Учитель истории Ильфат Бадртдинов: «С чего начинается родина?»

БайтуганС ЮБИЛЕЕМ, КАМЫШЛИНСКИЙ РАЙОН!

Проходя обучение в Казан­ском федеральном университе­те, я писал дипломную работу по истории с. Байтуган, в ходе которой столкнулся с рядом противоречий.

В последнее время усилился интерес к прошлому своей ма­лой родины. Деревня или село — традиционный для России на­селенный пункт с десятками, а иногда и сотнями домов индивидуальной застройки. Каждое сельское поселение имеет свои системные призна­ки и особенности: расположен­ностью, составом жителей, культурой и историей.

Проходя обучение в Казан­ском федеральном университе­те, я писал дипломную работу по истории с. Байтуган, в ходе которой столкнулся с рядом противоречий. По некоторым данным, датой основания села считают 1533 год, но история свидетельствует иначе. Весной 2015 года в городе Казань, при содействии научного руково­дителя по написанию диплом­ной работы, я обратился к док­тору исторических наук, заме­стителю директора института истории Академии наук РТ Радику Римовичу Салихову с вопросом о первых поселени­ях, возникших на территории нынешнего Камышлинского района. Я узнал следующее: «До 1680-х годов на данной территории не было населенных пунктов, а лишь начиналось его освоение».

Изучая историю своего родного села Байтуган, основ­ным источником информации стали воспоминания местных жителей и работы местного краеведа, моего деда Абузяра Хазеевича Бадртдинова, кото­рый так же как и Радик Римович считал, что первые селения на территории нынешнего Ка­мышлинского района возникли не раньше 1680-х годов. Абузяр Хазеевич утверждал, что раньше здесь господствовали кочевые племена нагайцев и калмыков, которые постоянно боролись друг с другом за луч­шие пастбища для скота.

Исходя из выше сказанно­го, село Байтуган был основан в конце 17 века, о чем говорят и сведения секретаря Оренбур­гской экспедиции с 1734 года П.И. Рычкова (1712-1777 г.). «В 1688 году переведены были мещеряки из окружностей Алатыря и Симбирска в Уфимскую провинцию, равно как черемесы, мордва и тата­ры из Казанской области на реки Сок и Черемшан». Слу­жилые татары, но замыслу пра­вительства, должны были не­сти сторожевую службу, стро­ить укрепленные селения и при необходимости отражать на­беги кочевников в Закамье, так как татары были превос­ходными всадниками.

Русский ученый, энцикло­педист и путешественник И.И.Лепехин, который путе­шествовал в составе экспеди­ции по нашим местам, так опи­сал быт татар села Байтуган. «Живут они в светлых домах, которые побелены снаружи и изнутри — ведь извести здесь имеется в большом количестве — а для скота имеют строения обособленные, особо ценят ло­шадей и являются хорошими наездниками…».

Еще одной причиной созда­ния укрепленных поселений по реке Сок, было связано с нали­чием здесь нефтяных ключей и месторождений самородной серы. Нефть и сера так нужна была для изготовления взрыв­чатых веществ. В книге «Боль­шому Чертежу», составленной в 1627 году, описаны местона­хождения серы и нефти по реке Сок. В этой же книге зафикси­рованы нефтяные ключи, рас­положенные по притокам Сока — Байтугана и Камышле. Уже позже отсюда нефть вози­ли в Москву под названием «Казанская черная» и исполь­зовали её для приготовления «военных припасов».

Мой дед рассказывал: «Из­начально на месте села Байту­ган было образовано укреплен­ное поселение, которое пред­ставляло собой большой двор, огороженный высокими из ду­бовых бревен забором. Здесь находились хозяйственные постройки, колодец с «журавлем» и 3 и более изб, в которых жили служилые татары-казаки с семь­ями 30-40 человек. В некоторых источниках жители такого по­селения назывались однодвор­цами (жили в одном дворе). За­дачей таких поселений был до­зор за месторождениями нефти и серы, они устанавливали до­зорные посты на горах (Караул Тау) и следили за перемещени­ем кочевников».

В конце 18 века село на­зывалось Верхний Ермак и имело второе название — Бай­туган. Слово «Байтуган» в современном татарском язы­ке означает «Богатая родня». Но ведь Байтуган — прежде всего название речки. При­том Байтуган — историческое название, язык той эпохи был совершенно иной.

Название села состоит из нескольких частей: Бай+ту+ (г)ан, где Бай — это с древнего означает священный, ту -гора, ан — вода, т.е Байтуган — «священный горный род­ник», а не богатая родня, как считают многие. Происхожде­ния названия села относится к кочевому племени «Байла-ры», которое долгое время ко­чевали в этих краях.

В 18 веке через территорию нашего села проходили отряды бунтаря Емельяна Пугачева, а в период гражданской войны и отряды Чапаева. История на­шего района, в частности ис­тория села, на сегодняшний день мало изучена и практичес­ки нет научной литературы, по­священной непосредственно истории возникновения и фор­мирования населенных пунк­тов нынешнего Камышлинского района. Основными источ­никами по истории сел — это воспоминания местных жите­лей, предания и сказания наших предков, которые мы’ должны хранить и передавать будущим поколениям!

Ильфат Бадртдинов, учитель истории школы села Русский Байтуган.

«Камышлинские известия».

Просмотров: 2194

Один комментарий

  1. Милы сердцу места