Равиль Хазрат Гайнутдин: «Мы живем в эпоху нового варварства…» / Казанда ислам дөньясындагы беренче конкорданс тәкъдим ителде

1_3Во время визита в Казань председатель ДУМ РФ, муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин рассказал, как российские мусульмане поразили мусульман Европы. Сообщил, под какими словами Папы Римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла, безусловно, подписался бы сам. Высказался о значении возврата в столицу Татарстана из Ватикана православной святыни — списка Казанской иконы Божией Матери. Лекцию муфтия в КФУ слушала корреспондент «БИЗНЕС Online».

«ЭПОХА ВАРВАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТРАДИЦИОННЫМ УКЛАДАМ И КУЛЬТУРАМ»

Категорически не хватало вчера мест в уютной, но небольшой аудитории Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования при Институте международных отношений, истории и востоковедения КФУ, где с лекцией должен был выступить председатель ДУМ РФ, муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин. Но организаторы предусмотрительно наладили прямую трансляцию еще в две аудитории. Впрочем, многие все равно пожелали услышать муфтия «вживую» — и всю лекцию простояли в дверях…

В зале было много VIPов, в том числе, например, ректор КФУ Ильшат Гафуров, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, были руководители институтов КФУ, ученые не только казанских вузов, но и Академии наук РТ, преподаватели, студенты, представители общественных организаций, творческих союзов…

Тема лекции — «Традиционная мусульманская этика как движущий мотив развития общества в XXI веке». Выступление муфтия захватило аудиторию с первых же минут. И не только потому, что у Равиля хазрата звучный, красивый, с яркими интонациями голос — духовный лидер мусульман России откровенно говорил об острейших проблемах, предлагал свое видение путей их решения.

Он сразу же дал весьма нелестную, но, увы, точную характеристику нашей эпохе: «Я не исключаю, что грядущие поколения, описывая через столетия историю человечества, начиная с позднего средневековья по XX век, будут характеризовать ее как эпоху грабительского отношения к окружающей среде, варварства по отношению к традиционным укладам и культурам, разочарования в преимуществах и выгодах глобализации, в способности международных политических сил договориться по ключевым вопросам политической повестки, механизмам отстаивания своих прав и интересов… То есть разочарования в самой идее цивилизации, как последовательного и разумного процесса развития человечества, — вот характерные черты второй декады XXI века»…

«ПРОЕКТ ДАИШ НАПРОЧЬ ОТВЕРГАЕТ НОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ, НАРАБОТАННЫЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ»

Продолжив размышления, муфтий коснулся одной из самых, наверное, болезненных для мусульман тем: «С этого угла зрения достаточно просто объяснить феномен привлекательности международной террористической организации ДАИШ (запрещена в РФприм. ред.) в глазах европейской и, в том числе, и российской молодежи… На мой взгляд, проект ДАИШ напрочь отвергает нормы человеческого общежития, наработанные в течение последних тысячелетий, как бесполезные надстройки, напрямую обращаясь к наиболее архаичным пластам сознания человека. Пропаганда ДАИШ, на мой взгляд, привлекает молодежь не столько перспективой построения „исламского государства“, в кавычках, сколько полным освобождением от всех норм и условностей современного общества».

Равиль хазрат отметил: «Питательной средой для пропаганды являются многие факторы. В том числе важнейшие из них — это несправедливость мировой экономической системы, плавающие нормы морали либерального общества, неспособность мирового политического истеблишмента договориться между собой. Многие факторы говорят о том, что прежняя модель роста и цивилизационного движения вперед исчерпала себя. Человечество нуждается в новых подходах в организации своего существования. Прежде всего речь идет о новых философских, мировоззренческих подходах к организации индивидуальной и общественной коммуникаций…».

Муфтий заявил: «Важнейшей задачей религиозных лидеров, богословов, духовенства я вижу приложение всех усилий, чтобы ренессанс религиозного сознания и традиционных ценностей не был сужен до границ примитивного национализма и почвенничества, но имел под собой широкую гуманистическую базу ценностей добрососедства, взаимного бережного отношения к разнообразным культурам и духовным ценностям».

«АБСОЛЮТНО НЕПРИЕМЛЕМЫ ПОПЫТКИ ОПРАВДАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЯНИЙ РЕЛИГИОЗНЫМИ ЛОЗУНГАМИ»

Муфтий не оставил без внимания недавнее событие мирового значения: «Чрезвычайно важным я считаю один из тезисов, сформулированный в совместном заявлении Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 февраля сего года во время этой поистине исторической встречи на Кубе. Цитата: „В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и в согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения убеждений тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям. Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами“. Конец цитаты. Я готов подписаться здесь под каждым словом. Это действительно насущная задача».

Говоря о встрече глав римско-католической и русской православной церквей на Кубе, муфтий заметил: «Мы помним, как много было сделано городской администрацией и республиканскими властями для возвращения в Казань православной святыни — списка иконы Казанской Божией Матери, хранящейся в Ватикане. Это также стало одним из первых практических шагов по налаживанию конструктивного взаимодействия между церквями в новейшее время»…

«МЫ ПОКОРИЛИ И ПОРАЗИЛИ МУСУЛЬМАН ЕВРОПЫ»

Муфтий говорил в своей лекции о большом вкладе Татарстана, Казани, и тем более Казанского университета, в развитие мусульманского образования, о значении создания Болгарской исламской академии…

После окончания лекции Равилю хазрату, визит которого в Казань наверняка был расписан по минутам, успели задать только два вопроса. Но было видно, что муфтия не оставил равнодушным вопрос молодого человека, который представился — Амар. Он сообщил, что уже второй год подряд на базе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования проходит школа, которая собирает со всей России активных молодых людей — «для того, чтобы направлять их внутренний потенциал в позитивное русло, на преобразование социальной инфраструктуры для того, чтобы мусульмане могли комфортно жить в этом обществе и быть полезными для этого общества».

Равиль хазрат Гайнутдин ответил развернуто, напомнив, что такие же молодежные организации появляются и в негативном ключе, и «идеологически разрушают целостность нашей уммы» И надо выходить на них, дискутировать с ними, давать им правильную идеологию.

Муфтий привел интересный пример подобной работы — в декабре российские мусульмане, взяв на себя все расходы, провели встречу в Лондоне мусульман из 20 стран мира: «Читая свои доклады, выступая перед ними, общаясь с ними, отвечая на их вопросы, мы покорили и поразили мусульман Европы. Мусульмане Европы видят очень узко. Мировоззрение настолько узкое, потому что они считают: вот мы приехали, мы живем десятилетиями, и мы должны оставаться такими, откуда мы вышли, такими мы здесь должны оставаться и сохраняться. Не понимают, что мир настолько изменился, мы живем в глобальном мире. И те проблемы, которые имеются везде, они касаются и нас. И мы, живем ли в России, в Саудовской Аравии, в Египте, в Марокко, в Алжире, в Турции, в Иране, в Великобритании, в Бельгии, во Франции, — все мы живем сегодня в окружающем нас мире представителей разных культур и религий. И мы везде должны находить свое достойное место, и мы должны быть уважаемы в этом обществе»…

Муфтий подчеркнул, что для того, чтобы мусульман уважали, они сами должны уважительно относиться к другим культурам и традициям: «И мы должны быть интеллектуально не хуже, а, может быть, выше. Потому что мы, мусульмане, дали науки — каноны врачебной науки Европе, мы дали математику, мы дали химию, мы дали геометрию, астрологию, астрономию Европе… Европейские университеты взяли из персидского, арабского наследия, и таким образом начали готовить свои кадры, специалистов. Вот мы это забыли. Мы это должны вернуть. Поэтому мы не должны оставаться чернорабочими везде. Это касается и России, это касается и Европы, и Америки. Не должны быть довольны своим положением, что на нас смотрят — вот вы экстремисты, вы террористы, ваша религия такая, каноническое учение вот такое. Поэтому мы сегодня и развиваем мысль наших ученых-мыслителей — канонический гуманизм. И вот вы, молодежь, вместе с нашими имамами, богословами должны в своих организациях, на ваших конференциях, в общении по социальным сетям (делать акцент на) канонический гуманизм. Показывая интеллектуальность, показывая широту своих взглядов, и тем самым отвергая обвинения в адрес нашей священной религии. Ислам — религия мира, религия науки, религия диалога, религия культуры»…

Объясняя свой пространный ответ, Равиль хазрат пошутил: «Имамы, богословы любят долго говорить, потому что они носители Слова».

В завершение встречи представители ДУМ РФ и КФУ обменялись подарками и благодарственными письмами. А затем для Равиля хазрата устроили экскурсию по Ресурсному центру по развитию исламского и исламоведческого образования.

«БИЗНЕС Online».

* * *

Россия Мөфтиләре Шурасы рәисе, Россия мөселманнарының Европа өлеше Диния нәзарәте җитәкчесе, Россия Президенты каршындагы дини берләшмәләр белән хезмәттәшлек Советы әгъзасы, шәех Равил Гайнетдин Казан галимнәре белән очрашты. Очрашу вакытында ислам дөньясында иң беренче конкорданс тәкъдим ителде.

Казан федераль университеты тарафыннан Халыкара мөнәсәбәтләр, тарих һәм көнчыгышны өйрәнү институты базасында эшләүче Ислам дине белемен һәм исламны өйрәнү мәгарифен үстерү буенча ресурс үзәккә Равил Гайнетдиннең әле беренче тапкыр килүе. Мәгълүм булганча әлеге ресурс үзәк махсус проект ул ислам гыйлемен һәм ислам фәнен үстерүне максат итеп куя.

Эшлекле сәфәр барышында шәех әлеге үзәкнең эшчәнлеге белән танышты. “Бүгенге көндә Россия дә шактый әзерлекле һәм белемле интеллектуаль дин белгечләребез бар. Алар дөньяви галимнәр белән хезмәттәшлеккә әзер. Без үзара элемтәдә булырга тиеш. Россия хөкүмәте ислам дөньясы белән үзара мөнәсәбәтләрне ныгытуга ярдәм итә. Яшьләр аудиториясенә килгәндә, алар үзләренең асылын белергә тиеш. Кайсы нәселдән, кайсы милләттән, кайсы диннән икәнне онытмаска кирәк. Безнең киләчәк – ул күпмилләтле, күп динле дәүләттә. Россия дәүләтеннән аерылып, качып китә торган җиребез юк. Димәк, без үзебезнең җирлегебездә, үзебезнең урыныбызны табып, үзебезнең дәрәҗәбезне танып, үзебезне үстерергә һәм киләчәк нәселләребезне тәрбияләргә тиеш. Үзебезне хөрмәт иттерә белергә һәм башкаларга да хөрмәт күрсәтә белергә тиеш”, — диде үз чыгышында шәех.

Ислам дине белемен һәм исламны өйрәнү мәгарифен үстерү буенча ресурс үзәктә Равил Гайнетдин лекция укыды.

Ә аннары биредә Каюм Насыйри тарафыннан төзелгән “Мифтах әл-Коръән” кулъязмасын (“Коръәнгә ачкыч”) да тәкъдим иттеләр.

Мәшһүр татар мәгърифәтчесе, күренекле галим-энциклопедист Каюм Насыйри кулъязмасын табуны бүгенге заманның чын мәгънәсендә фәнни ачышы дип саналырга хаклы. Әле хезмәт Каюм Насыйрины безгә дин галиме буларак ача. Белгечләребез раславынча бу китап – татар галименең дүртьеллык киеренке хезмәте нәтиҗәсе. Ул аны 1886 елда төгәлләгән була. “Бу – иҗтиһадымның иң биек ноктасы” – Каюм Насыйри үзе бу хезмәтен фәндәге иң зур тырышлык җимеше дип бәяләгән. Басма 2 томда тәкъдим ителә: беренчесе – “Каләм Шәриф” – Каюм Насыйри тарафыннан нигез буларак алынган Коръәннең 1861 елгы Казан басмасы факсимилесы, икенчесе “Мифтах әл-Коръән” кулъязмасы факсимелесыннан гыйбарәт.

“Бу бик зур хезмәт, — ди Россия ислам университеты доценты, ресурс үзәкнең өлкән хезмәткәре Резеда Сафиуллина. — Ислам дөньясында билгеле булган иң беренче конкорданс. Феноменаль ачыш дип бәялим.”

Марат Бәхтияров – әлеге басманы дөньяга танытуга финанс ярдәм күрсәткән кеше. Биектауның Әлдермеш авылы егете эшмәкәр булса да тарих белән кызыксына. Каюм Насыйри хезмәтен басмага әзерләгән фәлсәфә фәннәре кандидаты Айдар Хәйретдинов белән күптәнге танышлар. “Каюм Насыйри — бөек шәхесләребезнең берсе ул. Әлеге хезмәтнең дөньяга чыгуына һәм галимнәребез кулына керүенә шатландым. Бу проектта үземнең өлешем булганга горурланам. Тәкъдир итү чарасында зур галимнәребезне күрү – шатлыклы күренеш. Дин кешеләренә, ислам белән кызыксынганнарга файдасы зур булачак.”

intertat.ru

Просмотров: 1941

Один комментарий

  1. Фатхутдинов Мухаммат Мубинович в пишет:

    Икътисади мәсьәлә белән бәйле түгел микән болар?