Татарстан отрекся от «Золотой Орды»: «мыло» о татаро-монголах для «Первого» снимут в Крыму

2Оставив надежду получить 150 млн. рублей у властей республики, продюсеры добавили сериалу эротики и насилия

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на этой неделе стартуют съемки телепроекта «Золотая Орда», который покажут по Первому каналу, вложив представление о той сложной эпохе в головы миллионам россиян. Первоначально продюсеры рассчитывали снимать сериал в РТ с опорой на местные кадры и достопримечательности, но получили отказ в помощи от республиканских властей. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что Татарстану не так уж и выгодно проводить параллели между собой и Ордой.

«В ИНТЕРНЕТЕ ТАКИХ ТАБУ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, И ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ДЕЛАТЬ БОЛЕЕ СВОБОДНЫЙ ПРОДУКТ»

Татарстан отказался от участия в амбициозном телепроекте «Золотая Орда». В результате «большое-большое кино» на 16 серий в стиле «Великолепного века» и «Игры престолов», которое будет транслироваться по Первому каналу, обойдет стороной достопримечательности и просторы республики. Подробности корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказала PR-директор кинокомпании «Марс Медиа» Ирина Данилова.

«Переговоры велись, однако заинтересованности со стороны правительства республики в итоге не было», — пояснила она.

Напомним, в ноябре прошлого года в интервью «БИЗНЕС Online» продюсеры сериала Рубен Дишдишян и Арам Мовсесян, обозначая бюджет «Орды» в размере 400 млн. рублей, отметили, что Первый канал дает 250 млн. рублей, а оставшиеся 150 млн. предстояло найти. «Очень надеемся на поддержку властей Татарстана, все-таки проект про их историю. Если они нас поддержат, будем бóльшую часть сериала снимать в республике, тогда задействуем и местных историков, актеров, гримеров, костюмеров, реквизиторов, инфраструктуру и локации — очень хотим всю натуру отснять у вас», — манили перспективами продюсеры.

Интересно, что Дишдишян — один из самых известных и маститых российских продюсеров — родом из Казани. В 1996 году он создал крупнейшую российскую кинокомпанию «Централ Партнершип», которую возглавлял 16 лет. В 2011 году на фоне конфликта с главным акционером «ПрофМедиа» он был вынужден покинуть свое детище, создав новый проект — компанию «Марс Медиа Энтертейнмент», которая с тех пор успела выпустить несколько десятков фильмов, в том числе такие известные, как «Бой с тенью», «Волкодав», «Апостол», «Тарас Бульба», «Брестская крепость», «Наша Russia. Яйца судьбы» и др.

Теперь, не дождавшись помощи из Татарстана, создатели 16-серийного «мыла» решили снять картину в Москве, Подмосковье и Крыму. Для съемок на площади 10 тыс. кв. м будут возведены декорации древнего русского города. Так что ни пейзажей, ни древних стен исторических памятников Татарстана зритель Первого канала в сериале не увидит. Что же касается татарских актеров (а кастинг проводился в том числе и в нашей республике), Данилова затруднилась ответить, прошел ли кто-то в окончательный список. Но уже точно известно, что среди ведущих ролей татарстанцев или актеров с татарскими корнями нет. В первых рядах значатся Александр Устюгов, Сергей Пускепалис, Светлана Колпакова, Юлия Пересильд.

По словам Даниловой, картина будет сниматься силами Первого канала, «Марс Медиа» и недавно появившегося партнера — кинокомпании «Амедиа». Помимо производства сериалов «Амедиа» является крупнейшей отечественной площадкой по прокату зарубежных и отечественных сериалов на разных платформах. Вчера Дишдишян заявил ТАСС, что «Золотая Орда» будет выпущена в двух вариантах: первый — для интернета — с более кровавыми баталиями и эротическими моментами, второй — для телевидения, где подобного излишества уже не будет.

«Версию для интернета решили снимать потому, что это интересно, расширяет охват аудитории, — пояснила PR-директор. — В сети сидят люди, которые сегодня не смотрят телевидения, это позволит привлечь к сериалу разную публику. Плюс ко всему в интернет-версии некоторые боевые сцены будут показаны жестче, любовные сцены будут эротичнее. То, что на телевидении по цензурным соображениям сегодня не может быть продемонстрировано, будет в сети — в интернете таких табу не существует. Поэтому это позволяет делать более свободный продукт». На какой интернет-площадке можно будет посмотреть сериал, Данилова сказать затруднилась, на данную тему ведутся переговоры: правообладателей много, надо со всеми согласовать. В компании мечтают, чтобы свет увидела сначала нецензурированная версия, а уж потом сериал показали по телевидению. На вопрос, не боятся ли создатели картины, что интернет-версию сразу разнесут по пользователям пираты, PR-директор кинокомпании «Марс Медиа» ответила следующее: «Сейчас есть возможности защитить контент, поэтому мы не боимся, что пираты распространят наш сериал. Первый канал“ показывает сериал „Салам Масква“ у себя на сайте, и никто его не пиратит. Законы Российской Федерации действуют и позволяют сохранять контент».

Ожидается, что сериал «Золотая Орда» выйдет на экраны в 2017 годуФото: скриншот видео

СЪЕМКИ НАЧНУТСЯ В КОНЦЕ НЕДЕЛИ — ФИЛЬМ ПОКАЖУТ ЧЕРЕЗ ГОД

Съемки «Золотой Орды» начнутся уже в конце этой недели и продлятся четыре месяца. На суд зрителям детище представят осенью 2017 года. 2,5 года ушло на написание сценария, автором которого выступила Ольга Ларионова. Напомним, что события сериала развиваются во второй половине XIII века — одном из самых колоритных периодов в истории Средневековья. Это эпоха наивысшего расцвета Золотой Орды, эпоха, в которую создавались цивилизационные, геополитические приоритеты стран и закладывались основы грядущего величия Руси. Одна из сюжетных линий — это love story на фоне политического детектива, где замешаны и любовь, и политические интриги вокруг княжеского престола Московского княжества после смерти Александра Невского.

Отметим, что с первоначальной версией сценария в ту пору, когда продюсеры сериала еще надеялись на благосклонность властей Татарстана, знакомился директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов, который дал высокую оценку сбалансированному подходу авторов к материалу. Такую же позицию изначально транслировали и создатели картины, подчеркивая, что в ней не будет разделения на «наших и не наших» — положительные и отрицательные персонажи будут с обеих сторон.

Остается надеяться, что первоначальная концепция останется прежней. Напомним, что предыдущая попытка снять фильм о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды была предпринята кинотелекомпанией с говорящим названием «Православная энциклопедия». Фильм «Орда» режиссера Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова с бюджетом $12 млн. вышел на экраны в 2012 году и вызвал крайне неоднозначную реакцию. Насколько удастся создателям «Золотой Орды» по качеству приблизиться к «Игре престолов», бюджет одной серии которого составляет $4,5 млн., покажет время. Пока адаптация на российской земле западных «мыльных» хитов имела разный успех. «Родина» — аналог американского сериала «Homeland» — от Павла Лунгина явно получилась неудачной, а «Метод» с Константином Хабенским, который сравнивали с «Декстером», имел больший успех у зрителей.

БОНДАРЧУК СЛОВО ДЕРЖИТ: КИНО ПРО «КАМАЗ-МАСТЕР» ПОКАЖУТ ПО НТВ

Впрочем, у Татарстана все еще есть возможность во всей красе предстать в другом телевизионном проекте. Год назад Федор Бондарчук говорил о намерении снять сериал о команде «КАМАЗ-Мастер». Именитый актер и режиссер, встретившийся с президентом РТ Рустамом Миннихановым, долетел-таки до Набережных Челнов и встретился с руководством знаменитой автомобильной команды покорителей «Дакара». Руководитель команды Владимир Чагин провел для Бондарчука экскурсию по расположению команды, показал, как она готовит свои автомобили к соревнованиям, а гонщик Андрей Каргинов даже прокатил знаменитого режиссера на своем боевом автомобиле. Однако после этого никаких новостей о судьбе сериала не было. На челнинском автогиганте о каких-либо подвижках пока не знают.

«По поводу проекта Бондарчука нужно непосредственно обращаться к нему, — посоветовал сегодня корреспонденту „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы ПАО „КАМАЗ“ Олег Афанасьев. — Мы его принимали исключительно как хозяева, как возможный предмет его творчества. Мы все ему показали, рассказали. Он отметил, что будет обдумывать свою идею, и вернулся в Москву. Пока никаких дальнейших шагов по осуществлению проекта с его стороны не предпринималось, по крайней мере, с участием нашей компании».

Однако, как выясняется, процесс, идею которого подал в свое время министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов, идет вовсю. Один из продюсеров «Арт Пикчерс Вижн» (телевизионная компания группы Art Pictures, специализирующаяся на создании телефильмов и сериалов) Дмитрий Табарчук заявил «БИЗНЕС Online», что во время последней гонки «Шелковый путь» специалисты компании сопровождали команду «КАМАЗ-Мастер» и набирали материал. «Сейчас сценаристы пишут сценарий. Мы обсуждаем стратегию съемок, потому что нам надо совпасть своим графиком с графиком команды „КАМАЗ-Мастер“, с временем проведения соревнований. Эта история планируется для телеканала «НТВ». Съемки начнутся в следующем году». Табарчук, добавим, известен как продюсер телесериала «Молодежка».

«СОЗДАТЕЛИ СЕРИАЛОВ НЕ СТАНУТ РИСКОВАТЬ РЕЙТИНГАМИ РАДИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что сериал «Золотая Орда» серьезного вклада в мировую культуру или в узнаваемость республики не внесет и что до поры до времени эту тему лучше не поднимать.

Алексей Барыкин — кинорежиссер:

Во-первых, я не очень понимаю, почему тему Золотой Орды постоянно связывают с Татарстаном. Я много раз сталкивался с тем, что в Москве даже образованные люди уверены: Татарстан — это выжженная степь где-то между Узбекистаном и Казахстаном, в которой стоят юрты, а люди с раскосыми глазами ловят лошадей арканами и пьют кумыс. Один очень серьезный продюсер мне говорил: «Я не могу в Татарстане снимать Достоевского, у вас ведь нет подходящих актеров, у вас ведь все — такие…» — и растягивал себе пальцами глаза в щелочки, показывая, какие у нас актеры. Лично я всегда считал, что татары — это скорее дети хана Кубрата, а не дети Чингисхана, родственники турок и болгар, а не монголов. В свете всего этого не понимаю, чем «Золотая Орда» важнее для нас любого другого интересного кинопроекта.

Во-вторых, наивно думать, что вмешательство Татарстана смогло бы радикально изменить образ Золотой Орды на экране. Речь идет о коммерческом проекте, для которого важны рейтинги. И создатели сериалов, включая Первый канал, ни за что не станут рисковать этими рейтингами ради исторической достоверности. В сознании массового зрителя образ Золотой Орды — это набор сложившихся стереотипов и клише. Пусть даже эти стереотипы глупые, но обманывать ожидания зрителей нельзя, иначе они не станут смотреть сериал. И продюсеры это хорошо понимают.

И в-третьих, я убежден, что Республика Татарстан должна финансировать московские кинопроекты только в том случае, если продюсеры будут создавать базу на территории республики, обучать наших специалистов, а потом снимать фильмы преимущественно их силами. В этом случае наша национальная киноиндустрия будет подниматься, а вложенные деньги — работать на экономику Татарстана. Пока же бывает так, что москвичи приводят с собой свою технику, специалистов, снимают наши пейзажи на наши деньги. А потом уезжают и оставляют после себя то же, что и было. Куда в этом случае уходят деньги? В экономику Москвы! Надо следовать тому же принципу, что и при локализации автопрома: вот Ford наладил производство в России — поможем, а Opel не наладил — до свидания.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ:

— Я считаю, что хорошо было бы поставить фильм, который бы расставил все точки над i в этом вопросе. Но поскольку сейчас среди историков России и Татарстана есть серьезные разногласия по данному вопросу, то пока не стоит его поднимать. Нужно еще несколько лет, чтобы этот материал отлежался, чтобы еще раз прошли дискуссии, чтобы споры закончились. Ведь в свое время фильм Тарковского «Андрей Рублев» вызвал очень негативные реакции у национально ориентированной интеллигенции Татарстана в силу того, что там показаны жестокости ордынцев. Кое-кто себя ассоциирует именно с Ордой, потому им это было очень обидно. Поэтому пока, может быть, стоит отложить эти проекты — временно, на несколько лет. Не стоит поднимать эту тему. Будет лишний раздор, разжигание… Лучше чем-то другим заняться.

Ильдар Ягафаров — режиссер:

— О каком образе Золотой Орды вы говорите? Это же попсовый проект, никакого отношения к истории Татарстана он точно иметь не будет. У нас в республике запустилось 7 игровых проектов в этом году — вот об этом надо говорить. Это короткометражные, полнометражные фильмы. Я пока не буду называть их — у нас, киношников, не принято говорить о фильмах до того, как они будут сняты. И субсидии на производство этих фильмов были выделены.

А что касается «Золотой Орды»… Я сам участвовал в этом проекте, проводил кастинг в Казани, актеры хотели участвовать. Но что ж поделать…

Рамиль Хайрутдинов — директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:

— Это не первый и не последний проект, в котором участвует или отказывается участвовать наша республика. На самом деле оказывают влияние на узнаваемость региона совершенно другие критерии качества и явления — прежде всего политического, общественно-политического плана и экономического. Культурный аспект тоже чрезвычайно важен, но и здесь мы не чувствуем особых потерь, потому что та работа, которая ведется в республике, не только командой президента и кабинета министров, но и фондом «Возрождение», дает значительно больше для репутации и узнаваемости Татарстана, чем некая абстрактная тема «Золотая Орда».

Золотая Орда — общее наследие, наследие евразийских степей. Поэтому не только Татарстан, не только Россия, не только Алтай, но и ряд других государств тесно взаимосвязаны с историей Орды в целом, наследия империи Чингисхана. Это было существенное государственное образование, которое охватывало и территорию Казахстана в том числе.

Проект данного фильма был коммерческим и недолгосрочным. На самом деле нужны другие проекты, программы, фестивали и так далее, которые бы оставались в памяти, а этот фильм серьезного вклада в мировую культуру или в узнаваемость республики или Золотой Орды не принесет. Есть гораздо более серьезные источники, чем кинематограф. На мой взгляд, это прежде всего литература, это история, а они как существовали, так и существуют. У них есть и поклонники и читатели.


«БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1052

Комментирование запрещено