«Татарское телевидение могло бы активнее работать на своем кинофестивале»

Кинодистрибьютор из Ирана Алиреза Шахрохи указывает на недостатки казанского феста: отсутствие интереса к нему со стороны местных телеканалов и необходимость организации площадки для продажи фильмов

Кинодистрибьютор из Ирана Алиреза Шахрохи указывает на недостатки казанского феста: отсутствие интереса к нему со стороны местных телеканалов и необходимость организации площадки для продажи фильмов

На иранском TV с успехом прошел фильм «Бибинур»

Иранский кинематограф является ведущим кинематографом мусульманского мира. На прошедшем в сентябре казанском фестивале мусульманского кино иранские фильмы взяли сразу три награды, в том числе и Гран-при. С восточной мудростью и тактом кинодистрибьютор из Ирана Алиреза Шахрохи указывает на недостатки казанского феста: отсутствие интереса к нему со стороны местных телеканалов и необходимость организации площадки для продажи фильмов.

«ВОПРОС О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ КИНО, ДИСКУТИРУЕТСЯ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ»

Каковы черты мусульманского кино, каким должен быть фестиваль мусульманского кино — эти вопросы дискутируются участниками и гостями фестиваля уже много лет. Мы всегда говорим, что при отборе фильмов нужно выбирать такие ленты, которые соответствуют духу ислама, провозглашают мир, спокойствие, любовь, дружбу между людьми. Все эти фильмы соответствуют девизу фестиваля — «Через диалог культур к культуре диалога». Таким фильмам нужно отдавать предпочтение, чтобы больше знакомить с исламской культурой. Потому что мы сейчас живем в такое трудное время, когда существуют полярные взгляды на религии, нужно знакомить зрителя с сущностными ценностями ислама.

Я бы не стал сравнивать фестивали друг с другом, сталкивать их. У каждого фестиваля есть свое послание, свой месседж обществу. Берлинский, Венецианский, Каннский фестивали — все имеют свое обращение к зрителю. Здесь мы должны по-другому поставить вопрос: достигаем ли мы тех целей, которые заявлены?

Мне интересно наблюдать, как развивается Казанский фестиваль, его рост с самого первого фестиваля по сегодняшний — двенадцатый. Я один из старейших участников фестиваля, начал со второго, это уже мой седьмой приезд в Казань. Я вижу, что по сравнению с прошлыми годами усилился отбор фильмов, улучшилось качество фильмов. Я, как иранец, отмечаю, что если на первых фестивалях иранские фильмы были представлены не так широко, то сейчас иранские фильмы уже конкурируют между собой здесь, соревнуются на этом фестивале. И этот фестиваль нашел свою прочную позицию в мусульманском мире.

Я тоже принимаю активное участие в организации казанского кинофестиваля и подтверждаю усиление его позиций. Но есть некоторые моменты, над которыми нужно работать. Мы должны четче представлять цель этого фестиваля, мы знаем девиз «Через диалог культур к культуре диалога», но при отборе фильмов нужно последовательно придерживаться его. Свидетельствую, что за последние годы фестиваль приблизился к этой цели.

«ИРАНСКАЯ ПУБЛИКА ОЧЕНЬ ТЕПЛО ВСТРЕТИЛА ФИЛЬМ «БИБИНУР»

Нам удалось еще с первого приезда в 2005 году закупить несколько фильмов здесь для показа на иранском телевидении, в том числе и татарскую картину «Бибинур». Это не всегда были российские фильмы, но это именно те фильмы, которые были представлены здесь на фестивале.

Фильм «Бибинур» был показан на иранском телевидении в 2011 году. Иранцы очень любят знакомство с иностранными фильмами, в которых отражается культура, близкая к иранской. А в «Бибинур» мы как раз видим героев в мусульманских одеждах, очень большой интерес у иранского зрителя вызвал быт татар. Публика очень тепло встретила этот фильм. Он мне самому очень понравился.

Что касается иранского зрителя, то его интересуют все фильмы — и полнометражные художественные, и короткометражные, и документальные, и анимационные. В Иране много тематических каналов — религиозный, научный, детский, молодежный. Каждый канал имеет своего устойчивого зрителя, у каждого из них своя аудитория.

Тематика, то, чему посвящены фильмы, тоже очень важна для иранского зрителя. В основном нас интересуют фильмы, отражающие жизнь мусульман и семейные ценности. При отборе фильмов важно учитывать, чтобы ценности, которые пропагандирует фильм, соответствовали нормам шариата и стандартам иранского представления о морали и нравственности. Очень интересны и важны фильмы, посвященные семейным ценностям, потому что в сегодняшнем мире они разрушаются. Поэтому мы стараемся закупать и сериалы, посвященные семейным ценностям, — люди очень любят такие фильмы, и исторические сериалы закупаем, в том числе и из России. Из какой бы страны ни закупали, главное — чтобы соответствовало нашей культуре.

«МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕВРАТИЛСЯ В ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ОБМЕНА ФИЛЬМАМИ»

У меня есть одно пожелание фестивалю. Да, у нас есть и красная дорожка, и прекрасная церемония открытия с симпатичной программой, но мне бы хотелось, чтобы фестиваль превратился в площадку для обмена фильмами, творческими результатами между создателями фильмов, между дистрибьюторами, каким я сам и являюсь. Я являюсь дистрибьютором иранских фильмов — вожу их на разные фестивали и здесь закупаю фильмы для иранского телевидения и для организации иранских кинофестивалей.

Мне бы хотелось, чтобы, приезжая сюда в гости, кинематографов знакомили друг с другом в профессиональном плане. Дистрибьюторы заинтересованы в продвижении фильмов своей страны. То есть надо организовать такую площадку, чтобы там люди работали по конкретному продвижению фильмов, а не просто для церемонии, чтобы люди приезжали, забирали статуэтки и уезжали. Хотелось бы, чтобы приехали из-за границы сами создатели фильмов и представители, чтобы мы с ними поговорили, может быть, купили фильмы, отобрали. Мы нуждаемся в том, чтобы нам их представляли.

Еще одно пожелание — чтобы телевизионщики России также участвовали в этом фестивале в качестве отборщиков продукции для своих телеканалов. В частности, татарское и татарстанское телевидение могло бы активно работать на этом фестивале, смотреть все фильмы, принимать для себя решение, какие фильмы отобрать. А мы, телевизионщики Ирана, которые продают фильмы, со своей стороны могли бы продать их по очень незначительной, символической цене. Хотелось бы, чтобы местные телевизионщики работали здесь активнее с фильмами, чтобы представить их потом для татарстанского зрителя.

Какого-то критического взгляда у меня на этот фестиваль нет, иначе мы бы первый раз приехали и больше не приезжали. Но, как видите, я здесь уже седьмой раз. Это просто пожелание. Мы стоим у истоков этого фестиваля и поэтому практически участвуем в его развитии. Критические моменты бывают у любого фестиваля, мы их высказываем, они принимаются во внимание, решаются, и фестиваль развивается. Но я сам лично ощущаю себя здесь как дома, с удовольствием приезжаю в Казань, здесь всегда очень хорошо принимают. И мне нравится, как развивается этот процесс, как развивается сам фестиваль. Через ваших читателей говорю: «Привет, Казань! Привет, Татарстан! Спасибо вам!»

Алиреза Шахрохи
«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 1052

Комментирование запрещено