Камиль Самигуллин: «Если вы не признаете мазхаб Абу Ханифы, то в мечеть вас не пустят работать»

8bda1ed02fbf632aМолодые имамы-специалисты будут получать по 180 тыс. рублей подъемных, жилье и путевки в хадж. Но для этого они должны полностью следовать всем требованиям Духовного управления мусульман Республики Татарстан и периодически проходить проверку на «мазхабность». Об этом рассказал председатель ДУМ РТ, муфтий Камиль Самигуллин во время встречи со студентами зарубежных исламских вузов. На меджлисе побывал корреспондент «Реального времени».

Саудовский десант

Встреча муфтия Тататрстана Камиля Самигуллина с учащимися и выпускниками зарубежных исламских вузов прошла накануне в новой резиденции председателя Духовного управления мусульман РТ. Такие мероприятия стали традиционными и проводятся уже шестой год. Удивительно, что из 16 парней, пришедших на встречу, почти все оказались шакирдами вузов Саудовской Аравии (Мекка, Медина, Эр-Рияд), и только двое представляли Турцию (Стамбул) и Египет (Каир).

Как отметили сами студенты, бывавшие на таких разговорах с муфтием ранее, по неясным причинам учащиеся из Турции, Египта и других стран не удосуживаются приходить. Хотя, по словам организаторов, приглашения были разосланы всем.

Пока все ждали Самигуллина, корреспондент «Реального времени» побеседовал с некоторыми ребятами. Как выяснилось, многие закончили татарстанские медресе и по рекомендации своих наставников или по собственной инициативе отправились покорять Саудовскую Аравию. Однако там их ждали «сюрпризы»: несмотря на то, что многие в общем-то арабским владели, им все равно пришлось год-два учиться на «подготовке», где упор делался на язык. Только после этого будущих имамов могли принять в вуз. Кроме того, не вполне устроенный быт, нехватка денег, невыносимая жара, дорогие билеты в страну (особенно подскочившие в цене из-за упавшего рубля) и не совсем ясные перспективы на родине — все это отбивает охоту учиться дальше, и некоторые учебу бросают.

Еще один неприятный момент, связанный с Королевством Саудовская Аравия: ввиду определенной царящей в стране идеологии парни попадают в поле зрения правоохранительных органов. Если быть точнее, от ярлыка «ваххабит» или «салафит» после саудовских университетов не так просто избавиться, даже если человек придерживается ханафитского мазхаба.

— Вообще, наверное, все братья, учащиеся за рубежом, на особом счету у органов, — предположил в беседе с корреспондентом нашего издания один из шакирдов, попросивший не называть его имени. — Если кого и следует бояться, то точно не нас. Ничему плохому для России или уммы нас там не учат.

Также не все четко представляют, где они будут работать. Парни понимают, что такие профессионалы, как они, нужны чуть ли не каждому району республики, однако существуют опасения, что работать им могут не позволить.

Тем не менее, в Королевстве для студентов есть и свои «пряники»: каждый год там можно совершать хадж и бесконечное число раз устраивать умру (малый хадж). А по уровню образования саудовские вузы могут достойно конкурировать с египетскими и турецкими. Именно в Мекке и Медине жил пророк Мухаммед и большинство его сподвижников. И некоторая духовная атмосфера, связь с божьим посланником, по словам студентов, чувствуется в полной мере.

— Сейчас лишь бы отучиться, получить диплом, приехать в Казань, получить разрешение в муфтияте — и можно нормально работать в мечети или медресе, давать знания другим, — рассказал о своих планах собеседник.

Мазхаб ДУМ РТ

Наконец-то подошел Камиль Самигуллин. В «группе поддержки» муфтия — его заместители Рустам Хайруллин и Рафик Мухаметшин (ректор Российского исламского института), а также руководитель отдела образования ДУМ РТ Айдар Карибуллин.

Камиль хазрат, познакомившись с ребятами, отметил, что хочет услышать, что волнует шакирдов. Парни, до этого откровенные с корреспондентами и между собой, перед «начальством» стали немного застенчивыми.

Муфтий, вероятно, понимая проблему некоторого «конфликта версий» между мазхабами (в Саудовской Аравии — ханбалитский, в РТ — ханафитский), рекомендовал молодым больше изучать татарское богословское наследие, следовать именно ханафитскому мазхабу и матуридитской акыде (вероучению).

Отметим, ханафитско-матуридитский путь с суфийским налетом и татарским акцентом стал некоторым знаменем муфтията.

— У нас есть строгие правила. Если вы не признаете мазхаб Абу Ханифы и матуридитскую акыду, то в мечеть вас не пустят работать. Прийти и помолиться — пожалуйста, но не работать. Где нет мазхабического пространства, там бардак, — добавил свои пять копеек Рафик Мухаметшин.

Непризнанные дипломы

Выпускники, вернувшись в Татарстан, должны пройти адаптацию, изучив труды российских исламских ученых, в первую очередь, татарских. Затем их ждет аттестация. Ребята получат анкету из 60 вопросов, на которые они должны ответить.

— Переаттестация — нормальная практика. Не надо ее бояться. Все ее проходят, все повышают квалификацию, — подчеркнул Самигуллин.

Ректор РИИ отметил и проблему непризнания дипломов зарубежных вузов. Так, при нострификации (признании зарубежного диплома или ученой степени) специалистам-хадисоведам или корановедам чиновники от образования сразу дают отказ. А те, кто имеет специальности «арабский язык» или «юриспруденция» (в частности, фикх), еще имеют шансы на признание.

Осторожно: русский язык

Что касается языка, муфтий призвал осторожней использовать русский во время проповедей и работы с источниками. По его мнению, переводы Корана Эльмира Кулиева, труды Вячеслава Полосина содержат не совсем правильные формулировки.

Так, понятие «Лявхуль-махвуз» некорректно переводят как «хранимая скрижаль», а «Кадр» — как «предопределение».

Вместе с тем в ДУМ РТ готовится большой тафсир Корана «Пояснения смыслов Корана» на татарском и русском языках. Его переводят со старотатарского. Этой работой занимаются Равиль Бикбаев и Рустем Валиуллин.

Планируется, что к празднику Курбан-байрам (12 сентября) труд выйдет в свет.

Как рассказал Камиль хазрат корреспонденту «Реального времени», упор на татарский язык муфтият делает повсеместно. В медресе «Мухаммадия» все предметы ведутся исключительно на этом языке.

Путевки в хадж и квартиры для имамов

Муфтий подчеркнул, что не понаслышке знает о проблемах учебы за рубежом, поскольку сам несколько лет обучался в Турции. И студентам, направленным за рубеж от ДУМ РТ, будут выдаваться стипендии, а сама учеба станет бесплатной.

Но самый болезненный вопрос для ДУМ РТ — нехватка кадров. Самигуллин сообщил, что когда он пришел на должность главы ДУМ РТ, в 150 мечетях региона в не было имамов. Теперь же число таких «домов Аллаха» без смотрителя сократилось до 60. И квалифицированных специалистов в приходах и медресе по-прежнему не хватает. При этом он посетовал, что не все учащиеся РИИ и медресе связывают свою жизнь с религиозной работой.

Председатель ДУМ РТ пообещал молодым имамам, направленным в мечети Татарстана, зарплату в 15 тыс. рублей и гранты в 180 тыс. рублей.

Также муфтият будет отправлять группы хазратов в хадж.

На вопрос нашего корреспондента об обустройстве молодых имамов на новом месте, глава ДУМ РТ перевел некоторую ответственность на мутаваллият (совет прихода), который должен определять зарплату имама и обеспечивать нужды его семьи.

Он добавил, что теперь к строящимся мечетям появилось обязательное требование — покупать квартиру для имама или рядом строить для него дом. Жилплощадь будет в собственности общины (на вакуфной основе).

«Реальное время».

Просмотров: 1106

Комментирование запрещено