С ЮБИЛЕЕМ, КАМЫШЛИНСКИЙ РАЙОН!
Проходя обучение в Казанском федеральном университете, я писал дипломную работу по истории с. Байтуган, в ходе которой столкнулся с рядом противоречий.
В последнее время усилился интерес к прошлому своей малой родины. Деревня или село — традиционный для России населенный пункт с десятками, а иногда и сотнями домов индивидуальной застройки. Каждое сельское поселение имеет свои системные признаки и особенности: расположенностью, составом жителей, культурой и историей.
Проходя обучение в Казанском федеральном университете, я писал дипломную работу по истории с. Байтуган, в ходе которой столкнулся с рядом противоречий. По некоторым данным, датой основания села считают 1533 год, но история свидетельствует иначе. Весной 2015 года в городе Казань, при содействии научного руководителя по написанию дипломной работы, я обратился к доктору исторических наук, заместителю директора института истории Академии наук РТ Радику Римовичу Салихову с вопросом о первых поселениях, возникших на территории нынешнего Камышлинского района. Я узнал следующее: «До 1680-х годов на данной территории не было населенных пунктов, а лишь начиналось его освоение».
Изучая историю своего родного села Байтуган, основным источником информации стали воспоминания местных жителей и работы местного краеведа, моего деда Абузяра Хазеевича Бадртдинова, который так же как и Радик Римович считал, что первые селения на территории нынешнего Камышлинского района возникли не раньше 1680-х годов. Абузяр Хазеевич утверждал, что раньше здесь господствовали кочевые племена нагайцев и калмыков, которые постоянно боролись друг с другом за лучшие пастбища для скота.
Исходя из выше сказанного, село Байтуган был основан в конце 17 века, о чем говорят и сведения секретаря Оренбургской экспедиции с 1734 года П.И. Рычкова (1712-1777 г.). «В 1688 году переведены были мещеряки из окружностей Алатыря и Симбирска в Уфимскую провинцию, равно как черемесы, мордва и татары из Казанской области на реки Сок и Черемшан». Служилые татары, но замыслу правительства, должны были нести сторожевую службу, строить укрепленные селения и при необходимости отражать набеги кочевников в Закамье, так как татары были превосходными всадниками.
Русский ученый, энциклопедист и путешественник И.И.Лепехин, который путешествовал в составе экспедиции по нашим местам, так описал быт татар села Байтуган. «Живут они в светлых домах, которые побелены снаружи и изнутри — ведь извести здесь имеется в большом количестве — а для скота имеют строения обособленные, особо ценят лошадей и являются хорошими наездниками…».
Еще одной причиной создания укрепленных поселений по реке Сок, было связано с наличием здесь нефтяных ключей и месторождений самородной серы. Нефть и сера так нужна была для изготовления взрывчатых веществ. В книге «Большому Чертежу», составленной в 1627 году, описаны местонахождения серы и нефти по реке Сок. В этой же книге зафиксированы нефтяные ключи, расположенные по притокам Сока — Байтугана и Камышле. Уже позже отсюда нефть возили в Москву под названием «Казанская черная» и использовали её для приготовления «военных припасов».
Мой дед рассказывал: «Изначально на месте села Байтуган было образовано укрепленное поселение, которое представляло собой большой двор, огороженный высокими из дубовых бревен забором. Здесь находились хозяйственные постройки, колодец с «журавлем» и 3 и более изб, в которых жили служилые татары-казаки с семьями 30-40 человек. В некоторых источниках жители такого поселения назывались однодворцами (жили в одном дворе). Задачей таких поселений был дозор за месторождениями нефти и серы, они устанавливали дозорные посты на горах (Караул Тау) и следили за перемещением кочевников».
В конце 18 века село называлось Верхний Ермак и имело второе название — Байтуган. Слово «Байтуган» в современном татарском языке означает «Богатая родня». Но ведь Байтуган — прежде всего название речки. Притом Байтуган — историческое название, язык той эпохи был совершенно иной.
Название села состоит из нескольких частей: Бай+ту+ (г)ан, где Бай — это с древнего означает священный, ту -гора, ан — вода, т.е Байтуган — «священный горный родник», а не богатая родня, как считают многие. Происхождения названия села относится к кочевому племени «Байла-ры», которое долгое время кочевали в этих краях.
В 18 веке через территорию нашего села проходили отряды бунтаря Емельяна Пугачева, а в период гражданской войны и отряды Чапаева. История нашего района, в частности история села, на сегодняшний день мало изучена и практически нет научной литературы, посвященной непосредственно истории возникновения и формирования населенных пунктов нынешнего Камышлинского района. Основными источниками по истории сел — это воспоминания местных жителей, предания и сказания наших предков, которые мы’ должны хранить и передавать будущим поколениям!
Ильфат Бадртдинов, учитель истории школы села Русский Байтуган.
«Камышлинские известия».
Просмотров: 2194
Милы сердцу места