Рафаэль Хакимов: «Получается всеобщее воспитание «Большого Ничего»

«Надо в законодательном порядке выделить нефтяную квоту на содержание госаппарата и социальные расходы, отменив при этом все без исключения налоги. Тогда для коррупции поле сузится до предела»

«Надо в законодательном порядке выделить нефтяную квоту на содержание госаппарата и социальные расходы, отменив при этом все без исключения налоги. Тогда для коррупции поле сузится до предела»

Мы ориентируем и учим молодежь зарабатывать деньги и думаем, что это может служить принципом или оправданием или в этом заключена какая-то мудрость. Но в этом нет никакой мудрости, уверен вице-президент АН РТ Рафаэль Хакимов. И, если ты занимаешься накопительством, не имея «Большого проекта», тогда ты демонстрируешь свою жадность, но не мудрость. Этот тезис, по мнению автора «БИЗНЕС Online», характеризует развитие современной России.

«ТВОРЧЕСКИЙ ДУХ — ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС ЭКОНОМИКИ»

Седой ведун
Как много разных камней
Ты затаил в суровой башне лет
Зеленых лун
Там плесень стала давней
Но солнца в гранях стоек свет
Своих одежд
Украсил ты узоры
Их огранив в узилище оправ
Огонь надежд
Лишь к ним клонятся взоры
Седой ведун ты в гранях вечных прав

Давид Бурлюк. Собиратель камней

Нынешняя экономическая политика России породила тех, кто умеет тупо «пилить» бюджетные деньги без какой-либо отдачи, и сделала все, чтобы изжить в людях коммерческий дух. В начале 90-х годов многие были полны предпринимательского энтузиазма, но бизнес настолько обложили запутанными законами и поборами, регламентами и запретами, контролерами и бюрократами, что нормально себя чувствует только теневая экономика. Правила игры меняются так быстро, что волей-неволей нужно ориентироваться на ближайшую прибыль, взять от жизни все что можно, пока тебя не раздели догола. В это время специалисты по «распилу» сидят на сучках и сучочках, которые сами же и «пилят». Их становится все больше, сучочков — все меньше.

В ответ предприниматели изощряются в уходе от налогов, а государство изгаляется в попытке собрать их. Юристы одним помогают обдирать предпринимателей, а другим — уходить от законов. По мере повышения собираемости налогов на содержание налоговиков уходит все больше средств. Содержание налоговых органов — удовольствие недешевое, но крайне необходимое. 100-процентной собираемости не добиться, иначе собранные налоги придется потратить на их собираемость. Для выхода из этой ситуации есть одно радикальное решение: надо в законодательном порядке выделить нефтяную квоту на содержание госаппарата и социальные расходы, отменив при этом все без исключения налоги. Тогда для коррупции поле сузится до предела, а для бизнеса откроется небывалый простор. Теневой экономике существовать будет незачем, останется только криминал, который на фоне прозрачной экономики быстро сдуется. В отсутствии воровства Россия превратится в богатейшую страну, хотя это уже будет не совсем Россия.

Это предложение не реалистичное, но полезное для тренировки мозгов. Творческий дух — важнейший ресурс экономики. Порой самые сумасшедшие идеи наталкивают на верный путь. Пока мы думаем о повышении качества бензина, другие думают об альтернативных источниках энергии. На первый взгляд, заменить бензин обычной водой из-под крана кажется такой же фантастикой, как Россию представить без налогов. Однако не стоит спешить с выводами. Один изобретатель из Бразилии переделал двигатель мотоцикла Honda на работу от воды, причем любой воды, т.е. можно прямо из Волги заливать воду в бак и на одном литре проехать 500 километров. С виду обычный мотоцикл. Ясно, что вначале вода разлагается на водород и кислород, а затем двигатель работает в обычном режиме на водородном топливе, выбрасывая в окружающую среду чистый пар. Если распространение водородных двигателей сдерживается отсутствием сети заправок, то для воды нет никаких ограничений. Вопрос безопасности водородных двигателей и аккумуляторов практически решен, ведь Toyota уже продает свои автомобили на водородном топливе не только в Японии, но и в США. Оказывается, сумасшедшие идеи вовсе не столь уж фантастичны, как представляются на первый взгляд. В то же время даже нереализованные изобретения меняют наши представления и стимулируют творческое воображение.

Автомобили с автопилотами 5 — 10 лет назад казались немыслимой вещью, их не решались показывать даже в фантастических фильмах, а сегодня для многих стран это вполне актуально. В США национальное управление безопасности движения по предложению Google готово придать искусственному интеллекту беспилотного автомобиля юридический статус водителя. Вся проблема заключается не в автомобилях, а в пассажирах, которые могут вмешаться в процесс вождения. Поэтому Google настаивает, чтобы в машине с автопилотом не было руля и педали тормоза. Мировые автоконцерны уже включились в гонку за рынок машин-беспилотников. Financial Times прогнозирует, что через 10 лет в мире будет продаваться около 15 млн. автомобилей-беспилотников. Фантазия стала реальностью гораздо быстрее, чем можно было это вообразить.

«МОЖЕТ ЛИ ЭКОНОМИКА СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ БАНКОВ?»

Теоретически государство может существовать без налогов, а может ли экономика существовать без банков? Капитализм возник вместе с появлением первых банков в Генуе и Венеции. Вместе с этим шагом началась эра прощания со Средневековьем и вступления в период Нового времени. Когда наступила эра глобальной экономики, появилась новая функция банков как регуляторов рыночных отношений. Новые функции породили новые проблемы. В начале 2000-х годов американские банки создали финансовый кризис в мировой экономике. Спрашивается, банки сегодня полезны или вредны? Есть банки и есть банки. Есть банки, которые финансируют эффективное производство, а есть те, что из воздуха делают деньги и разоряют массу производителей.

Как только между государством и ресурсами появляются банки, ресурсов начинает не хватать, и возникает дефицит, а дефицит всегда в цене. Дефицит помогает заработать, ничего не производя. Трудно сказать, каких ресурсов не хватает России. Полезные ископаемые, разнообразие климата, образованное население — все в избытке. Но не сказать, что жизнь населения становится лучше. В России земли сколько хочешь, но как только ее приватизировали, земли стало не хватать. Сразу же появился рынок земли и спекулянты. Земля кормит, но на ней невыгодно стало работать. Экономика устроена так, что многие продукты надо закупать за границей, причем в странах, где, можно сказать, нет земли. На полках магазинов многие продукты завезены из Израиля — там же пустыня Негев и воды нет, даже море Мертвое, при этом продукты экспортируют. Удивительно. А в России есть любая климатическая зона, кроме пустыни, воды хватит всему остальному миру, но каждую весну засуха поражает агропромышленный сектор.

В России ресурсов для обеспечения всех жильем более, чем достаточно, но не хватает денег. Ресурсов в России просто немерено. Но если всех обеспечить жильем, то как банки будут зарабатывать на ипотеке и кредитах? Им важно не жильем обеспечивать население, а повышать процентную ставку и возвращать долги с клиентов.

Нефть и газ уже некому продать, цена на них становится бросовой, а цена на бензин непрерывно растет. Где здесь логика? По идее, в России бензин должен быть самым дешевым в мире, но тогда неинтересно вести бизнес. Банкам нужна прибыль, а она повышается, когда есть дефицит. Чем выше дефицит, тем выше процентная ставка.

Для того чтобы создать банк, не нужно заниматься производством, можно деньги занять у другого банка и из воздуха сделать прибыль. Если раньше грабили банки, то сегодня проще и безопаснее создавать их. Вопрос ликвидности — это серьезно, но пусть у других болит голова. Сегодня деньги ничем не обеспечены, они виртуальные в прямом смысле слова. У криптовалюты типа bitcoin эмиссия осуществляется за счет подключения информационного ресурса компьютеров, а у «воздушных» банков в этом нет необходимости: они получают свои проценты, ничего не производя. Если у них появилась прибыль, то у кого-то должно убавиться на счету. Ясно, у кого убавляется…

В России хвастают маленьким внешним долгом как большим достижением, в отличие от американского громадного госдолга. Размер долга США не имеет значения, ведь они банкуют, в их руках рубильник от станка. В случае чего, за долги США заплатят налогоплательщики по всему миру, или никто не будет платить. Как удобно США, так и будет. А в России даже при отсутствии внешнего долга, но при «воздушных» банках может наступить финансовый крах — достаточно одного паникера, который побежит забирать свою наличку и спровоцирует эпидемию по стране.

Если представить, что между государством и ресурсами не будет банков, тогда исчезнет дефицит по многим статьям, иначе говоря, ресурсоориентированная экономика будет иметь запас прочности гораздо больший, нежели спекулятивный российский хаос с многочисленными «воздушными» банками. Наступит утопический неокоммунизм. Конечно, это сюжет для тренировки мозгов. Банки не допустят реализации такого сюжета, ведь монетаристы правят миром.

«ЛИБЕРАЛЫ ПОЛОВИНЧАТЫЕ, КОММУНИСТЫ ПОЛОВИНЧАТЫЕ, ОСТАЛЬНЫЕ ЖМУТСЯ К ЦЕНТРУ…»

«Те, кто делает мирную революцию невозможной, делает насильственную революцию неизбежной».

Джон Фицджеральд Кеннеди

Жизнь — это перманентные перемены. Если преобразования остановятся, начнется застой, а там жди катаклизмов. Секрет движения вперед — в экономических реформах. Социалистическая или социал-демократическая идея сегодня не даст результатов, поскольку делить нечего, а левые всегда выступают за справедливый дележ, в то время как проблема России заключается в том, чтобы вначале заработать, а потом уж делить. Вроде бы альтернативная позиция в пользу правых сил. Однако у нас либералы только по названию за свободу: они считают, что рынок должен быть максимально свободным, а в политике надо соблюдать российские традиции авторитаризма. В годы торжества либерализма в стране правые не поддерживали устремления Татарстана к самостоятельности, считая, что это мешает свободным рыночным отношениям. Российские либералы кичатся тем, что они не примешивают политику к экономике, мол, рынок сам решит все проблемы, а уж российская государственность, по их мнению, должна оставаться централизованной. У российской правой оппозиции наблюдается «либеральная шизофрения», когда они выступают одновременно за свободу в экономике и против федерализма в политике.

Даже искренние либералы не понимают значения политической стороны вопроса для существования стабильной экономики. Одна из самых успешных руководителей Европы Маргарет Тэтчер была убеждена: «Некоторые либералы от экономики сбиваются с пути, излишне полагаясь на предписания своей собственной «унылой» науки. Дело вовсе не в том, что эти предписания неверны. Просто они не уделяют должного внимания неэкономическим факторам». Мнение Тэтчер трудно игнорировать, при том что она как ярый консерватор всегда выступала за минимальное вмешательство государства в экономические вопросы. Без политических институтов никакая экономика работать не будет: или ты будешь заниматься политикой, или политика займется тобой.

Политическая централизация, за что солидарно ратуют все политические силы страны, приводит к тому, что любые «революции» в Москве немедленно перекидываются во все регионы страны, они прокатываются как цунами, не встречая преград, поскольку у регионов нет самостоятельности, они не имеют своего мнения и своего голоса, они завороженно смотрят на Москву, верят ей и подражают. Любой пришедший к власти в Москве приобретает статус «царя-батюшки». В такой политической системе страну со сменой власти, независимо от лозунгов — проведение реформ или наведения порядка — ожидает всего лишь «черный передел» собственности. Остановить волны «московских цунами» могут только рамки федерализма, когда каждый субъект имеет свою долю самостоятельности, свое видение интересов населения региона. В условиях нынешней России экономический либерализм без федерализма всего лишь «унылая» наука, которая на практике сведется к авторитарному навязыванию своей воли всей стране, поменяв на всех плакатах и телевизионных заставках слово «патриот» на гордое «либерал».

Российские так называемые политические течения всего лишь группировки для проникновения во власть в надежде на передел собственности, укрепления своего состояния или хотя бы для того, чтобы уберечь свое хозяйство от разорения со стороны других «партий». Либералы половинчатые, коммунисты половинчатые, остальные жмутся к центру. Порядок в России, будь то правые или левые, центристы, коммунисты, монархисты, понимают как наличие «жесткой руки», но природа страны такова, что она одновременно призывает и «царя-батюшку», и «Пугачева». Какое настроение окажется сильнее в данный момент, зависит ни от Бога и ни от черта, а возможности прокормить семью.

«ИДЕОЛОГИЯ САМА ПО СЕБЕ НИЧЕГО НЕ РЕШАЕТ»

«Стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими средствами».

Карл Клаузевиц

Самый большой недостаток в анализе российской ситуации — это наивность. 99% населения, включая руководителей, политиков, депутатов, журналистов и т. д., убеждены, что в стране существует какая-то продуманная стратегия, «Большой проект», «План» и его пытаются разгадать, подвести под известные в мире политические течения: социалистические, либеральные, центристские, консервативные, крайне правые и крайне левые. В России нет таких течений, поскольку отсутствуют течения мысли, а политические организации без своей идеологии, все равно что человек без головы.

Стратегии не было ни у Михаила Горбачева, ни у Бориса Ельцина, а сегодня она воплотилась в «Большом патриотизме». Ориентация руководителей страны всегда сводилась к реагированию на конкретную обстановку. Про Ельцина говорили, что он проводил прозападную политику. Боюсь, не было ни прозападной, ни антизападной политики. Например, Ельцин заявил 17 марта 1997 года: «НАТО получит такой ответ, которого заслуживает. Мы располагаем достаточными силами сдерживания, в том числе и ядерными». При этом он разваливал ВПК страны, причем сознательно и целенаправленно. Экономисты убеждали, что без ВПК страна немедленно разбогатеет. Какая же тут стратегия? Ельцин ни одно начинание не довел до логического конца. В результате рынок — не рынок, федерализм — не федерализм, и демократия оказалась враскорячку. Ошибка Ельцина заключались не в приверженности либерализму, а в половинчатости реформ, в понимании приватизации как дележе собственности между «своими», отсутствии политического каркаса демократии в виде настоящего федерализма, в отсутствии механизма защиты законности и продолжении традиций произвола. Следствием этой половинчатости стал разгул теневой экономики, без которой теперь уже трудно представить Россию. Кто кем управляет? Не ясно…

Идеология сама по себе ничего не решает, но она дает общий каркас видения устройства мира и путей его преобразования. Консерватизм (по типу английского) хорош, когда ты богат и при этом доишь другие народы. Социал-демократия нужна, когда экономика дает хорошие прибыли, а справедливость требует более разумного распределения дохода с тем, чтобы общество не доводить до противостояния бедных и богатых. Революционные реформы нужны в условиях полного застоя и возвращения Средневековья. В России сегодня умами владеют «иллюзионисты», выстраивающие телевизионные картинки несуществующего общества, так сказать, «потемкинские деревни» в масштабах страны. Реалити-шоу — это искусственные острова, имитирующие «реальность». Сегодня сюрреализм стал ценнее действительности. Никто не хочет знать правды, и никто не хочет тратить силы для торжества справедливости. Сегодня обсуждают цену на нефть и падение курса рубля. В этих проблемах якобы виноваты внешние силы, а международные дела свелись к боям вокруг Дамаска и Алеппо. Вот и вся идеология.

Народ озабочен повседневностью: где добыть пищу, как оплатить ЖКХ, одеть детей в школу, заплатить доктору. Проблем с годами становится все больше, а в это время по всем телеканалам идет похвальба олигархов о своих несметных богатствах, высоких рейтингах. Нашим любимым олигархам надо не просто обогатиться за счет страны, а еще нужно похвастать. Имея в руках телеканалы и другие СМИ, они не могут отказать себе в таком удовольствии. Собственно, для чего они копили деньги, для чего купили СМИ? У них никогда не было серьезных проектов по поводу светлого будущего страны — какое им дело до этой болтовни? Суть российского бизнеса в лозунге: «Тащи все, что можешь и прячь в швейцарских банках или на Каймановых островах!».

Мы ориентируем и учим молодежь зарабатывать деньги и думаем, что это может служить принципом или оправданием, или в этом заключена какая-то мудрость. Нет там никакой мудрости. Деньги нужны, чтобы прожить день. А если ты занимаешься накопительством, не имея «Большого проекта», тогда ты демонстрируешь свою жадность, но не мудрость. Человеческая жадность, стремление к обогащению не присуща человеку по природе — это нажитое, приобретенное, оно относится к поведению, иначе говоря, воспитанию. Чем же мы хотим напичкать наших детей в школе? На что ориентируем? Побольше зарабатывать денег, быть жадными карьеристами. Что в этом плохого? Ничего. А что в этом хорошего? Ничего. Вот и получается всеобщее воспитание «Большого Ничего».

Вот – свершилось. Весь мир одичал, и окрест
Ни один не мерцает маяк.
И тому, кто не понял вещания звезд, –
Нестерпим окружающий мрак.
И у тех, кто не знал, что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста, –
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста…
Было время надежды и веры большой –
Был я прост и доверчив, как ты.
Шел я к людям с открытой и детской душой,
Не пугаясь людской клеветы…
А теперь – тех надежд не отыщешь следа,
Всё к далеким звездам унеслось.
И к кому шел с открытой душою тогда,
От того отвернуться пришлось.

Александр Блок.9 июня 1916

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1502

Комментирование запрещено