Татарский «Голос»: «личный проект Минниханова» в режиме «совершенно секретно»

2Рауфаль Мухаметзянов готовит беспрецедентное по масштабу песенное ТV-шоу — только на декорации потрачено 10 млн. рублей

«Yзгәреш җиле» — так называется национальный песенный конкурс, первый репетиционный цикл которого завершился на днях в оперном театре. Детали шоу, которое стартует в ноябре, держатся в строжайшей тайне. Между тем, по информации «БИЗНЕС Online», за дорогостоящий «ответ» главному шоу Первого канала взялись московские профи.

МИННИХАНОВ ДОВЕРИЛСЯ МУХАМЕТЗЯНОВУ

По информации «БИЗНЕС Online», в столице республики началась подготовка национального песенного конкурса «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»), инициатором которого выступил лично президент РТ Рустам Минниханов. Сам формат мероприятия, который в кулуарах окрестили «татарским «Голосом», еще до конца не определен, так что сравнение с главным музыкальным телешоу страны подразумевает в данном случае не буквальное копирование, а высокий технический уровень, качество исполнителей и живой звук. Премьера запланирована на ноябрь текущего года.

Реализация идеи доверена оперному театру и его директору Рауфалю Мухаметзянову. Хорошо известно, что босс театра им. Джалиля пользуется расположением президента, о чем говорят хотя бы суммы грантов, выделяемых главой республики конкретному культурному учреждению. Например, в 2015 году эта сумма составила 155,8 млн. рублей. «Иногда в прессе раздаются вопросы в адрес нашего театра, что мы чуть ли не все республиканские гранты себе присвоили. Нет, мы республику не ограбили», — даже горячился на пресс-конференции перед недавним Нуриевским фестивалем руководитель балетной труппы театра Владимир Яковлев. В грабеже республики, конечно, никто Мухаметзянова и его команду не обвинял, учитывая, что оперно-балетные постановки, безусловно, являются очень затратными с финансовой точки зрения.

К проекту, по данным нашей газеты, Мухаметзянов привлек хорошо известных ему людей — режиссера-постановщика, петербуржца, худрука театра «Санкт-Петербург Опера» Юрия Александрова, поставившего в Казани остроумного «Севильского цирюльника», классическую «Аиду» и пошловатый «Любовный напиток»; московского художника Виктора Герасименко, который сотрудничает с татарстанской оперой еще с конца 80-х, из последних работ — «Dona Nobis Pacem», балет «Дон Кихот», опера «Трубадур»; столичного специалиста по видеопроекциям Данила Герасименко, стараниями которого ни один спектакль театра им. Джалиля не обходится без компьютерной графики — временами тонкой и умной, а временами назойливой.

«У НАС ТАКАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ — НИКОМУ НИЧЕГО СЕЙЧАС НЕ РАССКАЗЫВАТЬ»

Еще одно обстоятельство, которое подогревает интерес к «Yзгәреш җиле», — это завеса тайны, которой окутан предстоящий конкурс. К примеру, в интернете вы не найдете ни малейшего о нем упоминания, кроме информации о госзакупках, связанных с конкурсом (о них чуть позже).

Глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин на вопрос «БИЗНЕС Online», может ли он прокомментировать информацию о том, что Минниханов является идейным вдохновителем песенного конкурса «Yзгәреш җиле», дал понять, что знаком с темой, но лаконично ответил: «Пока нет».

Режиссер Александров в телефонном разговоре с «БИЗНЕС Online» сказал: «У нас такая договоренность — никому ничего сейчас не рассказывать. Проект только рождается, мы ищем какие-то новые пути, и у нас есть решение не давать пока никаких интервью». Всегда общительная экс-звезда оперного, а ныне известный педагог Венера Ганиева, которая, по нашим данным, отвечает за работу с вокалистами «Yзгәреш җиле», также наотрез отказалась комментировать что-либо. Целый ряд известных в мире татарской эстрады артистов, продюсеров, с которыми беседовали наши корреспонденты, пожимали плечами и говорили, что впервые слышат об этом мероприятии.

Тем не менее «БИЗНЕС Online» удалось узнать несколько имен участников — это завсегдатай правительственных концертов, певица Илюса Хузина, а также участники «Тюрквидения» от Татарстана Айдар Сулейман и Алина Шарипжанова. Впрочем, и они отказались от комментариев. А Шарипжанова, подтвердив факт участия в «Yзгәреш җиле», сообщила, что подписала контракт, согласно которому не может никому рассказывать о проекте, но добавила: «Это беспрецедентный проект, однозначно. По крайней мере, судя по тому, что у нас происходит на репетициях, такого проекта еще не было. Это очень круто!»

Впрочем, как сообщил нам источник в оперном театре, возможно, артистам пока ничего подробного и не сообщали, они лишь участвовали в репетициях с живым оркестром, которые проходили всю последнюю декаду июня, а точной информации о том, в каком формате будет проходить шоу и как его будут освещать на TV, попросту нет.

Также «БИЗНЕС Online» выяснил, что над образами участников сейчас работают профессиональные стилисты, а за костюмы на «Yзгәреш җиле» отвечают Лина и Рамиль Курбановы — основатели и руководители VIP Group — главного татарстанского люксового ретейлера. Поговаривают, что когда в Казань приезжают российские знаменитости мира политики и шоу-бизнеса, то их ведут в бутики Курбановых.

По неподтвержденным сведениям, участников будет ровно 20, причем с сохранением гендерного паритета — 10 барышень и 10 молодых людей. Причем весьма вероятно, что список конкурсантов из Татарстана ограничится Хузиной, Сулейманом и Шарипжановой, а все остальные — это будут татарские певцы из различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

«МЫ ГОВОРИМ С МИРОМ С ПОМОЩЬЮ ТАТАРСКОЙ ПЕСНИ НА МИРОВОМ ЯЗЫКЕ»

Единственным человеком, который согласился поговорить с «БИЗНЕС Online» об «Yзгәреш җиле», оказался музыкальный руководитель проекта, известный российский джазмен, трубач Вадим Эйленкриг, которого публика может знать как ведущего программы «Большой джаз» на канале «Культура». Кроме того, его оркестр украшал юбилейный сезон «Танцев со звездами» на канале «Россия-1». Судя по всему, 45-летнему Эйленкригу и его музыкантам на казанском проекте отведена та же роль, что и «Фонограф-Джаз-Бэнду» Сергея Жилина в «Голосе» на Первом канале.

Во время разговора собеседник «БИЗНЕС Online» попросил обязательно написать, что общение происходило прямо во время репетиции.

— Вадим, что вы можете рассказать нашим читателям о проекте «Yзгәреш җиле»? Какова его основная задача?

— Это грандиознейший проект. Я могу сказать, что это один из самых грандиозных проектов, в которых я лично принимал участие. В нем собрались лучшие музыканты, лучший режиссер, лучший мастер по свету, лучший художник — это все народные артисты России. То есть абсолютно сильнейший состав.

Мы хотим сделать татарскую песню более интегрированной. Скажем так, мы говорим с миром с помощью татарской песни на мировом языке. Лично мое видение проекта заключается в том, чтобы на языке мировой музыкальной культуры говорить языком татарской песни. У нас, повторю, блестящий состав, вокалисты из России и не только, которые поют по-татарски. Сопровождается все симфо-джазовым оркестром. Он наполовину мой, а вторая половина — это непосредственно музыканты театра имени Джалиля. Вся струнная группа, часть духовой группы. И вот то, что я уже сейчас вижу… Я перфекционист, очень скептически отношусь к тому, что делаю, но сейчас уже очень нравится то, что происходит.

— Несмотря на то, что информации очень немного, «Yзгәреш җиле» уже сравнивают с «Голосом», идущим на Первом канале.

— Я не хочу называть это татарским ответом «Голосу», потому что там, скажем так, не очень профессиональные вокалисты поют уже готовые и сделанные произведения. А у нас это совершенно новый проект! Мы не просто перепеваем татарские песни, мы даем им новое звучание, более современное и более мировое. Поэтому, на мой взгляд, этот проект гораздо масштабнее, чем «Голос», более того, в данном случае даже сравнение с ним неэтично.

У меня нет какого-то сравнения с чем-то. Может быть, это хорошо, потому что, на мой взгляд, это гораздо масштабнее всего, что я когда-либо знал.

— Расскажите о команде, с которой вы работаете, и о музыкальном материале.

— Юрий Исакович [Александров] — режиссер, Виктор Герасименко — художник. Это колоссальные силы. И мы готовим порядка 60 татарских песен в абсолютно новых современных аранжировках. Они все разные, какие-то поп-аранжировки, какие-то рок-аранжировки, джазовые, латино. Мы стараемся очень тонко соединить их, не потеряв местного колорита, потому что мы не собираемся в мире никого удивлять какой-то американской, английской или европейской культурой. Мы хотим познакомить мир с татарской культурой, но так, чтобы это было сделано на высочайшем уровне.

— Когда зрители все это увидят и будет ли действо происходить на площадке оперного театра?

— Насколько я знаю, частично предварительные съемки будут в оперном театре. И главный концерт в ноябре, если не ошибаюсь, тоже будет здесь, хотя я могу ошибаться.

— Правда ли, что главным инициатором конкурса был президент Татарстана?

— Да, я так понимаю, что это было его личное видение, это личный проект Минниханова, лично президент республики был генератором этой идеи. Правда, я не уверен, что это будет конкурс, концепт, насколько я знаю, еще утверждается.

10 МИЛЛИОНОВ ТОЛЬКО НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ

О масштабах предстоящего мероприятия можно судить по суммам, проходящим в тех самых госзакупках, из которых приходится черпать информацию. Данными вопросами занимается казанская опера. А сами эти суммы действительно внушительны, учитывая, что речь идет о культурном мероприятии.

Так, только на изготовление элементов декорационного оформления к конкурсу татарской песни «Yзгәреш җиле» организация Мухаметзянова заплатила московскому ООО «НПО «Диоцез-Строй» 10 млн. рублей. Отметим, что эта структура работает с целым рядом ведущих московских театров, но таких масштабных заказов у него еще не было.

На артистов симфо-джазового оркестра под управлением Эйленкрига театр расходует 7,85 млн. рублей. Общий состав группы, включая Эйленкрига, — 16 человек, также предусмотрена замена из 7 музыкантов. В контракте отмечается, что оркестр должен провести репетиции с участниками конкурса с 21 по 30 июня и с 22 октября по 6 ноября. Кстати, Эйленкриг фигурирует и в других контрактах почти на миллион рублей — на аранжировку музыкальных произведений.

«Световик» Дмитрий Елькин получил 3,07 млн. рублей за «оказание услуг по созданию световых декораций, необходимых для воплощения художественного замысла режиссера-постановщика в части оформления конкурса татарской песни». Отметим, что мы не нашли непосредственной информации о гонораре Александрова, но, учитывая, что в свое время казанская опера с гордостью сообщала о начале сотрудничества с «одним из самых дорогих оперных режиссеров России», можно быть уверенным, что речь идет о миллионных суммах. То же самое касается и Виктора Герасименко — главного художника московской «Новой Оперы».

Владелец престижных бутиков Рамиль Курбанов заработал 2,4 млн. рублей и передал в «собственность покупателя костюмы и обувь для конкурса татарской песни «Yзгәреш җиле» согласно спецификации».

Специалист по видеопроекциям Данил Герасименко фигурирует в двух контрактах на «создание декораций (оригинальных видеоизображений проекционной сценографии), необходимых для проведения конкурса татарской песни», — на 860 и 753 тыс. рублей соответственно. ООО «Винера», владельцем которого является вышеупомянутая Ганеева, получит 426 тыс. на «предоставление педагога для проведения репетиций с исполнителями и концертмейстерами» и 319 тыс. «на создание звукового оформления конкурса татарской песни «Yзгәреш җиле». Экс-главный художник по свету столичного «Гоголь-центра» Иван Виноградов получит за свою работу в Казани 319 тыс. рублей.

В общем, Мухаметзянов и Ко, которые всегда подчеркивали свою исключительность в продвижении классического искусства, решили попробовать себя на ниве масскульта. Что из этого получится, мы увидим осенью. Пока же остается надеяться, что после «Yзгәреш җиле» будут говорить об искусстве, а не судачить о потраченных бюджетных средствах.

 «БИЗНЕС Online».

 

Просмотров: 1054

Комментирование запрещено