«Ислам изменил мою жизнь: я поменял структуру бизнеса, перестал брать кредиты в банках»

elg_9932Мусульм­ане отмечают один из с­воих главных праздник­ов — Курбан-байрам. Насколько для ва­с важно соблюд­ение всех религиозных­ обрядов? Удается ли это? Если не секрет, ­вспомните, как вы пришли в исл­ам и как он изменил вашу жизнь. На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Айрат Хайруллин, Фатих Сибагатуллин, Хафиз Миргалимов, Ильгиз Гилазов, Рушан Аббясов, Вахит Имамов, Фаузия Байрамова и другие.

«ВЕРЬТЕ И МОЛИТЕСЬ СВОЕМУ БОГУ, НО СЛИШКОМ ГЛУБОКО НЕ НЫРЯЙТЕ»

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— Я это делаю очень много лет. На территории, где расположены хозяйства «Красного Востока», более 60 мечетей. И в каждой мечети мы приносим в жертву барана. Мясо раздают малоимущим, нуждающимся независимо от их вероисповедания. Я к этому вопросу вот так подхожу. К этому отношусь больше не как к религиозному празднику, а даже как традиции нашего народа. Наша семья участвует в Курбан-байраме. Я сам веду светский образ жизни, но те праздники, которые с детства через мамину, папину маму стали традиционными в семье, конечно, надо поддерживать. Хотя надо хорошо относиться и к христианским праздникам. Мы живем в Республике Татарстан, где созданы не просто толерантные, а комплиментарные условия для представителей разных религий, и поэтому мы с уважением относимся и Крещению, и к Пасхе, и к другим праздникам.

Что касается моего отношения к религии, у мусульман и христиан тоже есть понятие «путник». У татар говорят «сәфәрдә», то есть в пути находится. Если человек работает с утра до ночи, как он может соблюдать мусульманские обряды? Наверное, к старости, когда выйду на пенсию, я смогу больше внимания уделять религии. Сегодня в кругу обязанностей, в которых я живу, это больше дань традиции, которая передалась мне от родителей, но я не могу себе позволить глубокие знания в теологии. С большим уважением отношусь ко всем религиозным праздникам. На самом деле это очень важно, люди должны соблюдать основные правила. Эти правила делают человека более законопослушным гражданином.

Фатих Сибагатуллин— депутат Госдумы:

— Мы все любим, чтобы было побольше праздников. И все ждем чуда через эти праздники. Наверное, будем резать барана, этими вопросами у меня командует жена. Но главная задача — резать надо на чье-то имя. Это обряд, ритуал, чтобы родственникам, малоимущим раздать мясо. А для нашей семьи и 10 процентов будет достаточно, остальное раздадим. Бывало, резали по два барана, а в этом году будет один. Обычно много гостей не приглашаем, застолий не устраиваем, а проводим Курбан-байрам в своем семейном кругу.

Я в своей книге «Какой бог правильный» пишу про религии. Я в ней призываю: «Верьте и молитесь своему Богу, но слишком глубоко не ныряйте, не должно дойти до экстремизма и терроризма». Религия — это не только открыто намаз читать и все обряды соблюдать, это должно быть в душе. В душе я верю, есть природная сила, и вы тоже верьте. У человека и судьба есть. О патриотизме вслух говорят, а религия — это внутреннее. Нашему государству пора оставить в покое религию, не надо вмешиваться туда. Говорят, что надо сделать православное государство, но каждому яду есть противоядие, а каждому давлению есть сопротивление. Мы на этой основе развиваем почем зря государственное православие, развиваем фанатичный ислам. Об этом забывают. Должно быть возрождение, но не до такой степени.

Соблюдаю ли все ритуалы? Я всех ритуалов и не знаю. Намаз читать у меня мало времени. Причем намаз должен читать святой человек, который не ворует, не обманывает, в личном отношении ничего не нарушает. У нас сегодня некоторые читают намаз, а сами покупают за 5 миллионов машину, строят дома за 15 миллионов, а считают себя святыми. Они считают грехом, если открыто у кого-то воровать, а если у государства, то это не в счет. Каждый должен сам никого не осуждать. Я не осуждаю никого, религия — дело душевное, сердечное. Какие ритуалы соблюдать? Традиционные татарские, традиционного ислама: сходить на могилу к родителям в этот праздничный день, сходить в мечеть, сделать жертвоприношение — этого достаточно.

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— Ну конечно, обязательно буду резать жертвенное животное. Каждый из взрослых членов моей семьи режет по барану, детишки не режут. Я за себя тоже режу одного барашка. Соблюдение религиозных обрядов важно для меня на 100 процентов. Я человек, который старается соблюдать все религиозные обряды. Удается ли это? Это определит Всевышний в Судный день.

Я в ислам пришел в 2004 году, был на дне рождения друга. Мои друзья сидели за столом, покушали шашлык, пошли читать намаз и меня уговорили. Я долго отбрыкивался, но потом все-таки они настояли, и я в первый раз тогда прочитал намаз. Когда поехал домой, позвонил маме: «Мама, готовь книги». Моя мама к этому времени уже лет 8 как читала намаз, я приехал домой и уже стал читать пятикратный намаз каждый день. Вот так сразу легко у меня пошло. Ислам изменил мою жизнь на 100 процентов: я поменял структуру своего бизнеса, перестал брать кредиты в банках, из-за этого спокойно прохожу любые финансовые кризисы. У меня нет долговых обязательств, живу по средствам. Кроме этого, сейчас прекрасные взаимоотношения в семье, нет никаких отвлечений на неправильные дела, неправильную жизнь. Свою жизнь полностью посвящаешь семье, работе, друзьям, но все это только через призму религии, через призму ислама.

Ильгиз Гилазов — председатель Верховного суда РТ:

— Я считаю, что вопрос религии достаточно интимный, внутренний, поэтому очень деликатно к этому отношусь. Резать барана, естественно, буду, хотя мы люди светские, соблюдение всех религиозных обрядов не всегда удается. Вообще же, считаю, следование нормам религии что в мусульманстве, что в христианстве должно быть в душе человека. А внешнее выражение — соблюдение постов, хождение на молитвы — с учетом той работы и той должности, которую я занимаю, мне кажется, будет не очень корректно демонстрировать. Повторю, религия — внутреннее дело человека, и выпячивать это, демонстрировать свою принадлежность к тем или иным догматам, наверное, не очень правильно.

«К СОЖАЛЕНИЮ, ПИСАТЕЛИ СЕГОДНЯ НЕ МОГУТ СЕБЕ ТАКОГО ПОЗВОЛИТЬ»

Вахит Имамов — писатель, главный редактор газеты «Мэдэни жомга»:

— Барана резать я не буду. Обряд жертвоприношения, я считаю, должен совершать тот человек, который может себе это позволить. Это должен быть благосостоятельный, богатый товарищ. К сожалению, писатели не могут себе такого позволить. Писатель сегодня живет на подачки, поэтому и не может позволить себе такой роскоши. Я бы, конечно, тоже хотел зарезать овечку, чтобы сыновей, внучат своих угостить, но, к сожалению, не имею такой возможности.

Насколько для меня важно соблюдение религиозных обрядов? Думаю, что важнее просто соблюдать общечеловеческие ценности — то, что нам внушали с детства: нельзя выбрасывать хлеб, нельзя воровать, надо уважать старших, не быть лентяем, не обижать детей, мать свою надо любить, жену свою надо любить. Я уже перешагнул 60-летний возраст, всю жизнь я чтил это и так жил. Но сегодня руководство этого не придерживается. У меня складывается впечатление, что они Бога не боятся, думают, что весь их род ждет только рай. Такие вопросы меня мучают.

Хотя я не религиозный человек, вырос в советский период, священнослужителей мы не видели. Когда в 80-х годах у меня родился ребенок и нужно было найти муллу, чтобы произвести обряд имянаречения, будучи редактором районной газеты, я пошел искать муллу, чтобы он нарек ребенка именем. Но, узнав, что я журналист, он отказался производить этот обряд. В итоге, чтобы достичь своей цели, я был вынужден заплатить за проведение обряда в 4 раза дороже. Что мне мешает обратиться к вере сейчас? Я светский человек, загружен работой. Кроме редакторской работы я же еще и романы пишу, поэтому все мое время уходит на то, чтобы готовить материал для романа, а после уже сесть и начать писать его.

Фаузия Байрамова — писатель, общественный деятель:

— В прошлом году я совершала курбан у себя в родной деревне, там же раздала мясо. Было такое намерение порадовать односельчан. В этом году, говоря по правде, такой возможности нет. Нет финансовой возможности. Даже если захочу — не могу. Но если в Казани получу гонорары, тогда, возможно, и буду резать жертвенное животное. У меня ведь гонорары и пенсия, а гонораров очень мало платят. Курбан-байрам — большой праздник, сама радуешься, за близких и родных радуешься, чувствуешь себя одним из представителей миллиардной уммы мусульман.

Я — деревенская девочка — об исламе слышала с детства, но когда росла, а это послевоенные годы, мечетей не было. Моя бабушка — старушка-мишарка — была очень богобоязненной. Первым молитвам она меня научила. Это в детстве, а уже в Казани я ходила брать уроки у Рашиды абыстай. В конце 80-х первый раз совершила намаз, душа тянулась к религии. Тогда я работала в книжном издательстве редактором, в 1989 году всегда с работы уходила в мечеть, один раз даже досталось от директора за то, что в рабочее время уходила на пятничный намаз. Надо сказать правду, в те времена я не была полностью в религии. А в 1995 году, когда меня убрали из депутатов, наступили трудные времена, я болела, делали даже сложную операцию, меня никуда не брали на работу. В Госсовет поставили четырех милиционеров, чтобы они не пускали меня внутрь. Даже зимняя шапка осталась в парламенте, не дали ее забрать. Про радио и телевидение и говорить не надо. Вот в такие сложные времена, когда для меня везде была закрыта дверь, открылись врата Аллаха.

Я поняла свою ошибку и сказала себе: Фаузия, ты до этого преклоняла колени пред нацией, а Аллаха отодвигала на задний план. Оказывается, первым должен быть Аллах, потом уже народ. Поняла свою ошибку, недостаток, после этого глубже стала изучать религию, покаялась перед Всевышним, стала совершать все пять намазов в день. С тех пор намазы не оставляла. Ездила в хадж, Коран на арабском читаю, буквы еще в университете освоила, работаю над собой, много книг читаю. Когда вернулась в ислам, отошла от национального движения, сомневаясь в правильности этого, перестала даже писать, но потом поняла: от нации, от народа нельзя отдалятся. Мой девиз: «Религия — для себя, служение — нации». После этого моя жизнь наладилась. Религия прежде всего учит быть благодарной. Я не богатая, дают пенсию, немного начисляют гонорары, этому радуюсь. Слава богу не голодные, не раздетые. Мы ведь росли в трудные годы. Религия научила искать недостатки в самой себе. Разве это не изменения?

«У НАС В ПАРТИИ 32 ПРОЦЕНТА РЕЛИГИОЗНЫХ ЛЮДЕЙ»

Хафиз Миргалимов — депутат Госсовета РТ:

— Буду. У меня были родители, есть родственники, и я следую традициям той религии, которой придерживались и мои родители. И я уважаю тех людей, кто соблюдает религиозные обряды. По мере возможностей тоже стараюсь соблюдать. У нас в партии 32 процента религиозных людей, которые держат обряды той или иной религии. Главная наша задача в чем? Чтобы выполнили решение устава и партии, а остальное — это личное дело каждого.

Рушан Аббясов— первый зампредседателя совета муфтиев России и ДУМ РФ:

— Безусловно, соблюдение обряда жертвоприношения является обязанностью для мусульман, об этом гласит Священный Коран, где Всевышний Аллах говорит: «Совершай молитву и закалывай жертвенное животное». Праздник Курбан-байрам знаменует многовековую традицию соблюдения данного обряда, который заложен в Коране и Библии. Эта история всем нам хорошо известна, она напоминает нашего общего пророка Авраама, упоминающегося в Коране как Ибрахим, который должен был принести в жертву своего сына, но Всевышний, испытав своего пророка, не пожелал пролития человеческой крови, а взамен дал жертвенное животное. Это еще раз показывает гуманность и божественную милость по отношению ко всему человечеству. В этом плане мы, еще раз вспоминая данную историю, для себя делаем важным выполнение обряда.

Смысл обряда не только в том, чтобы самому поесть мясо жертвенного животного, но и в том, чтобы, конечно, поделиться. Как вы знаете, мясо жертвенного животного мы должны разделить на три части. Треть отдать в пользу нуждающихся, неимущих людей, тем самым развивая благотворительность и милосердие по отношению к обездоленным. На вторую треть мы должны позвать своих соседей, родных, близких, знакомых, а третью часть оставить для своих домочадцев. Это и будет выполняться в дни праздника. Согласно мусульманской традиции, после праздничной молитвы, после проповеди, которую мы услышим в наших мечетях в первый день праздника, мусульмане в течение трех дней должны будут совершить обряд жертвоприношения. Как говорил пророк Мухаммед, если есть у семьи достаток, возможность, то мусульманин должен от своей семьи принести в жертву одно животное.

Я тоже буду это делать. Это традиция. Слава богу, есть достаток, все необходимое. Это некая благодарность. В Коране говорится, что до Всевышнего не дойдет ни мясо, ни кровь жертвенного животного, а дойдет наша покорность и богобоязненность. Мы тем самым показываем, что мы покорны Всевышнему, а слово «мусульманин» переводится как «покорный Богу». Мы выполняем то, что он велит нам.

Уел Хусаинов — председатель комитета по промышленности при ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье»:

— Курбан-байрам — один из самых главных праздников для мусульман, поэтому барана резать буду. Тем более что все условия для этого в Набережных Челнах уже созданы. Нужно просто приехать в Сидоровку, выбрать барашка, там тебе все сделают. Не каждый год, конечно, это удается мне делать, в прошлом году вот не получилось, а так, конечно, стараюсь этот обряд соблюдать. Надеюсь, что и впредь будет удаваться.

Насколько вообще для меня важно соблюдение всех религиозных обрядов? Сказать, что религиозные обряды для меня не важны, я не могу. Сказать, что они для меня очень важны, я тоже не могу. Это для меня, наверное, все-таки традиция. В июле меня уговорили возглавить фонд содействия строительству Соборной мечети в Челнах, поэтому я с нашими священнослужителями контактирую сейчас почти каждый день. И они меня склоняют к тому, чтобы стать постоянным прихожанином мечети, к чему я пока не готов. Полагаю, что каждый человек для этого внутренне как-то должен созреть. Я чувствую, что я еще не созрел, поэтому для меня Курбан-байрам — это прежде всего традиция, это дань памяти нашим предкам.

Марат Бариев— депутат Госдумы:

— Буду жертву приносить, потому что это традиция в нашей семье, среди близких, друзей. Это стало уже не только религиозным, но и народным праздником. Это сейчас в республике выходной день. Если в обычный день все стремятся куда-то уехать, поработать на даче, то в выходной на Курбан-байрам все предпочитают встречаться с родственниками, близкими, общаться. У нас тоже такая традиция. Но соблюдать все религиозные обряды я не имею возможности. К этому особо не стремлюсь, но такие праздники, как Ураза, Курбан-байрам, стараюсь соблюдать. С детства, когда еще бабушка была жива, она прививала особое отношение к этим праздникам даже в советское время. Православные праздники, такие как Пасха, Рождество, отмечаем, как и большие мусульманские.

Нельзя сказать, что я пришел в ислам. Я всегда уважал нормы и законы ислама так же, как и нормы православия, другой церкви. Но так как у меня предки (бабушка, прабабушка) были близки к исламу, то я, когда рос, все это видел, мне это передалось. Я не могу сказать, что я очень набожный. Но ведь вера у каждого есть. Когда случается что-то хорошее или тяжелое, мы всегда вспоминаем Бога, например, говорим «Алла бирса». В обиходе сами не замечаем, а все равно обращаемся к Богу. Всех поздравляю с Курбан-байрамом!

«КАК Я ПРИШЕЛ В ИСЛАМ? ПОНИМАЕТЕ, КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК КОГДА-НИБУДЬ ДА ЗАДУМЫВАЕТСЯ НАД СМЫСЛОМ ЖИЗНИ»

Фарит Фарисов— глава региональной татарской национально-культурной автономии Москвы:

— Это жертвоприношение, а его приносит тот, у кого есть такая возможность. Такая возможность, хвала Всевышнему, у меня есть. Я делаю это в Казани и Москве. Мы делаем это цивилизованным образом, не принося жертву в центральной части Москвы, у нас для таких случаев есть специально отведенные места за городом. Это делается по желанию москвичей. Как только будет прочитан намаз, будет сделано жертвоприношение, после чего мы все запакуем и отвезем раздавать. В этом году раздаем ветеранам. Один из моих близких друзей делает жертвоприношение — около 25 баранов. Мясо будем поставлять в университет и ветеранам.

Я стараюсь соблюдать религиозные обряды. Насколько это удается, судить не мне. Я очень благодарен судьбе за то, что работаю в духовном управлении мусульман России, что я имею возможность слушать проповеди муфтия шейха Равиля Гайнутдина, за то, что я узнал очень близко и хорошо ДУМ РТ, знаю мировое сообщество. Очень приятно, что благодаря религии и сильной вере Ахмат-Хаджи Кадырова, которую он передал своему сыну, нет следов войны, в Чечне не стреляют. Это именно из-за соблюдения наших пяти столпов. Я искренне так считаю. Этим нельзя кичиться, поэтому не хотел бы об этом много говорить. Это внутри. Я знаю многих людей, которые не читают намаза, но они не сквернословят, хорошо делают свою работу. Если человек хорошо работает, вовремя платит своим людям зарплату, это уже практически соблюдение тех столпов ислама, которые предписаны Всевышним.

В первый раз об исламе я задумался, когда был пионером. У моего деда был брат. Он пришел с войны с орденами и был имамом в нашей деревне. Я всегда приходил и смотрел, как он читал намаз. Я с ним даже спорил и говорил: «Бога нет». За это я, конечно, получил по полной программе. Второй раз я к нему подошел и подумал, что раз я настоящий пионер, то должен ему сказать. Но он сделал мне внушение: «У тебя нет отца, он погиб. Хочешь, чтобы ему было хорошо?» Он мне внушил, что отец живой, что он на небесах, а для того, чтобы ему было хорошо, нужно кормить голубей, не обижать животных и говорить такие слова: «Бисмилля рахман рахим. Аллага тапшырдык, аллах безнен белэн. Аллах с нами». Я думаю, что первое внушение сделал дед. А потом уже сделали два великих человека для России — муфтий шейх Равиль Гайнутдин и Ахмат-Хаджи Кадыров.

Разиф Латыпов — директор ООО «Архитектурно-проектная мастерская «Форум» (Нижнекамск):

— Я не барана буду резать, а корову. Наш пророк сказал: либо одного барана надо резать от семьи (меньше уже нельзя), либо корову или верблюда, если приношение от нескольких человек сразу. Конечно, можно и одному корову резать, если есть такая возможность. Нас собралось семь человек, килограммов по 35 — 40 мяса на одну семью получается. Принцип такой же: одну треть оставляешь себе, треть раздаешь нуждающимся, еще одна треть идет на угощение гостей и друзей. Стараемся при этом соблюдать все необходимые религиозные обряды, потому что это веление Всевышнего пророка нашего. Подчиняясь его воле, от имени семьи режешь барана.

Как я пришел в ислам? Понимаете, каждый человек когда-нибудь да задумывается над смыслом жизни: откуда он и зачем вообще живет. Где-то лет 8 — 10 тому назад начал почитывать разных философов и уважаемого нашего Льва Николаевича Толстого. И вижу: нет ответа, у всех какой-то тупик. И — тут нельзя, наверное, говорить, что случайно, потому что ничего случайного не бывает, все происходит по воле Всевышнего, — начал я читать книги по исламу, открывать для себя истину, стал находить ответы на свои вопросы и начал понимать смысл бытия, смысл жизни. Ислам — это путеводитель по жизни. Если у меня возникают какие-то вопросы, на все есть ответы в Коране. Чем мы, мусульмане, руководствуемся в первую очередь? Последним Божиим писанием, то есть Кораном. Вот говорят: Коран для мусульман. Нет, Коран для всего человечества, и последний пророк тоже для всех людей. Это уже люди разделились на конфессии и прочее. А вообще, все люди одной веры, потому что Бог един, и они должны подчиняться одним законам.

Равиль Ахметшин— полпред РТ в РФ:

— Мы ежегодно режем барана, соблюдаем обычай. Но не скажу, что я какой-то религиозный фанат. Эта традиция заложена еще моими родителями. Я помню, отец с 60-х годов приносил жертву. Поэтому и мы режем барана. Жертву посвящаем конкретным живым близким. В этом году я одного барашка посвящаю своей внучке, которой будет 9 месяцев и которая родилась в Москве, второго барашка в Казани посвящаю внучке, которой пять лет и которая живет в столице РТ.

Конечно, соберутся родственники. Основную часть мяса раздадим родственникам, знакомым, соседям, в мечети. Это, я считаю, соблюдение традиций. Не обязательно быть фанатиком. Это же традиция. Мы же ходим в гости, отмечаем свадьбы. Это для нас как день рождения, как Новый год, как 9 Мая. Есть несколько важных для меня праздников в году, один из них — Курбан-байрам.

Антон Грачев — директор IT-парка:

— Скорее всего, да. Ежегодно я режу барана, думаю, этот год не станет исключением. Соблюдение религиозных обрядов для меня достаточно важно. Это вполне удается. Что касается того, как я пришел в ислам, давайте без этих подробностей, это личное.

 «БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1020

Комментирование запрещено