Магнитное поле Ягудиной

На заслуженном отдыхе. Колывань, 2003 год

На заслуженном отдыхе. Колывань, 2003 год

Давно известно насколько важна сельская школа в жизни населенного пункта. И роль учителя на селе, где все друг друга хорошо знают, – особая. Он всегда на виду, теснее его контакт с детьми, чаще общение с родителями, выше ответственность за судьбу каждого ученика. Поэтому понятно то огромное уважение, которое вызывают педагоги, отдавшие не один десяток лет профессии сельского учителя. Об одном из них – почетном гражданине Красноармейского района, кавалере ордена Знак Почета, заслуженном учителе школы РСФСР Елене Абдрахмановне Ягудиной – наш рассказ.

Ее карьера сельского учителя началась в 1954 году в Куйбышевской области. Именно тогда в Камышлинском районе на исходе лета появились два выпускника казанских институтов – педагогического и ветеринарного. Это уроженец села Камышла Абдулхак Ягудин вернулся на малую родину с молодой женой. Он начал работать ветврачом, а супруга Елена – преподавателем русского языка и литературы в местном сельскохозяйственном техникуме, а вскоре – в средней школе, которая располагалась в этом же селе.

Через четыре года ее супругу предложили повышение по работе, и Ягудины переехали в село Колывань Колдыбанского (с 1965 года – Красноармейского) района, с которым в дальнейшем они не расставались. Здесь молодая учительница устроилась на работу в Колыванскую среднюю школу и отдала ей почти 40 лет своей жизни. Пришлось ей быть и директором этого учебного заведения – с 1983 по 1987 год.

Новый педагог быстро привлек к себе внимание школьников и коллег. Ученикам нравились ее уроки, поскольку они проходили живо и эмоционально. Постоянно возникали споры и дискуссии по литературным героям благодаря проблемным вопросам Елены Абдрахмановны. Привычным также стало использование наглядных пособий и технических средств, карточек и перфокарт, проведение орфографических пятиминуток и внесение школьниками трудных в правописании слов в специальные тетради. Очень любили ребята и факультативные занятия по литературе, которые вела Е.Ягудина. Например, с десятиклассниками она обсуждала новинки современной прозы и поэзии, что потом помогало многим школьникам стать медалистами, поскольку они не испытывали трудностей при написании выпускного сочинения.

Знать и любить русских классиков и советских писателей, привить юным колыванцам любовь к чтению, научить их грамотно излагать мысли и разбираться в культурном наследии – это далеко не весь перечень задач, которые ставила перед собой Елена Абдрахмановна. Вот некоторые сообщения из районной газеты «Знамя труда» за 1982 год: классный руководитель Ягудина открыла вечер встречи выпускников этого года с руководителями и главными специалистами совхоза имени Жданова, на котором выступили директор совхоза, секретарь парторганизации, главный агроном и др.; среди учителей – активистов лекционной пропаганды района – названа Ягудина; на августовском педсовете района семи именитым педагогам (в т.ч. Ягудиной) доверили вручить новичкам ленты «Учитель-82», после чего именно Ягудина передала молодым учителям символический ключ к детским сердцам.

Долгое время она была секретарем партийной организации школы, зачинателем новых и интересных дел всего педагогического коллектива. Одной из первых в районе стала проводить открытые уроки, на которые ехали коллеги из разных школ. Первый секретарь райкома КПСС в одном из своих докладов отмечал, что опыт девяти педагогов района (в т.ч. Ягудиной) заслуживает тщательного изучения и обобщения.

Требовательная, принципиальная, строгая к себе и к окружающим, Елена ханум стала авторитетным и уважаемым человеком в коллективе учителей Колыванской школы. Было в ней что-то магнетическое, вследствие чего к этому педагогу тянулись и ученики, и преподаватели. А после того, как Ягудину назначили директором школы, сила ее магнитного поля только возросла.

За годы директорства Елена Абдрахмановна организовала открытие первого в районе компьютерного класса, где по графику занимались и учащиеся других школ. Новая мастерская была оборудована станками для работы по металлу и по дереву. Выпускники школы до сих пор вспоминают о животноводческой бригаде, в составе которой они трудились на фермах совхоза.

Дело в том, что находившийся в селе совхоз имени Жданова был животноводческим, и в производственном обучении школа взяла такой профиль: основы животноводства, механизация животноводческих ферм, комплексов и колесный трактор. Ученики знакомились с профессиями мастера машинного доения, мастера животноводства по крупному рогатому скоту, механизатора животноводческих ферм, лаборанта химико-бактериологического анализа и др.

С помощью базового предприятия в школе появился специальный кабинет для проведения занятий по «Основам животноводства» и была создана материальная база для деятельности производственной бригады. А в первый год школьной реформы совхоз выделил для производственной практики учащихся в животноводстве специальную ферму на отделении №1. Сразу же была оборудована бытовка и выделена спецодежда.

Как правило, учащиеся животноводческого звена отлично трудились летом. Исполняя обязанности доярок и скотников, они не допускали снижения продуктивности и давали возможность многим основным дояркам получить отпуск в летнее время. Иногда дирекция совхоза обращалась к руководству школы с просьбой и зимой – помочь в воскресенье на фермах заменить доярок. Ученики откликались на эту просьбу, и более десяти доярок получали выходной.

Ежегодно школа занимала призовые места на областных конкурсах доярок, а также слетах производственных бригад и юных друзей природы. Под руководством специалистов совхоза юные животноводы Колыванской средней школы вели большую опытническую работу. Результаты их опыта «Влияние полисолей на привес телят» были представлены на ВДНХ. По состоянию на начало 1985 года такое опытничество практиковали только две школы района: Колыванская и Ленинская, имевшие ученические научные общества по биологии.

Не удивительно, что к середине 80-х годов выпускники Колыванской школы составляли чуть ли не половину рабочих совхоза имени Жданова, причем 32 из них имели правительственные награды. Казалось бы – положительный профориентационный результат работы учебного заведения налицо, но директор Ягудина отмечает в газете «Знамя труда», что выпускницы практически не остаются на ферме и что «за 25 лет моей работы в школе мы не подготовили ни одного ветврача».
То есть она относилась к неуспокаивающимся руководителям, которым привычно продолжать движение вперед. «Удивительный человек, – отзывается о Ягудиной бывший второй секретарь Красноармейского РК КПСС А.С. Гоннова. – Открытая, добрая, всегда шла впереди, вся в школьных делах». Вот еще несколько примеров ее деятельности. Среди участников районного конкурса «Россия, родина моя» были только две школы: Волчанская и Колыванская. А в областном литературном празднике приняли участие одна ученица из Волчанки и шесть школьников из Колыванской СОШ (руководитель Ягудина).

Первое, что замечал любой, побывав в этой школе, – атмосферу творческого поиска. Здесь не насаждали догматов, не бросались любой ценой исполнять указания вышестоящих инстанций. На базе этого учебного заведения часто проходили районные семинары руководителей школ и учителей.

Помимо директорских забот Елена Абдрахмановна продолжала руководить районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, получала благодарность районной газеты за селькоровскую деятельность, поддерживала девиз передовых учителей района «Каждый урок – на уровне открытого», участвовала в торжественных церемониях посвящения выпускников педагогических заведений в профессию учителя и пр.

Свою педагогическую деятельность она считала не столько работой, сколько просветительской миссией – нести односельчанам знания и культуру. Такой настрой Елены ханум чувствовался и будил встречные добрые настроения, увлекал, плодил последователей. Уже в середине 80-х годов отмечалось, что более 10 воспитанников Ягудиной стали учителями русского языка и литературы, а в 1988 году половина коллектива учителей Колыванской школы состояла из ее выпускников. Были они и в других заведениях района. Например, О.В. Сычева работала директором Каменно-Бродской 8-летней школы, а О.П. Филимонова – учительницей русского языка и литературы Павловской средней школы.

Руководивший Красноармейским районом и при советской власти, и в XXI веке П.М. Елин знает героиню этой статьи очень давно, поскольку возглавлял тот самый колыванский совхоз имени Жданова, тесно связанный с местной школой. Он считает, что Елена Абдрахмановна была не просто директором учебного заведения, а успешным руководителем, навечно вписанным в историю Колыванской школы, села Колывань, да и всего Красноармейского района. А как учитель-филолог имела непререкаемый авторитет профессионала и входила в состав комиссии по присуждению выпускникам школ золотых медалей. «Ученики воспринимали ее как строгого и требовательного, но справедливого педагога, – говорит Павел Михайлович. – Мы же ценили ее за характер, исключительную порядочность и душевность».

После освобождения директорского кресла Е.Ягудина еще десять лет продолжала преподавательскую деятельность в ставшей для нее родной школе. Причем, как подлинный новатор она взялась за освоение предмета «Мировая художественная культура», который только что был введен в учебные планы, и, с упоением окунувшись в новую область знаний, ушла на пенсию почти в 65 лет.

На 70-летний юбилей беззаветно влюбленной в свои предметы учительницы ее выпускники разных лет изготовили рукотворный подарок – стихотворно-фотографический плакат под названием «Королева открытых уроков».

А знавшие притягательную силу магнитного поля и порядочность этого бывшего члена райкома партии, депутата сельского и районного Советов народных депутатов колыванцы избрали Елену ханум председателем Совета ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и Вооруженных Сил. И она шла к ветеранам с поздравлениями в день рождения, а в трудную минуту спешила поддержать добрым словом, хлопотала перед сельской и районной администрацией об оказании материальной помощи кому-нибудь из своих подопечных, проводила встречи для них. Не забывала и о школе. Так, 14 декабря 2009 года в ней прошли «Парламентские чтения» для учащихся старших классов, посвященные Дню Конституции. Вместе с главой сельского поселения Колывань, юрисконсультом, ветераном Великой Отечественной войны в них приняла участие и Елена Абдрахмановна.

Не меньшим уважением в селе пользовался и ее муж. Три года он был директором колхоза «Россия» в Красноармейском районе. Потом колхоз присоединили к совхозу имени Жданова, в котором Абдулхак Абдуллович и работал главным ветврачом до самой пенсии. Как говорят очевидцы, попадание в профессию у него было полное. Мог, прооперировав, выходить соседскую свинью, разворотившую бок настолько, что все на ней поставили крест. Потом односельчане даже приходили посмотреть на нее, как на диковинное животное с огромным шрамом.

Знал Абдулхак абый и способы усмирения быков, не желавших подниматься в кузов грузовика и не слушавшихся любых команд ответственных за их погрузку. Ветврач сделал это за восемь секунд и выиграл у животноводов спор. В своем подворье на нем была корова и домашняя птица.

А ведь казалось бы – фронтовик, десантник 37-го воздушно-десантного корпуса, 120 прыжков с парашютом, из них около 100 – в тыл врага. Какие тут свиньи, коровы и быки… Но что-то было в камышлинском воспитании Ягудина такое, что он решил стать ветеринаром. Учась в ВУЗе, не забывал про спорт, благодаря которому судьба свела его с будущей женой. Елена занималась гимнастикой, да и общежития их были рядом. «Он выгодно отличался от неслужившей молодежи, – вспоминает супруга. – Вся грудь в боевых наградах, высокий, красивый».

Окончание институтской учебы и жизни в общежитиях они отметили в одном из них скромной студенческой свадьбой, после чего выехали в Камышлу. До золотой свадьбы Абдулхак эфенди не дожил всего три года – дали о себе знать фронтовые ранения.

Семья у Ягудиных была дружная, о ней хорошо отзываются в селе. Супруги старательно и много работали, любили вместе проводить отпуск на курортах и в путешествиях по стране. Вдвоем частенько выезжали и на встречи фронтовых друзей Абдулхака Абдулловича, иногда беря на них и своих детей. Одна из таких встреч прошла в Чехословакии, и надо же случиться, что рядом проводили сбор немецкие ветераны войны. Но, к счастью, все обошлось мирно.

На личном подворье роли у Абдулхака абый и Елены апа были четко распределены. Если муж отвечал за домашнюю живность, то на жене были садово-огородные работы. Соседи помнят, как хозяйка огромного сада угощала всех яблоками и другими плодами огородного труда.

Достойными людьми стали и дети Ягудиных. Сын Азат в 1978 году окончил юридический факультет Казанского госуниверситета и работал по специальности. Сейчас он на пенсии и ухаживает за заболевшей мамой. А дочь Лиля после завершения учебы в Куйбышевском мединституте трудилась врачом. Ныне она тоже пенсионерка и живет в Москве, но не забывает посещать Колывань. У Елены ханум есть внук, три внучки и четыре правнучки.

Внучатое поколение любило каждое лето проводить у бабушки, как впрочем, и другие родственники. «С ней всегда уютно, – подчеркивает сноха Гюзель. – Она привыкла по-доброму относиться ко всем людям, не впуская зло в свою душу. Общительный человек и интересная рассказчица – это про Елену апа. Иногда мы с ней, начав выходной день с утреннего разговора за чашкой кофе, удивлялись замечанию свекра о приближающемся обеде».

Единственное о чем жалеет героиня нашей статьи – не научила детей татарскому языку, хотя вместе с мужем владела им на литературном уровне. А ведь в семьях их родителей было не так. Абдулла Шайморданович по-русски не говорил вообще, но свободно общался по-арабски. «Помню, – говорит Елена ханум, – как он в Камышле учил соседа муллу правильному пониманию Корана на арабском языке». Владели родной речью и ее родители, хотя были комсомольскими и партийными активистами, далекими от мусульманской веры.

Так, отец Аблялимов Абдрахман Арсланович в течение 16 лет непрерывно работал первым секретарем райкомов КПСС: Чистопольского (1938-1940), Красноборского (1940-1943), Заинского (1943-1952) и Алькеевского (1952-1954). В 60-е годы и до выхода на пенсию трудился директором совхоза «Осинники» Камско-Устьинского района ТАССР. А мама Аблялимова Магира Талиповна являлась активной комсомолкой 30-х годов в Казани и Альметьево, но в связи с рождением четверых детей освоила статус домохозяйки.

Первенцем в семье стала Елена, родившаяся 20 сентября 1932 года в с. Альметьево Альметьевского района ТАССР. Затем на свет появились сестры Римма и Роза, а также брат Ринат. Так как отец постоянно был на работе, домом и хозяйством руководила мать, которой дети подчинялись беспрекословно и выполняли свои домашние обязанности.

Перемена мест работы отца приводила к переездам семьи и обучению ее детей в разных школах. В сентябре 1940 года Лена стала первоклассницей Красноборской средней школы. До сих пор в ее памяти первая учительница Зинаида Петровна, ушедшая в начале войны на фронт. Оттуда она писала своим ученикам письма, но вскоре погибла.

В годы войны Лена продолжала учебу в казанской школе (семья жила в этом городе). После уроков она вместе с другими детьми частенько ходила в госпиталь, где находились раненые бойцы, и читала им стихи, пела песенки. С тех пор песни фронтовых лет стали ее любимыми.

В спортзале истфака пединститута. Казань, 1953 год

В спортзале истфака пединститута. Казань, 1953 год.

После лыжной прогулки у общежития. Казань, 1950 год

После лыжной прогулки у общежития. Казань, 1950 год

В начале учительского пути, 1957 год

В начале учительского пути, 1957 год

С мужем, сыном и дочкой, 1969 год

С мужем, сыном и дочкой, 1969 год

Ягудина Елена Абдрахмановна, 1976 год

Ягудина Елена Абдрахмановна, 1976 год

Выступление перед школьниками, начало 80-х годов

Выступление перед школьниками, начало 80-х годов

На августовском совещании учителей района, 1983 год

На августовском совещании учителей района, 1983 год

На уроке, 1986 год

На уроке, 1986 год

С коллективом учителей Колыванской средней школы, 1988 год

С коллективом учителей Колыванской средней школы, 1988 год

Ягудина Е.А.

Ягудина Е.А.

Колыванская средняя школа

Колыванская средняя школа

На заслуженном отдыхе. Колывань, 2003 год

На заслуженном отдыхе. Колывань, 2003 год

Потом наступил период жизни в Заинском районе. Здесь тоже было нелегко с продуктами, но выручала картошка, заменявшая хлеб. Летом Лена, как и все ученицы, работала в поле. Обязанностью каждой из них было сжать серпом шесть соток ржи в день. Собираясь в поле, они обували лапти, которые были хороши в ясную погоду, а в дождь ноги промокали. Питались тем, что принесли с собой. В основном это был кусок хлеба и бутылка молока.

В школу Лена ходила с большой охотой, училась хорошо. Любимыми ее предметами были русский язык и литература, которые преподавала Н.Я. Короткова. «Эта талантливая учительница, – считает Елена Абдрахмановна, – привила мне любовь к своим предметам. Благодаря ей я тоже стала филологом». В 1950 году после окончания Заинской средней школы она поступила в пединститут и в 1954 году окончила его по специальности русский язык и литература.

Вот так под влиянием двух русских педагогов и своей мамы, потерявшей на войне брата-учителя и мечтавшей о том, что ее дети продолжат его учительскую стезю, Елена стала преподавателем. Кстати, мечта Магиры ханум со временем осуществилась – все ее дочки и сын выбрали эту благородную профессию и, окончив Казанский пединститут, преподавали разные дисциплины в школах.

Выступая в ноябре 1988 года на встрече молодых учителей с ветеранами педагогического труда Красноармейского района, с учителями-наставниками и руководителями районных служб, Елена Абдрахмановна произнесла следующие слова: «Я не буду говорить высоких слов о долге и призвании, а скажу о любви. Нелегко полюбить учеников. Но именно трудности и оставляют заметный след в жизни учителя. У вас все это впереди. Ищите, дерзайте, доброго вам пути в большую интересную жизнь!».

Простые, но бессрочно актуальные пожелания по созданию коллегами-преемниками своего магнитного поля. Ведь любовь – это притяжение, превращающее учителей в маяки на реке времени для своих воспитанников. А сама Елена ханум – маяк в море жизни. И уж если не Александрийский, то Красноармейский – это точно!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 2 (14), 2016 год.

Просмотров: 1409

Комментирование запрещено