Талгат Таджуддин: «Радостные вести нам Господь приносит в Рамазан… Президент Турции извинился наконец-то»

243b46dc4c466100Вот и подошел к концу священный мусульманский месяц Рамазан. В преддверии праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) корреспондент «Реального времени» побеседовал с верховным муфтием, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином. Глава ЦДУМ поделился своими воспоминаниями о своем первом в жизни посте, назначении главой мусульман России, а также выразил удовлетворение улучшением российско-турецких отношений.

Держать уразу без последствий

— Муфтий хазрат, расскажите, пожалуйста, о своей первой уразе и празднике Ид аль-Фитр.

— Много времени прошло. Мне тогда 14-15 лет было. В этом году второй раз на разгар лета приходится мой пост. Тогда не так много людей было, кто соблюдал уразу. Я имею в виду, что среди молодежи постящихся мало было. А среди пожилых — много, в том числе и на таравих-намазы в мечеть они приходили. В Казани тогда была одна-единственная мечеть «Марджани». А мы в Закабанном жили, в сторону Хади Такташа, улице Бугульминской. Во время ифтара, когда происходил закат солнца, на минарете все организовывались. Мы еще детьми бегали, на всю улицу мы оглашали, что азан произошел, ведь самого этого азана и не слышно было снаружи мечети… Вот так.

Если вспомнить ифтары, то их много было.

В 1980 году, когда я был избран (муфтием и председателем ДУМЕС, – прим. ред.), мы в Уфу переехали. На июнь-июль пост приходился, было очень жарко. 33 года тому назад, в 1983-84 годах, жара стояла невыносимая — до 35 градусов. Я помню, тогда делегация приезжала из Индии.

Я помню, в 1980-м году на таравих-намазе в Тукаевской мечети (Первая соборная мечеть Уфы на ул. Тукаева, — прим. ред.) собиралось 10-15 человек. Потом на таравих-намазах до 20-30 человек приходило. Их наши водители развозили. А сейчас — альхамдулиллях (хвала Аллаху, – прим. ред.), сколько людей приходят, мечети полны. Сейчас у нашей мечети палатки поставили — сотни людей бывает на ифтаре.

— Все-таки советский период — время атеизма. Не боялись ли люди последствий от соблюдения поста и празднования Ураза-байрам?

— Никаких последствий не было. То, что вы говорите, это было 1930-е годы. Мне имамы рассказывали: даже когда ученики приходили в школу, их в дверях на крыльце встречали учителя, предлагали воду попить из ложечки. Если пьет, то проходит на урок. Если не пьет, значит, соблюдает пост, то его в школу не пускали. Или по ночам, когда вставали на сухур (прием пищи перед рассветом — прим. ред.), то подушками закрывали окна. Но это было в 1930-е годы.

В наше время, после войны, такого уже не было. Никто за это ничего не нес. Кто из людей хотел поститься, совершать гаит-намаз (праздничная молитва, — прим. ред.), все это делали без проблем. И в мечети спокойно ходили.

Конфетки от хазратов

— А как люди после войны организовывали ифтары?

— В основном, в домах были. Я помню, уже в 1970-1980-е годы расписание у имамов заполнялось за месяц, их активно приглашали верующие. Ифтары в домах очень красиво проходили, особенно весной, осенью или зимой. Летом это довольно сложно делать — очень поздно темнеет. А проходило все по-семейному, просто, все родственники собирались. Особенно хорошо проходило в деревнях, когда даже дети приходили, читали молитву таравих.

— Отличалась ли атмосфера ифтаров, праздника того времени от нынешней?

— И тогда была, и сейчас атмосфера всегда хорошая, приятная. Ифтар — это ведь не просто кормежка. В такое время нужно больше помогать бедным, сиротам, неимущим — это с одной стороны. С другой стороны, ничего страшного нет, если люди среднего достатка приходят, и богатые пусть придут. Это объединяет людей за столом, за общей трапезой. Ведь пророк Мухаммад говорил: «Кто накормил постящегося, не обязательно бедного, то его воздаяние (саваб, аджр) будет таким же, как у постящегося». И чем больше людей будет участвовать, тем больше между ними будет взаимопонимания, милосердия. Люди становятся друг другу более близкими.

— Приходилось слышать, что в Казани в советские времена раздавались сладости на Ураза-байрам. Вы такое можете припомнить?

— Я, когда был еще молодым, вернулся после Бухары, это еще было. Мы, Ахмадхади хазрат, Абдульхамид хазрат, Фарваз абзый особенно в праздничные дни, в Ураза-байрам после гаит-намаза, обязательно ходили на кладбище, чтобы помолиться за наших матерей, хазратов, Габдуллу Тукая и других выдающихся людей. Потом накрывали стол. Детям действительно раздавали угощения.

Радостные вести из Турции

— Можете подвести какие-то итоги Рамазана этого года?

— Альхамдулиллях, благополучно завершаем. Многое провели, успели, в том числе Кадер кичесы (Ночь предопределения — особенное время месяца Рамазан, — прим. ред.). Нас очень много пугали, что жара, трудно будет. Но милость Всевышнего явно была видна с самого начала Рамазана: умеренная жара, были дожди прекрасные, все в зелени, и хлеб замечательный уродился. Со всех регионов звонят, сообщают, сколько ифтаров провели, сколько людей на таравихах. Очень прекрасно проходил, благодарность Всевышнему. И радостные вести нам Господь приносит. Все-таки в мире обстановка хоть и сложная, но есть радостные новости: в Сирии более 160 населенных пунктов подписали договор о примирении; президент Турции извинился, наконец-то, перед нашим правительством, потому что это было как камень на сердце. Начинается опять сближение, взаимопонимание и доверие, даст Бог.

— Недавно на стадионе «Казань Арена» проходил республиканский ифтар, но вас там замечено не было. Вы в каком-то другом деле заняты были?

— У меня было приглашение, я его получил, очень хотел поехать. Но я по семейным обстоятельствам не смог: супруга была в больнице. Зато в прошлом году я был там, альхамдулиллях.

— И напоследок ваши пожелания нашим читателям к празднику Ураза-байрам.

— Сердечно поздравляю всех с праздником! Пусть Всевышний Аллах примет все наши поклонения и посты, даст доброго здравия, укрепит взаимопонимание! Мира и счастья всем нашим соотечественникам! Желаем мира во всем мире, и чтобы довольство Всевышнего было нами достигнуто.

— Аминь. Спасибо! И вас с праздником!

«Реальное время».

Просмотров: 1132

Один комментарий

  1. В свой речи-проповеди от 05.07.2016 года в городе Өпе (Уфа по-вашему по-русски) Талгат Таджуддин так и сыпал крёмлевско-едросовской лексикой.