специалистов, чтобы отслеживать и эту нездоровую активность? – Не стоит воспринимать наше агентство как силовую структуру, которая за всеми следит и всех подслушивает! Цель мониторинга другая – дать сигнал там, где какое-то происшествие начинает приобретать оттенок межнационального или межконфессионального конфликта. Наш анализ показывает, что массового распространения деструктивные инициативы могут достичь только в том случае, если они переходят на язык межнационального общения – на русский. Вот тогда они и попадут в зону нашего мониторинга. У местных властей есть возможность отслеживать ситуацию ещё и на языках народов своего региона. – Главное, чтобы возможность подкреплялась желанием. Не секрет, что зачастую именно республиканские власти подогревают настроения этнической обо­собленности и используют этот фактор для спекуляции в разговоре с федеральным центром. – Такого рода угрозы в нынешнем году будут, к сожалению, только нарастать. Скажутся и предвыборная гонка, и экономические сложности. Мы прогнозируем попытки усилить негативные процессы в обществе и получить политические дивиденды за счёт дестабилизации межэтнической и межконфессиональной ситуации. ФАДН России уже обратилось к политическим партиям с призывом воздержаться от подобных спекуляций. Две ведущие партии уже пообещали этого не делать. Но наши законы ведь запрещают подобные нечистоплотные методы, однако закон работает, когда строго следят за его исполнением. Вот мы вместе с прокуратурой и ЦИКом будем активно наблюдать и, если надо, принуждать выполнять эту норму российского законодательства. – Спасибо.

989af840b71558b2e379ce406d4ea872Ключевой структуре по межнациональным отношениям в системе исполнительной власти совсем скоро исполнится год. О настроениях, успехах и планах Федерального агентства по делам национальностей «НА» расспросил его руководителя Игоря Вячеславовича БАРИНОВА.

— Как оцениваете первые 10 месяцев работы?

– Оценивать работу ФАДН России не мне, а нашим согражданам в разных регионах и председателю правительства. На мой взгляд, создан работоспособный коллектив, который, увы, уже подвергся сокращению, как и весь аппарат госслужащих в стране. В штате из 100 человек осталось 90.

Мы начали выстраивать и унифицировать исполнительную вертикаль, отвечающую за реализацию государственной национальной политики. Анализ выявил в регионах неутешительную картину: по количеству людей, функциональным обязанностям и методикам работы полный разнобой. Часто региональные программы хотя и приняты, но очень слабы – как финансово, так и содержательно. Люди путают мероприятия по укреплению единства российской нации с теми, которые призваны сохранять этнокультурное разнообразие.

– Каков выход?

– Все вопросы казачества, коренных малочисленных народов, межнациональных и межконфессиональных отношений должны быть объединены в единый управленческий блок и подчиняться напрямую замглавы субъекта Федерации, отвечающему за внутреннюю политику. В конце прошлого года регионы получили от нас индивидуальные рекомендации. Уже получаем положительный отклик из ряда регионов.

– Что будет с теми, кто проигнорирует рекомендации?

– Нет сомнений, что к ним прислушаются, ведь эффективность работы руководителей регионов напрямую зависит от политической устойчивости, где один из главных показателей – межнациональный и межконфессиональный мир и согласие. Мы предлагаем систему, которая понятна, мобильна и позволяет быстро реагировать, если вдруг что-то пойдёт не так. Когда в трёхмиллионном субъекте на Северном Кавказе этими вопросами занимаются 7 человек, сложно ждать от них серьёзных результатов.

– Сколько людей должно быть в структуре, чтобы рассчитывать на результат?

– 20–30 человек уже способны эффективно работать. Но жёстких рекомендаций по количеству мы не давали. Всё зависит от численности населения и остроты проблем.

– А подчиняться эти структуры будут ФАДН России?

– Не совсем: напрямую – главе субъекта Федерации, но координировать их работу мы намерены. В будущем, если будет принят профильный закон, то сможем ещё и согласовывать назначение руководителей подразделений, занимающихся госнацполитикой.

– О каком законе идёт речь?

– Точное его название пока не скажу. Но наряду с законами об образовании, о здравоохранении и другими, которые рамочно определяют развитие той или иной сферы деятельности в России, в нашей стране необходим закон о национальной политике. Вместе с экспертным сообществом мы будем его разрабатывать.

– Как оцениваете эффективность Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»?

– Она ведь досталась нам по наследству от структур, ранее отвечавших за нацполитику. В нынешнем виде эта программа не в состоянии решить все вопросы, поставленные перед агентством и прописанные в Стратегии госнацполитики. В ФЦП нет ни мероприятий, ни средств на развитие российского казачества, на профилактику экстремизма, на адаптацию мигрантов и ещё целых блоков проблем. Мы будем её переформатировать, внедрять наиболее эффективные практики, нацеленные на молодёжь. Это и интернет-проекты, и молодёжные лагеря, где ребята разных национальностей и вероисповеданий из разных регионов страны смогут лучше узнать и понять друг друга, подружиться на всю жизнь. Я, например, до сих пор помню по именам всех ребят, с которыми жил в палатке, когда поступал в военное училище. В июле в молодёжном лагере «Территория смыслов» мы проведём специализированную смену по межнациональной тематике. Будем участвовать во всех крупных молодёжных лагерях и обсуждать там наши вопросы вне зависимости от того, кто эти мероприятия организует.

– Вы надеетесь на межведомственное сотрудничество, однако ситуация вокруг вашего молодого агентства свидетельствует скорее о ведомственной разобщённости. Например, в недавно принятой госпрограмме патриотического воспитания населения много межнациональных мероприятий, но ФАДН России в соисполнителях даже и не значится. Росрыболовство есть, а вашего ведомства нет! Как же так вышло?

– Вопрос к тем, кто разрабатывал и утверждал эту программу. Такое положение дел неправильное. Должна быть координация. Но я расцениваю это ещё и как сигнал, что где-то мы недоработали, где-то не хватило опыта. Хотя уже выстроено сотрудничество с министерствами культуры, образования и по делам Северного Кавказа, Росмолодёжью. Мы будем активно участвовать в их работе и закладывать свою идеологию. При этом мы не претендуем на передачу нам средств других ведомств, а просто хотим, чтобы при реализации их проектов использовались наши знания о национальных и конфессиональных особенностях. Разве возможно, выполняя программу экономического развития юга России, не учитывать проблемные этноконфессиональные точки Северного Кавказа?

– Знаю, что в ФАДН сейчас полным ходом идёт работа над госпрограммой национальной политики. Какие задачи при помощи этой программы вы намерены решить?

– В дополнение к тем, о которых уже говорил ранее, это развитие русского языка, возрождение школы литературных переводчиков с языков народов России на русский. Напомню слова знаменитого Расула Гамзатова: «Я был бы поэтом одного аула, если бы не великий русский язык».

– На какой объём финансирования рассчитываете?

– Мы пока только в стадии разработки, и конкретных цифр я называть не стану. Но мы постараемся не наносить ущерб бюджету и решать свои вопросы за счёт сотрудничества с другими министерствами в рамках уже выделенных им средств. Нынешняя ФЦП, скорее всего, будет поглощена новой госпрограммой, которую мы планируем представить весной, а запустить в 2017 году.

– Намерен ли ФАДН России поддерживать национально-культурные автономии и вообще в целом некоммерческий сектор, который работает в межнациональной сфере?

– В настоящий момент мы работаем над изменением в ФЦП, которое коснётся в том числе и выделения средств на субсидии некоммерческим организациям, которые реализуют общественные молодёжные проекты в сфере межнациональных отношений. Пока суммы небольшие, но это первый шаг. Кроме того, субсидии НКО выделяются через региональные программы. Мы уже наладили плотное взаимодействие с национальными культурными автономиями и готовы лоббировать их интересы в регионах, особенно если это касается проектов адаптации мигрантов.

– Некоторые сотрудники агентства сетуют, что в Стратегии поставлены взаимоисключающие, а потому практически невыполнимые задачи – единство нации и сохранение этнокультурного многообразия. И стратегию, мол, надо менять.

- Сотни лет наша страна именно так и существовала – в единстве, но сохраняя многообразие. Мир, конечно же, меняется, возникают угрозы, о которых пару лет назад никто и не подозревал. Поэтому я допускаю, что Стратегия может быть откорректирована.

– Много разговоров было о новой системе мониторинга, которая должна обладать воистину чудодейственными качествами и выявлять назревающие межнациональные и межконфессиональные конфликты ещё на стадии зарождения. Чуть ли ни в умах людей. Она начала работать?

– В тестовом режиме. На конец января к ней были подключены 22 региона. В одной из республик Северного Кавказа с её помощью недавно удалось заметить нарождающийся межнациональный конфликт и быстро его предотвратить. Хотя часто речь идёт об экономических конфликтах, а национальная тематика служит дополнительным рычагом эскалации ситуации. Система мониторинга позволяет многое видеть: от IP-адресов компьютеров, с которых расходится разжигающая вражду информация, до источников финансирования наиболее активных приверженцев радикальных националистических идей. Федеральное агентство вместе с местными властями будет брать на себя ответственность за поиск решений, которые удовлетворяли бы все стороны конфликтной ситуации.

– Вы наверняка в курсе недавних трагедий на Ямале и Колыме, когда в результате конфликта между представителями коренных малочисленных народов и «пришлыми» – сотрудниками газодобывающей компании в одном случае и транспортной во втором, погибли люди. Как вы это прокомментируете?

– Проблемы в регионах между общинами местных жителей, ведущими традиционный образ жизни, и компаниями-недропользователями есть. К сожалению, пока не решён вопрос о создании фонда поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который формировался бы за счёт отчислений компаний-недропользователей. Компании не спешат откликаться на эту инициативу. На наши запросы о формах участия крупных игроков, занятых добычей полезных ископаемых, большинство ответили в том духе, что, мол, налоги мы платим немалые, поэтому все эти вопросы не к нам, а к власти. Но мы не теряем надежду, что настроения эти изменятся.

– Часто сепаратистские и экстремистские настроения пытаются посеять в социальных сетях, причём в группах, где общение частично ведётся на языках народов России. Достаточно ли у ФАДН России специалистов, чтобы отслеживать и эту нездоровую активность?

– Не стоит воспринимать наше агентство как силовую структуру, которая за всеми следит и всех подслушивает! Цель мониторинга другая – дать сигнал там, где какое-то происшествие начинает приобретать оттенок межнационального или межконфессионального конфликта. Наш анализ показывает, что массового распространения деструктивные инициативы могут достичь только в том случае, если они переходят на язык межнационального общения – на русский. Вот тогда они и попадут в зону нашего мониторинга. У местных властей есть возможность отслеживать ситуацию ещё и на языках народов своего региона.

– Главное, чтобы возможность подкреплялась желанием. Не секрет, что зачастую именно республиканские власти подогревают настроения этнической обо­собленности и используют этот фактор для спекуляции в разговоре с федеральным центром.

– Такого рода угрозы в нынешнем году будут, к сожалению, только нарастать. Скажутся и предвыборная гонка, и экономические сложности. Мы прогнозируем попытки усилить негативные процессы в обществе и получить политические дивиденды за счёт дестабилизации межэтнической и межконфессиональной ситуации. ФАДН России уже обратилось к политическим партиям с призывом воздержаться от подобных спекуляций. Две ведущие партии уже пообещали этого не делать. Но наши законы ведь запрещают подобные нечистоплотные методы, однако закон работает, когда строго следят за его исполнением. Вот мы вместе с прокуратурой и ЦИКом будем активно наблюдать и, если надо, принуждать выполнять эту норму российского законодательства.

– Спасибо.

Беседовала Маргарита ЛЯНГЕ, президент Гильдии межэтнической журналистики.

«Аргументы недели».

 

Просмотров: 1716

Комментирование запрещено