Для татар главное – чардуган, об остальном они не думают

Заброшенный памятник (слева) и некрополь в деревне Нижняя Ура Арского района. Памятник «Великому султану... сыну Саидгали». Первая половина XVI века

Заброшенный памятник (слева) и некрополь в деревне Нижняя Ура Арского района. Памятник «Великому султану… сыну Саидгали». Первая половина XVI века

Историческая память не может быть избирательной, для нее важны все периоды, она не терпит разрывов во времени и пространстве. Вот почему вице-президенту АН РТ Рафаэлю Хакимову давно хотелось выразить беспокойство по очень деликатному вопросу — состоянию кладбищ. В своей статье он отмечает, как память о далеких предках может повлиять на поведение современного человека.

«О КУЛЬТУРЕ НАРОДА МОЖНО СУДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ПО ЖИВЫМ, НО И ПО ОТНОШЕНИЮ К УМЕРШИМ»

Каләм! Кальбеңдә ни сер бар, гаян ит,
Килеп кичмешләр әхвален бәян ит.
Түгеп күз яшьләреңне бу кәгазьгә,
Ни моңлы уйларың бар — сөйлә безгә!

Бабалар кабере янында күңел зар,
Аталар рухының армандасы бар…
Кара тупрак тулы мазлум нидасы,
Алар кемдер?.. Алар кемнәр фидасы?

О перо! Какая тайна на душе — открой,
Расскажи про всё, что было до сих пор с тобой.
Проливая на бумагу слёзы из очей,
О печалях нам поведай на душе твоей.
Близ надгробий дедов в сердце — скорби горький след,
Дух отеческий взывает к нам хранить завет.
Полон ропота и жалоб на могилах прах.
Кто они? Чьей жертвой пали? Кровь на чьих руках?

Дэрдменд

В майские праздники мы воздаем дань уважения всем, кто сражался на полях Великой Отечественной войны. Все приготовления ко Дню Победы достойны самых высоких похвал. Энтузиасты разыскивали неизвестные могилы и торжественно перезахоранивали их на почетном месте. В архивах обнаружили новые документы. Забытые награды нашли своих героев. Парки Победы стали любимым местом горожан. Историки детально изучили ход самой войны. Можно с гордостью говорить, что этот период истории не забыт.

Нельзя сказать того же самого о более ранних периодах времени. Давно хотелось выразить беспокойство по очень деликатному вопросу — состоянию кладбищ. Эта тема может показаться частной, мелкой на фоне удачного запуска ракеты с космодрома Восточный, но с точки зрения уважения к своей истории ее нельзя недооценивать. К тому же этот вопрос задевает проблему отцов и детей, а в условиях ведения семейного бизнеса уважение к старшим может оказаться единственным средством для сдерживания индивидуальных аппетитов наследников. И с точки зрения укрепления этнической идентичности, любви к малой родине трудно переоценить память о предках.

Конечно, за кладбищами следят соответствующие службы, в родительский день приходят дети и приводят в порядок территорию вокруг могил. Законы все прописаны и выполняются, но есть еще культура.

Как-то однажды в Казань приехал один европейский социолог и попросил свозить его на кладбище. Мы поехали на Арское поле, где похоронены Лобачевский и другие казанские знаменитости. Он обошел могилы и сказал, что ему все понятно. Вежливо промолчал, но по кладбищу понял нечто важное о культуре народа. В этом вопросе татары и русские очень похожи — особой культурой не отличаются. Мне до могилы брата на татарском кладбище практически не добраться, поскольку так разгородили все дорожки, что надо идти прямо по изгородям. Для татар главное — чардуган, об остальном они не думают. О культуре народа можно судить не только по живым, но и по отношению к умершим.

Историческая память не может быть избирательной, для нее важны все периоды, она не терпит разрывов во времени и пространстве, любая историческая амнезия оборачивается идеологическими потерями, а без системы ценностей теряются общественные ориентиры и вся работа по развитию экономики превращается в обыкновенное воровство, которое низводит общество до животного состояния. Идеология — это рамки приличия, которые сдерживают конкурентную борьбу, не доводя ее до поедания друг друга.

«ЕСЛИ КОСТИ ВОИНОВ ИВАНА ГРОЗНОГО ЛЕЖАТ В ПОЧИТАЕМОМ МЕСТЕ, ТО КОСТИ ЗАЩИТНИКОВ ПРОСТО ХРАНЯТСЯ В ЯЩИКАХ»

Нет ничего могущественнее идеи, время которой пришло.

Виктор Гюго

Недавно мне довелось побывать в Баку, где мы подписывали соглашение с Институтом истории Азербайджана. Перед церемонией подписания наши коллеги повезли нас в пантеон знаменитых людей страны: руководителей, писателей, композиторов и др. Это парк, где приятно побывать и вспомнить вклад выдающихся людей. Там не надо догадываться, какое значение для Азербайджана имеет историческая память.

При подготовке к 1000-летию Казани во время раскопок в Казанском кремле были выявлены ранее неизвестные могилы ханов. Мы их не стали трогать, сохранив для потомков. Одновременно официально предложили перезахоронить кости ханов, раскопанных Альфредом Халиковым в 1977 году и хранящихся в подвалах. Для этого в проекте реконструкции Кремля был предусмотрен мавзолей, который вот уже более 10 лет ждет своих «хозяев». Это не просто дань памяти предкам, но и доказательство существования своей древней государственности. Наши претензии на суверенитет возникли не на пустом месте, не были случайной прихотью, вызванной политической конъюнктурой эпохи парада суверенитетов. Татары с древнейших времен строили государства и по ментальности являются государственниками. Россия — это не только русское, но и татарское государство. Доказательство тому — могилы ханов в Казани, Бахчисарае и Касимове (Рязанская область). В Бахчисарае мавзолей отреставрирован и является местом не только поклонения, но также одним из наиболее посещаемых туристами мест, а в Казани и Касимове могилы ханов находятся в жалком состоянии.

Между прочим, титул хана соответствует титулу императора, кесаря, царя, а мы относимся к их праху как к рядовым археологическим находкам — они просто валяются в подвалах Института археологии АН РТ в качестве малоинтересного материала.

В свое время Институт истории им. Марджани планировал рядом с будущим музеем археологии создать некрополь. Как известно, на месте православного кладбища в ограде Спасо-Преображенского монастыря Казанского кремля раньше находился мусульманский зират. Об этом нельзя забывать. Наш замысел состоял в том, чтобы восстановить имена захороненных на этом месте как мусульман, так и православных. Но вместе с выделением из Института истории самостоятельного Института археологии АН РТ эта идея благополучно умерла.

Сегодня худо-бедно, но совместными усилиями администрации Кремля и Института истории некоторые могилы обозначены, но ведь это только маленькая часть могил, не сказать, что некрополь смотрится величественно и соответствует своему историческому значению. Там случайных людей не хоронили.

Сегодня трудно восстановить все имена захороненных в Кремле людей, особенно мусульман, тем не менее некоторые из них можно попытаться отыскать. После покорения Казани надмогильные камни мусульман пошли на строительство Благовещенского собора. От Ивана Грозного трудно было ожидать чего-то другого. В Болгаре сделали святое дело, вынув мусульманские надмогильные камни из-под фундамента церкви и заменив их обычными камнями. Необязательно то же самое делать в Кремле, но мы просто обязаны тщательно изучить их с последующим копированием в некрополе. Скорее всего, среди этих имен встретятся надмогильные камни ханов, сеидов (потомков Пророка), вся ханская родня. Сеиды в иерархии должностей Казанского ханства находились сразу после ханов, они были не менее значимы, нежели Гермоген или Гурий. Причем копии этих надмогильных камней желательно поставить в некрополе торжественно по-христиански с тем, чтобы вновь показать нашу толерантность, взаимопонимание мусульман и православных в деле восстановления исторической справедливости.

Кроме известных имен остались еще неизвестные имена воинов, павших в бою при защите Казани. Если кости воинов Ивана Грозного лежат в почитаемом месте, то кости защитников просто хранятся в ящиках. Они требуют нашего внимания, иначе их дух не найдет успокоения и будет витать над Кремлем как укор нашей беспечности. Наши предки — это не археологический материал. Сегодня прах неизвестных погибших в Великой Отечественной войне хоронят в братских могилах. Защитники Казани достойны такого же внимания, что и погибшие при взятии Казани.

Не менее значимым для истории Татарстана является некрополь на Архирейских дачах. О нем идут разговоры не один десяток лет. Речь идет о приближенных к ханскому двору. Никакие причины не могут затмить память о них.

Отношение к могилам в Кремле и Архирейских дачах — оселок, на котором проверяется, чего мы на самом деле стоим, какова наша культура. Не уважая предков, мы не можем рассчитывать на уважение к нам самим.

Тайные струны памяти, протянувшиеся от каждого поля битвы и могилы патриота к каждому живому сердцу и домашнему очагу через всю нашу широкую страну, все же зазвучат единым хором Союза, когда к ним снова прикоснутся лучшие ангелы нашего естества, и это непременно произойдет.

Авраам Линкольн. Инаугурационная речь 4 марта 1861 года

«НЕ СЛУЧАЙНО В ХОДЕ ЗАВОЕВАНИЯ КАКОГО-НИБУДЬ МЕСТА СРАЗУ УНИЧТОЖАЛИ КЛАДБИЩЕ, ЧТОБЫ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ НАРОДА»

После долгих лет манкуртизации всей страны невозможно быстро написать правдивую историю и тем более донести ее до широких масс. А еще стоит задача вернуть к жизни историю населенных пунктов, которая становится подлинным открытием для жителей этих сел и городов. История известных политиков, героев и выдающихся личностей исключительно важна для укрепления самосознания народа, повышения гордости за республику, но подлинная жизнь народа во всей ее повседневности, перипетии судеб запрятана на местах, в городах и селах, отдельных семьях.

На пути возвращения исторической памяти важный пункт — полное описание и охрана кладбищ. Институт истории со своей стороны уже проводит сплошное обследование всех кладбищ без изъятия. Походы сотрудников нашего института в Арский, Атнинский и другие районы показали, что многие камни оказались не прочитанными и не опубликованными, некоторые камни лежат под землей и заросли травой, очень многие надмогильные камни за последние десятилетия утеряны, запаханы, свезены для хозяйственных работ, причем среди них есть камни золотоордынского периода и времен Казанского ханства. Сами по себе камни в качестве исторических источников могут ничего не дать, но в совокупности с архивными данными и ДНК-анализом они способны раскрыть многие тайны не только общей истории, но и отдельного рода и семьи.

У татар к надмогильным камням всегда было особо трепетное отношение. Несмотря на мнение некоторых ученых-имамов, утверждающих, что поклонение могилам родителей и предков — это проявление язычества, татары трепетно относились к кладбищам. Я лучше соглашусь быть язычником, чем забуду своих родителей, дедушек и бабушек под давлением салафитов. Кладбища это не просто место захоронения, они обозначали место родовых гнезд, малую родину. А так называемые святые места становились местом поклонения, собраний и праздников (җиен). Эта традиция уходит своими корням в древнейшие времена. Даже у кочевых народов были свои места поклонения святым предкам.

Под влиянием европейцев повелось считать, что у кочевника не было чувства родины. Римский историк Аммиан Марцеллин весьма высокомерно писал о гуннах: «Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден — далеко оттуда, вырос — еще дальше». Это совершенно не так, у них родиной была вся степь, кочевники хорошо знали границы своей территории и расположение кладбищ предков. Когда персидский царь Дарий пытался покорить скифов, те отступили в глубь страны, не вступая в бой. Дарий, по словам Геродота, послал гонца к царю скифов со словами: «Зачем ты все время убегаешь, хотя предоставлен выбор?» — на что получил ответ: «Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал от страха перед кем-либо, и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тот час же не вступил в сражение с тобой — это я также объясню. У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения, поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если же вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет». Во все времена надмогильные камни, кладбища служили местом обозначения своей родины, за них сражались и их оберегали. Не случайно при завоевании какой-то территории уничтожали кладбища с тем, чтобы стереть память народа. Сохранение отеческих могил — дело святое.

Память — самый подлый предатель на свете.

Эрих Мария Ремарк

Наши законодатели уже поднимали вопрос о кладбищах. Наверное, это помогло как-то их обустроить, но проблема до конца не решена. Ведущие партии заняты пропагандой патриотизма или спорта, их деятельность дальше Отечественной войны не идет. Однако история не терпит избирательного подхода. Без исторической памяти не сохранится уважение к своему месту проживания, к своей семье. Если уж мы говорим о патриотизме, то его вектор надо повернуть на отеческие могилы.

Для приведения в порядок кладбищ недостаточно законодательных или административных мер, важно также участие общественности. Помню, в свое время мой отец (Сибгат Хаким), возмущенный состоянием родников, выступил со статьей, на которую обратило внимание население, и повсеместно началась расчистка родников и ручьев. Некоторые предприятия и главы районов очень достойно украсили родники, они стали настоящим произведением искусства. Нечто подобное хорошо было бы повторить с кладбищами. Не сказать, что этим никто не занимается, есть достойные подражания примеры, однако они не приобрели массового характера.

Как приятно видеть в республике обновленные или заново высаженные парки. Это меняет самого человека. Точно так же человек меняется, когда заходит в современные центры торговли, он будто из родной Казани попадает в Европу. Скоро уже не останется скопления грязных лавочек и прилавков, мы перейдем и в этом вопросе к евростандартам. В этом году мы будем приводить в порядок прибрежные воды — они подлинное богатство республики. Возможно, когда-нибудь доберемся и до кладбищ.

Веселый час! я посетил кладбище
Первоначальных дней (упавших навсегда),
Как мот скитался там как безотрадный нищий
Что даже смерть ему не нанесет вреда
Следил внимательно гробниц следы кривые
Надежды робкие сокрыли склепы их
Порывы дерзкие восторги боевые
И многих не узнал среди льстецов своих
«Твои твои» шептали вяло камни
«Ты здесь ты здесь» шуршит внизу земля
Мгновенья беглые сознанья былей давни
Струились ввысь туманя и пыля.

Давид Бурлюк. Сумерки. 1908

Рафаэль ХАКИМОВ.

 «БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1004

Комментирование запрещено