Детство радостью и счастьем наполняя

Супруги с детьми на Черном море, в Кабардинке

Супруги с детьми на Черном море, в Кабардинке

Весной 2009 года в Новосибирске чествовали семью Плучевской-Багдасарова, воспитавшую за 17 лет 24 ребенка. В преддверии торжества семья заботилась о 22 детях: 12 – приемных, восьми – опекаемых и двух – усыновленных. Тремя годами ранее ее признали лучшей семьей РФ и пригласили в Кремль. А в 2008 году Любови Плучевской вручили почетный знак «За вклад в развитие Отечества».

Есть примеры такого отношения к детям и в Самарской области, первой в России занявшейся практикой создания приемных семей в 1994 году. Наш рассказ о семье Махмутовой-Валеева из поселка Бузбаш Камышлинского района, которые с 2003 года стали приемными родителями для детей с ограниченными возможностями. С тех пор через их семью прошло 19 мальчиков.

В конце прошлого года с Фатымой ханум и Фаритом эфенди жили 10 ребят. Причем два подростка достигли совершеннолетнего возраста, но остались в семье – уже в статусе взрослых инвалидов. Остальные восемь ребятишек, из которых двое – немые, учатся в Камышлинской специальной (коррекционной) школе-интернате имени А.З. Акчурина.

В этом одна из особенностей подхода супругов к проблеме «чужих» детей – они принимают в семью мальчишек преимущественно школьного возраста, которым судьба преподнесла дополнительные трудности в виде психических и физических заболеваний. Иное (внешний вид, национальность, родословная) во внимание не принимается. Фатыма Сагитовна и Фарит Миншагитович так и пишут в документах: «Внешность, характер детей особого значения не имеют».

Как это диссонирует с рассуждениями некоторых посетителей Интернета, размышляющих о вступлении на трудный путь приемных родителей, но опасающихся наследственных заболеваний детей-кандидатов, их плохих генов, психики и т.п. Но не будем их осуждать, ведь принять в семью ребенка со стороны – всегда непросто, а взять на воспитание малыша с тревожным диагнозом – еще сложнее или просто невозможно.

Герои же нашей статьи достойно справляются с делом воспитания своих подопечных и прилагают много усилий, чтобы дети были счастливы в приемной семье. Посмотрите на их сольные крупные фотографии с приписками в уголке, зафиксировавшие искренность детских улыбок. От этого мальчики даже несколько похожи друг на друга. На лицах подростков светятся радость и спокойствие.

Ставшая в апреле 2012 года нежданной гостьей этой семьи специальный корреспондент «Российской газеты» в Самаре Анна Шепелева оставила такую запись в тетради учета социально-педагогических визитов: «Дома было исключительно чисто, дети очень доброжелательные, между собой дружные, к приемным родителям относятся уважительно. Спасибо огромное этой семье за такой позитивный пример! Здоровья всем детям и родителям, которые замечательно относятся к детям и любят друг друга».

А в своей газетной статье она упоминает члена этой необычной ячейки общества 19-летнего инвалида детства Н.Ткачева. В день его совершеннолетия договор с приемной семьей автоматически истек. А Коля не может жить самостоятельно (диагноз «умственная отсталость»), и из дома, к которому он привык, ему одна дорога – в пансионат. Но на семейном совете решили: не за тем парня из интерната брали, чтобы потом в казенное учреждение сдавать. Оформили Николая в приемную семью уже как взрослого человека с инвалидностью. Тот обещал слушаться, понимая, что здесь – речка и огород, ягоды и свой мед, ставшие родными взрослые и подростки.

Последние, шумной ватагой выбегая со двора, поздоровались с очередными гостями – Н.Мифтяховой и Д.Шигаповой, изложивших свои впечатления в мартовском номере «Камышлинских известий» за 2013 год, и радостно сообщили им: «Мы сегодня целый день катаемся на санках, вот поели и снова будем кататься». Бывают в этой семье и коллективные лыжные прогулки, заканчивающиеся приготовлением на природе шашлыка из сосисок, и поездки на черноморское побережье, которые изобилуют массой новых впечатлений от особенностей природы, водной глади и аттракционов. Знакомо детям и Государственное казенное учреждение Самарской области «Клявлинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», расположенный в селе Старое Резяпкино.

Приглашают их также в районный Дом культуры на концерты в честь Дня семьи, на празднование мусульманских праздников. Всегда паренькам есть чем наполнить досуг и в домашних условиях благодаря компьютеру, большому телевизору и пианино, настольным играм, книгам и конструкторским наборам.

Но не только отдых и лечение в радость подопечным Фатымы апа и Фарита абый. В семье четко соблюдается курс на приучение мальчиков к чистоте и порядку, к умению обихаживать себя, готовить пищу и вести свою линию в разных жизненных ситуациях. Они активно помогают родителям кормить индюшек и кур, ухаживать за бычками, освобождать соты от меда, собирать ягоды и фрукты в саду, заготавливать сено. Здесь не проблема вырастить за лето сотню гусей. Частенько помогать по хозяйству приезжают и питомцы, завершившие период нахождения в этой семье и вступившие в самостоятельную жизнь. Некоторые из них, окончив коррекционную школу в райцентре, отучились в Самаре и Похвистнево, женились и живут со своими семьями. Сын Сергей, например, приобрел землю в Краснодарском крае и собирается построить свой добротный дом.

Основательно оборудован для проживания приемных детей и бузбашский дом, доставшийся Фатыме Сагитовне недостроенным от внезапно скончавшегося брата Мукатдаса. Вместе с мужем она довела его до ума, и теперь в нем несколько спальных комнат с кроватями и одинаковыми красивыми покрывалами и подушками, у каждого мальчика свой шкафчик для одежды и стол. Есть столовая, кухня, отдельная комната отдыха, широкий коридор, баня с парной, недавно купленная стиральная машина (до этого хозяйка стирала на руках), санузел, обогревательный котел, три холодильника с «вкусняшками». Не в диковинку ребятам сотовые телефоны и другие гаджеты.

Организация быта не отодвигает на задний план вопросы обучения детей в учебных заведениях. Процесс этот для некоторых из них весьма трудный, но мальчишки стараются, глядя друг на друга. Согласитесь – многого стоит грамота руководства профессионального училища №40, врученная учащемуся группы 4-09 Алексею Симорошнину со следующей формулировкой: за усердие, старание, примерное поведение, стремление к знаниям. А Галуст Меликян регулярно получал грамоты в спецшколе-интернате как отличник учебы и как призер 2-й окружной и 6-й зональной спартакиад «Аленький цветочек».

Старший сын Илья

Старший сын Илья

Средний сын Анатолий

Средний сын Анатолий

Средний сын Галуст

Средний сын Галуст

Средний сын Николай

Средний сын Николай

Младший сын Василий

Младший сын Василий

Богатый набор благодарственных писем, грамот и дипломов собрал Илья Уразаев: за активное участие в конкурсе рисунков детей-инвалидов «Дети войны 1941-1945 гг.» и в 6-ом районном фестивале художественного творчества, посвященного 20-летию Всероссийского общества инвалидов, в областном спортивно-художественном фестивале «Здравствуй, школа!» и третье место в первенстве района по лыжным гонкам на 3 км.

Можно сказать, что эти брошенные кровными родителями ребята вернулись из казенного в счастливое детство и отрочество, в мир, который должен быть самой прекрасной порой в жизни каждого человека. А такой мир может создавать только нормальная семья, понимающая свою миссию на Земле. Герои нашей статьи это понимают, и поэтому без малейшей натяжки мальчишки называют их папой и мамой.

Папа у них выступает в роли кормильца, проводящего много времени на работе, но участвующего в воспитательном процессе. По словам очевидцев, Фарит Миншагитович – человек сдержанный, но добрый и заботливый – пользуется у приемных сыновей авторитетом. Своих детей у старшего оператора «Самараинвестнефть» не было, да и семью он создал с Фатымой ханум довольно поздно, но успел заслужить положительные отзывы дочек своей жены от первого брака. А когда те «выпорхнули» в жизнь из бузбашского дома, супруги решили – нечего пустовать отстроенным хоромам и отвыкать от детских голосов. Так они и встали на путь многодетной приемной семьи, хотя поначалу взяли только двух ребят.

Дружная семья, 2005 год

Дружная семья, 2005 год.

В Геленджике, 2013 год

В Геленджике, 2013 год.

В санатории "Голубая волна", Анапа, 2008 год

В санатории «Голубая волна», Анапа, 2008 год.

Внук Руслан и приемный сын на сенокосе

Внук Руслан и приемный сын на сенокосе.

Выращивание гусей

Выращивание гусей.

За сборкой макетов, 2015 год

За сборкой макетов, 2015 год.

Мастерица Фатыма

Мастерица Фатыма.

Пчеловоды за работой, 2011 год

Пчеловоды за работой, 2011 год.

Пчеловоды за работой

Пчеловоды за работой.

С сыновьями на празднике Курбан-байрам

С сыновьями на празднике Курбан-байрам.

Супруги с детьми на Черном море, в Кабардинке

Супруги с детьми на Черном море, в Кабардинке.

Супруги Фатыма ханум и Фарит эфенди

Супруги Фатыма ханум и Фарит эфенди.

Ф.С. Махмутова с детьми после лыжной прогулки, 2015 год

Ф.С. Махмутова с детьми после лыжной прогулки, 2015 год.

Фатыма ханум  (вторая справа) в день своего очередного юбилея, 2013 год

Фатыма ханум (вторая справа) в день своего очередного юбилея, 2013 год.

Хороши блины со свежим медом, 2011 год

Хороши блины со свежим медом, 2011 год.

Цветник во дворе дома семьи

Цветник во дворе дома семьи.

Центр "Семья" отмечает Новый год

Центр «Семья» отмечает Новый год.

Шашлык из сосикок после лыжной прогулки, 2015 год

Шашлык из сосикок после лыжной прогулки, 2015 год.

Скорее всего, эта идея сначала родилась в голове Фатымы апа, дважды познавшей «прелести» жизни в неполной ячейке общества. Она родилась 4 мая 1953 года в п. Гуртепа Задарынского района Наманганской области Узбекской ССР. Когда ей было три года, родители решили вернуться на родину – в пос. Бузбаш. Так что вкус яблок, которые «в Намангане зреют ароматные», Фатыма основательно распробовать не успела. А в 1958 году умер ее отец Сагит Шайхутдинов, супруга которого Фахрджиан осталась с пятью детьми в чужом доме, так как свой только начали строить. Она работала днем и ночью, вязала шали, делала коврики и продавала их – одним словом, крутилась, как могла, чтобы поднять своих ребят.

Помогавшая по мере возможностей маме Фатыма планировала после окончания Куйбышевского сельхозинститута вернуться в родной колхоз, но получила направление в один из совхозов Калининградской области, где работала зоотехником-селекционером. Там она встретила челновершинского парня Дамира Махмутова, который тоже прибыл в это хозяйство инженером, и вышла за него замуж.

Вскоре молодые переехали в Челно-Вершины, где свекор Минахмет и свекровь Джинаста приняли невестку очень тепло, а ради внучек Гульнары и Алии были готовы на всё. Но когда Гульнара готовилась вступить в полосу тинейджерства, а Алия училась в начальной школе, их папа встретил новую любовь и оставил семью. Растить дочек пришлось одной маме, а на дворе стояли лихие 90-е годы. Кем только не работала тогда Фатыма: сотрудником нефтебазы, продавцом, водителем. И при том успевала водить своих деток в музыкальную школу и не выпускать из-под контроля ход об их обучения в средней школе и занятий в разных кружках. Тогда же занялась пчеловодством, шлифовала свои швейно-вязальные навыки, бралась за любые подработки. И выстояла! Недаром же гласит татарская пословица: «Тырышкан табар, ташка кадак кагар», что можно перевести как «старающийся выход найдет, даже в камень гвоздь вобьет».

А спустя семь лет Фатыма ханум познакомилась с Фаритом из Камышлы, и они решили соединиться. В августе 2002 года Ф.Махмутова выписалась из Челно-Вершин и стала жительницей родного села мужа. А потом уже описанная история с ее родным братом и переезд в пос. Бузбаш.
Конечно, каждодневная забота о приемной семье требует больших сил и времени, но Фатыма апа не замыкается только на обслуживании своих разновозрастных мужчин. Она выступает в качестве воспитателя и организатора мероприятий, в хорошем смысле будоражит обитателей большого дома. Уж так она привыкла жить, проявляя активность в разных делах. В институтские годы была лыжницей и велосипедистской, выступала за сборную области по биатлону. Старожилы ансамбля «Ялкынлы яшьлек», наверное, вспомнят ее в качестве участницы танцевальной группы первой половины 70-х годов. Фатыма ханум может и сейчас выйти на сцену, если это требуется.

Самостоятельно выучив арабский язык, она взялась за чтение Корана и запоминание молитв. В течение сорока лет вела поиск двоюродных племянников Дамира и Дамиры, разыскав их в конце концов на башкирской земле. Умеет вязать великолепные пледы и накидушки, способна за ночь переклеить обои в комнате. Находится время и для ухаживания за родственниками, посещения лидерских курсов. В 2009 году мама большой семьи окончила курсы подготовки кандидатов в приемные родители в областном центре социальной помощи семье и детям. Руководители этого Центра отметили, что она «на занятиях была очень внимательна, раскована и активна, легко говорит о своих проблемах и способах их решения».

Это еще одна из особенностей Фатымы Сагитовны – делиться своими замыслами и проектами со всеми, действуя по принципу – делай как я! Она активно участвует в избирательных кампаниях, работе клуба приемных родителей «Мир добра», выставках «Все лучшее – детям». Идеей приемной семьи героиня статьи «заразила» и свою сестру Фаузию, которая, как отмечено в статье Н.Хакимовой «Туган авылым, Бозбашым», опубликованной в предыдущем номере журнала «Самарские татары», ввела в свой дом шестерых сирот. Трое из них уже вступили во взрослую жизнь, а оставшиеся продолжают учиться в упомянутой спецшколе-интернате. Сестры порой действуют на этом поприще как единая команда. Так, к примеру, они осуществили летний выезд своих воспитанников в г. Соль-Илецк Оренбургской области, где находится соленое озеро Развал – популярное место лечения и самолечения россиян. Были поездки с мальчишками и на море: в Адлер, Анапу, Геленджик, Новороссийск.

Навещают семью Махмутовой-Валеева не только журналисты и представители районного центра социальной помощи семье и детям. Названные выше Н.Мифтяхова и Д.Шигапова обратили внимание на одного из подростков, которого все дети уважительно слушались. Разговорившись с гостьями, он не переставал нахваливать тетю Фатыму и дядю Фарита, называя их самыми родными людьми. Оказалось, что это старший брат одного из приемных мальчишек, который частенько приезжает сюда просто погостить и пообщаться, поскольку с кровными родителями контакт не сложился.

Находят общие интересы с воспитанниками Фатымы ханум и ее внуки от обеих дочерей. Дочки окончили институты и теперь со своими семьями живут в Тюмени и Самаре, но маму частенько навещают. Бывают они и у отца, с новой семьей которого Фатыма апа поддерживает дружеские отношения. Все эти нюансы поведения мамы и ее восприятия жизни фиксируют глаза мальчишек, и это воспитывает эффективнее самых правильных слов.

Скептики и противники приемных семей принижают значимость воспитания в них, педалируя, в основном, две темы: оплата труда приемных родителей и использование детей как бесплатных работников в хозяйстве. Да, есть зарплата, есть выплаты и льготы в соответствии с законодательством. В Самарской области, к примеру, семьям с детьми предоставляется 27 видов пособий, доплат и компенсаций.  Но суммарный расход на одного ребенка получается меньше, чем в детдоме. Это выгодно государству, но бьет по интересам некоторых чиновников, теряющих поле привычной деятельности. Часть скептицизма базируется на этом.

Эффективность работы конкретной приемной семьи специалистам из центров «Семья» определить несложно по разным впечатлениям, ощущениям и показателям в ходе постоянного ее «сопровождения», а главное по улыбчивости или затравленности детишек. Стало быть, негативные варианты развития событий нетрудно выявить и остановить.

И уж совсем эта социальная инновация не похожа на бизнес. В противном случае все детдома давно бы закрылись после родительских атак, напоминающих те, что происходят при зимней записи родных чад в первые классы школ. Фактически приемное родительство – это надомный труд, к которому нужно иметь призвание и особый психологический склад, а одной жалости к деткам недостаточно. Лишь тогда обилие повторяющихся и эксклюзивных малых дел перерастает в одно большое – социализацию ребят в условиях «окунания» их в радостное и счастливое детство.

Все изложенное в статье позволяет говорить о том, что Фатыме Сагитовне этот труд по плечу. «Мы живем для себя только тогда, когда живем для других», – цитирует она Л.Толстого, занеся эту фрау в свой портфолио приемной мамы. Есть в нем документы и фотографии, письма и грамоты, среди которых отметим почетную грамоту губернатора области, благодарственные письма Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ, территориального центра социальной помощи семье и детям, благодарность районного общества инвалидов (не забывшего отметить и ее мужа).

Но согласитесь, набор наград более чем скромный по сравнению с тем, которым располагает упомянутая в преамбуле статьи новосибирская семья: орден Дружбы, орден Святого благоверного царевича Дмитрия «За дела милосердия», национальная премия общественного признания, занесение в книгу рекордов Гиннеса. А ведь камышлинцы – явление схожего масштаба. И в год 20-летия закрепления института приемной семьи Федеральным законодательством и 25-летия образования муниципального района Камышлинский можно было отметить заслуги этих татар-патриотов, делающих добро на Самарской земле.

Племянница Фатымы ханум по имени Гузель пишет ей из Китая: «… повезло всем нам, что у нас есть Вы. Я уверена, что Вы можете со всем справиться и всё победить». Присоединяемся к этим словам издалека. Пусть и дальше получаются любые дела у этой привлекательной женщины с большим сердцем и золотыми руками!

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 2 (14), 2016 год.

Просмотров: 1725

Комментирование запрещено