У истоков Самары

65106Первые письменные сообщения о существовании постоянного поселения с названием Samar на территории современной Сама­ры датируются серединой XIV в., временем существования Золо­той Орды. Для того, чтобы понять причины его возникновения и выявить место расположения, необходимо хотя бы кратко оста­новиться на характеристике средневековой гидрографии, а сле­довательно, и топографии района, где ныне находится Самара.

Е.Ф. Гурьянов в свое время высказал предположение о том, что до середины XVII в. рельеф местности был иным, чем в настоя­щее время1. «Самарское урочище», по его мнению, располагалось между двумя протоками реки Самары: нижним, более полновод­ным (сегодняшнее русло Сухой Самарки), и верхним, в то время второстепенным. Значительно смещенным к западу (к современ­ному с. Рождествено) от вновь построенной крепости было и рус­ло средневековой Волги. Гипотезу Гурьянова подтверждают дан­ные «Книги Большого Чертежа» (начало XVII в.), свидетельства русского купца Ф. Котова (1620-е гг.) и секретаря голштинского посольства А. Олеария (1630-е гг.). Например, А. Олеарий писал, что «…город лежит по левую руку, в 2-х верстах от берега… полу­чил название от реки Самары, которая в 3-х верстах под городом дает рукав (его они называют — Сын Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь 30-ю верстами ниже»2. В «Книге Большому Чертежу», несомненно, более точном источ­нике, содержатся близкие сведения: «А под городом под Самарою пала река Самара; а из Самары на устье вытекла протока, а вдоль  протоки 20 верст и пала в том же месте опять в Волгу, где вытекла»3. Где «пала» эта протока, можно определить по описа­нию промысловых вод нижегородского Печерского монастыря начала XVII в.: «…да Шелехмецкая заводь до нижнего устья Сама­ры реки, с озерками вниз по Волге…»4. Действительно, река Сама­ра впадала в Волгу основным своим руслом (сегодняшнее русло Сухой Самарки) на 20—25 километров ниже современного устья, напротив возникших в XVII в. деревень Ермаково и Кольцове Но вот какой из этих двух рукавов был основным, наиболее полно­водным, сказать сложно. Нуждается в дополнительной проверке и утверждение Гурьянова о том, что основное русло Волги в то вре­мя было смещено к западу и протекало у с. Рождествено5.

Карта-схема местности, где была построена Самара. Реконструкция Е.Ф. Гурьянова. Из кн.: Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары. Очерки истории градостроительства

Карта-схема местности, где была построена Самара. Реконструкция Е.Ф.Гурьянова. Из кн.: Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары. Очерки истории градостроительства

Существующее и ныне «Самарское урочище», местность между Волгой, старым и новым руслами реки Самары (сам термин «Са­марское урочище» возник довольно рано, не позднее XVI в.), было занято лугами, небольшими перелесками и кустарниками; имело множество озер и весной, большей частью, заливалось полыми водами. На протяжении последних 600—700 лет на территории Са­марского урочища и его окрестностей располагалось несколько поселений. Одно из них — постоянный поселок-пристань — воз­никло здесь не позднее начала — середины XIV столетия. О нем хорошо знали жители итальянских городов в Крыму, северном Причерноморье и Приазовье, постоянно плававшие по Волге и занимавшиеся торговлей на всей территории Восточной Европы. На портолан, компасную карту водных путей и пристаней, со­ставленный венецианцами братьями Пицигани в 1367 г., Samar уже был нанесен. Указан он и на мировой карте 1459 г. монаха из той же Венеции, космографа Фра-Мауро, использовавшего для ее составления в качестве одного из источников портоланы6.

Возникновение и существование этого средневекового поселе­ния необходимо связывать с экономическим подъемом, наблюдав­шимся в первое столетие существования Золотой Орды7. В Повол­жье, являвшемся центром этого огромного государства, шел про­цесс активного градостроительства, осуществлявшегося трудом на­селения захваченных стран8. Судя по картам, Samar находился в месте впадения старого основного русла р. Самары в Волгу, напро­тив «Шелехметских гор», где судам было удобно приставать к берегу. Неизвестно, кто жил в нем, но по аналогии с другими поселениями южных территорий Среднего Поволжья конца ХIII-ХIV вв. можно считать, что его население было полиэтничным и состояло из кочев­ников, болгар, мордвы, русских, выходцев из Средней Азии и т. д.

Археологических следов поселения Samar к настоящему време­ни не выявлено. Трудно назвать его городом. В нем не имелось сколько-нибудь значительных построек, сооружений, укреплений, которые после своего разрушения, через несколько столетий и даже тысячелетий, оставляют на земной поверхности значительные следы (как правило, в виде так называемого «городища»). На территории современной Самары к золотоордынскому периоду относятся также поселение и могильник на Барбошиной поляне. Судя по архео­логическим исследованиям 1930-х гг., здесь жила в основном мор­два — мокша и эрзя9.

Несмотря на то что Среднее и Нижнее Поволжье вошло в со­став Московского государства только в середине XVI в., Волга едва ли не с X—XI вв. считалась «русской рекою». Основными «спе­циалистами» по судоходству на ней были русские люди. В Золотой Орде широко использовался труд покоренного населения. Массо­вый угон в рабство русских, болгар, представителей других наро­дов был обыденным явлением. Целые кварталы со славянским населением имелись в ряде городов Золотой Орды10. Самарская Лука и ее окрестности на Великом Волжском пути имела для мон­гольской знати чрезвычайно большое значение. По всей самаро-лукской излучине по Волге и ее притокам в золотоордынскую эпоху сложился ряд поселений, в том числе и достаточно крупных. К ним можно отнести Междуреченское городище (здесь и далее указаны современные названия, данные в процессе археологичес­ких исследований), располагавшееся между современными села­ми Переволока и Печерское на правом берегу Волги; селища у с. Березовки, Комаровки, Печерских Выселок, Лбища, Малой Ря­зани и т. д. Характерно, что, по данным археологических раско­пок, значительную часть их населения составляли русские, веро­ятно, угнанные в плен. Отдельные археологические находки, об­наруженные на территории современной Самары, свидетельству­ют о том, что здесь останавливались на кратковременные стоян­ки, а возможно, и селились русские11.

Поселение 8атаг на портолане братьев Пицигани. Середина XIV в. Из: Врун Ф. Перипл Каспийского моря по картам XIV столетия // Записки Новороссийского университета. Одесса, 1872. Т. 8.

Поселение Samar на портолане братьев Пицигани. Середина XIV в. Из: Врун Ф. Перипл Каспийского моря по картам XIV столетия // Записки Новороссийского университета. Одесса, 1872. Т. 8.

Распад Золотой Орды, междоусобицы, походы среднеазиатско­го властителя Тимура (Тамерлана) в Среднее Поволжье привели к запустению и гибели поволжских «городов», в том числе и Samar. Сведения о существовании его в более поздний период, в XV— XVI вв., отсутствуют в письменных источниках. Однако в это же время в самарском и саратовском Поволжье спорадически возни­кали сезонные поселения рыболовов. Первое упоминание о дей­ствительно крупных русских сезонных рыболовецких промыслах в Южном Средневолжье встречается под 1521 г. в «Казанской ис­тории». Изгнанный из Казани хан «Шигалей» (Шах-Али) в этом году бежал вниз по Волге и между Самарской Лукой и «Увеком» встретил русских рыбаков, которые вместе с ним, опасаясь пого­ни, ушли степью на запад в сторону рязанских окраин, «… и веду-ща с собою боле 10000 рыболов Руских, ловяще рыбу на Волге, под горами Девичими и до Змиева камени и до Увека, за 1000 от Казани верст — заехавши бо тамо живяше лето все, на диких во­дах, ловяща, и в осень на Русь возвращахуся, наловящеся и обога-тившеся. — И заслышавша рыболовя от царя весть пришедшу, про сечю в Казании, яко да бежат к нему не мотчают оттуду, да и они не избиени будут от Казанцов — а сам дожидашеся их стоя на месте некоем — от нужи ладя своя, и мрежа, и рыбы, и весь запас огню и воде предаша, и сами побегоша по нем, не знающе, куды очи несут, токма носяще рыбу едину…»12. В средневековье под «Девичими горами» подразумевались или западные отроги Жи­гулей, или возвышенность, расположенная несколько ниже Хва­лынска.

Эти и другие данные свидетельствуют о том, что в первой по­ловине XVI в. волжские воды от Самарской Луки почти до Са­ратова, возникшего позднее, являлись крупным районом добычи ценных сортов рыбы. Русские промышленники в течение про­мыслового сезона создавали для себя в укромных, скрытых от глаз кочевников, местах временные поселения, станы и т. д. По всей видимости, они могли появляться и в районе Самарского урочища.

После присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к Мос­ковскому государству возникла потребность в создании на волжс­ком судоходном пути сторожевых перевалочных городов-крепос­тей. Имея русские гарнизоны только в Казани и Астрахани, мос­ковское правительство все же стремилось хоть как-то контроли­ровать волжский путь. Для этого по Волге посылались так называ­емые «плавные рати», в стратегических местах побережья на лето ставились караулы. Любопытно, что в 1550-е гг. эти действия со­впадали с интересами руководства Ногайской Орды; прежде все­го, нурадина, а затем бия (князя, хана) Исмаила13. В переписке между Иваном IV и Исмаилом, последний настоятельно предла­гал русскому царю устроить сторожевые пункты на устьях рек Самары, Большого Иргиза и на «Переволоке» (между Доном и Волгой). Например, в 1555 г. «князь» Исмаил писал к Ивану Гроз­ному: «И ныне на астараханской земле город поставь. А Перево­локе город жо поставь. И на Самарском устье город жо поставь». В том же 1555 г. он просил царя: «…на всех перевозех [через Вол­гу] вели по перевозом по двесте человек поставити…», дабы враги «не пришли водяным путем»14. В числе «перевозов» подразумевалось и Самарское урочище, и устье Иргиза, и Переволока. В условиях кризиса, охватившего Орду, Исмаил стремился предотвратить рас­пад огромного государства: остановить тех мурз, которые со свои­ми улусами пытались уйти через волжские «перелазы» на Право­бережье, под власть Крыма. Занятая Ливонской войной, Москва длительное время не могла найти ни сил, ни средств, чтобы пос­ледовать этим рекомендациям. Но ногаям регулярно сообщалось, что царь «… на Переволоке и на Самарском устье велели есмя бытии многим людем и крепости учинити. А велели есмя им бере-чи по перевозом мурз казаков, чтоб на вашу сторону не пере­шли»15.

И действительно, уже с 1553 г. первое время практически еже­годно, а затем все реже и реже, из Казани и Нижнего Новгорода вниз по Волге спускалась «плавная рать» к Астрахани, оставляя на все лето в указанных ногаями местностях значительные отряды. В местах их «летовий» («летовищ») устраивались временные жили­ща, легкие укрепления и острожки. Осенний караван судов, сле­довавший из Астрахани вверх по Волге, забирал этих служилых людей. Например, после взятия Астрахани «…на Самарское устье послали есмя Степана Кобелева со многими ж людми. А велели есмя с Волги казаков всех сослати …и до осени беречи»16. Не со­всем ясно, где именно устраивались эти летние лагеря в Самар­ском урочище или на другом берегу Волги — в Шелехметских го­рах. О том же отряде С. Кобелева говорилось «…против Самарско­го устья»17.

Карта России А. Дженкинсона 1562 г. Из кн.: Материалы по русской картографии / под ред. В.Л. Кордта. Вып. 1. Киев, 1899.

Карта России А. Дженкинсона 1562 г. Из кн.: Материалы по русской картографии / под ред. В.Л. Кордта. Вып. 1. Киев, 1899.

Есть известия, что после присоединения к России Казани и Астрахани в районе впадения р.Самары в Волгу существовала пристань. Здесь нередко зимовали русские суда, отбившиеся от осеннего каравана и не успевшие до того как Волга «станет», т. е. замерзнет, добраться до Казани. Сведения о суще­ствовании такого зимовья сохранились от времени строительства Самарской крепости; но было оно не на левом берегу Волги, а в «Шелехметских горах», напротив основного устья реки Самары18.

В 70-х — начале 80-х гг. XVI в. Самарское урочище облюбовали волжские казаки. По старинным преданиям, именно в устье р. Самары казаки, собравшись на круг, решили уйти к Строгановым. Отсюда, из этих мест началась эпоха покорения Сибири. В конце лета 1585 г. в Заволжье пришел со своим отрядом соратник Ерма­ка Тимофеевича, последний «великий атаман» Сибири Матвей («Матюша») Мещеряк. Расположившись после долгого перехода в Самарском урочище, около 600 казаков во главе с атаманом об­суждали свои дальнейшие действия19.

Из монографии  «История Самары (1586-1917 гг.)» под редакцией П.С.Кобытова, Э.Л.Дубмана, О.Б.Леонтьевой. Издательство «Самарский университет», 2015 год.

Примечания

 

1 Гурьянов Е.Ф. Как начиналась Самара // Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Куйбышев, 1990. С. 13-15.

2 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Мос­ковию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 379-384.

3      Книга Большому Чертежу. М.; Л., 1950. С. 140.

4Каптерев Л.М. Нижегородское Поволжье X—XVI веков. Горь­кий, 1939. С. 161.

5 Гурьянов Е.Ф. Как начиналась Самара. С. 13-15.

6 Брун Ф.К. Перипл Каспийского моря по картам XIV столе­тия // Записки императорского Новороссийского университета. Т. 9. П. Часть ученая. Одесса, 1873. Карты; Багров Л.С. Материа­лы к историческому обзору карт Каспийского моря. СПб., 1912. □ 16; Булатов А.Б. Среднее Поволжье на трех картах мира, со­ставленных в Х1У-ХУ вв. венецианцами и испанцем // История и культура Чувашской АССР: сб. ст. Вып. 2. Чебоксары, 1972. С. 396-399.

7 Более подробно ситуация с историей поселения Samar рас­смотрена в следующих работах: Дубман Э.Л. До русской крепости … (поселение «Samar» и «Самарское урочище» в Х1У-Х\Т вв.) // Самара: от прошлого к настоящему. Самара, 2007; Его же. Юго-Восток Европейской России. Ч. 1. Поволжский фронтир в сере­дине XVI-XVII вв. Очерки истории. Самара, 2012. С. 69-86, 100— 120; Кучкин В.А. 8атаг, Самара и поволжские города в XIII -XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2012. □ 3 (49); 2012. □ 4 (50).

8 Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII— XIV вв. 2-е изд. М., 2009. С. 10-11, 130-138 и др.

9 История Самарского Поволжья с древнейших времен до на­ших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000. С. 297, 301; Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. Саратов, 2008; Сташенков Д.А. Раскопки Барбашинского могильника // Итоги археологических исследований в Самарской области в 2013 году. Материалы науч­ных экспедиций. Самара, 2014. С. 5-50 и др.

10     См., например: Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой
Орде. М., 1978.

11 История Самарского Поволжья с древнейших времен до на-
ших дней. Ранний железный век и средневековье. С. 301—309.

12 История о Казанском царстве. I. Соловецкий список // Пол-
ное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). СПб., 1903.
Т. 19. С. 32-33.

13 Более подробно эта ситуация рассмотрена в статье: Дубман
Э.Л. Вопрос о сооружении русских городов на Волге в московско-
ногайских взаимоотношениях середины 1550-х гг. // Вестник Сам-
ГУ. Гуманитарная серия. 2012. □ 2/2 (93). С. 30-35.

14 Российский государственный архив древних актов (далее —
РГАДА). Ф-127. Оп. 1. Кн. 4. Л. 248, ЗОЗ-ЗОЗоб.

15 Там же. Л. 316об.; см. также: Дубман Э.Л. «Самарское урочи-
ще» и его окрестности в документах XVI в. (публикация материа-
лов) // Самарский земский сборник. 2012. □ 1 (21). С. 50.

16 Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1551—
1561 гг. Публикация текста / сост. Д.А. Мустафина, В.В. Трепав-
лов. Казань, 2006. С. 238.

17 Там же. С. 238.

18 РГАДА. Ф. 127. Оп. 1. 1587 г. Д. 1. Л. 5.

19 Карпов А.Б. Уральцы. Уральск, 1911. С. 52.

Просмотров: 2242

2 комментариев

  1. Руслан, согласен с тем, что попытки русских шовинистов «русифицировать» и обозвать «русским» все что угодно, доходят до смешного: русская селедка с русским пивом, русские избы с русскими пельменями и валенками, русские танки, ракеты с русскими борщом и биляшами, русские березы, поля, огороды, воздух и облака и т.д. и т.п. Великие русские полководцы, политические деятели, поэты и писатели, музыканты явно нерусского происхождения Кутузовы, Аракчеевы, Барклай-де-Толли, Ушаковы и Нахимовы, Бунины, Куприны, Лермонтовы и Пушкины, Алябьевы, Балакиревы, Годуновы и Баскаковы, Багратионы и Минихи, а великая русская царицы — чистая немка Екатерина (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская), которой так гордятся русские шовинисты, и т.д. и т.д.
    «Русские» князья немецко-норманского происхождения из Рюриков, Игорь (Ингвар), Свенельд, Олег, Сфенкл, Аскольд, Дир, Сфендославос-Святослав, кстати времен «терзания» печенегами «России» (не «Руси») — которой тогда еще и не пахло — Путин и его помощники явно не в ладах со знанием истории — хоть привлекай к ответственности за искажении истории. А «русское» православие — силой насажденное и навязанное Руси из Византии огнем и мечом: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём»… В конце-концов само слово «русь» — не русское — в смысле не славянское, а норманское…
    Но я отвлекся.
    Руслан, я не согласен с Вами в оценке данной конкретной статьи: я не ученый историк, но мне лично представляется, что данная конкретная статья хорошая, научно-информативная и основана на исторических документальных первоисточниках. Почему Вы так резко на эту историческую, а не пропагандистскую статью среагировали?
    С уважением, Шамиль Ахмеров.

  2. Волга -русская река с 10-11-го века))) многое притянуто за уши,считать города и селения Поволжья славянскими из за наличия в них славянского населения(кстати,не указан %!) то же самое что таджики или узбеки назовут на таком же основании нынешнею Самару таджикским/узбекским городом)))
    Понятно что эта писанина подаётся в нужном для русского мира ключе. Но когда ПСЕВДО татарская газета регулярно печатает подобную чушь то не вижу разницы между ней и передачами на РенТВ.