Маджид Маджиди: «Мы создали исламский Голливуд»

300aad95c25b8b54Иранский режиссер фильма о пророке Мухаммаде, о суннитско-шиитском кинопримирении, вольнодумцах и русском искусстве

Среди почетных участников завершившегося на этой неделе XII Казанского кинофестиваля был выдающийся иранский режиссер Маджид Маджиди, который привез с собой картину «Мухаммад — посланник Всевышнего». Корреспонденту «Реального времени» удалось побеседовать с известным кинематографистом и задать несколько вопросов. В ходе интервью с нашим журналистом Маджиди рассказал о съемках картины, преодолении суннитско-шиитских разногласий, проекте мусульманского Голливуда, вольнодумной персидской культуре и российском кино.

«Конфликты версий» исламского кино

— Господин Маджиди, расскажите, на какие источники — суннитские или шиитские — вы опирались при создании ленты о пророке?

— Этот фильм основан на преданиях о пророке Мухаммаде. Использовались как суннитские, так и шиитские источники. Я ставил целью привести к единству мусульманскую умму, поэтому я так вопрос не ставил — суннитский ли фильм или шиитский. Это общий взгляд мусульман.

— Я так понимаю, снимать фильм о пророке вдвойне сложно. Вы показываете его в юном возрасте со спины, видны руки, волосы. Вероятно, вы много советовались с иранскими богословами, которые исповедуют шиитское направление ислама. Вместе с тем, с точки зрения суннитов, любое изображение пророка недопустимо. Как вы пришли к такому решению показать пророка Мухаммада? «Конфликт версий» вас не пугал?

— Насколько я знаю, существуют как народные представления, так и книжное шариатское знание богословов. Все источники однозначно говорят, что нигде не содержится прямого запрета на показ пророка Мухаммада. При этом есть опасения путем какого-либо изображения запятнать его святость — этого мы старались избегать. Большинство людей боятся именно этого: неправильно его показать, тем самым исказить представление о нем, оставив в сердцах людей нехороший осадок. Поэтому мусульмане воздерживаются от такого показа. Но еще раз повторю: ни в шиитских, ни в суннитских трудах, мы все это прекрасно изучили, советовались, не содержится прямого запрета (харам) на изображение лица, облика пророка. Хотя его благословенное лицо мы не показывали, чтобы все-таки не было каких-то дополнительных толков. А вообще, я считаю, показывать можно. Самое главное — не обожествлять, чтобы живые лица не превращали в идолов. Вот такое более глубокое понимание, основанное на книжном исламе.

Ни в шиитских, ни в суннитских трудах, мы все это прекрасно изучили, советовались, не содержится прямого запрета (харам) на изображение лица, облика пророка. Хотя его благословенное лицо мы не показывали, чтобы все-таки не было каких-то дополнительных толков

Первая ласточка мусульманского Голливуда

— Тут, наверно, я бы с вами поспорил… Однако хотелось бы узнать немного о съемках. Как зародилась идея такого кино? Как проходил процесс создания?

— Отмечу, что это всего лишь второй фильм о пророке Мухаммаде. Первый был снят 42 года назад [«Мухаммед — посланник Бога», снятый в 1976 году на деньги Муаммара Каддафи, – прим. ред.]. Мы захотели сделать полномасштабный фильм о нашем пророке. Для этого построили целый городок, изготовили много декораций, чтобы наиболее достоверно и наглядно показать ту среду, в которой родился будущий пророк, чтобы зритель обратил внимание на некоторые детали. Цель создания фильма — не просто рассказать о жизни пророка и как-то показать его, а начать возрождение мусульманского кинематографа. Этот знаковый фильм может стать началом мусульманского, в подлинном смысле этого слова, кинематографа.

— Вы сказали, что построили целый городок с декорациями. Вообще, можем ли мы говорить о неком иранском Голливуде?

— Вы очень интересный вопрос задали. Посмею продолжить вашу мысль. Мы создали не столько иранский Голливуд, сколько исламский Голливуд. Такие мечты когда-то у нас были. К слову, гораздо больше создавалось фильмов о других пророках: о Моисее, Аврааме, Ное и других — по 120—150 картин. О Будде снято где-то 40 фильмов. И меньше всего за всю историю было сделано о пророке Мухаммаде. Наверное, этот городок, который мы основали, с его декорациями, какой-то инфраструктурой, станет предвестником мусульманского Голливуда.

— Собираетесь ли снимать продолжение вашей картины? Если да, то когда мы сможем ее увидеть?

— Да, у меня есть мысль показать дальнейшую жизнь пророка, обратив внимание на какие-то моменты его биографии. Но мне не настолько важно, я ли буду это делать или другие режиссеры. Точно о времени тоже мне неизвестно. Но вообще такую идею создать продолжение этой истории я вынашиваю в голове.

Гораздо больше создавалось фильмов о других пророках: о Моисее, Аврааме, Ное и других — по 120—150 картин. О Будде снято где-то 40 фильмов. И меньше всего за всю историю было сделано о пророке Мухаммаде

Строгие устои vs вольнодумная интеллигенция

— Иран считается страной довольно консервативной со своими строгими устоями. Тем не менее можно говорить о таком феномене, как иранское кино, которое довольно свободно в творчестве, несколько вольнодумно. Кстати, это касается и других сфер искусства. Как происходит такое сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей — консервативного государства и свободных в полете мысли кинематографистов?

— Вы, наверное, знаете, что иранская культура очень древняя, насчитывает несколько тысяч лет. У нас есть очень древняя литературная традиция. Имена таких поэтов, как Хафиз, Саади, пожалуй, знают во всем мире. Искусство, в том числе литература, развивались в народе. Культура никогда не была прочно привязана к какому-то политическому режиму, историческому периоду, существующему строю. Такое творчество, желание разгадать неизведанное, стремление к новому заложены в крови иранского народа. Поэтому это все нашло свое отражение в кинематографе. Иранское кино такое же, как и вся культура Ирана: разнообразное, многонациональное, поликонфессиональное. Из этих компонентов складывается богатый, колоритный иранский кинематограф.

— А что для вас российское кино? Какие режиссеры его, по-вашему, олицетворяют?

— Российский кинематограф имеет богатейшую историю. Многие выдающиеся картины были созданы в России еще на заре становления мирового кинематографа. Из современных режиссеров я высоко ценю Никиту Михалкова, Александра Сокурова — это гениальные кинематографисты. Должен также отметить вашу богатую литературу — огромная кладезь, откуда можно бесконечно черпать. Я очень восхищаюсь русской литературой.

Иранское кино такое же, как и вся культура Ирана: разнообразное, многонациональное, поликонфессиональное. Из этих компонентов складывается богатый, колоритный иранский кинематограф

— Маджиди-эфенди, бывали ли вы раньше в Казани?

— Ранее мне не доводилось бывать у вас. Но те два дня, которые я провел в столице Татарстана, меня просто поразили: красота города, его развитость, современность. До этого я даже не представлял, что такой город существует, тем более настолько большой, со всей инфраструктурой. Люди здесь замечательные. При этом я очень надеюсь, что мне удастся показать в Татарстане этот фильм. Думаю, мы договоримся, чтобы по региональному телевидению местные зрители смогли его увидеть.

 
Справка

Маджид Маджиди — иранский кинорежиссер, актер и сценарист.

  • Родился в 1959 году в Хаштпаре, область Талеш (Иран).

  • С 14 лет участвовал в любительских театральных постановках.

  • Обучался в Тегеранском институте драматического искусства.

  • В начале 1980-х годов дебютировал в качестве киноактера. Известность приобрел благодаря своим ролям в лентах Мохсена Махмальбафа.

  • В это же время сам срежиссировал несколько короткометражных фильмов.

  • Известность к нему пришла в 1990-х годах в качестве режиссера.

  • Самые известные фильмы режиссера — «Дети небес» (1997), «Цвет рая» (1999), «Дождь» (2001), «Песня воробьев» (2008), «Мухаммад — посланник Всевышнего» (2015).

  • Номинант на премию «Оскар», обладатель двух главных призов Монреальского кинофестиваля.

«Реальное время».

Просмотров: 1222

Комментирование запрещено