Первые письменные сообщения о существовании постоянного поселения с названием Samar на территории современной Самары датируются серединой XIV в., временем существования Золотой Орды. Для того, чтобы понять причины его возникновения и выявить место расположения, необходимо хотя бы кратко остановиться на характеристике средневековой гидрографии, а следовательно, и топографии района, где ныне находится Самара.
Е.Ф. Гурьянов в свое время высказал предположение о том, что до середины XVII в. рельеф местности был иным, чем в настоящее время1. «Самарское урочище», по его мнению, располагалось между двумя протоками реки Самары: нижним, более полноводным (сегодняшнее русло Сухой Самарки), и верхним, в то время второстепенным. Значительно смещенным к западу (к современному с. Рождествено) от вновь построенной крепости было и русло средневековой Волги. Гипотезу Гурьянова подтверждают данные «Книги Большого Чертежа» (начало XVII в.), свидетельства русского купца Ф. Котова (1620-е гг.) и секретаря голштинского посольства А. Олеария (1630-е гг.). Например, А. Олеарий писал, что «…город лежит по левую руку, в 2-х верстах от берега… получил название от реки Самары, которая в 3-х верстах под городом дает рукав (его они называют — Сын Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь 30-ю верстами ниже»2. В «Книге Большому Чертежу», несомненно, более точном источнике, содержатся близкие сведения: «А под городом под Самарою пала река Самара; а из Самары на устье вытекла протока, а вдоль протоки 20 верст и пала в том же месте опять в Волгу, где вытекла»3. Где «пала» эта протока, можно определить по описанию промысловых вод нижегородского Печерского монастыря начала XVII в.: «…да Шелехмецкая заводь до нижнего устья Самары реки, с озерками вниз по Волге…»4. Действительно, река Самара впадала в Волгу основным своим руслом (сегодняшнее русло Сухой Самарки) на 20—25 километров ниже современного устья, напротив возникших в XVII в. деревень Ермаково и Кольцове Но вот какой из этих двух рукавов был основным, наиболее полноводным, сказать сложно. Нуждается в дополнительной проверке и утверждение Гурьянова о том, что основное русло Волги в то время было смещено к западу и протекало у с. Рождествено5.
Существующее и ныне «Самарское урочище», местность между Волгой, старым и новым руслами реки Самары (сам термин «Самарское урочище» возник довольно рано, не позднее XVI в.), было занято лугами, небольшими перелесками и кустарниками; имело множество озер и весной, большей частью, заливалось полыми водами. На протяжении последних 600—700 лет на территории Самарского урочища и его окрестностей располагалось несколько поселений. Одно из них — постоянный поселок-пристань — возникло здесь не позднее начала — середины XIV столетия. О нем хорошо знали жители итальянских городов в Крыму, северном Причерноморье и Приазовье, постоянно плававшие по Волге и занимавшиеся торговлей на всей территории Восточной Европы. На портолан, компасную карту водных путей и пристаней, составленный венецианцами братьями Пицигани в 1367 г., Samar уже был нанесен. Указан он и на мировой карте 1459 г. монаха из той же Венеции, космографа Фра-Мауро, использовавшего для ее составления в качестве одного из источников портоланы6.
Возникновение и существование этого средневекового поселения необходимо связывать с экономическим подъемом, наблюдавшимся в первое столетие существования Золотой Орды7. В Поволжье, являвшемся центром этого огромного государства, шел процесс активного градостроительства, осуществлявшегося трудом населения захваченных стран8. Судя по картам, Samar находился в месте впадения старого основного русла р. Самары в Волгу, напротив «Шелехметских гор», где судам было удобно приставать к берегу. Неизвестно, кто жил в нем, но по аналогии с другими поселениями южных территорий Среднего Поволжья конца ХIII-ХIV вв. можно считать, что его население было полиэтничным и состояло из кочевников, болгар, мордвы, русских, выходцев из Средней Азии и т. д.
Археологических следов поселения Samar к настоящему времени не выявлено. Трудно назвать его городом. В нем не имелось сколько-нибудь значительных построек, сооружений, укреплений, которые после своего разрушения, через несколько столетий и даже тысячелетий, оставляют на земной поверхности значительные следы (как правило, в виде так называемого «городища»). На территории современной Самары к золотоордынскому периоду относятся также поселение и могильник на Барбошиной поляне. Судя по археологическим исследованиям 1930-х гг., здесь жила в основном мордва — мокша и эрзя9.
Несмотря на то что Среднее и Нижнее Поволжье вошло в состав Московского государства только в середине XVI в., Волга едва ли не с X—XI вв. считалась «русской рекою». Основными «специалистами» по судоходству на ней были русские люди. В Золотой Орде широко использовался труд покоренного населения. Массовый угон в рабство русских, болгар, представителей других народов был обыденным явлением. Целые кварталы со славянским населением имелись в ряде городов Золотой Орды10. Самарская Лука и ее окрестности на Великом Волжском пути имела для монгольской знати чрезвычайно большое значение. По всей самаро-лукской излучине по Волге и ее притокам в золотоордынскую эпоху сложился ряд поселений, в том числе и достаточно крупных. К ним можно отнести Междуреченское городище (здесь и далее указаны современные названия, данные в процессе археологических исследований), располагавшееся между современными селами Переволока и Печерское на правом берегу Волги; селища у с. Березовки, Комаровки, Печерских Выселок, Лбища, Малой Рязани и т. д. Характерно, что, по данным археологических раскопок, значительную часть их населения составляли русские, вероятно, угнанные в плен. Отдельные археологические находки, обнаруженные на территории современной Самары, свидетельствуют о том, что здесь останавливались на кратковременные стоянки, а возможно, и селились русские11.
Распад Золотой Орды, междоусобицы, походы среднеазиатского властителя Тимура (Тамерлана) в Среднее Поволжье привели к запустению и гибели поволжских «городов», в том числе и Samar. Сведения о существовании его в более поздний период, в XV— XVI вв., отсутствуют в письменных источниках. Однако в это же время в самарском и саратовском Поволжье спорадически возникали сезонные поселения рыболовов. Первое упоминание о действительно крупных русских сезонных рыболовецких промыслах в Южном Средневолжье встречается под 1521 г. в «Казанской истории». Изгнанный из Казани хан «Шигалей» (Шах-Али) в этом году бежал вниз по Волге и между Самарской Лукой и «Увеком» встретил русских рыбаков, которые вместе с ним, опасаясь погони, ушли степью на запад в сторону рязанских окраин, «… и веду-ща с собою боле 10000 рыболов Руских, ловяще рыбу на Волге, под горами Девичими и до Змиева камени и до Увека, за 1000 от Казани верст — заехавши бо тамо живяше лето все, на диких водах, ловяща, и в осень на Русь возвращахуся, наловящеся и обога-тившеся. — И заслышавша рыболовя от царя весть пришедшу, про сечю в Казании, яко да бежат к нему не мотчают оттуду, да и они не избиени будут от Казанцов — а сам дожидашеся их стоя на месте некоем — от нужи ладя своя, и мрежа, и рыбы, и весь запас огню и воде предаша, и сами побегоша по нем, не знающе, куды очи несут, токма носяще рыбу едину…»12. В средневековье под «Девичими горами» подразумевались или западные отроги Жигулей, или возвышенность, расположенная несколько ниже Хвалынска.
Эти и другие данные свидетельствуют о том, что в первой половине XVI в. волжские воды от Самарской Луки почти до Саратова, возникшего позднее, являлись крупным районом добычи ценных сортов рыбы. Русские промышленники в течение промыслового сезона создавали для себя в укромных, скрытых от глаз кочевников, местах временные поселения, станы и т. д. По всей видимости, они могли появляться и в районе Самарского урочища.
После присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к Московскому государству возникла потребность в создании на волжском судоходном пути сторожевых перевалочных городов-крепостей. Имея русские гарнизоны только в Казани и Астрахани, московское правительство все же стремилось хоть как-то контролировать волжский путь. Для этого по Волге посылались так называемые «плавные рати», в стратегических местах побережья на лето ставились караулы. Любопытно, что в 1550-е гг. эти действия совпадали с интересами руководства Ногайской Орды; прежде всего, нурадина, а затем бия (князя, хана) Исмаила13. В переписке между Иваном IV и Исмаилом, последний настоятельно предлагал русскому царю устроить сторожевые пункты на устьях рек Самары, Большого Иргиза и на «Переволоке» (между Доном и Волгой). Например, в 1555 г. «князь» Исмаил писал к Ивану Грозному: «И ныне на астараханской земле город поставь. А Переволоке город жо поставь. И на Самарском устье город жо поставь». В том же 1555 г. он просил царя: «…на всех перевозех [через Волгу] вели по перевозом по двесте человек поставити…», дабы враги «не пришли водяным путем»14. В числе «перевозов» подразумевалось и Самарское урочище, и устье Иргиза, и Переволока. В условиях кризиса, охватившего Орду, Исмаил стремился предотвратить распад огромного государства: остановить тех мурз, которые со своими улусами пытались уйти через волжские «перелазы» на Правобережье, под власть Крыма. Занятая Ливонской войной, Москва длительное время не могла найти ни сил, ни средств, чтобы последовать этим рекомендациям. Но ногаям регулярно сообщалось, что царь «… на Переволоке и на Самарском устье велели есмя бытии многим людем и крепости учинити. А велели есмя им бере-чи по перевозом мурз казаков, чтоб на вашу сторону не перешли»15.
И действительно, уже с 1553 г. первое время практически ежегодно, а затем все реже и реже, из Казани и Нижнего Новгорода вниз по Волге спускалась «плавная рать» к Астрахани, оставляя на все лето в указанных ногаями местностях значительные отряды. В местах их «летовий» («летовищ») устраивались временные жилища, легкие укрепления и острожки. Осенний караван судов, следовавший из Астрахани вверх по Волге, забирал этих служилых людей. Например, после взятия Астрахани «…на Самарское устье послали есмя Степана Кобелева со многими ж людми. А велели есмя с Волги казаков всех сослати …и до осени беречи»16. Не совсем ясно, где именно устраивались эти летние лагеря в Самарском урочище или на другом берегу Волги — в Шелехметских горах. О том же отряде С. Кобелева говорилось «…против Самарского устья»17.
Есть известия, что после присоединения к России Казани и Астрахани в районе впадения р.Самары в Волгу существовала пристань. Здесь нередко зимовали русские суда, отбившиеся от осеннего каравана и не успевшие до того как Волга «станет», т. е. замерзнет, добраться до Казани. Сведения о существовании такого зимовья сохранились от времени строительства Самарской крепости; но было оно не на левом берегу Волги, а в «Шелехметских горах», напротив основного устья реки Самары18.
В 70-х — начале 80-х гг. XVI в. Самарское урочище облюбовали волжские казаки. По старинным преданиям, именно в устье р. Самары казаки, собравшись на круг, решили уйти к Строгановым. Отсюда, из этих мест началась эпоха покорения Сибири. В конце лета 1585 г. в Заволжье пришел со своим отрядом соратник Ермака Тимофеевича, последний «великий атаман» Сибири Матвей («Матюша») Мещеряк. Расположившись после долгого перехода в Самарском урочище, около 600 казаков во главе с атаманом обсуждали свои дальнейшие действия19.
Из монографии «История Самары (1586-1917 гг.)» под редакцией П.С.Кобытова, Э.Л.Дубмана, О.Б.Леонтьевой. Издательство «Самарский университет», 2015 год.
Примечания
1 Гурьянов Е.Ф. Как начиналась Самара // Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Куйбышев, 1990. С. 13-15.
2 Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 379-384.
3 Книга Большому Чертежу. М.; Л., 1950. С. 140.
4Каптерев Л.М. Нижегородское Поволжье X—XVI веков. Горький, 1939. С. 161.
5 Гурьянов Е.Ф. Как начиналась Самара. С. 13-15.
6 Брун Ф.К. Перипл Каспийского моря по картам XIV столетия // Записки императорского Новороссийского университета. Т. 9. П. Часть ученая. Одесса, 1873. Карты; Багров Л.С. Материалы к историческому обзору карт Каспийского моря. СПб., 1912. □ 16; Булатов А.Б. Среднее Поволжье на трех картах мира, составленных в Х1У-ХУ вв. венецианцами и испанцем // История и культура Чувашской АССР: сб. ст. Вып. 2. Чебоксары, 1972. С. 396-399.
7 Более подробно ситуация с историей поселения Samar рассмотрена в следующих работах: Дубман Э.Л. До русской крепости … (поселение «Samar» и «Самарское урочище» в Х1У-Х\Т вв.) // Самара: от прошлого к настоящему. Самара, 2007; Его же. Юго-Восток Европейской России. Ч. 1. Поволжский фронтир в середине XVI-XVII вв. Очерки истории. Самара, 2012. С. 69-86, 100— 120; Кучкин В.А. 8атаг, Самара и поволжские города в XIII -XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2012. □ 3 (49); 2012. □ 4 (50).
8 Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII— XIV вв. 2-е изд. М., 2009. С. 10-11, 130-138 и др.
9 История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и средневековье. М., 2000. С. 297, 301; Сташенков Д.А., Кочкина А.Ф. Борис Александрович Латынин. Самарский период жизни. Саратов, 2008; Сташенков Д.А. Раскопки Барбашинского могильника // Итоги археологических исследований в Самарской области в 2013 году. Материалы научных экспедиций. Самара, 2014. С. 5-50 и др.
10 См., например: Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой
Орде. М., 1978.11 История Самарского Поволжья с древнейших времен до на-
ших дней. Ранний железный век и средневековье. С. 301—309.12 История о Казанском царстве. I. Соловецкий список // Пол-
ное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). СПб., 1903.
Т. 19. С. 32-33.13 Более подробно эта ситуация рассмотрена в статье: Дубман
Э.Л. Вопрос о сооружении русских городов на Волге в московско-
ногайских взаимоотношениях середины 1550-х гг. // Вестник Сам-
ГУ. Гуманитарная серия. 2012. □ 2/2 (93). С. 30-35.14 Российский государственный архив древних актов (далее —
РГАДА). Ф-127. Оп. 1. Кн. 4. Л. 248, ЗОЗ-ЗОЗоб.15 Там же. Л. 316об.; см. также: Дубман Э.Л. «Самарское урочи-
ще» и его окрестности в документах XVI в. (публикация материа-
лов) // Самарский земский сборник. 2012. □ 1 (21). С. 50.16 Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1551—
1561 гг. Публикация текста / сост. Д.А. Мустафина, В.В. Трепав-
лов. Казань, 2006. С. 238.17 Там же. С. 238.
18 РГАДА. Ф. 127. Оп. 1. 1587 г. Д. 1. Л. 5.
19 Карпов А.Б. Уральцы. Уральск, 1911. С. 52.
Просмотров: 2242
Руслан, согласен с тем, что попытки русских шовинистов «русифицировать» и обозвать «русским» все что угодно, доходят до смешного: русская селедка с русским пивом, русские избы с русскими пельменями и валенками, русские танки, ракеты с русскими борщом и биляшами, русские березы, поля, огороды, воздух и облака и т.д. и т.п. Великие русские полководцы, политические деятели, поэты и писатели, музыканты явно нерусского происхождения Кутузовы, Аракчеевы, Барклай-де-Толли, Ушаковы и Нахимовы, Бунины, Куприны, Лермонтовы и Пушкины, Алябьевы, Балакиревы, Годуновы и Баскаковы, Багратионы и Минихи, а великая русская царицы — чистая немка Екатерина (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская), которой так гордятся русские шовинисты, и т.д. и т.д.
«Русские» князья немецко-норманского происхождения из Рюриков, Игорь (Ингвар), Свенельд, Олег, Сфенкл, Аскольд, Дир, Сфендославос-Святослав, кстати времен «терзания» печенегами «России» (не «Руси») — которой тогда еще и не пахло — Путин и его помощники явно не в ладах со знанием истории — хоть привлекай к ответственности за искажении истории. А «русское» православие — силой насажденное и навязанное Руси из Византии огнем и мечом: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём»… В конце-концов само слово «русь» — не русское — в смысле не славянское, а норманское…
Но я отвлекся.
Руслан, я не согласен с Вами в оценке данной конкретной статьи: я не ученый историк, но мне лично представляется, что данная конкретная статья хорошая, научно-информативная и основана на исторических документальных первоисточниках. Почему Вы так резко на эту историческую, а не пропагандистскую статью среагировали?
С уважением, Шамиль Ахмеров.
Волга -русская река с 10-11-го века))) многое притянуто за уши,считать города и селения Поволжья славянскими из за наличия в них славянского населения(кстати,не указан %!) то же самое что таджики или узбеки назовут на таком же основании нынешнею Самару таджикским/узбекским городом)))
Понятно что эта писанина подаётся в нужном для русского мира ключе. Но когда ПСЕВДО татарская газета регулярно печатает подобную чушь то не вижу разницы между ней и передачами на РенТВ.