Подарки судьбы для Алии

1С незапамятных времен люди искали различные средства, утоляющие боль, останавливающие кровотечения, заживляющие раны… Сегодня, в наш просвещенный век, не только врач, но и провизор стоят на страже драгоценного здоровья. Если говорить сухим профессиональным языком, то это специалист в области фармакологии, работающий с лекарственными средствами. Может быть, скучно… А если посмотреть с другой стороны, то именно провизор является надежным проводником между пациентом и тем огромным перечнем лекарств с их аналогами и синонимами, противопоказаниями и побочными свойствами. Именно этой увлекательной специальности посвятила себя молодой ученый – ассистент кафедры управления и экономики фармации Самарского медицинского университета, кандидат фармацевтических наук А.И. Хусаинова.

Алия Ильясовна рассказывает, что к провизору аптеки нередко обращаются люди при выборе того или иного препарата. Бытует мнение, что провизор может или стоять за прилавком аптеки, или работать на фармацевтической фабрике. Самый большой его талант – это умение общаться с больным человеком и его доктором, а также расшифровывать иероглифы на рецепте.

– Профессия сложная, – продолжает А.И. Хусаинова. – Как и сапер, наш специалист не имеет права на ошибку. Безалаберный человек вряд ли у нас приживется, ведь фраза «точно, как в аптеке» стала по-настоящему крылатой. Основные качества провизора – прекрасные знания химии и ботаники, точность и ответственность, умение разбираться в показаниях и противопоказаниях лекарств, сравнивать характеристики с аналогичными препаратами, ориентироваться в ценах различных производителей. Это всё – слагаемые моей профессии, но главное – это возможность трудиться над тем, что нравится.

– Мне кажется, что Вы знаете о своей профессии почти всё…

– Почти 20 лет назад на нашей кафедре силами преподавателей и сотрудников был создан уникальный музей истории фармации. В давние времена врачевание и аптекарское искусство составляли одну профессию. Книги по фармакопее впервые появились у арабских эскулапов. В IX в. Шапур Ибн Сахл написал первую в истории лекарствоведения фармакопею «Китаб ал акрабадин ул-кабир» («Большая фармакопея»). В следующем столетии появилась вторая книга, также являющаяся прообразом современных фармакопей. Она получила название «Книга основ об истинных свойствах ле карств» («Китаб ал-абнийа ан-хакайик ал-адвийа»). Этот труд был создан Абу Мансур Муваффак бинни Али ал-Хирави в период 967–976 гг. В медицинской литературе эта книга известна как «Фармакопея Абу Мансура».

Многими современными названиями фармация обязана также арабскими учеными: алкоголь, сироп, нафта, безоар. Первая в мире аптека была также открыта ими в 754 г. в столице Арабского халифата – г. Багдаде (в Европе первые аптеки появились только в VIII–X вв.).

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке был тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Религиозный запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела, но с другой – направил усилия лекарей на поиск способов сохранения здоровья и привел к разработке рациональных обрядов гигиенического содержания.

Известно, что многие табу закреплены в Коране (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.). Согласно преданию, пророк Мухаммед получил свои познания в области медицины от врача ал-Харита ибн Каладаха (al-Harit ibri Kalada), который родился в Мекке в середине VI в., а медицине обучался в Гундишапурской медицинской школе. Другими словами, гигиенические рекомендации Корана восходят к традициям Гунди-шапура, впитавшего традиции древнегреческой и индийской медицины.

Напомню ещё о «Каноне врачебной науки» Авиценны (XII в.). По числу изданий он соперничал с Библией и являлся самым изучаемым трудом в истории человечества!

– История арабской цивилизации так же увлекательна, как и сказания из «Тысячи и одной ночи», а какова история Вашего пути в эту древнюю профессию?

– В 1-м классе я мечтала стать учителем, – вспоминает Алия Ильясовна. — Но в 9-м классе решила, что хочу стать медиком.

Родители во многом помогли определиться с выбором профессионального пути, хотя сами не имели отношения к медицине. Отец – Хусаинов Ильяс Ислямович, ветеран труда Российской Федерации. После армии, в 1978 году, устроился работать на ВАЗ, где трудится по настоящее время, 33 года проработал на металлургическом производстве и в ремонтно-литейном цехе. Моя мама Альфия Галимзяновна также ветеран труда Самарской области. Её общий трудовой стаж составляет 40 лет, из них 28 лет – на ВАЗе. Родителей неоднократно награждали дипломами и грамотами за добросовестный труд. Их трудолюбие и любовь к знаниям, верность коллективу являются для нас с братом примером.

Мой брат – Хусаинов Ильнур Ильясович, в отличие от меня, пошел по стопам родителей. После окончания Тольяттинского политехнического колледжа, в 2004 году, устроился работать на ВАЗ, на производство двигателей. В том же году поступил в Волжский университет им. В.Н. Татищева на очно-заочную форму обучения, который успешно закончил в 2007 году.

– Был ли вопрос – в какой медицинский университет поступать?

– Вуз я выбрала сразу – Самарский государственный медицинский университет. Наш СамГМУ является ведущим медицинским вузом страны. Однако чтобы подготовиться к вступительным экзаменам в медицинский университет, после окончания 9-го класса я перевелась в валеологическую гимназию № 35 города Тольятти, где более углубленно преподавали биологию, физику и химию. Говоря об обучении в гимназии, не могу не упомянуть нашего классного руководителя, Т.П. Тепикину, преподавателя биологии, выдающегося педагога, знающего и любящего свой предмет, сумевшего привить любовь к дисциплине своим ученикам. Биологию на отлично в нашем классе знали все. Огромный вклад в мое образование вложили М.А. Левашова, учитель русского языка и литературы, и С.П. Крячкова, учитель химии.

Уровень подготовки учеников в гимназии был высокий, большинство моих одноклассников успешно сдали вступительные экзамены и были зачислены в СамГМУ и другие медицинские университеты. Однако я сразу не поступила в СамГМУ. Чтобы не терять год, по совету родителей поступила в Самарское муниципальное медицинское училище на фармацевтический факультет, который закончила с отличием.

12 3 4 5 6 7– Как же Вы пришли в медуниверситет во второй раз?

– По окончании училища я устроилась работать в аптеку первостольником. Работая в ней, я получила огромный и неоценимый опыт, но все же мне хотелось дальнейшего профессионального роста и развития. Вскоре я поступила в СамГМУ на фармацевтический факультет на очно-заочную форму обучения. Хотелось бы выразить огромную благодарность ректору СамГМУ академику РАН Г.П. Котельникову за возможность специалистам со средним фармацевтическим образованием получать высшее образование без отрыва от работы. Также сохраняю самые светлые воспоминания о безвременно ушедшем от нас профессоре В.А. Егорове, декане фармацевтического факультета с 1991 по 2013 г. Он запомнился как достаточно требовательный и справедливый наставник, чутко и внимательно относился к нашим проблемам и просьбам, помогал и отстаивал интересы студентов.

В этом году наш фармацевтический факультет отметит 45-летие! Я восхищаюсь высоким уровнем преподавания предметов, знаниями и профессионализмом педагогов, их доброжелательностью и искренним стремлением передать свои знания и умения студентам. Коллективы профильных кафедр фармацевтического факультета актив-но занимаются научными исследованиями по различным направлениям и привлекают к науке новые поколения молодых исследователей.

Меня всегда интересовал научно-исследовательский процесс, как происходят различные открытия, сам процесс анализа полученных результатов. Определяющее событие в моей судьбе произошло на третьем курсе. У нас начались занятия по фармакогнозии, вскоре заведующий кафедрой фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии профессор В.А. Куркин пригласил нашу группу студентов заниматься наукой. Так, под его чутким руководством и при содействии преподавателей кафедры я начала творить свою небольшую научную работу. Моим научным руководителем стала доцент кафедры, д. фарм. н. А.В. Куркина. Еще в студенческом научном обществе нам с Анной Владимировной удалось далеко продвинуться в фармакогностическом исследовании цветков пижмы обыкновенной. Данные исследовательской работы были неоднократно доложены на студенческих конференциях, опубликованы в журналах, в том числе реферируемых ВАК. В дальнейшем результаты наших экспериментов были оформлены в виде дипломной работы. Получив диплом, поступила в интернатуру на ту же кафедру, а в дальнейшем – в аспирантуру. Это был трехлетний марафон из экспериментов, публикаций, участия в конференциях, обучения основам педагогики и преподавания, занятий по философии и иностранным языкам. На это время пришлось позабыть про походы на природу, концерты и театры…

Наконец, в июне 2015 года случилось замечательное событие – я успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фармакогностическое исследование цветков пижмы обыкновенной (Tanacetum vulgare L.)».

Выражаю огромную благодарность за неоценимую помощь сотрудникам кафедры фармакогнозии, всем преподавателям: В.А. Куркину, А.В. Куркиной, Е.В. Авдеевой, О.Е. Правдивцевой, В.М.Рыжову, Л.В. Тарасенко, В.Б. Браславскому, М.В. Егорову, В.В. Стеняевой, аспирантам и интернам, а также сотрудникам других профильных кафедр фармацевтического факультета – про-
фессору С.В. Первушкину, доценту И.К.Петрухиной и др.

По окончании аспирантуры Ирина Константиновна предложила мне пройти по конкурсу на вакантную ставку ассистента на кафедре управления и экономики фармации. Работа со студентами меня увлекает необходимостью самосовершенствования. Мне нравится делиться знаниями и опытом, учиться вместе с ними. Современные студенты – это тонкие психологи, они сразу чувствуют отношение преподавателя к предмету и с радостью изучают дисциплины, которые преподают с большой внутренней отдачей. Необходимо предлагать всё новые приемы в обучении: так, недавно, при спонсорской поддержке, на кафедре создали учебную аптеку, где студенты совершенствуют свои практические навыки.

На нашей кафедре очень хороший коллектив. Мне приятно работать с моими коллегами: заведующей кафедрой И.К. Петрухиной, Е.Л. Абдулмановой, Е.П. Гладуновой, О.Н. Вороновой, Л.В.
Логиновой, которые помогают мне и другим молодым преподавателям кафедры. Наставники делятся с молодежью педагогическим опытом и дают полезные советы в организации учебного процесса в группах.

Кроме того, мне посчастливилось работать в отделе координации и мониторинга научно-исследовательской работы, под руководством проректора по научной и инновационной работе профессора И.Л. Давыдкина. Работа в отделе позволяет обмениваться опытом с коллегами всего университета, узнавать много полезного для своей работы.

Все это бесценное время, которое я проводила и провожу в стенах СамГМУ, поддерживает и усиливает мой интерес к научно-педагогической деятельности. Год за годом сбываются мои детские мечты – я работаю в медицине и делаю первые шаги как преподаватель.

– Каким увлечениям хочется посвятить свободное время?

– Основное хобби – это путешествия. Мне нравится открывать для себя новые страны, города, народы и обычаи, люблю знакомиться с историей российских городов и историей других стран. Во время поездок стараюсь посещать музеи и, по возможности, театры. Очень люблю природу, прогулки на теплоходах, на велосипедах, походы и запечатлевать это на фото.

Лучшие подарки, которые дает нам судьба после рождения – это обретение учителя и возможность трудиться над тем, к чему стремится душа. Молодой ученый Алия Ильясовна полна энергии и на судьбу не жалуется!

Искандер МИФТАХОВ, член Союза журналистов России, врач.
Фото автора и из архива Алии ХУСАИНОВОЙ.

Журнал «Самарские татары», № 2 (14), 2016 год.

Просмотров: 1590

Комментирование запрещено