Камиль Самигуллин: «У мужчины естественна любовь только к женщине», «Гуманный закон России против многоженства лишает 10 млн женщин права быть чьей-то женой»

8721c88802fc4886Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с главой ДУМ РТ.

Часть 1

Беседа в прямом эфире онлайн-конференции «Реального времени» с главой Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камилем хазратом Самигуллиным привлекла огромное внимание читателей, поэтому в основном была построена не на редакционных, как это часто бывает, а почти исключительно на читательских вопросах. Люди интересовались как вопросами религии и обрядов, так и вопросами, актуальными для современного общества. Тем временем мы не могли не спросить у муфтия Татарстана о его отношении к исламскому терроризму, теракту в Орландо, ЛГБТ-сообществу.

Об ЛГБТ-сообществе: «Им нужно покаяться»

— В начале, хотелось бы вас поздравить со священным месяцем Рамазан, который идет сейчас.

— Спасибо.

— И у нас очень много вопросов, связанных с празднованием и с уразой, но мы их зададим и обсудим попозже. В начале хотелось обсудить самое резонансное событие последних дней — это трагедия в Орландо, где мужчина расстрелял 50 посетителей гей-клуба. Очень много вопросов поступило от наших читателей. Первый вопрос: мужчина относил себя к последователям ислама, называл себя мусульманином, как вы относитесь к этой трагедии, как вы оцениваете ее?

— Не каждый, кто надел белый халат, может называться доктором. Конечно, человек волен в своем выборе, он имеет право ненавидеть, не любить, и этому мы не можем помешать. Какие-то слои общества не могут ставить себя выше закона. Если это было бы дозволено — пришла бы анархия. Поэтому, конечно же, мы осуждаем такое действие.

— Читатели параллельно спрашивают, что делать с ЛГБТ-сообществом?

— Нам что с ними делать или вообще что делать?

— Вообще, в целом.

— Им нужно покаяться, потому что все это противоречит естеству, тому, как создал нас господь. И даже в Коране и во всех писаниях говорится, что «Мы создали вас парами», то есть, мужчину и женщину. Также пророк Мухаммад говорил: «Женитесь, пусть вас будет много, я буду гордиться вашим большим количеством в Судный день». Поэтому у мужчины естественна любовь только к женщине.

— Также вот читатели пишут, что во Франции якобы разрешены однополые браки, а имамов, отказывающихся женить геев, привлекают к ответственности. Я сам такого не слышал, тем не менее читатели спрашивают, как вы относитесь к таким новостям?

— Я тоже такого не слышал, но порою бывает, что иногда раздувают из мухи слона. Может быть, такого и не было, потому что очень странная новость. Но однажды мне тоже звонили, и говорили, что якобы где-то во Франции хотят открыть мечеть для геев, как мы к этому относимся. Мы, конечно, сказали, что негативно. И в такой мечети я бы намаз не читал: очень опасно там наклоняться.

Об ИГИЛ: «Мы должны этим псам не позволить посеять зернышко в наших сердцах»

— Относительно трагедии в Орландо: человека называют последователем террористической организации, запрещенной у нас, ИГИЛ. Читатели спрашивают, что ДУМ делает для противодействия таким организациям?

— Вся работа духовного управления нацелена на то, чтобы пояснить правильные постулаты религии и отвратить людей от всего запретного. Терроризм — это тоже запретное действие. Вообще, что касается ИГИЛ, то о них мы можем найти в некоторых риваятах, в некоторых изречениях даже пророка: он предсказывал приход подобных людей. Такие люди были во времена четвертого праведного халифа — их называли хариджитами, то есть, «отщепенцами», они выходили против правительства, против системы, и пророк проклинал таких людей. И приводится в книге «Китабу ль-Фитан»: «Когда увидите черные флаги, то прилипните к земле, не двигайтесь, потом появятся люди слабые, никто им не придает значения, то есть, люди ни на что неспособные, но они будут претендовать на государственность». В истории еще никто не претендовал на государственность. Ни одна террористическая организация не создавала государства. «Их сердца подобны железу, они не будут сдерживать ни слов, ни договоров — с ними нельзя договориться. Их имена — это кунья (Абу Али, Абу Бакр и т.д.), а продолжение их имени — это местность, откуда они вышли (Аль-Мисри — из Египта и т.д.)», то есть, не будет своих имен, будут только «партийные клички». «Их волосы будут распущены, как у женщин, длинные; и придет время, когда у них тоже начнутся разногласия, и они будут убивать друг друга. Затем господь покажет истину, кому пожелает».

И подобных изречений немало. Например, в сборнике Бухари говорится: «Они будут улетать из религии ислам подобно стреле, которая вылетает из лука». Поэтому мы можем сказать, что у этого течения, у этой секты бандитов, у них нет отношения к исламу, они пытаются использовать риторику ислама, прекрасные слова ради своих корыстных целей, но мы понимаем, что это инструменты в чьих-то руках.

— Со стороны ДУМ часто приходится говорить об ИГИЛ и какие-то действия проводить?

— Сейчас состояние войны, мы должны бороться с ними, молить господа, чтобы все это не пришло на наши земли. Вот, например, пять лет назад Сирия процветала, какое прекрасное государство было: все радовались, ездили в Дамаск, говорили, какой город, какая там толерантность. И что натворил внешний враг? Поэтому мы должны брать из этого всего урок, еще более сплотиться. И как говорится в одном выражении: «Псы — обитатели ада», то есть, должны этим псам не позволить посеять зернышко в наших сердцах.

— От темы терроризма все-таки не можем мы уйти, еще один вопрос от читателей поступил: «Обязаны ли мусульмане постоянно оправдываться после терактов, совершаемых так называемыми исламистами?»

— На самом деле, не обязаны, но почему-то мир ассоциирует нас с ними и их с нами. Наша же задача — показать правильный образ ислама, что ислам — это от слова سلام («мир»). Когда мы говорим о пророке Иисусе (Исе), вспоминаем его качества как души, которую дал господь. Когда мы говорим о пророке Аврааме (Ибрагиме), то мы вспоминаем его качества как друга Аллаха. Когда мы говорим о пророке Моисее (Мусе), то мы вспоминаем его качества как «того, кто говорил с господом». Когда мы говорим о последнем пророке Мухаммеде, то первое, что нам приходит в голову — это любимец Аллаха. Наша религия зиждется на любви, нам нужно это показать. Начать надо с себя. Говорят: «Не воспитывайте детей — начинайте с себя».

«Мы будем изучать свой язык в рамках татарского богословия, соответственно, надо изучать очень глубоко»

— Сегодня у нас будет еще очень много вопросов от читателей, я буду стараться задавать их, в первую очередь, потому что действительно очень много поступило и продолжает поступать вопросов. Целый ряд вопросов связан с Болгарской академией. В принципе, тема академии постепенно отошла на задний план в информационной повестке, тем не менее хочется узнать, чем сейчас живет заведение, на какой стадии развития оно находится, что сейчас происходит в академии?

— Вы знаете, что уже в прошлом году проходили курсы «Рецитации Корана» в рамках академии. Что касается документов, они все уже готовы. Также проектная документация тоже готова: началось строительство, надеюсь, что в скором времени мы уже увидим новое здание академии. Сейчас прорабатывается программа: какие будут учебники, какие факультеты, кафедры, каких специалистов мы будем привлекать — прорабатываются все вопросы. В этом направлении пока двигаемся.

— В продолжение этой темы пришел от читателя вопрос, я сразу поясню, что это касается дискуссии о татарском языке: «В Болгарской исламской академии планируется открыть кафедру татарского языка и литературы. На каком уровне собираются учить там татарский язык: как в Российском исламском институте, где выпускники-нетатары и двух слов связать не могут после учебы, или как на татфаке КФУ или в педуниверситете, где преподавали все разделы татарского языка как родного?» Вопрос довольно-таки длинный, я до конца зачитаю: «Как будут соотноситься по качеству татарский и арабский языки выпускников академии? Насколько оправдано будет преподавание будущим богословам современной татарской литературы?» Сложный такой вопрос из нескольких.

— Попробую коротко на него ответить, обобщить. Что касается языка, то мы в ДУМ считаем это важным направлением. Часто приходят молодые люди и говорят: «Давайте в мечетях будем вести проповеди на русском языке — есть люди приезжие (со Средней Азии и т.д.), давайте перейдем на русский язык». Но мы стоим жестко на том, чтобы оставить свой, проводить проповеди на татарском языке, и Всевышний Аллах говорит, что «Я создал вас племенами и народами», разделил вас на нации: кто нас сделал татарами или кто сделал кого-то русскими? Сам господь. Для чего? «Чтобы вы познавали друг друга». Не чтобы растворялись друг в друге, а чтобы познавали, чтобы было интересно: у каждого своя культура, свои традиции, то есть, познаем и взаимодействуем. Язык — это очень важная основа нашей нации.

Что касается академии, то в академии мы продумывали. Сейчас это все прорабатывается, но трудно ответить. Для чего создаются вообще академии? Академия — это что-то, что будет выше университетов. В РФ есть семь исламских университетов, это: Грозный, Махачкала, Москва, Уфа, Казань и т.д. Там мы воспитываем только бакалавров. Теперь у нас есть потребность воспитать своих магистров, докторов, которые будут воспитываться на российском богословии, будут изучать наши книги: тысячи книг были написаны на нашей земле. Первый Коран напечатан и подготовлен мусульманами именно в Казани. Также есть потребность понимать старые наши книги, сотни которых были написаны на старо-татарском языке. Значит, соответственно, если мы будем изучать свой язык, то мы будем его изучать в рамках татарского богословия, соответственно, надо изучать очень глубоко, нужно знать старые слова, и уровень должен быть достаточно высок.

— В продолжение образовательной тематики: в Египте некоторое время назад велись переговоры об открытии в Татарстане филиала университета Аль-Азхар; чем закончились они, есть какие-то продвижения?

— Не совсем. Я тоже присутствовал на той встрече. Была такая презентабельная делегация от РФ, проговаривали о взаимодействии, достигли того, что наш совет по образованию будет давать направление ученику. После завершения какого-либо российского исламского университета он может поступить на первый курс Аль-Азхара. Раньше такого не было: он должен был пройти школьную программу в Египте, чтобы изучить арабский язык. Сейчас уже есть некие облегчения. Затем студенты едут туда бесконтрольно, трудно проследить. Поэтому отныне они будут принимать только по направлению от нас, от совета по исламскому образованию, который возглавляет Рафик Мухаметшин.

По открытию филиала: такой разговор сейчас уже не идет, потому что мы создаем свою академию и надеемся, что она будет конкурировать с международными центрами со всего мира, по крайней мере, не будет хуже, чем они. Сейчас прорабатываем вопрос курсов арабского языка совместно с Аль-Азхаром. Чтобы в Казани, не выезжая, скажем, в Египет или другие страны, хорошо освоить арабский язык.

«Каждый мусульманин, если у него есть достаток, хочет от своего имени провести хоть один раз ифтар»

— Наибольшее количество вопросов читателей, конечно, посвящены Рамазану и уразе: «Расскажите, пожалуйста, как сейчас проходит месяц. Можете ли какие-то предварительные итоги, если можно вообще о них говорить в таком вопросе, подвести?»

— Итоги: простятся грехи или нет? Я не смогу ответить.

— Есть какая-то статистика по постящимся?

— Трудно посчитать, потому что пост — он между господом и рабом. Человек может сказать, что постится, но не поститься на самом деле. Но мы судим по количеству постящихся на молитве таравих, которая совершается после разговения ночью в мечетях. Мечети заполняются, и больше молодых людей, что нас радует. Просчитать трудно, но на ифтарах… У нас в 30 мечетях Казани ежедневно проходят ифтары. Можно привести в пример мечеть «Ярдэм», где тысяча человек ежедневно, или «Казан Нуры», где 500 мужчин и 100 женщин, и другие мечети, где 100-50 человек и т.д. И мы примерно посчитали — где-то 5 тыс человек разговляются ежедневно только в мечети. Мы все понимаем, что не все разговляются в мечети, кто-то разговляется дома, кто-то приглашает в кафе. Посчитать очень трудно.

— Удается вообще накормить всех желающих в мечетях? Насколько их число велико?

— Такой цели нет — накормить всех желающих. Если мечеть, скажем, кормит 100 человек, то люди уже знают, они туда идут. Пока никто не жаловался, всем хватает.

— Очень много сообщений про то, как известные люди помогают в организации ифтаров. И сегодня было сообщение о том, что глава Налоговой службы помог в организации ифтара, и до этого были сообщения. Кто из известных людей помогает еще? Или, может, из руководителей крупных организаций?

— Помогают многие. Мы обращались в Ассоциацию предпринимателей-мусульман России, к другим крупным компаниям, многие откликнулись, помогли. Сейчас мы готовимся к республиканскому четвертому ифтару; в этом году мы замахнулись на количество 10 тысяч человек. Надеемся, что все пройдет хорошо. На самом деле, многие помогают: и главы районов от своего имени, и каждый мусульманин, если у него есть достаток, хочет от своего имени провести хоть один раз ифтар в мечети, дома или в кафе. Поэтому, если человек мусульманин и делает это, то в этом ничего такого нет.

О присутствии на ифтаре духовных лиц, представляющих другие религии: «Когда мы зовем, они никогда не отказываются»

— Из известных постящихся кто-то приходит в мечеть?

— На праздничный намаз приходят практически все. На праздничный намаз мы ждем всех, все мечети будут открыты. Кстати, хотелось бы сказать, что праздничный намаз начнется в семь утра по всей республике. Это было совместное решение Совета улемов и Совета казыев (потому что возникают проблемы, если мы говорим, что, например, в «Кул Шарифе» будет прямой эфир в семь утра, а намаз уже прочитается в шесть утра в других мечетях, то люди могут спутаться, услышав эту новость), дабы не было такой путаницы. В «Кул Шариф» тяжело поехать пенсионеру в автобусе, если еще, например, автобус не ходит, если будет проводиться намаз в четыре утра, поэтому мы определили одно и то же время, чтоб по всей республике все помолились. Соответственно, где-то в 6:30 начнется проповедь, и в 7 будет сам праздничный намаз.

— По времени у нас еще много вопросов, мы еще к ним перейдем. Еще один вопрос: «В конце месяца будет проходить вечер Татарстана в шатре Рамазан на Поклонной горе в Москве в мемориальной мечети, вы в нем будете принимать участие?»

— 30-е число — это последняя декада Рамазана, я, согласно сунне пророка, провожу последние 10 дней в мечети в поклонении, много лет я этого не нарушал, у меня поехать не получится. Но от нас обязательно поедут наши представители, мы каждый год стараемся там участвовать.

— Кто будет представлять республику?

— Я затрудняюсь ответить: этот вопрос еще не прорабатывали. Несколько дней назад я получил это приглашение, делегировал нескольким замам, они поедут.

— Если говорить об ифтаре, который будет проходить на стадионе, программа будет как-то отличаться или она будет проходить, как в прошлом году?

— Конечно, каждый год, если мы вспомним, несколько лет назад это было 2,5 тысячи человек, в прошлом году — 5 тысяч человек. Каждый год программа менялась, потому что все зависит от молящихся, от количества постящихся. 2,5 тысячи — очень легко (на тот момент нам казалось тяжело, теперь — легко, что это ничего не стоит). В прошлом году мы уже немножко переиграли, продумали, где будем молиться, подобрали очень хорошее место с видом на Кремль, расстилали ковры. Но в этом году, раз будет 10 тысяч человек, решили молиться в самой чаше, на самом поле, все места для разговения будут заняты, то есть, продумали логистику. Конечно же, у нас будет определенная программа до начала самого ифтара, до 8:30: это будут и проповеди, и выступления различных хазратов, исполнение нашидов, мунаджатов и т.д., программа будет насыщенной.

— На самом первом ифтаре, который проводился в Татарстане в «Туган авылым», присутствовал митрополит Феофан. Насколько вообще распространено приглашение представителей других конфессий (тем более высокопоставленных) на ифтары?

— Этим и отличается Татарстан. И в прошлом году, когда в Закабанной мечети был шатер Рамазана, пришел отец Диогенес, также пришел Ицхак Горелик. Когда мы зовем, они никогда не отказываются, и в этом году владыка Феофан пришел в первый день, поздравил мусульман с праздником. Надеюсь, мы пригласим их и на общий наш ифтар. Однажды на ифтар, года два назад, католический кардинал из Германии приехал. Смотрели сначала на него, но не поняли: вроде в тюбетейке, но с крестом (такая красная шапочка у него), общались, потом все начали с ним фотографироваться — вроде им понравилось. Хорошее общение было такое, теплое, и ему понравилось. Он удивился, что мусульмане так ежедневно встречаются, радуются, проводят разговение, и во всех мечетях проходят подобные ифтары.

— Участвуют они в трапезе после этого?

— Конечно, это же основа, кульминация встречи.

«Совместно с кафедрой астрономии КФУ мы рассчитали времена намазов, и уже пару лет работаем по новому календарю»

— Очень много вопросов, связанных со сроками, временем. Мне немного тяжело о них как немусульманину говорить, поэтому сразу прошу прощения, если скажу что-то не так. Но вопросы от читателей есть, их все же нужно обсудить — люди интересуются. Все-таки когда праздновать Ураза-байрам, и почему в разных календарях не сходятся даты начала Рамазана, праздника Курбан-байрам и других дней?

— Это очень долгий вопрос, но постараюсь попроще его объяснить. Есть две методологии вычисления. Первая, основа – это руийя, видение месяца, непосредственное видение месяца. В наших краях это немножко затруднено, у нас постоянно облачно. Второй метод — это хисаб, астрономический расчет.

Противники астрономического расчета приводят хадис пророка о том, что он запретил заниматься наукой о звездах, но здесь же ученые разделились, что наука о звездах бывает двух видов: первая — наука астрология (которая запрещена на самом деле, предсказывать судьбу и т.д.), есть астрономия — точная наука, которую изучать нам обязательно, потому что даже в Коране говорится, что Луна и звезды идут по своему расчету, и если правильно просчитать, то мы будем знать, где она будет находиться в какое время. Сейчас наука дошла до того, что мы посекундно можем сказать о затмении солнца, солнцестоянии, и это всегда происходит и никогда не ошибается. Пришло время, что уже многие ученые современные пришли к тому, что надо определять по расчету, тогда не будет разногласий среди мусульман.

В Саудовской Аравии, например, по-старинке, говорят, мы будем смотреть. Также это отличается от территории: они могут увидеть месяц раньше, нежели мы. Раньше, несколько лет назад, пост отличался, даже мог на дня три растянуться праздничный намаз, сейчас уже потихонечку приходим к одному стандарту, надеемся, что в скором времени уже такого не будет. Раньше не было проблем, потому что не было прямой связи, прямого эфира. Сейчас посмотрит и скажет: «А вот в Мекке на одно число отличается, как нам поступать?». На самом деле нет проблем: оба эти методы законны, соответствуют шариату. Но чтобы не было фитны, мы считаем, что астрономический метод более близок к тому, чтобы объединять мусульман. Мы за объединение.

— В разных источниках календари ифтара, сухура и намаза резко отличаются друг от друга, на каких данных основывается ДУМ РТ?

— Отличается почему? Совместно с кафедрой астрономии КФУ мы рассчитали времена намазов, и уже пару лет работаем по новому календарю. Мы в нем уверены, потому что собрали группы (их было очень много) с профессором Беловым, много очень вопросов было, потому что у нас в соответствии с солнцем время намаза определяется. И мы поняли, что даже в Казани время может отличаться, если ты, например, на возвышенности, то вечерний намаз может взойти на минуту раньше, если пониже — время может отличаться. Например, поселок Мирный, Авиастроительный район, они могут тоже немножко отличаться. Также преломление, влажность — это тоже влияет, зимой – отражение от снега. Все это мы учитывали, то есть, скорость падения солнца. С кафедрой астрономии мы рассчитали точное время, выпустили две программы: на татарском — «Намаз вакытлары», на русском — это «Времена намазов». И для андроида и для айфона можно скачать приложение для всех городов России совершенно бесплатно, на татарском — это каждый район республики, мы все поминутно рассчитали, это точно.

Что касается старого календаря, могут спросить: разве раньше было не так? Просто в 90-х годах не было возможности рассчитать, не было взаимоотношений и связей с кафедрами астрономии, не было этих возможностей, и считали просто «на калькуляторе». Каким образом? Берешь просто календарь, скажем, садовода, где есть время восхода солнца, есть время захода солнца. И теперь человек на это смотрит: минус 1,5 часа — это у меня утренний намаз, ровно в 12 у меня будет зенит, то есть, будет дневной намаз, вечерний намаз нам показан, между вечерним и дневным намазом мы делим время на три части: 2/3 – это предвечерний намаз, плюс 1,5 часа — это ночной. В принципе, на калькуляторе считали — просто не было других возможностей. Сейчас у нас эти возможности есть. Это не просто цифры, взятые с потолка, это огромная научная работа была проделана.

— А тем людям, которые не пользуются смартфонами, есть же бабушки и дедушки…

— Есть интернет, есть календари, которые выпускаются, в газетах это тоже печатается, например, календарь на месяц.

«Этот вопрос всегда мучил, и его даже описывает в своих заметках Ибн Фадлан»

— В продолжение темы времени: «В летнее время в наших широтах не наблюдается полной темноты. Вечерние сумерки плавно переходят в рассвет. Как быть со временем сухур?»

— На самом деле, это правда, где-то с 5 мая у нас перестал заходить ночной намаз по факту. Чтобы считалось, что ночной намаз взошел, солнце должно опуститься на 17 градусов и по некоторым другим линиям — на 15 градусов по горизонту. Этого не происходит — солнце сразу же восходит. Поэтому по шариату ночной намаз как бы не взошел. И этот вопрос всегда мучил, и его даже описывает в своих заметках Ибн Фадлан, когда в 922 году он приехал к нам в Булгары и увидел, что мусульмане не произносили пятого азана и сразу читали после вечернего. И он ждал, ждал, и вот уже взошел утренний намаз. И было три мнения, распространенных среди ученых: некоторые не читали. Действительно были, некоторые удивятся, ученые, которые проповедовали, что если не заходит… Говорили, что, например, если не будет ноги, то ее вроде бы мыть необязательно, омовение будет полным. И если время намаза не заходит, то и читать его необязательно, они читали. Это было одно такое мнение. Другое мнение было, что они читали как долг, некоторые читали соединяя: через некоторое время после прочтения вечерней молитвы читали, другие читали по ближайшему городу. Если у нас смотреть, ближайший город, где заходит — это Астрахань, поэтому мы примерно делаем такдир, ставим полтора часа, и после этого мы молимся. Это соответствует фетве, и так мы молимся.

— Я боюсь даже спросить, что делать людям, которые находятся в Заполярье, где солнце вообще не заходит?

— Там тоже по ближайшей местности определяют времена намазов и читают.

— «Приходилось слышать, что и в летнее время, когда полная темнота не наступает, можно объединить ближайшие намазы, например, вечерний и ночной. Это допустимо?»

— Мы поставили в календаре время, и этот промежуток… Многие спрашивают, почему есть скачок, например, в 11 ночи заходит ночной намаз, а потом резко прыжок: 4 мая он заходить будет, а 5-го – нет. Так мы же не оставим это старое время, чтобы мучить людей. Мы говорим, что уже следует фетва, есть некоторое облегчение, поэтому есть такой скачок. Но есть такая фетва: если люди мучаются, им очень тяжело, если они будут вечерний намаз читать, потом — ночной, потом ждать утренний намаз и могут опоздать на работу, будет сложно просыпаться. Такого сейчас нет, потому что мусульмане все читают таравих, через полтора часа в мечети совершают в основном коллективный намаз, и утренний намаз можно уже читать в час, после завершения сухура (утреннего приема пищи), то есть, логичней просто дождаться утреннего намаза, потом лечь спать. Скажем, то, что будет после Рамазана, теоретически можно так делать, мы ставим полтора часа, чтобы соответствовать общей фетве.

realnoevremya.ru

Часть 2

В ходе беседы муфтий Татарстана рассказал о том, как относится к смешанным бракам, к увлечению молодежи религией и понятию «традиционный ислам». Иногда читатели интересовались и чисто практической стороной религии: сколько получают имамы, куда идут пожертвования, можно ли пить кумыс. Камиль хазрат Самигуллин смог ответить практически на все вопросы, за исключением одного — какова судьба пропавшего Сулеймана Зарипова.

Двоеженство и запрет на учебу в институте как национальная традиция

— Нам продолжают приходить вопросы от читателей, вот один из вопросов зачитаю: «Как вы относитесь к молодым людям по всей России, которые являются мусульманами, становятся все более религиозными?»

— Я только радуюсь, но также могу этим молодым людям сказать, чтобы они получали знания, потому что наихудшим является невежда, который не обладает знанием, информацией о религии. Прочитав пару брошюрок, начинает говорить от имени религии, то есть, превращает ислам в такое поле, где каждый хочет выбежать и мячик попинать. Вроде бы религия касается всех, и каждый хочет говорить от имени религии, но это не так: медицина тоже касается всех, но мало кто занимается самолечением или лечит кого-то другого — обращаемся к специалисту. Здесь тоже есть свои специалисты: есть ученый, есть хазрат — нужно обращаться к ним, изучать правильную, истинную религию именно с ними.

— В продолжение этого вопроса дальше пояснение есть, почему человек интересуется: «В частности в Ингушетии считается, что молодые женщины не должны покидать отчий дом и поступать в университеты в других городах. Также там, как и в Чечне, вполне лояльны к двоеженству. Куда это все может привести при таком несоответствии законов России с тем, что запрещает или разрешает Коран?» То есть, человек видит противоречия в этом.

— Противоречий нет. Есть традиции, скажем, двоеженство, как я понимаю, не развито там на официальном уровне, то есть, это вторая жена. Здесь человек берет любовницу — ему никто ничего не говорит. А там — две жены, если есть возможность содержать… По-моему, у нас в России на 10 миллионов женщин больше, получается, гуманный закон лишает 10 миллионов женщин права быть чьей-то женой. Или же есть проблемы такого характера, что мужчины умирают раньше, или человек берет вдову со многими детьми, и воспитывает этих детей, это прекрасно. В Коране есть разрешение, что можно взять две, три, четыре жены, но тем не менее господь говорит, что если вы боитесь, что не будете справедливы, то тогда ограничьтесь одной, потому что это ближе к богобоязненности. Кто из нас может быть справедливым в наше время? Есть разрешение, но это не значит, что это приказ, и ты обязан это делать. Как звучал вопрос по Ингушетии?

— «В частности в Ингушетии считается, что молодые женщины не должны покидать отчего дома, поступать в университет в другие города».

— Это национальная традиция, может быть, они оберегают своих девушек. Это не наша компетенция — обсуждать традиции другой республики.

— Но здесь, наверное, смысл больше…

— Страна одна, закон один, как вы говорите, но мы сразу вспоминаем, когда на Олимпиаде в Сочи неким знаком было такое лоскутное одеяло. Я увидел это, обрадовался, что все-таки у нас пришло понимание, что мы неодинаковые, мы разные. Одна нация, нас очень много, мы все разные, но мы едины, этим и прекрасна наша страна. В Татарстане мы понимаем, что все живем в одном доме, но квартиры у всех разные.

— Я думаю, здесь речь идет о том, что я, например, руководствуюсь нормами ислама, поэтому я, скажем так, не соблюдаю законы государства, так как соблюдаю законы шариата. Видимо, об этом сейчас идет речь.

— Законы не противоречат, например, никто нам не запрещает совершать пятикратный намаз, никто нам не запрещает поститься, мы свободно можем совершать паломничество в Мекку. Если ты богат, ты можешь с легкостью выполнить такую свою обязанность, как закят. И этому никто не мешает. Если возникают какие-то правовые шариатские вопросы, то они должны обратиться к местному муфтию, в духовное управление определенной республики, если это Дагестан — в дагестанское управление, и местный муфтий знает больше обстановку, которая там существует, и даст правильное заключение. Верующему человеку нужно будет этому следовать.

«Суфийский толк был у нас распространен, и он тоже соответствует нашей традиции»

— Еще один вопрос пришел о теме терроризма: «Много ли ваххабитов в РТ?» Есть люди, которые заявляют, что у нас есть ваххабитское подполье, которое ведет постоянную работу…

— Те люди, которые говорят, что есть подполье… Мы слышали эти слова, когда якобы в лесах 3 тысячи человек… Я тогда подсчитал, столько молящихся-то там, наверное, нет, и столько лесов у нас не осталось, чтоб прятаться там, поэтому это абсолютная глупость. Это произносят люди, которые не любят Татарстан, которые негативно относятся к нашей республике. И ваххабизм — это такое понятие… Кого мы относим к понятию? Если он отвергает наш мазхаб, то мы говорим, что он не соответствует традиционному исламу, то есть, он не может быть у нас имамом в мечети. Но чтобы человек вышел и сказал, что он ваххабит, таких нет или, может быть, только единицы.

— В продолжение темы, появляются мнения, что есть традиционный ислам и нетрадиционный ислам, и спрашивают, есть ли вообще понятие «традиционный ислам», что подразумевать под традиционным исламом?

— На самом деле традиционный ислам — это слово может кого-то отпугнуть, смотря, что мы вложим, и каждый берет это слово и понимает как-то для себя. Традиционный ислам — это традиция, слово «сунна» можно перевести как «традиция»; но мы понимаем это слово, как ислам, который сформировался на определенной местности, то есть, тот мазхаб, тот путь, которого придерживались наши предки, и то, что не противоречит Корану, сунне Мухаммада.

И здесь так сложилось исторически, что у нас был ханафитский мазхаб, большинство людей придерживались суфийского толка. Кто-то может воскликнуть: «Как так? Что?» Возьмите, например, шейха Марджани — он был суфийским наставником, Галимжан Баруди тоже был шейхом накшибадийского тариката, Зайнулла-ишан Расулих, известный татарский богослов, похороненный в Троицке, был суфийским шейхом. Кстати, его сын Абдурахман Расулих был в то время муфтием и объявил священную войну против фашисткой Германии, дал 50 тыс своих рублей на создание танковой дивизии, даже товарищ Сталин сам похвалил его за это. Потом Мухаммад-Закир Камалов из Чистополя был духовным наставником первого муфтия Дагестана, похоронен в Чистополе, обучил Сайфуллу кади Башларова. И он, будучи его учеником, поехал и этот суфийский путь увез в Дагестан. Эта цепочка продолжилась там, поэтому суфийский толк был у нас распространен, и он тоже соответствует нашей традиции. Три основы: это мазхаб, правильная акыда, правильное вероубеждение и работа над своими страстями.

О должности верховного муфтия: «Мы уважаем его мнение, но лично я не считаю себя достойным такой должности»

— Некоторое время назад прошла новость, что Талгат Таджуддин, верховный муфтий России, передал или не передал вам (там долго и непонятно обсуждалось это) свой пост частично. Все-таки поясните: действительно ли это была передача или не было передачи?

— Это было мнение Талгата хазрата Таджуддина. Мы уважаем его мнение, но лично я не считаю себя достойным такой должности. Он предложил, хотел, но это нуждалось в обсуждении мусульманской общиной, потому что это очень серьезный вопрос. И я сказал, что без обсуждения с нашими мусульманами, с другими муфтиями… Мы знаем, что в России очень много муфтиев, и есть такая проблема, что иногда без знаний люди становились муфтиями, вносили какие-то непонятные фетвы. Очень много разделений, примерно 85 муфтиятов в нашей стране, как их объединить? У него это не получилось, и мы боимся этой ответственности и сказали, что нужно оставить это на Курултай, на общее собрание мусульман, и я сказал, что если мусульмане сами захотят, решат не по одному мнению Талгата хазрата, это его мнение… Он хорошо о нас думает, думает, возможно, лучше, чем мы являемся. Аллах будет им доволен.

«Имамы же не святым духом питаются»

— Многие читатели интересуются практическими вопросами: имамы получают зарплату?

— Конечно, имамы же не святым духом питаются.

— Сколько получают имамы?

— Это зависит от прихода. В каждом приходе есть такое понятие, как мутаваллиат, есть попечительский совет, 10-12 человек, которые являются приходским собранием, которые назначают зарплату. Они проводят различные обряды, им приносят садака, у них набирается, и они договариваются, что имаму мы будем платить столько-то, мы будем снимать ему жилье или построим дом — по сути, это решает совет и зависит от прихода — это большая казанская мечеть или мечеть в маленькой деревне. Там он может вообще не получать. И в основном в деревнях — это старые бабаи, которые живут на свою пенсию, и пусть Аллах будет ими доволен, потому что благодаря им мечети не закрываются.

— А есть вообще какое-то согласование, условно тарифная сетка.

— Больше, чем наберется, они все равно не поставят.

— В продолжение практической темы читатель спрашивает: «А куда поступают пожертвования?»

— Пожертвования идут на содержание мечети. Мы понимаем, что мечети — большие здания. Это оплата газа, воды, света и т.д. Оттуда идет и зарплата, которую устанавливает имаму приход, имам сам себе не устанавливает. Что якобы у имама ключ от ящика, он берет сколько ему надо, закрывает и уходит, такого нет. Есть ревизионная комиссия — это самые уважаемые и пожилые люди прихода. В какой-то день, в пятницу они вскрывают ящик и совместно с бухгалтером отдают эти деньги бухгалтеру, и он платит имаму зарплату. Все это идет на содержание мечетей. Если при каких-то мечетях проходят детские лагеря, какие-то мероприятия — на это тратится.

— Опять практический вопрос: «Сколько денег идет от фонда поддержки исламской науки, культуры и образования?»

— Цифру я, наверное, не буду озвучивать. Там есть грантовая система — раздали гранты и по районам, их осваивают. Также мы напечатали очень много литературы. В частности, в этом году мы подготовили около 40 новых учебников для новой программы, созданной в прошлом году, привели исламское образование к некому стандарту, потому что у нас начальное образование, среднее образование, высшее образование – все выстроилось в одну цепочку. И теперь как некая кульминация это будет академия, где будут воспитываться магистры и доктора. Фонд нам очень хорошо помог с изданием этой литературы, мы делали это совместно.

О волонтерах «Они тоже все в основном постящиеся, и это очень сложно»

— В продолжение темы ифтара — было объявлено о наборе волонтеров. Много раз уже эта тема обсуждалась, но все-таки все до сих пор спрашивают, и к нам несколько вопросов поступило по поводу волонтеров: «Как стать волонтером и кого принимают в волонтеры»?

— Можно обратиться через социальные сети, можно позвонить по номеру 264-64-19 в приемную ДУМ, обратиться к молодежному отделу при ДУМ и узнать. Набор все еще идет. Очень отрадно, что есть такие молодые люди, которые хотят ради Аллаха… Они тоже все в основном постящиеся, и это очень сложно, это жаркий день. В том году было очень жарко, и они с самого утра до поздней ночи нам помогали участвовать в этом богоугодном деле. Опять же скажу, пусть господь будет доволен теми, кто участвует, помогает нам, теми, кто придет поучаствовать.

— Еще говорилось, что могут принимать участие, быть волонтерами не мусульмане. Насколько это распространено? Много таких случаев было?

— Я затрудняюсь ответить. По прошлому году не помню такого случая, думаю, услышал бы.

— Но это обсуждалось…

— Наверняка было, но в прошлом году, насколько я знаю, около 500 человек участвовало. Мы со всеми постарались пообщаться по мере возможности, но не получилось у нас поговорить лично с каждым. После этого мы устроили пикник для них и интересные игры, общение было, но я сам лично не был свидетелем такого.

О восстановлении исторических мечетей: «Не каждый имам соглашается работать с кем-то другим, он хочет быть единоличным начальником»

— Некоторое время назад в нашей студии была Олеся Балтусова и мы много говорили о мечетях, которые сейчас восстанавливаются. Действительно, было много сделано для восстановления храмов: и Галеевскую мечеть недавно восстановили, и подняли минареты разрушенные на всех исторических мечетях, но до сих пор есть мечети, которые стоят бесхозными. В частности, это мечеть Иске Таш в Татарской слободе, Белая мечеть на бывшей территории «Мелиты». Что с ними происходит? Как-то ДУМ взяло их под свою опеку?

— Конечно, они в очереди — невозможно сделать все в один день, все сразу. Поэтому мы постоянно думаем, привлекаем средства. Какие-то средства были найдены, и в Белой мечети постелили полы, фундамент был укреплен. Сейчас подбираем в эти мечети активных имамов, чтобы они взялись за эту работу. Этим нужно заниматься, мы постоянно об этом думаем. Вот только закончили Галеевскую мечеть. Скоро у нас открывается новое здание ДУМ — будем переезжать. В Челнах нужно строить центральную мечеть, она сколько уже стоит в центре города: фундамент есть, там были вбиты сваи, нужно дать ход этому. Мусульман нужно как-то растрясти и дальше все пойдет само, уже не остановишь.

— Одной из проблем называлось отсутствие своей общины. У Галеевской мечети появилась уже своя община?

— Появляется. Проблема в том, что, скажем, вокруг Белой мечети нет жилых домов, сейчас только новые дома появляются, мечеть перетягивает себе. Надеемся, что в скором времени появится махалля, появится община. Без общины очень сложно.

— А Галеевская мечеть перетянула к себе? Там же рядом Голубая мечеть.

— В центре города сколько бы их ни было, они всегда будут полными. Работают, в основном, рабочие люди приходят только на дневной намаз. Пожилых людей очень мало. В основном они в поселках Мирный, Борисково и т.д.

— Сейчас в Казань приезжает огромное количество туристов, и в выходные, я даже сам лично наблюдал, огромное количество туристов заходит в мечеть. В основном в центральные: «Марджани», «Кул-Шариф» — самые посещаемые туристами. Не мешают туристы в священный месяц Рамазан?

— Эти мечети включены в туристический маршрут, все уже продумано. Вы уже заметили, что в «Кул-Шариф» дается человеку покрывало, если человек не так одет. Есть специальный балкончик на третьем этаже. Сегодня я провел дневной намаз в мечети «Кул-Шариф». Там очень много туристов, их видно, но они находятся на третьем этаже и никому не мешают. Поэтому нет разницы, что они придут в месяц Рамазан или в другой месяц, тут все продумано. Не зря эти мечети были включены в туристический маршрут.

— В «Кул-Шарифе» — да, там действительно есть возможность подняться, а вот в «Марджани» — там один этаж…

— Там есть маршрут, и в определенный момент с ними приходит гид. Все проговаривается. Они приходят, осматривают мечеть, и это не происходит непосредственно во время молитвы. Это происходит в другое время.

— А стихийно во время молитвы уже не пустят?

— Молитвы идут недолго: минут 15-20. Они могут подождать, если что-то не состыкуется.

— Про «Иске Таш» спрашивают: «Мечеть работает только по пятницам, а в остальные дни закрыта. Там можно только читать намаз, когда она полноценно заработает?»

— Это боль такая. Мы знаем, что, когда имам Равиль хазрат ушел в мир иной, до этого он никого туда не впускал. Сейчас вроде бы остались его соратники, и неудобно их убирать, и не совсем двигаемся. Мы подбираем имама, и не каждый имам соглашается работать с кем-то другим, он хочет быть единоличным начальником, который, придя, сможет начать все заново. Мы продумаем, как это сделать. Нужен человек активный, который оживит, и в скором времени, надеюсь, все наладится.

— А как вы относитесь к такому памятнику, как храм всех религий? Насколько его можно действительно считать храмом и можно ли там проводить службу?

— Он никогда нами не воспринимался как какое-то религиозное место. Больше оно культурологическое, больше к культуре относится, нежели к религии.

— А если поступит от жителей просьба читать намаз там? Хотя насколько я знаю, она сейчас закрыта.

— Я сам внутри ни разу не был, поэтому не знаю, какие там условия. Вся земля принадлежит господу, мы можем молиться, где угодно, лишь бы место было чистое.

«Если увидят хазрата с бутылкой пива «Балтика» и там будет ноль…»

— В продолжение темы еды: «Можно ли питаться в тех заведениях общепита, где говорится, что халяль, но при этом там же продают пиво и другой алкоголь?»

— Есть такое, поэтому действует комитет сертификации халяля при ДУМ. Там очень жестко подходят к своим обязанностям. Например, курица, которую мы используем, должна быть только ручного забоя, так как в ханафитском мазхабе нельзя, чтобы человек проговорил одну фразу и нажатием кнопки тысячу куриц зарезал одновременно. По нашему мазхабу обязательно, если ты режешь животное, то «Аллах акбар» нужно с каждым животным произнести. Например, мы ездили в Челны, в «Челны-бройлер», посмотрели, как там все хорошо при помощи имамов, как все это чисто происходит, мы остались довольны. Комитет халяль за этим смотрит.

На самом деле можно ли есть, нельзя ли есть— это решать человеку. Если есть возможность зайти в полное халяльное заведение, где нет спиртного, это, конечно же, приветствуется, это лучше. Но может случиться так, что вы в пути или поехали в Москву, и не нашли халяльное кафе. В стране бывает очень сложно найти халяльное кафе: поехали куда-то в Сибирь, Краснодарский край. Если зашли в такое заведение, хотя бы ешьте просто рыбу, если нет халяльного мяса.

— Вопросов о халяль много, конечно. Если даже взять тот же самый супермаркет «Халяль-Бахетле», который находится в Старо-татарской слободе, то там отделение халяль находится практически через стенку от магазина, где продается нехаляльная продукция, но в первую очередь это, конечно, алкоголь. Причем они находятся даже с одного входа, под одной вывеской. Как это расценивается?

— Это как на базаре: один ларек — халяль, другой может быть не халяль. Тут так же, и насколько я знаю, само «Бахетле» находится там в аренде, нужно заходить прямо — там все халяль: 15 тыс наименований продуктов, комитет халяль постоянно там все проверяет, они взаимодействуют. То есть это совершенно отдельный магазин. Если мы в одном доме живем, здесь живет мусульманин, здесь — православный, там — атеист, но это не значит, что мы живем в одной квартире.

— А из всех этих 15 тыс наименований продукции — это все, которые ДУМ РТ проверял?

— Это крупы, это подсолнечное масло и т.д., наименований очень много. Это и средства личной гигиены, и игрушки, то есть все это вместе 15 тысяч наименований товаров.

— К тем же самым продуктам гигиены странно относить понятие халяль или нехаляль…

— Некоторые люди воспринимают это как такой религиозный аспект. Это религиозная еда, которую мне нельзя есть, говорит православный. На самом деле, это неправильно, это чистая здоровая пища, правильно перерезаются вены, выпускается кровь, мясо очищается, по вкусовым качествам оно лучше, это здоровая пища. И такой вопрос почему-то не задает человек, когда летит в Дубай, я там даже в самолете посмотрел — в меню написано, что вся продукция халяль. раньше в Турцию ездили, ездят в Дубаи, в арабские страны. Там мясо даже в «Макдональдсе» — халяль, поэтому христианину это есть абсолютно не грех. Это здоровая пища, здоровая пища нужна каждому.

— А безалкогольное пиво и кумыс можно пить?

— Пиво я пить не буду, потому что оно пиво называется, даже если безалкогольное. Потому что если увидят хазрата с бутылкой пива «Балтика» и там будет ноль, никто не скажет, что там был ноль. Все скажут, что мы видели его с «Балтикой». В арабских странах такое есть: там пиво пьют полностью безалкогольное, но мы здесь не рекомендуем, потому что понятие двоякое. Что касается кумыса, то про кумыс я делал фетву, это касается и мяса конины, мы нашли в книге, что нет ничего плохого, если человек пьет кумыс или квас. Кумыс и квас — это, в принципе, один вопрос. Если это опьяняет человека, то это ему запретно. Если он выпьет большое количество кваса и это его не опьянит, то это количество ему дозволено.

О Сулеймане хазрате Зарипове: «Никаких новостей не нет»

— Один из вопросов связан с проблемой иной — пропавшим без вести имамом Зариповым. Какая ситуация сейчас там, есть ли какое продвижение в поисках?

— Новостей, на самом деле, нет. Нас всех мусульман это опечалило. Все искали, я тоже в Буинск выезжал, но просто… Какое слово подобрать? Как сквозь землю провалился. Даже не знаем, с чего сейчас начать, куда идти, где искать, и никаких новостей нет. Молиться.

«Если мужчина немусульманин, женщина — мусульманка, то у них уже никаха не может быть»

— К сожалению, наверняка, придется действительно только ждать. Еще один вопрос от читателей: «Как вы относитесь к смешанным бракам по религиозному и национальному составу? Как быть с дилеммой выбора религии ребенка?»

— Смешанные браки тоже можно делить — смешанные по нациям или по конфессиям? Что касается шариата, то я буду говорить с позиции ислама. Женщина, в религии считается, относится к своему мужу, поэтому шариат позволяет мусульманину жениться на христианке, иудейке, то есть, на женщине из людей писания, не атеистке, которая религию отвергает, или огнепоклоннице какой-то. Наоборот — не считается, если мужчина не мусульманин, женщина – мусульманка, то у них уже никаха не может быть.

Что касается нации, то здесь нет никаких проблем со стороны религии, проблемы могут быть только бытовые, и человеку самому решать. Например, он сильный националист, переживает за сохранение своего языка, а берет русскую девушку, потом переживает, что будет с языком его ребенка — это его личное мнение. Даже мусульманские нации: девушка-татарка выходит за араба, то есть, ничего плохого вроде бы нет, но потом приезжают, жалуются, что менталитет, трудности языковые, он не понимает ее, национальные, традиции — это все надо учитывать. Человек сам должен решать.

— А что делать с религией для ребенка? Нужно ли навязывать?

— Человек рождается, говорится в хадисе, в естестве единобожия, но потом родители делают из него или иудея, или христианина, или огнепоклонника, это зависит от родителей. Воспитывать как атеиста, что ли, ребенка? Если христианская семья, то они будут воспитывать его по своим традициям, если мусульманская — по своим.

— Если смешанная семья?

— Если отец мусульманин, мне кажется, он влияет и на свою жену. Если он совершает намаз, то и жена начинает совершать намаз. Проблем никаких не будет.

«Надеюсь, что мы встретимся на этой молитве, уже будучи прощенными»

— У нас остаются последние секунды. Может, несколько слов пожелаете постящимся?

— Конечно. Наш любимый пророк Мухаммад сказал: «Кто в течение месяца Рамазан постится, будет держать уразу вместе с верой и надеждой на Аллаха, то ему простятся все прегрешения, которые были до этого». В другом хадисе говорится, что тот, кто выстоит Рамазан, то есть будет совершать таравих, ночной намаз в мечети в течение всего месяца вместе с верой, надеждой, что господь его простит, то ему тоже простятся все прегрешения. И 5 июля будет праздничный намаз, он пройдет во всех мечетях нашей республики, поэтому, надеюсь, что мы встретимся на этой молитве, уже будучи прощенными, будем подобны младенцу, родившемуся без грехов.

realnoevremya.ru

Просмотров: 1336

Комментирование запрещено