«Если человек не увидит перспективу потребности в языке, результатов мы никогда не добьемся» / Как тратится миллиард на государственную программу Татарстана о сохранении, изучении и развитии государственных языков?

15324_picКачество преподавания татарского языка, необходимость расширения сферы его применения и беспочвенные, по мнению депутатов, обвинения в ущемлении образовательных прав русскоязычного населения республики обсудили парламентарии Татарстана. Какие языки татарстанские школьники выбирают для дополнительного обучения, и что парламентарии рекомендовали изменить кабмину и минобразования для исполнения законодательства о языках — в материале портала TatCenter.ru.

В Казани прошло заседание Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Депутаты заявили, что при разработке образовательных программ татарстанские школы, прежде всего, ориентируются на федеральный компонент системы образования. Учебно-образовательная программа республики, по их словам, полностью соответствует всем стандартам, а результаты ЕГЭ татарстанских школьников по русскому языку входят в пятерку лучших среди регионов России.

Напомним, в 2014 году президентом РТ Рустамом Миннихановым было принято решение о выделении средств из республиканского бюджета для дополнительного изучения родных и государственных языков. В 2015 году на эти цели было потрачено более 122 млн рублей. С 1 сентября 2015 года в муниципальных образованиях РТ финансирование дополнительного часа по родным и государственным языкам продолжилось для 133,5 тыс. обучающихся.

Дополнительные уроки по татарскому языку выбрали 36,5 тыс. обучающихся (27,4%), в то время как по русскому языку — 96,3 тыс. обучающихся (72,1%). Кроме того, школьники выбирают мордовский, удмуртский, чувашский языки.

«Несмотря на это иногда все-таки приходится слышать, что русский язык в татарстанских школах изучается в недостаточном количестве, что нарушаются законы, дети ущемляются в правах», – признался замминистра образования РТ Ильдар Мухаметов.

По словам Мухаметова, такие обвинения беспочвенны и «абсолютно не соответствуют действительности», так как, во-первых, русский язык является государственным языком РФ, а во-вторых, он изучается абсолютно во всех общеобразовательных учреждениях республики.

СПРАВКА:
В Татарстане развивается сеть школ с углубленным изучением русского языка и культуры. В 2015–2016 учебном году по такому учебному плану работают 200 школ, в том числе:
  • в 21 школе учебный план реализуется во всех классах и для всего контингента обучающихся;
  • в 179 школах функционируют отдельные классы, реализующие данный учебный план.

По словам депутатов, одна из проблем, с которой столкнулась республиканская система образования — качество организации общеобразовательных процессов в русскоговорящих школах. На сегодняшний день в Казани функционируют 40 школ с татарским языком обучения, 128 школ с русским, 17 с русским этнокультурным компонентом, школа с еврейским этнокультурным компонентом, а также многонациональная воскресная школа. 

Минобразования РТ присматривается к школам, в которых русскоговорящие ученики изучают татарский язык. Оценивается качество организации образовательных процессов, оказание методической помощи, укомплектованность педагогических кадров и наличие учебной литературы.

По словам Ильдара Мухаметова, для повышения качества преподавания татарского языка преподавателям предложена переквалификация по программе «Методическая сертификация». Сертификация позволяет находить нужные инструменты при преподавании татарского языка русскоговорящим школьникам, ее в республике уже прошли 1200 учителей.

На примере зарубежной литературы по английскому языку ведомство Энгеля Фаттахова планирует выпустить литературу, которая сможет легко и понятно обучить татарскому языку ученика любого возраста. К 1 сентября текущего года такую литературу уже планируется издать для первоклассников.


Еще одним вопросом повестки заседания комитета стала необходимость более системного подхода к расширению сферы применения татарского языка. Как заявил глава профильного комитета Разиль Валеев, «если человек не увидит перспективу потребности в языке после окончания школы, то, сколько его не учи, он не будет относиться серьезно к изучению языка, и результатов мы никогда не добьемся».

Валеев отметил также нехватку специалистов, способных вести делопроизводство на татарском языке на основе латинской и арабской график. По его словам, на обращения татар зарубежья в госорганы и учреждения Татарстана на латинице или арабском алфавите, республика «не может отвечать на русском языке или татарском на кириллице».

Итогом заседания стало постановление, в котором депутаты рекомендовали республиканским кабмину и министерству образования разработать условия и порядок установления надбавок гражданам, в работе которых необходимо знание и практическое применение двух государственных языков РТ, рассмотреть возможности открытия в Казани интерната для одаренных детей с татарским языком обучения, в целях удовлетворения, в том числе, и потребностей татар, проживающих в других регионах и за пределами РФ. Кроме того, комитет рекомендовал подготовить проекты примерных программ по татарскому языку и литературе для включения в федеральный реестр, рассмотреть возможность организации факультативных занятий для желающих обучиться татарской письменности на основе латинской и арабской график, а также включить в республиканский конкурс «Учитель года» номинации «Лучший учитель русского языка» и «Лучший учитель татарского языка».

TatCenter.ru.

* * *

Всегда актуальную тему преподавания и изучения в школах государственных языков РТ обсуждали вчера на выездном заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Оно прошло в татарской гимназии №2 им. Марджани. Бодрые доклады чиновников по «языковому вопросу» выслушала и корреспондент «БИЗНЕС Online».

«ИСЕМЕҢ НИЧЕК? ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ»

Выездной формат заседания «культурного» комитета татарстанского парламента был опробован накануне, причем обсуждалась всегда горячая тема — вопрос изучения государственных языков РТ в школах республики. Прежде чем собраться за круглым столом, депутаты Госсовета ознакомились с деятельностью двух школ Казани: гимназией №93 c русским этнокультурным компонентом и татарской гимназией №2, что в Московском районе Казани. Обе школы вошли в Топ-200 и Топ-100 лучших школ России соответственно.

На мероприятии были и депутаты, среди которых зампред Госсовета РТ Римма Ратникова, председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, а также первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, заместитель министра образования и науки Татарстана Ильдар Мухаметов, заместитель руководителя исполкома Казани по социальным вопросам Наталья Гречанникова, начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов и другие. Они посетили урок основ духовной культуры, сдали тест по химии, посетили литературную гостиную, посмотрели 3D-фильм по физике, кино об Александре Невском, а также танец роботов под вальс Сайдашева.

В ходе знакомства с гимназией №93 неоднократно повторялся тезис о внимании, которое уделяется изучению татарского языка как родного и государственного в Татарстане. Однако ученица 9-го класса Марина не смогла ответить на самый банальный вопрос журналистов: «Исемең ничек?» («Как тебя зовут?»).

Что касается гимназии №2, то, по словам директора Камарии Хамидуллиной, каждый ученик здесь владеет минимум тремя языками. Уделяется большое внимание и внеклассной работе. По словам Хамидуллиной, для воспитания полноценной личности изучения одного только языка недостаточно, необходимо полное погружение в языковую среду. В гимназии уделяется большое внимание и музыкальной культуре — через народные песни изучается не только язык, но и история. В целом гимназия — единственный центр национального образования в Казани. Отметим, что в заведении объединены гимназия, детский сад, музыкальная школа и спортивная школа по национальной борьбе «корэш».

«ПРЕЗИДЕНТ НЕДАВНО НАС УПРЕКНУЛ: СТОЛЬКО ТРАТИМ ДЕНЕГ, А РЕЗУЛЬТАТ НЕ ТОТ, КОТОРОГО ОЖИДАЕМ»

Модератором заседания выступил Валеев. Он обратил внимание на то, что в зале нет возможностей для синхронного перевода. «Но я думаю, что проблем не должно быть. Закону о языках исполняется 25 лет. За 25 лет можно было чуть-чуть и подучить [татарский язык]», — отметил депутат.

«Проблема языков — это не только проблема Татарстана, России, она существует везде и всюду, — отметил Валеев и вспомнил историю. — После принятия Конституции и Декларации о суверенитете Татарстана в 1992 году был принят и закон «О государственных языках РТ и других языках в РТ», что говорит о важности этого вопроса». Валеев также напомнил, что в 2014 году была принята государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014 — 2020 годы».

На ее реализацию предусмотрен 1 млрд. 84 млн. рублей, в т. ч. на 2016 год — 184 млн. рублей. Программа была принята в 2014 году и рассчитана на 7 лет. «К примеру, — обратил внимание Валеев, — до принятия этой программы на данные цели выделялось по 10 — 12 миллионов рублей в год». Несмотря на это, по словам оратора, проблемы преподавания татарского языка все еще остаются актуальными. «Президент недавно нас упрекнул: столько тратим денег, а результат не тот, которого ожидаем. Если к 11-му классу школьники не будут хоть мало-мальски понимать и разговаривать на обоих государственных языках, то грош цена всем нашим усилиям», — задал тон заседанию народный поэт.

БОЛЕЕ 75% УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ОТВОДИТСЯ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

В качестве докладчика должен был выступать и министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов. Однако ввиду отсутствия министра слово взял его заместитель Ильдар Мухаметов. Его выступление, само объемное и содержательное, выглядело скорее как оправдание, нежели отчет о деятельности министерства. Так, то ли в расчете на журналистов, присутствующих в зале, то ли для того, чтобы убедить самого себя и собравшихся, замминистра подчеркнул: «Иногда приходится слышать, что русский язык в татарстанских школах изучается в недостаточном количестве, нарушаются законы, дети ущемляются в правах. Права и свободы детей соблюдаются в полном объеме, русский язык изучается во всех общеобразовательных организациях с 1 по 11 класс в соответствии с учебными планами». Согласно данным, приведенным Мухаметовым, в текущем учебном году 200 татарстанских школ реализуют программу углубленного изучения русского языка и культуры: в 21 школе данный учебный план применяется во всех классах и для всего контингента обучающихся, в 175 школах — в отдельных классах. «Кроме этого, изучение вариативной части учебных планов школ республики показало, что более 75 процентов учебного времени в соответствии с выбором родителей и школьников отводится на дополнительное изучение русского языка», — отметил замминистра.

Также Мухаметов остановился на показателях по ЕГЭ по русскому языку. Как известно, в Татарстане этот показатель один из лучших в стране: если средний тестовый балл по России по итогам прошлого года составил 65,8, то в Татарстане он равен 69 баллам. А средний балл по Казани и того выше — все 70,4. «В 2014 году президентом Татарстана было принято решение о выделении средств из республиканского бюджета на дополнительное изучение родных и государственных языков в объеме одного часа в неделю. В 2014 году на эти цели из бюджета потрачено более 70 миллионов рублей, в 2015 году — более 122 миллионов рублей, — продолжил Мухаметов. — В этом учебном году данной возможностью воспользовался 133 тысячи 451 обучающийся, из них русский язык дополнительно выбрали 72 процента школьников, татарский язык — 27,4 процента».

Замминистра образования и науки РТ также отметил, что в республике разрабатывается целевая программа «Русский язык в РТ» на 2016 — 2020 годы. «В прошлом году абсолютным победителем конкурса «Учитель года Республики Татарстан» стала учитель русского языка и литературы Евгения Родионова, — привел конкретный факт Мухаметов. — В октябре 2016 года в Казани планируется проведение пятого конгресса российского общества преподавателей русского языка и литературы».

В ходе выступления заместителя министра был затронут и такой проблемный вопрос, как преподавание татарского языка для русскоязычных детей. По словам Мухаметова, программы загромождены сложным грамматическим материалом, применяются не всегда адекватные технологии. «Преподавание татарского языка как неродного требует особого внимания», — подчеркнул замминистра образования и науки РТ. На сегодня уже есть сдвиги в этом вопросе — при Институте развития образования РТ создан проект по разработке учебно-методического комплекта нового поколения по татарскому языку для русскоязычных детей. «Новые УМК разрабатываются по примеру зарубежных учебников по английскому языку. В планах — подготовка учебника для первых классов и его апробация с 1 сентября уже этого года», — сказал замминистра. В целом, по его словам, предполагается обновление рабочих программ в сторону коммуникативной составляющей.

«Я, РУССКАЯ, ДО СИХ ПОР ПОМНЮ ПЕСНЮ «САЛЮТ СИҢА, МУСА ҖӘЛИЛ

В унисон с Мухаметовым выступила заместитель руководителя исполкома Казани по социальным вопросам Гречанникова. В частности, в Казани лишь 40 школ из 187 ведут обучение на татарском языке. С русским языком обучения — 128 школ и 17 — с русским этнокультурным компонентом, одна школа с еврейским этнокультурным компонентом, а также многонациональная воскресная школа. Произведя несложные расчеты, можно определить, что татарских школ в Татарстане 21%. Та же самая ситуация и с детскими садами — 83 детских сада из 327 ведут воспитательный процесс на татарском языке, то есть это 25%. Начиная с 2010 года построено 79 новых детских садов, из них 26 с татарским языком воспитания (33%).

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о неравном соотношении русских и татарских образовательных учреждений в Казани Гречанникова ответила: «Наши русские школы — это же не русские школы. Это просто общеобразовательные школы, где дети-татары могут обучаться татарскому языку по обычной программе». Однако преподавание татарского языка даже в этих объемах уже на следующий год может оказаться под вопросом. По словам Гречанниковой, в условиях кризиса отдел образования будет вынужден произвести сокращение штатных единиц: «Нормативная штатная численность работников детских садов не предусматривает наличие педагогов по обучению родному языку. И это сейчас для нас, особенно в условиях экономического кризиса, очень тяжелая нагрузка на муниципалитет. В этом году мы приняли эти обязательства на себя, но с каждым годом приходится все сложнее и сложнее. Я боюсь, что в конечном итоге настанет время, когда нам придется идти на сокращение штатной численности. Поэтому нужна поддержка депутатов, чтобы мы пересмотрели нормативы. Такая же проблема есть и по музыкальным работникам, и по педагогам по физической культуре — все это в детских садах». Ректор КФУ Ильшат Гафуров прямо из зала поинтересовался, о каких суммах идет речь. «900 миллионов рублей по детским садам и 300 миллионов по школам», — ответила заместитель руководителя исполкома Казани.

В целом, начиная свое выступление, Гречанникова попривествовала всех на татарском языке: «Хәерле көн, хөрмәтле депутатлар, кадерле дуслар. В наших школах оба государственных языка изучаются на высоком уровне, — отметила она и тут же привела свой личный пример. — Я, русская, до сих пор с детских времен помню песню «Салют сиңа, Муса Җәлил!» и смогу ее спеть».

О том, что изучение татарского языка никак не мешает ребенку стать полноценной грамотной личностью, рассказала и Фирдауз Вафина — директор лицея №149 с татарским языком обучения Советского района Казани. Этот тезис она подкрепила сообщением о том, что среди выпускников ее школы — вице-консул России в Алжире и научный сотрудник Института иностранных языков Мэрилендского университета.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1044

Комментирование запрещено