Илдус Файзов о покушении на него: «Задавался вопросом: за что?»

Круглый стол «Стоп: экстремизм!» прошел в старой резиденции ДУМ РТ

Круглый стол «Стоп: экстремизм!» прошел в старой резиденции ДУМ РТ

Экс-муфтий Татарстана на круглом столе «Стоп: экстремизм!» вспомнил людей, которые пытались его взорвать

В причинах радикализма пытались разобраться в этот четверг эксперты на круглом столе в бывшей резиденции муфтия РТ. Участвовал в нем и экс-муфтий Татарстана Илдус Файзов, на которого в 2012 году было совершено покушение, причем это было его первое за четыре года участие в публичном мероприятии. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнавал, действует ли на подсознание 25-й кадр и есть ли техники по противостоянию вербовке.

«ДИВАННЫЕ КОММЕНТАТОРЫ БУДУТ БРЫЗГАТЬ ЯДОМ…»

Круглый стол «Стоп: экстремизм!» прошел в старой резиденции ДУМ РТ, что на улице Лобачевского. Это первое публичное мероприятие, прошедшее там после переезда муфтията в начале июля в комплекс Галеевской мечети. Как известно, после ремонта в зеленой трехэтажке расположился издательский дом «Хузур», который и организовал обмен мнений. Религиозные, общественные деятели, психологи обсуждали вопрос того, как можно противостоять экстремизму, радикальным течениям в исламе и сектам. Главный мусульманин республики Камиль Самигуллин отсутствовал по уважительной причине — муфтий-хазрат находится в Мекке. Зато были два его заместителя — первый зам Рустам Батров и главный человек, отвечающий за образование в религиозной организации, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин.

Впервые за четыре года на таком публичном мероприятии, как круглый стол, был замечен и бывший муфтий Татарстана Илдус Файзов. После покушения на него в 2012 году и отставки в январе 13-го он не комментировал причину террористического акта и не называл его исполнителей. «БИЗНЕС Online», пользуясь случаем, спросил его об этом.

— Илдус хазрат, зачем вас взрывали?

— Не знаю, это надо у них спросить.

— У кого?

— У тех, которые взрывали. Я не знаю.

— Может быть, из-за того, что вы придерживались четко традиционного ислама?

— Не могу сказать. Что такое традиционный ислам? Я придерживался того же самого, чего придерживались все те ученые, которые следовали сунне пророка и аятам Всевышнего. То есть традиционность в том смысле, если это сунна пророка, но того, что касается исторической последовательности пречистой сунны и Корана, исторической последовательности, если вы хотели назвать это традиционным, то да, я придерживался… Никогда не видел тех людей, которые меня взорвали. Задавался вопросом: за что? Невозможно объяснить, в чем была причина. Хотя очень много комментариев было, особенно начнутся после интервью, которое даю вам, и вы опубликуете это, то диванные революционеры, диванные ученые, диванные комментаторы будут брызгать своими ядами, писать, очернять…Но над всеми нами Аллах, он контролирует нас, он знает истинную причину всей нашей жизни, истинную причину всех тех действий, тех случаев, которые происходят в этой жизни.

«30 ПРОЦЕНТОВ, СЧИТАЮЩИХ СЕБЯ МУСУЛЬМАНАМИ, НЕ ЗНАЮТ, БОГ ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»

Между тем участники круглого стола приступили к обсуждению темы экстремизма. То есть того, что со временем, возможно, и переросло в терроризм, который привел к таким печальным событиям лета 2012 года, когда был убит бывший заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов и взорвана машина теперь уже имама казанской мечети «Булгар» Файзова. По мнению Мухаметшина, главная причина экстремизма — религиозная безграмотность: «Она зашкаливает. 85 процентов татар считают себя мусульманами, но при этом 50 процентов из них в мечеть не ходят. И самое интересное и печальное в том, что 30 процентов, считающих себя мусульманами, не знают, Бог есть или нет».

Кроме того, почти треть этих «мусульман», по словам Мухаметшина, не видит ничего зазорного в распивании водки и поедании свинины. Ректор РИИ посетовал на то, что в более чем 1,5 тыс. мечетей у 800 имамов нет специального религиозного образования. Но сидевший напротив руководитель центра священного Корана и пречистой Сунны Фарид Салман нашел в этом и положительный момент: «800 человек — это даже неплохо, это очень хорошо. Было бы неплохо, если б не 800, а 1500 наших имамов не имели бы специального образования, потому что религиозно-духовное образование, которое сейчас дают, на самом деле микс. У нас в республике есть русский мир, татарский мир. Мы в татарском мире не определили, что такое татарский ислам. Ислам неоднороден, как бы мы об этом ни говорили. Татарский ислам есть! Наш ислам отличает патриотизм, для экстремистов нет этого понятия. Пока не будет насаждения патриотизма, экстремизм будет брать верх.

Фарид хазрат отметил, что экстремистами становятся те, кто не любит свой народ, его культуру. Их основная масса даже не считает нужным разговаривать на родном языке.

БАЙКА О МУЛЛЕ, КОТОРЫЙ НАУЧИЛ ПРИХОЖАН ХОДИТЬ В МЕЧЕТЬ

Интересная полемика произошла между Батровым и Файзовым. Первый заместитель муфтия Татарстана говорил о том, что надо различать тех, кто придерживается буквы, а кто — духа ислама: «Есть книга „Мухтасар аль- Кудури“, Илдус хазрат не даст соврать, он в свое время одобрил эту книжку. Там прямо говорится, что война с неверными — ваджиб, то есть обязанность, там педофилия и все на свете. Но это все не просто так, а вырвано из исторического контекста». На что Файзов громко возразил, что педофилии в книге нет, а Рустам хазрат что-то путает. В ответ Батров привел цитату: «Выдавать замуж неполовозрелую девочку. У них появляется право отказаться от этого брака, только когда достигнут половозрелого возраста. Разве это не педофилия? Тогда народ жил в ужасающих условиях, и арабы девочек закапывали живьем, и лучшим для нее было замужество».

Далее Рустам хазрат рассказал старую татарскую байку о мулле, который научил совершать намаз жителей деревни. Они не хотели ходить в мечеть из-за того, что при омовении для молитвы нужно было мыть ноги — зимой это непросто. Мулла же разрешил не омывать. Пришедший ему на смену молодой грамотный имам возмутился: нарушение канонов религии. Ответ аксакала был философским: «Я приучил их ходить в мечеть, теперь твоя очередь научить омовению». Пожилой имам оказался более прогрессивным.

Впрочем, не только это, не только необходимость придерживаться традиционного мазхаба или воспитание патриотизма может быть прививкой от экстремизма, заявили участники мероприятия. Необходимо также изучать культуру других народов, особенно соседей, на что преподаватель кафедры исламоведения Казанской духовной семинарии иеромонах Роман Модин немного обиженно заявил: мы у себя изучаем ислам, а почему в медресе не могут открыть урок православия? «Говоря о том, что экстремизм — это исламская проблема, люди ошибаются, экстремизм — эта общественная боль, — подчеркнул он. — И главный инструмент борьбы, как мне кажется, — это межрелигиозный диалог. В духовной школе Казани с первого курса все студенты изучают арабский или персидский язык, также преподаются основы ислама. Это и есть пример межрелигиозного общения, и было бы хорошо, если этот бы этот диалог принял какую-то форму и на государственном уровне был бы узаконен».

РЕЦЕПТ ОТ ЭКСТРЕМИЗМА ПРИМУТ УЖЕ В ЭТОМ МЕСЯЦЕ

Обменялись мнением и по поводу различных сект, представители которых активно вовлекают молодежь в свои ряды. Так, автор научных трудов по проблеме терроризма Сергей Доронин рассказал об использовании экстремистами видеоматериалов, в которых людей программируют с помощью эффекта 25-го кадра — вставка в видеоряд незаметных глазу, но воспринимаемых подсознанием различных установок. На это казанский психолог, участник многих телешоу Рамиль Гарифуллин возразил: «Я изучал этот вопрос, эффект 25-го кадра не работает».

Директор Дома дружбы народов Ирек Шарипов заявил, что первую очередь нужно ставить вопрос об этнографической безграмотности: «Религиозная безграмотность — только одна часть большой плоскости. Сегодня борьба за власть, за территорию прикрывается религией. Нужно задуматься над тем, чтобы дать хорошее и правильное образование молодому поколению, изучая истоки предков, своего народа и прошлого. Нужно четко разграничивать и разбираться в понятиях и толковании экстремизма. Во-первых, должно быть этнокультурное начало. Наши дети должны с самих малых лет знать и придерживаться исламских ценностей, таких как забота, уважение, доброта. Во-вторых, нельзя допускать политизацию религии. Религия не имеет никакого отношения к радикальным течениям».

Точка в обмене мнениями не была поставлена. Ближе к окончанию круглого стола участникам раздали проект резолюции, в которой, например, есть техники по противостоянию вербовке экстремистскими элементами. После того как все участники мероприятия придут к единому мнению (а это будет, наверное, в конце сентября), рекомендацию направят в минобрнауки РТ, вузы, молодежные и религиозные учреждения, как написано в проекте документа, «для проведения профилактических бесед среди школьников, студентов, их родителей».

 «БИЗНЕС Online»

Просмотров: 1141

Комментирование запрещено