Царская честь: поставят ли татары памятник Эби патше на Кабане?

«Приезд Екатерины II в Казань», художник Ильяс Файзуллин, 2005 год

«Приезд Екатерины II в Казань», художник Ильяс Файзуллин, 2005 год

Татарские общественники, «похоронившие» «Хранительницу», поднимают волну протеста против памятного знака Екатерине II у мечети Аль-Марджани

Письмо к Рустаму Минниханову, направленное против памятника Екатерине II, зреет в недрах татарской общественности. Как стало известно «БИЗНЕС Online», не сегодня-завтра документ отправят президенту РТ. Поводом стали конкурс на дизайн памятного знака Екатерине II и его предполагаемая установка в Старо-Татарской слободе. Эксперты рассуждают о сакральности места установки памятника и положительной роли в жизни татар императрицы, заложившей основы веротерпимости.

РАДИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГОРОЖАН К ИСТОРИИ

Вокруг памятного знака Екатерине II, который власти вознамерились установить на берегу озера Нижний Кабан, накаляются страсти среди татарской общественности. Как стало известно «БИЗНЕС Online», всемирный форум татарской молодежи готовит письмо на имя президента РТ Рустама Минниханова. Проект документа, который не сегодня-завтра будет отправлен президенту, оказалась в распоряжении редакции. Добавим, что с письма именно этой организации начался скандал вокруг статуи крылатой «Хранительницы», так понравившейся первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Тогда за несколько суток под возмущенным письмом появились тысячи подписей. Скандал оброс комментариями религиозных деятелей, известных активистов и т. д. В итоге творение бурятского скульптора Даши Намдакова так и осталось под брезентом…

О творческом конкурсе на концепцию памятного знака «Тергезү» («Возрождение») стало известно 14 апреля, когда новость об этом разошлась в СМИ. Собственно конкурс стартовал 11 апреля. Соответствующее постановление исполкома Казани появилось 1 апреля. По условиям конкурса концепция памятного знака должна отражать образ Екатерины II, символизирующей памятное событие 1767 года — указ императрицы, разрешающий татарским купцам строить каменные мечети и оказавший огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России. Среди основных задач конкурса, кроме всего прочего, значатся привлечение жителей города к изучению истории родного города и обращение внимания гостей Казани на культурные традиции Республики Татарстан.

Итоги будут подведены 1 июля. Заказчик — исполком Казани. При этом администрации Вахитовского и Приволжского районов поручено обеспечить обсуждение конкурсных проектов с жителями города — администрация района должна будет разместить все проекты, принятые к участию в конкурсе, на официальном сайте мэрии для проведения публичного голосования и мониторинга общественного мнения. Помимо победителей — обладателей первого, второго и третьего мест — предусмотрен и поощрительный приз «Выбор горожан».

Жюри конкурса возглавил мэр Казани Ильсур Метшин. В его состав также вошли главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, советник президента РТ Наталия Фишман, заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, глава администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани Андрей Лобов, заместитель руководителя исполнительного комитета Казани Наталья Гречанникова, советник по градостроительству и архитектуре Дмитрий Пузырев, директор музея изобразительных искусств Розалия Нургалеева, скульптор Асия Миннулина, председатель союза дизайнеров РТ Дмитрий Кошкин и др.

Интересно, что корни идеи установки памятного знака, по данным источников «БИЗНЕС Online», восходят еще к временам приезда в Казань великой княгини Марии Романовой. В ходе визита главы императорского дома Романовых в ноябре 2013 года шла речь о памятнике кому-то из венценосных особ в Казани, говорили, в частности, о Екатерине II как возможной кандидатуре. Напомним, что тогда встречавшийся с Марией Владимировной первый президент Татарстана Шаймиев получил из ее рук орден Святой Анны первой степени. Награжденный им получает право на дворянское звание, которое затем передается его потомкам. Аналогичный орден великая княгиня вручила и в то время митрополиту Казанскому и Татарстанскому Анастасию.

СЛЕДОВ ИМПЕРАТРИЦЫ В КАЗАНИ ХВАТАЕТ — ЗАЧЕМ НАМ ЕЩЕ ОДИН ЗНАК ПРЕБЫВАНИЯ ЭБИ ПАТШИ?

Однако общественность не стала дожидаться результатов конкурса и высказала свое мнение уже сегодня — готовится открытое письмо на имя руководства республики. «Власти Казани в очередной раз пытаются идти вразрез с мнением горожан. Увы, эта тенденция в последнее время стала печальной нормой, — говорится в проекте документа. — В последнее время тема имперскости стала знаковой и доминирующей в российском политическом и идеологическом пространстве. Она воспроизводится не только в усилении этого факта в идеологической сфере, но и закрепляется через символы и знаки визуализации, в том числе через памятники, барельефы и так далее. Любые памятники должны вписываться в городскую среду, исторический контекст, общую духовную атмосферу, — также считают авторы письма. — И тут памятнику Екатерине II явно не место».

Далее авторы письма апеллируют к следующим фактам. Во-первых, набережная озера Кабан атмосферно и исторически связана с татарской культурой — здесь располагается Татарская слобода, душа татарской Казани. С Татарской слободой связаны десятки видных представителей татарской интеллигенции — это и Шигабутдин Марджани, и Каюм Насыри, и Тукай, в конце концов. Во-вторых, роль Екатерины II не столь однозначна в трагической истории татарского народа. Авторы упоминают устоявшееся мнение, что татары в благодарность за то, что Екатерина II разрешила своим высочайшим указом создать Оренбургское духовное магометанское собрание и позволила возвести первую каменную мечеть в Казани, прозвали её «Әби патша», то есть Бабушка-царица. Но они считают, что это представление культивировалось царским официозом. Решение императрицы, считают инициаторы обращения, вполне могло быть связано с прагматическими желаниями укрепить государственность на фоне народных бунтов — не будем забывать, что это времена Степана Разина и Емельяна Пугачева. Наконец, в-третьих — в Казани уже памятники Екатерине: карета на Баумана и макет корабля на Петербургской.

Авторы письма напоминают также, что подобного рода инициатива уже была предпринята в 2004 году, когда накануне празднования тысячелетия Казани в 2005 году, мэрия Санкт-Петербурга планировала установить на площади Тукая — у самого начала улицы Петербургской — памятник Петру I в полный рост. Такое предложение поступило от мэрии Северной столицы, финансировавшей реставрацию бывшей улицы Свердлова, переименованную в Петербургскую. Но общественность Казани выступила категорически против памятника первому российскому императору на основании того, что Пётр причинил неисчислимые страдания и беды населению города и татарскому народу. Валентина Матвиенко, которая тогда была губернатором Санкт-Петербурга, с пониманием отнеслась к петиции горожан и пошла им навстречу. Так вместо памятника Петру был установлен бюст Льву Гумилёву — коренному ленинградцу, почётному жителю города и видному историку, который свою жизнь посвятил, как он говорил, изучению и обнародованию подлинной истории татар и тюрков.

В качестве альтернативы авторы предлагают целый список личностей, которым можно поставить памятник. В их числе — Мирсаид Султан-Галиев, памятник защитникам Казани, памятник композитору Саре Садыковой, поэту-фронтовику Фатыху Кариму, Шигабутдину Марджани, Рустему Яхину, Хади Такташу и т.д. Комитет Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам неоднократно ходатайствовал об увековечении памяти всех этих выдающихся личностей. Более того, композиция Сары Садыковой уже отлита и лежит на заводе — однако до сих пор идут споры о месте его установки.

УСТАНОВКА ЛЮБОГО ПАМЯТНИКА В ТАТАРСТАНЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТУШЕНИЕ ПОЖАРА

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к инициаторам письма:

Табрис Яруллин — председатель Всемирного форума татарской молодежи.

— В последнее время стало очень популярным вспоминать хорошим словом Российскую империю. Но Татарстану имперские символы — символы Российской империи — не подходят. Это воспринимается, будто мы позитивно вспоминаем то время, возводим эту эпоху до определенного уровня. Говорим, вот какие хорошие были времена, ставим этой эпохе памятники. То же самое было, когда хотели поставить памятник Петру I на Петербургской. Так было совсем недавно, когда появились слухи о том, что хотят поставить памятник ему же на территории Адмиралтейской Слободы. Что такое империя? Империя — это символ крепостного права, это символ того, что народ (и не только татарский) жил плохо. И мне кажется, ставить символы Российской Империи в Татарстане очень неуместно. Уместно, может быть, в Москве, в Санкт-Петербурге.

С другой стороны, озеро Кабан имеет большое значение для татар. Начиная с мифов о том, что казанские ханы оставили свое богатство на его дне. На берегах озера Кабан кипела татарская жизнь — расположена Татарская Слобода. Получается, что мы местное ничего не поддерживаем, а извне ставим выше. У нас очень много своих деятелей, которые остались без памятника. Памятный знак, увековечивающий историческое событие 1767 года — выход указа императрицы Екатерины II, разрешающего татарским купцам строить каменные мечети в Казани уже есть. Это мечеть Марджани. Фактически каждый турист, гуляющий по Татарской Слободе, обязательно видит эту мечеть. Это общественное пространство, живое пространство. Каждый экскурсовод рассказывает про этот указ, почему мечеть Марджани — самая старинная мечеть, как ее возводили и т.д. Мне кажется, что это более чем достаточное внимание к Екатерине II.

Установка любого памятника в Татарстане превращается в тушение пожара: хотят поставить памятник, оказывается, лучше было бы другой памятник, оказывается, есть люди, которых это сильно задевает и т.д., и т.д. Потом этот памятник либо не ставят, либо заменяют другим персонажем. Так было с Петром I на Петербургской (тогда, учитывая недовольство татарской общественности памятник Петру I заменили бюстом Льву Гумилеву — прим. ред.). Узнать мнение общественности — такое не практикуется. Но, видимо, история ничему не учит и продолжается односторонний выбор личностей, кому поставить памятник.

В целом, я не сильно привязан к памятникам. Для меня важно, чтобы место было живое, ассоциировалось с конкретными образами. Что касается многострадального памятника Саре Садыковой (первая женщина композитор среди татар — прим. ред.) Для меня было бы важнее, если бы создали элитную татарскую музыкальную школу и присвоили ей имя Сары Садыковой. Такие вещи для меня более важнее.

ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ ЗНАК ФОНДА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»…

Айрат Файзрахманов — кандидат исторических наук, инициатор письма:

— Бесспорно, ряд указов Екатерины II способствовали возрождению татарского народа, его интеграции в российское общество. Однако идея памятника Екатерине II на набережной озера Кабан кажется нам неуместной. Начиная от того, что в Казани уже есть памятные места, связанные с ее именем и нет ни одного памятника татарским правителям, заканчивая целым перечнем исторических фактов, характеризующих Екатерину не с лучшей стороны.

Ошибочно полагать, что политика Екатерины является безусловной добродетелью и главной причиной возрождения татар. Положительный по отношению к мусульманам политический курс был продиктован прагматическими соображениями, необходимостью проникновения на среденазиатские рынки и Кавказ, присоединением казахских ханств, войнами с Османской империей. Вернее говорить, что усилия нескольких поколений татар, их постоянная борьба заставила пересмотреть политику самодержавия по отношению к мусульманам и татарам.

Именно при Екатерине был расцвет крепостного права в России, рабские порядки которого только усилились в ее правление. Именно при Екатерине II случилось Пугачевское восстание, которое было потоплено в крови. Почти треть участников восстания были татары. Фактом установки её памятника мы обеляем одну сторону в гражданской войне и забываем о сотнях тысячах предков русского, татарского и других народов России, сложивших голову в борьбе против царизма.

Стоит подчеркнуть, что в Татарстане нет и не было памятников царям. Не нужно создавать прецедент. Как вообще хоть один деятель самодержавного режима может пользоваться почестями на государственном уровне в Татарстане? Вне зависимости от имён: мы видим этот режим в целостности — по отношению к нашим землям он продолжал оставаться режимом дискриминации. В основу государственности Татарстана заложен принцип равноправия и мультикультурализма. Если уж мы говорим о национальном возрождении, то в последние годы в Татарстане гремит название одноименного фонда. Возможно, именно этот символ мог бы стать памятным знаком для набережной?

ЕКАТЕРИНА II ОТКРЫЛА ВРАТА ВЕРОТЕРПИМОСТИ В РОССИИ

Однако независимые эксперты, мнение которых выяснил БИЗНЕС Online, настроены иначе:

Рустам Батров, первый заместитель муфтия Татарстана:

— Екатерина Великая для всех мусульман России сделала очень многое. По сути, с ее правления начинается новая эпоха, когда ислам из гонимой религии превратился в терпимую. Она открыла врата для веротерпимости! Именно с ее эпохи начинается современная Россия в смысле ее многокультурья и разнообразия. Тогда все народы начали учиться признавать друг друга, уважать друг друга. Сегодня все конфессии равны, законы пишутся для всех граждан, безотносительно их религиозных убеждений — это во многом ее заслуга, это огромная роль. Неизвестно, что было бы без ее правления. Татары всегда ее уважали, называли Эби-патша — Бабушка-императрица. Это не случайно.

Второе, что она сделала для татарского народа — создание Оренбургского магометанского духовного собрания (ныне Центральное духовное управление мусульман России, штаб-квартира которой находится в Уфе — прим. ред.). В условиях отсутствия собственной государственности оно стало единственной организацией, которое пронизывало татар по всем волостям, губерниям, регионам. Т.е. Оренбургское духовое собрание выступило тем каркасом, в котором сформировалась современная татарская нация. У других это происходило на основе государства, у нас — на каркасе единственной структуры, которое охватывало всех татар. Благодаря такому институту татарский народ скрепился в свое время, т.е. получил некий такой цементирующий институт, который их объединил в нечто цельное. По крайней мере, это способствовало этому.

Лично у меня Екатерина не вызывает никакого сопротивления. Общественное пространство предназначено для того, чтобы маркировать их кодами, которые для нас важны. Если мы будем убирать из общественного пространства те маркеры, которые в наших интересах, которые нужны татарам, Татарстану, казанцам — будут появляться другие маркеры. Лично у меня к Екатерине, как правителю нашего государства, очень комплиментарное отношение.

ЕСЛИ КАЗАНЦЫ НЕ ПРОТИВ — ЗНАК МОЖНО ПОСТАВИТЬ

Альбир Крганов — муфтий Москвы и Московской области, муфтий Чувашии, член Общественной палаты РФ:

— Екатерину II татары называли Эби-патша, и она немка, царица. По памятнику моя позиция, как и члена Общественной палаты, и как татарина-муфтия — нужно посоветоваться с народом. То есть если жители Казани не против, то это надо сделать. Но для того, чтобы был правильный результат, нужно правильно людям все разъяснить.

Ведь она разрешила строить и мечети, духовное управление (Центральное духовное управление мусульман России — прим. ред.) при ней создано. То есть, думаю, что она достойный политический деятель. Ведь первые официальные структуры мусульман в России при ней были созданы.

Анатолий Елдашев — историк-краевед:

— Екатерина II разрешила строить мечети, укрепляла государственность, она достаточно много сделала, один раз была в Казани. В целом я положительно отношусь к идее установки такого знака. По поводу возражений общественности — историю надо знать. Люди или не хотят ее знать, или знают однобоко. У многих отсутствует историческое мышление. Но надо жить будущим, а не прошлым. Надо жить в условиях XXI века, а не XVI. Иначе это примитивное отношение, примитивные мысли. Вперед надо шагать.

Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель, заслуженный деятель культуры РТ:

— Существует легенда, что Екатерина II разрешила строить мечети, и это при ней началась веротерпимость. Татарский народ, в принципе, положительно ее оценивает, в народе ее называют Эби-патша. Я не знаю, какие есть мотивы и возрождения против установки памятного знака, но память о Екатерине II в Казани уже есть — ее карета. Корабль, на котором она плавала, к сожалению, не сохранился — вот этот корабль и установить бы можно было.

Я не нахожу, что претензии общественности обоснованы. Эби-патша — ее народ помнит. В принципе, идеи веротерпимости — это большой поворот. Поменять политику царского самодержавия, чтобы мусульман не крестили насильственно. Эта идея появилась после многочисленных бунтов против насильственного крещения. По каждому правителю всегда и во все времена найдется и положительное и отрицательное. То, что Екатерина в Казани преподносится исторически позитивно — это факт. И антитатарского нет, и я ничего не читал в легендах, сказках и былинах против Екатерины.

Я думаю, что ничего плохого в этом знаке нет. Но хотелось бы увидеть проект, надо к нему обдуманно подходить. Связанное со строительством мечети что-то можно было бы сделать. И давайте смотреть не с точки зрения трепета благодарных казанцев и татар. Памятники, знаки привлекают внимание как самих горожан, так и гостей города, туристов.

СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СКОРЕЕ СВЯЗАНО С МЕСТОМ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ УСТАНОВКИ, А НЕ С ЛИЧНОСТЬЮ ЕКАТЕРИНЫ II

Азат Ахунов — доцент Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— На мой взгляд, татарская общественность выступила не столько против этого знака, сколько против места, где предполагается его установить — на берегу озера Кабан. Это сугубо татарское место. Это район, куда татары были фактически выселены после завоевания Казани. Духовная и религиозная жизнь татар тесно связано именно с этим местом. Памятные знаки, так или иначе связанные с Екатериной, стоят на улице Баумана, в музее хранится ее карета — и против этого не выступают. Мне кажется, все связано с местом, не очень удачным в этом отношении. Я тоже соглашусь с мнением, что место неудачное для этого памятного знака. Понятно, что выбрано оно неслучайно — неподалеку от мечети Марджани, которая была построена с разрешения Екатерины II. Тем не менее, сакральность этого места перевешивает необходимость установки этого знака.

Когда уже на этапе обсуждения возникают такие споры и дискуссии, я бы на месте властей задумался о том, стоит ли возводить этот знак здесь, и стоит ли возводить его в такой форме. Потому что если уже сейчас ломаются копья вокруг обсуждения этого проекта, то потом кто знает — может, его будут обливать краской и разбивать, и это будет конфликтным местом. До сих пор нашим властям удавалось соблюдать этот баланс, и я надеюсь, что будет принято решение, которое бы устраивало все стороны.

Екатерина II была человеком своего времени. Я не собираюсь ее обожествлять, но, тем не менее, на фоне других предыдущих правителей она была образцом демократии. Это в первую очередь было связано с ее немецким происхождением. Кроме того, она общалась с европейскими мыслителями и философами — то есть хотела выглядеть в глазах европейской общественности просвещенной царицей. И это ее толкало на шаги, направленные на уменьшение дискриминации. То есть она хотела получить лояльность своих мусульманских подданных. С одной стороны, нельзя не отдать должное мудрости Екатерины. С другой — назревает конфликт, и нужно какое-то мудрое решение принять, чтобы все стороны были довольны им. Возможно, стоит обыграть какие-то другие легенды, в частности, о строительстве мечети Марджани.

Все-таки это делается в первую очередь для привлечения туристов в Казань. Туристов стало много, и Казань уже стала третьей столицей. Но туристы, которые приезжают со всей России, приезжают за экзотикой, каким-то национальным колоритом. А те же самые скульптуры Петру I, Екатерине II, Ленину они могут в своих городах увидеть. Поэтому эту татарскую часть города максимально нужно сделать татарской, с национальным колоритом, чтобы туристам было интересно посещать эти места, чтобы они видели то, что они не могут увидеть у себя.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1653

7 комментариев

  1. ..вот на Пушкина 24..находилась знаменитая ночлежка,,Марусовка,,в которой М.Горький нвчинал писать свои рассказы и пьесу,,На дне,,!..кому не спалось уничтожить на нем мемориальную доску?.
    прям,нн спалось? :((

  2. …а еще лучше б убрали с памяти. .всяких революционных кровопивцев,которые залили Казань кровью невинных людей..типа,садиста Ершова,Комлева,Вахтова и т.д.!,,я в Парк Горького заглянул на рев.кладбище,а там почти у всех..даты смертт 36.38..вот так сов.власть изничтожила всю нац.интеллигенцию!:(((

  3. ..каждый должен заниматься Своим делом!.,архитекторы украшать город,дворники мести улицы,полиция следить за порядком ..а молодежь -пить пиво на Баумана! ..а тут вижу некоторым порулить хочется?..подметите лучше свой двор! .,напомню,Казань превращается в мировой культурный центр,и вернкуь его в местечковую провинцию не советую! .,к тому ж напомню . Казань -город дружбы народов, в котором русских-50%…а Императрица -великая историческая личность..и когда всякие мышата начинают вякать за историю,мне просто смешно! ..и вспомните нищую бандитскую Казань 80-х..и успокойтесь! :))

  4. Памятников наполеону например в Лондоне не увидишь, так же как например памятник Нэльсону в Париже.
    И на сколько я знаю европейцы не вырезали целые города а например цветущих огромных городов таких как Биляр и Отрар с тех пор больше нет

    • ..вы мне лучше скажите, кто замучил и закопал под полом Пятницкой церкви 700 трупов в 37 м,и только после можно поговорить за Еропу!::((

  5. Лучше уж ей поставить памятник, чем Петру первому.

    • ..чем больше в Казани будет памятников Мировым личностям,тем более Казань будет краше и завлекательней! :))