Казанда беренче тапкыр Сөембикәнең данлыклы образы күргәзмәгә куела / В галерее «Хазинэ» откроется выставка, посвященная 500-летию царицы Казанского ханства Сююмбике

a230426 августта «Хәзинә» милли сәнгать галереясында “Татарстан рәссамнары: Казан ханлыгының 500 еллыгы алдыннан Казан патшабикәсе — Сөембикә образы” күргәзмәсе ачыла.

ТР Сынлы сәнгать дәүләт музее тупланмасыннан һәм Татарстан рәссамнары картиналарыннан торган күргәзмә Республика көненә багышлана.

Музейда билгеләп үтелгәнчә, Казанда Сөембикәнең легендар образы беренче тапкыр аерым күргәзмә итеп куела. Сөембикә образы – Россия патшасы хөкүмәте чорында да, шулай ук совет чоры вакытында да идеология белән тыгыз бәйләнгән тема булган.

Сөембикә образына заманча мөрәҗәгать «мөселман авангарды», абстракционизм, концептуализм, шәмаил сәнгать эстетикасына омтылу белән аңлатыла.

Күргәзмә 26 сентябрьгә кадәр дәвам итәчәк.

«Татар-информ».

* * *

26 августа в 15:00 часов в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоится открытие выставки «Художники Татарстана: Образ Сююмбике — последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения».

Выставка, посвященная Дню Республики Татарстан, из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и произведений живописи художников Татарстана впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве. Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям, она родилась около 1516 года. Сююмбике — дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея.

Время ее жизни в ханской Казани — 1535−1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к отечеству.

Образ Сююмбике — та тема, которая в эпоху как царской России, так и в советское время, была тесно переплетена с идеологией. Рубежным для истории татарского народа стал 1552 год — время крушения Казанского ханства, которое повлекло за собой на многие столетия и забвение духовных ценностей. Тем не менее в русском искусстве на волне интереса к российской истории, возникали полотна, посвященные страницам походов и завоеваний, ярким личностям, некогда существовавших на территории России ханств и государств (В.Г. Худяков «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань», 1870, Ульяновский художественный музей). В 1920 -1930-е годы в казанском искусстве вновь возник интерес к национальной истории (И.И. Князьков «Въезд Ивана Грозного в Казанский кремль»).

ХХ век диктовал иные ценности и приоритеты: вплоть до конца 1960-х годов в произведениях художников Татарстана национальная тема и национальная история были завуалированы на уровне этнографизма и типажа. Изображения башни Сююмбике — архитектурного символа Казани, городские пейзажи Касимова (последнего пристанища низвергнутой повелительницы) — находили свое место в живописных произведениях А.И. Трапицына, С.О. Лывина, В.В. Анютина, Р.А. Гилазова, Г. Л. Эйдинова.

Современное обращение к образу Сююмбике устремлено сквозь призму условного, постмодернистского языка так называемого мусульманского авангарда, абстракционизма, концептуализма, приемов примитива, эстетики искусства шамаиля. В этом ключе работают такие мастера, как Е.Г. Голубцов, Ш. М. Шайдуллин, Р.А. Кильдибеков, А.Р. Ильясова, Р.А. Кильдибеков, Ф.Р. Валиуллин, М.Ш. Хазиев, В.П. Аршинов, Р.Г. Шамсутдинов, Н. Наккаш, З. Бикташева.

Выставка продлится до 26 сентября 2016 года.

business-gazeta.ru

Просмотров: 1101

Один комментарий

  1. В 1553 году 18-летняя дочь Ногайского мурзы Юсуфа Сююмбика стала женой Казанского хана Жангарея.Ногайский мурза отправил свою дочь в Казань с большой торжественностью в сопровождении личной охраны из 600 холостых джигитов,выходцев из состоятельных семей.После ряда дворцовых переворотов Сююмбика отстраняется от власти,ее личной охране-выходцам из Ногайской орды-возвращение на родину было запрещено.Эти джигиты остались в Казани,жили на Арской заставе и ассимилирровались с татарским населением.После завоевания Казанского ханства арские татары были окрещены и высланы на территорию башкир.Они же и стали потом родоначальниками казаков-нагайбаков.(В.Н.Витевский и Ф.М.Стариков «Оренбургский листок».-1878-№14)