О Ногайской Орде и башкирах

Б1В предыдущих выпусках журнала «Самарские татары» рассказывалось о территории нашего края в эпоху Золотой Орды. С течением времени Золотая Орда распалась, и на ее землях функционировали самостоятельные государственные образования. Одно из них – Казанское ханство, располагавшееся на территории, которую занимала когда-то Волжская Булгария. Другое государственное образование – Ногайская Орда. На ней и на ее жителях – ногаях остановимся подробнее.

Возникновение государства ногаев ученые относят к концу XIV –началу XV в. Его населяли потомки
половецко-кыпчакских племен. Есть разные версии происхождения названия «ногай». По одной из
них, это название восходит к имени  одного из первых предводителей ногаев – темника Ногая, жившего в XIII в. Сами себя ногаи называли мангытами, а свое государственное образование – Мангытским улусом.

Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается Едигей – соперник золотоордынского хана Тохтамыша. Ногаи более других народов, входивших в состав Золотой Орды, оставались верны кочевым традициям. Их столица – Сарайчик, находившаяся в низовьях Яика (современная река Урал) обычно пустовала, а сами ногаи кочевали среди бескрайних степей со стадами домашних животных. Скотоводство являлось их основным занятием, ремесло также было связано с переработкой продуктов животноводства. По свидетельству современников, ногаи употребляли в пищу много мяса, в основном конину, из напитков у них получил распространение кумыс.

Ногайские кочевья расположились на обширной территории, простиравшейся от низовьев Сырдарьи до Волги. Своей основной территорией ногаи считали степи, примыкающие к Каспийскому и Аральскому морям, где они проводили зиму. С приходом весны нога отправлялись на летние пастбища в более северные районы. Если на северо-востоке Ногайская Орда граничила с Сибирским ханством, то ее северо-западным соседом являлось Казанское ханство. Граница проходила и по территории нашего края: северные районы современной Самарской области входили в сферу влияния Казанского ханства, южные – Ногайской Орды. Часть башкир платила дань ногаям.

Взаимоотношения этих двух народов были сложными. Между ногаями и башкирами случались столкновения, что нашло отражение в фольклорных произведениях. Так, в башкирском народном поэтическом произведении-кубаире «Баяс-батыр», записанном исследователями башкирского фольклора в Куйбышевской (ныне – Самарской) области, рассказывается о мужественном батыре по имени Баяс, который отражал войска ногайских мурз. В другом кубаире, также записанном в нашей области, говорится о Ногай-хане (предводителе ногаев), который причинял бедствия башкирам.

Конечно, между этими двумя народами происходили не только столкновения, но и мирные взаимоотношения. Были и смешанные браки, о чем будет повествоваться ниже.

Фактически Ногайская Орда становится одним из самых сильных государственных образований
наследников Золотой Орды. Вместе с тем, поскольку правившая в ней династия не относилась к
потомкам Чингисхана, то это делало положение ее правителей не вполне легитимным и ставило их
в более низкое положение по сравнению с предводителями других государств – преемников Золотой Орды. В этих условиях ногайские правители-беки вынуждены были формально признавать верховную власть главы какого-нибудь соседнего государства. Например, в 1480-х гг. таким формальным верховным правителем ногаев был сибирский хан Ибак. К началу XVI в. ногайские беки уже не нуждались в марионеточных ханах, и Ногайская Орда стала самостоятельным государством.

Исследователи отмечают, что это государство никогда не было централизованным, а являлось весьма аморфным объединением этнических групп, или орд, как называли эти группы сами ногаи. Во главе каждой орды был свой особый правитель – мурза. На съезде мурз решались все важнейшие вопросы.

Нередко во главе Казанского ханства оказывались ставленники ногаев. После взятия Казани русскими войсками у представителей ногайской знати складывается неоднозначное отношение к новой расстановке сил в регионе. Те мурзы, которые кочевали в районе Волги, склонялись к дружеским отношениям с Москвой и приветствовали взятие Казани русским царем. Такая позиция
во многом объяснялась интенсивными экономическими связями этих ногаев с Московским государством. Те мурзы, которые кочевали на востоке Ногайской Орды, часто занимали враждебную позицию по отношению к Москве. Такую позицию занимал и правитель Орды Юсуф, под чьим непосредственным влиянием находились восточные кочевья. Брат же его Исмаил занимал по отношению к России доброжелательную позицию, поскольку он контролировал западную часть Орды и был заинтересован в стабильных торговых отношениях с Москвой. После смерти Юсуфа Исмаил становится правителем Орды. Он устанавливает хорошие отношения с Москвой, называет Ивана Грозного государем и признает вассальную зависимость от России.

В 1578 г. правителем Орды становится Урус, который пытается вновь проводить более самостоятельную и независимую политику. Начинаются переговоры с Крымским ханством и совместные набеги на пограничные русские территории. Возникает угроза и для Самарской крепости. Так, в посланиях Уруса в Москву звучало требование убрать русские крепости с Волги и Уфы, пока сами ногаи не сделали это силой. Пришлось отправить к ногаям посольство, целью которого было убедить их признать существование русских крепостей в указанных местах. В 1586 г. Урус попытался взять штурмом казачий городок на Яике, но был разбит казаками. При таких условиях Урус в том же году вынужден был пойти на нормализацию отношений с Москвой.

Во второй половине XVI в. Ногайская Орда под влиянием междоусобиц распадается на три государства – Большую Ногайскую Орду, занимавшую территорию между Волгой и Яиком (Уралом),
Малую Ногайскую Орду, кочевавшую в Прикубанье, и Алтыульскую Орду, находившуюся восточнее
Яика (Урала).

Окончательно Ногайская Орда прекратила свое существование в первой половине XVII в. Происходит переселение ногаев на Северный Кавказ и в Приазовье. Их потомками становятся ногайцы – один из современных народов Северного Кавказа. Традиционный костюм, пища, обычаи и другие культурные особенности ногайцев имеют много общего с аналогичными особенностями других тюркских народов (татар, башкир, казахов и т. д.). Вместе с тем, жители Ногайской Орды приняли участие и в этногенезе других тюркских народов.

Вполне возможно, что в эпоху Ногайской Орды башкиры кочевали в степях Заволжья примерно на тех же территориях, что и ногаи. Исследователи указывают, что между этими народами не было четких границ и ярко выраженного размежевания земель и пастбищ – могли быть даже случаи совместного проживания и кочевания башкир и ногаев. Все это приводило к интенсивным этнокультурным контактам, в том числе к смешанным бракам.

Историк и географ XVIII в. П.И. Рычков приводит в своей работе «Топография Оренбургской губернии» предание, в своеобразной форме показывающее родство башкир и ногаев. В этом предании говорится о том, что башкирский народ «исстари был одним с ногайцами», жил около сибирских границ, но, разоряемый сибирскими ханами, вынужден был переселиться в районы Волги и Яика. Впоследствии, согласно преданию, произошло разделение ногаев и башкир.

Иргизо-камеликские башкиры, живущие в Самарской и Саратовской областях, имеют в своем составе много различных родоплеменных подразделений, которые и сегодня помнят местные жители. Так, в Перелюбском районе Саратовской области встречается родовое подразделение науруз (наурызлар), происхождение которого этнографы связывают с аналогичным племенным объединением ногайцев.

Под влиянием сохранившихся в народной памяти воспоминаний о Ногайской Орде у различных тюркских народов (ногайцев, татар, башкир, казахов и др.) складывается ногайский эпический цикл, повествующий о Едигее и его потомках.

Михаил Владиславович КРЖИЖЕВСКИЙ.

Журнал «Самарские татары», № 2 (14), 2016 год.

Просмотров: 1500

Один комментарий

  1. Никто не может убедить меня в том, что во времена хана Ногая существовал народ под названием башкиры. Башкиры появились с подачи Московии, правители которых обозвали коренное население Башкири (Башкирь — территория башгирдов, обитавших на Урале до ухода на Дунай предков венгров), башкирцами. Башкирец и есть — обитатель Башкири, как алтаец, обитатель Алтая, кавказец — Кавказа, азербайджанец — Азербайджана. Народ, живший на Урале, стал называть себя башкирами лишь после внесения в российское законодательство понятия национальность в 1987 году. До того башкиры считались башкирами лишь в сословном смысле.