Борьба за ценности корэша: бессмысленная и безнадежная

ELG_8933На фоне олимпийских скандалов в Татарстане раздувают свой, с национальным колоритом

На минувшей неделе в республиканском министерстве спорта состоялась одна из самых странных за всю историю этого ведомства пресс-конференций по поводу итогов турнира по борьбе корэш на федеральном Сабантуе. О том, как уважаемые люди битый час обсуждали карикатурную тему, чей кунг-фу, простите, чей корэш лучше, как поживает вид спорта, коротая время от скандала до скандала, и каким образом гуру татаро-башкирской борьбы отвращают интерес к своему стилю борьбы, — в материале «БИЗНЕС Online».

БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ

Казалось бы, раньше по итогам Сабантуя в числе недовольных могли оставаться только бараны. Кого может обрадовать тот факт, что тебя в расцвете сил отправляют на заклание? Однако завершившийся в Нижнем Новгороде федеральный Сабантуй высветил еще одну группу недовольных Праздником сева — это борцы корэш. Причем недовольны они настолько, что никак не могли сдержать свое чувство и решили поделиться им с общественностью, созвав экстренную пресс-конференцию. Это было связано в том числе с тем, что первый заместитель министра спорта РТ Халил Шайхутдинов, сам в прошлом видный борец, и сейчас душой болеет за свой вид спорта.

Суть дела такова, что в финальной схватке сошлись нижегородец Рустам Садыков и татарстанец Фархат Файзуллин. Представители Татарстана рассчитывали, что на Сабантуе борьба будет вестись по правилам татаро-башкирской борьбы корэш, несколько отличающихся от принятых в борьбе на поясах. Арбитр Марсиль Кадиров в своем спиче конкретизировал: «Правила, по которым я действовал во время финального поединка, были приняты 14 октября 2013 года и с тех пор являются официальными на всероссийских соревнованиях. Соответственно, на соревнованиях в Нижнем Новгороде эти правила также применялись, и если высчитывать очки исходя из них, то Файзуллин победил 3:1».

По факту Файзуллин трижды оторвал соперника от земли, и, по татарстанским правилам, судья был обязан начислить ему баллы. Нижегородец Садыков ни разу не смог поднять Файзуллина. Несмотря на это, согласно местным правилам, победителем был назван Садыков.
«Организаторы Сабантуя сделали борьбу по правилам России: так проходят все не только республиканские, но и всероссийские соревнования. Другое дело, что финальную схватку обслуживали несколько судей, оттого была вероятность того, что каждый будет трактовать тот или иной эпизод по-своему», — такую цитату Шайхутдинова приводит официальный сайт министерства РТ.

НА ДВА ЧЕЛОВЕКА — ТРИ МНЕНИЯ

Прискорбно, что корэш просто аккумулирует в себе некий околоспортивный негатив, всеми правами на который, как казалось, ранее владели в федерации хоккея на траве. Это там на три человека существовало четыре мнения, которые они с огромным удовольствием доводили до общественности. Так и в корэше, в борьбе на поясах сейчас три федерации — республиканская, всероссийская, международная. Две из них татарские, которые никак не могут прийти к одному мнению. Международная федерация, которая развивает более адаптированный к международным стандартам борьбы вид борьбы на поясах, возглавляемая Джаудатом Миннахметовым, стремится к развитию своего вида спорта в большем количестве стран. Они, как бы это странно ни звучало, сейчас даже больше заинтересованы, чтобы на международных соревнованиях побеждали не российские спортсмены, а на всероссийских турнирах пальму первенства получали спортсмены любой республики, только не татарстанские, потому что безоговорочное лидерство татарстанцев убивает и интригу в соревнованиях, и конкуренцию, и само стремление развивать этот вид борьбы, про который всем известно, что это татаро-башкирская национальная борьба. Значит, и побеждают только татары и немножко башкиры.

Вот руководство международной федерации и производит какие-то изменения и перестановки, унифицирует правила, при этом задевая чувства истинных ревнителей корэша как народного достояния Татарстана. Отсюда возникает недовольство, которым люди стремятся поделиться с общественностью, даже на фоне таких, казалось бы, незначительных информационных поводов, как схватки на Сабантуе.

ВСЕ ЧУДЕСАТЕЕ И ЧУДЕСАТЕЕ

Следует заметить, что это уже не первое и, возможно, не последнее столкновение радетелей развития корэша как мирового общенационального явления и как татарского, уникального. Зимой прошлого года до общественности также донеслись отголоски конфликта, прямо во время проведения чемпионата мира в Казани.

«Вначале сам чемпионат по борьбе на поясах планировали провести в Казахстане, — говорил тогда Шайхутдинов. — Потом в Оренбурге создали неофициальную федерацию по борьбе на поясах на базе какого-то ООО. Тем самым Оренбург хотел забрать право на проведение этого чемпионата себе, нарушая все регламенты и правила. Поэтому во время проведения в Казани чемпионата мира по водным видам спорта мы переговорили с министром спорта России Виталием Мутко, и он одобрил проведение двух чемпионатов мира по корэшу и борьбе на поясах одновременно и в одном месте. Это позволило собрать на чемпионат в Казани рекордное количество заявок в 300 спортсменов из 20 стран-участниц».

Но тогда дело не ограничивалось метаморфозами с созданием федераций на базе ООО и попыткой рейдерского захвата чемпионата мира. Замминистра спорта утаил информацию о том, что руководство международной федерации приняло решение, дискриминирующее татарстанских борцов. Дело в том, что на чемпионате России по корэшу, победителями в котором в 8 из 9 категорий стали борцы Татарстана, определялись якобы и участники последующего чемпионата мира. Так гласит спортивный принцип: победил в стране — участвуешь на «мире». Но в корэше происходили свои странности. Странное заключалось в том, что в качестве российских участников мирового чемпионата фигурировал только один татарстанец, ставший чемпионом страны. Остальные участники чемпионата мира отбирались не по спортивному принципу, а по «приглашению» (!?) — по одному спортсмену из Башкортостана и Марий Эл, Чувашии и Ульяновской области, появление которых якобы способствовало популяризации корэша в этих регионах. В результате татарстанские спортсмены, завоевавшие право на участие в чемпионате мира, активно выражали несогласие этим решением руководства международной федерации.

Тогда предлагался выход из ситуации в заявке на чемпионат сборной Татарстана как хозяев соревнований. Противником этого предложения стал представитель Карачаево-Черкесии, который предложил сформировать вторую российскую команду, независимо от территориальной принадлежности спортсменов, лишая тем самым хозяев чемпионата даже морального удовлетворения от материальных затрат на домашний чемпионат.

«Я на это предложение ответил, что если бы чемпионат проводился в Карачаево-Черкесии, то в обеих сборных и духа не было бы от татарстанских спортсменов, — комментировал Шайхутдинов. — Первую сборную они бы сформировали на основе карачаевцев, вторую — из черкесов. Короче, в пух и прах разругались…»

ЧЕЙ КУНГ-ФУ ВАЖНЕЕ?

На фоне этих всеобщих недовольств и скандалов хочется одного — равноудалиться от обеих спорящих сторон, каждая из которых, либо бубня себе под нос, либо переходя на крик, пытается доказать свою правоту, потому что эта их правота никак не интересна сторонним наблюдателям. Повторимся, видов борьбы много, и, наблюдая, что в одном из них только и делают, что спорят и скандалят, любители спорта легко переключат свое внимание на другие виды, где отношения выясняют на ковре. А уж такому поводу для публичного выяснения отношений, как Сабантуй, пусть и федеральный, вообще не стоит придавать значения. По сути, он был и остается национальным праздником с элементами спортивных состязаний. Победитель получил там автомобиль, а не золотую медаль. Что тут можно обсуждать как спортивное событие? Это как если бы пресс-конференцию созывали по поводу нечестного определения победителей на свадебном конкурсе. Не исключу, что в сознании представителей других наций и народностей (а в России, напомню, живут не только татары) вся ситуация такой и представляется.

Вместо того чтобы консолидировать усилия по популяризации корэша или борьбы на поясах, как ни назови эту разновидность такой борьбы, ее апологеты спешат вынести на суд зрителей любое маломальское недоразумение, которое там происходит. Да еще во время олимпийских скандалов…

Путь выяснения отношений, который выбрали в корэше, — путь в никуда. Надо признаться, что дополнительное развитие этот вид спорта получил в нулевые годы, когда в Татарстане сформировались элиты, чей путь к власти начинался с деревень и аулов, и любовь к корэшу была, что называется, впитана с молоком матери. Со временем эти элиты уйдут, а в руководство придут люди, для которых корэш не более, чем один из видов борьбы, причем даже не олимпийский, на международном уровне непонятный. А ставка на то, что татаро-башкирская национальная борьба априори должна быть в фокусе внимания Татарстана, — это проигрышная ставка. Ошибочность ее доказывает хотя бы то внимание, которое сейчас уделяется городкам или лапте, казалось бы, исконно русским играм и видам спорта, сокровищнице русской культуры, ее наследию. Точнее, невнимание и практически абсолютное их забвение. К такому же положению дел рискует прийти корэш, если раз за разом будет выносить на суд общественности свой сор из избы.

Кстати, в скором времени на конгрессе МОК будет обсуждаться вопрос о включении в программу летней Олимпиады 2020 года такого вида спорта, как карате. А там разногласий изначально было в миллион раз больше, чем в корэше. Только самых известных и популярных видов карате в мире насчитывается несколько десятков, причем их можно называть эксклюзивными. К примеру, шотокан придумал японец Гитин Фунакоси, киокушинкай — это детище японца Масутацу Оямы, это виды спорта «от кутюр», со своими приемами атаки и нападения, со своей техникой, наконец, со своей философией, которая зачастую кардинально отличается. В карате тоже могли продолжать выяснять отношения по заманчивому, но бесполезному принципу «чей кунг-фу лучше» и оставаться на обочине олимпийского движения и зрительского внимания. Тем не менее последователи идеи включения карате в олимпийскую семью каким-то образом сумели создать унифицированные правила, ввести свой вид спорта в программу соревнований всемирных игр боевых искусств «СпортАккорд» и теперь рассчитывают на олимпийский дебют.

«БИЗНЕС Online».

 

Просмотров: 1188

Комментирование запрещено