Рустам Батыр: «Мухаммадия» может быть закрыта»

IMG_5866Первый заместитель муфтия РТ объясняет логику назначения Камиля Самигуллина директором самого известного медресе Казани

Серьезный резонанс в мусульманских кругах республики вызвала случившаяся на прошлой неделе рокировка в медресе «Мухаммадия», где на место многолетнего директора образовательного учреждения Наиля Яруллина пришел муфтий РТ Камиль Самигуллин. Заместитель главы ДУМ РТ Рустам Батыр в материале для «БИЗНЕС Online» рассказывает о проблемах медресе, которые придется решать новому руководителю, и предостерегает от ненужного ажиотажа вокруг этой новости.

ГЕРОИ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

На этой неделе в Татарстане вспоминали известного мусульманского деятеля Валиуллу хазрата Якупова. Четыре года назад подлая рука киллера посягнула на жизнь яркого богослова, пламенного оратора, неутомимого организатора и одного из лидеров исламского возрождения России. 19 июля текущего года его единомышленники во главе с муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным посетили могилу религиозного деятеля, а затем приняли участие в научно-практической конференции, посвященной деятельности издательства «Иман» — главного детища в жизни покойного Валиуллы хазрата.

Сегодня уже не все помнят, но Валиулла хазрат дал старт еще одному значимому начинанию в мусульманской жизни Татарстана — медресе «Мухаммадия». Он был одним из тех, кто добился возвращения мусульманам исторического здания медресе, а затем стал первым его ректором.

Нужно сказать, что за годы религиозного возрождения в Татарстане возникла целая система мусульманского образования: девять медресе и один исламский институт. Они возникли не просто так, а благодаря титаническому труду подлинных подвижников исламского просвещения. Многим сложно представить даже маленькую толику всех тех трудностей, через которые им пришлось пройти. Как известно, за годы воинствующего атеизма у нас в стране были полностью уничтожены практически всякая религиозная жизнь, ее институты и соответствующая инфраструктура. Ближайшее мусульманское медресе было в далекой Бухаре. Поэтому те, кто в Татарстане организовывал исламские учебные заведения, создавали их, по сути, с нуля.

При этом создавать медресе, абсолютно некоммерческие по своей природе учебные заведения, приходилось в условиях отсутствия государственного финансирования. Зарплата преподавателей, содержание здания, питание и проживание студентов, учебные пособия — на все это приходилось искать средства. Лично для меня все эти люди — герои. Герои с большой буквы. Первым в их ряду стоит имя Валиуллы хазрата Якупова, которого позднее на посту ректора «Мухаммадии» сменил не менее достойный подвижник религиозного образования Наиль хазрат Яруллин.

УТРАТА ВЕКТОРА

«Мухаммадия» создавалась на волне национального возрождения. Ее деятельность мыслилась в контексте обретения татарским народом своих исторических корней. И поначалу все так и было.

Как известно, ислам во многом сформировал культуру татар, наши обычаи и традиции. И вряд ли без исламской составляющей у нашей нации будет будущее. Ислам не только помогает людям построить свою духовную жизнь, но и содействует сохранению татар как нации на исторической арене.

В переводе на проблематику мусульманского образования это означает следующее. Из стен наших медресе должны выходить выпускники, которые потом смогут и будут работать в татарских приходах. Увы, но сегодняшняя «Мухаммадия» выпала из этого вектора. В нынешнем учебном году всего 14 человек закончили ее очное отделение. Из них только двое — татары. Все остальные — представители наших братских народов из СНГ, причем в основном девушки. В прошлом учебном году из 15 выпускников очного отделения только трое были татарами. Тенденция повторяется из года в год. Валилулла хазрат, как говорят в подобных случаях, в могиле, наверное, перевернулся бы от таких «результатов». Не о такой «Мухаммадии» он мечтал. Других результатов ждут от медресе мусульмане и сегодня. Ведь у нас в республике сотни мечетей до сих пор остаются без квалифицированных имамов.

Медресе столкнулось и с целым ворохом всевозможных юридико-организационных проблем: не оформлено право собственности на здание, нет общежития. Целый ряд грубейших нарушений выявил департамент надзора и контроля в сфере образования минобрнауки РТ и теперь грозит обернуть дело закрытием учебного заведения. Не думаю, что мусульманская общественность обрадуется такому повороту событий, но медресе «Мухаммадия» действительно может быть закрыто.

Сегодня многие винят в сложившейся ситуации директора медресе Яруллина. Но мне такой подход представляется непродуктивным. Наиль хазрат вложил максимум своих сил в становление «Мухаммадии». Просто этого, как оказалось, недостаточно. Здесь нужна была не пустая критика, а конкретная помощь.

Ею и занялся Самигуллин, как только пришел на пост муфтия РТ. Он считает развитие мусульманского образования в Татарстане одним из своих главных приоритетов. В результате Камиль хазрат смог построить систему финансирования медресе, выстроил программу грантовой поддержки выпускников, наладил выпуск учебно-методической литературы и т. д. Помог найти средства и для ремонта здания «Мухаммадии». Но все оставалось по-прежнему. Помощь извне не давала нужных результатов. И тогда было принято решение о том, чтобы Самигуллин возглавил старейшее медресе нашей республики. «Новая кровь нужна, новые силы», — объяснил Яруллин значимость данного шага.

К НОВЫМ ВЕРШИНАМ

Конечно же, этого можно было бы и не делать. У муфтия и так много задач. И те, кто мерит жизнь лишь карьерными соображениями, вообще считают решение председателя ДУМ РТ странным: «опуститься» первому лицу мусульман республики до уровня директора среднего профессионального учебного заведения — это как если бы президент Татарстана вдруг решил возглавить какой-нибудь техникум.

Однако в духовной жизни действует другая логика, зачастую непонятная людям со стороны. И в данном случае логика решений продиктована императивом ответственности. Когда речь идет о вещах, бесконечно значимых для судьбы нашего народа, эту ответственность надо брать на себя. В таких случаях думают не о том, как твои действия воспримут окружающие, а прежде всего о деле. Такими же категориями живет и Наиль хазрат, который остается в составе высшего руководства медресе и, как и прежде, будет сохранять все то лучшее, чтобы было наработано в нем за эти годы.

К сожалению, не без подачи нашей любимой газеты «БИЗНЕС Online» в данной связи возникли некоторые кривотолки. Неутомимая диванная армия клавиатурных коммент-бойцов уже строчит конспирологические теории о том, что «началась многоходовая операция по смене власти в ДУМ РТ», а некоторые бизнесмены от религии спешат поделиться с журналистами своими растроганными чувствами.

И только два человека остаются совершенно спокойными: Камиль Самигуллин и Наиль Яруллин. Им некогда упражняться в высокой словесности. Им нужно делать дело: вместе поднимать «Мухаммадию» к новым вершинам.

Рустам БАТЫР.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1117

Комментирование запрещено