«Ответственным за погоду в татарском мире не хватает чувства реализма и самокритичности»

ERO_1343-Rimzil-Valeev-i-Minnazym-SafarovРимзиль Валеев считает, что мир идеализирует Казань, полагая, что здесь рай для татарского духа

Дискуссия о стратегии развития татар, организованная Институтом филологии КФУ, собрала известных людей с различными взглядами. Она прошла в необычном формате и транслировалась по интернету. Похоже, что эта встреча войдет в историю как попытка организовать татарское ток-шоу в Казани. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев, принявший участие в мероприятии, включается в дискуссию, развернувшуюся после репортажа «БИЗНЕС Online» с этой неформальной встречи экспертов по татарским делам.

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Почти 1000 откликов за двое суток после публикации репортажа в «БИЗНЕС Online». Для научной и культурологической дискуссии о судьбе татарского народа это много. Но тысяча мнений не соответствует количеству предлагаемых идей. Не бывает так много путей к счастью. Хорошо, если бы нашлись хотя бы два-три альтернативных варианта выживания. Поэтому разумно считать, что большая часть из 1000 реплик из жанра бла-бла-бла.

Скажем прямо: устраивать курултаи и сходки для осмысления татарской доли — давняя привычка нашей интеллигенции. Вряд ли другой народ России (помимо титульного, который тоже неспокоен в своей особой роли глобализатора нерусских племен) мог бы всколыхнуть своих сторонников и противников в интернете поиском свежих путей этнокультурного процветания. Постановка вопроса весьма обширна и не очень перспективна своей глобальностью и размытостью — стратегия развития татарского народа. Спросите что-нибудь полегче! И вообще, считается, что национальная тема и татарские страсти не очень актуальны и довольно скучны. Только для узкого круга. Вполне может быть.

Как участник круглого стола могу заявить, что в напечатанной в «БИЗНЕС Online» статье Гульназ Бадретдин почти не раскрыта линия противостояния. Как-будто внутри собравшейся публики никто и никому не возражал, как на собрании национального общества. Критические оценки о положении татар, конечно, единодушны: язык не приживается, молодежь не приобщается к национальной культуре, нация помирает. Тогда о чем была дискуссия и чем она закончилась? И кто в ней победил? Действительно, в чем противоречия и какие альтернативные идеи выдвигались?

ФОРМАТ ПОЛЕМИКИ, СПАСАЮЩЕЙ ДЕМОКРАТИЮ И ГЛАСНОСТЬ

Вот об этом я хочу поговорить. Потому что в опубликованных в интернете статьях с этой встречи нет стержня состоявшейся дискуссии. Если бы не было спора, тогда встречу в КФУ сочли бы тусовкой единомышленников или даже митингом. Но там состоялась действительно попытка дискуссии. Ее ход или стенограмму стоило бы обнародовать, разве что подсократив случайные реплики на грани модной теперь 282-й статьи, которые появляются в полемике. Подобные реплики и даже покруче мы видим и слышим каждый вечер в федеральных телеканалах. И прокуроры к ним (как и к самому Владимира Жириновскому и компании) толерантны и терпеливы.

И все же для поддержания формата дискуссии я с первых же минут стал подбрасывать альтернативную точку зрения. Иначе спор не получится, и горячие откровения будут приняты как проявление экстремизма. Не согласен — отвечай, предлагай свое, если надо — защищай честь мундира и интересы своего ведомства. На заявления академика Индуса Тагирова, Фандаса Сафиуллина и остальных о решающей роли исламской религии в сохранении татарского народа я вставил тезис: а как же уважаемые атеисты и почтенные крещеные татары? Намекал, что при всей приобщенности к мусульманским ценностям мы этнокультурная нация, а не религиозная. У евреев своя религия, им проще. Свои выпады я делал исключительно для спасения формата встречи: ведь только в обстановке полемики разные стороны раскрывают души и мозги.

На заявление Фаузии Байрамовой и других ораторов о том, что без своего национального государства татарскому народу не выжить, я сразу ответил: не стоит поддаваться депрессии и опускать руки из-за потери государственности в XVI веке. Своим государством я считаю современный Татарстан, его законы, а Конституция Российской Федерации служит гарантом нашего развития. Надо только добиваться выполнения федеральных и республиканских законов, госпрограмм. Может быть, дело в их невыполнении? Лично я считаю, что отказ от заключения и пролонгирования договора Татарстана и федеральной власти равносилен выталкиванию Татарстана из России. Не хотелось бы.

Тезис о том, что Россия — тюрьма для нашего народа, я тоже оспорил. Скорее мы наблюдаем, заявил я в полемическом экстазе, этнический суицид нашего народа. Так я чувствую состояние нашего народа. Если наши дети добровольно отказываются от своего языка, культуры, то кого винить? Не надо ухмыляться. Цитирую сам себя из-за того, что такими речами я не заслужил аплодисментов, а кому-то показался одиозным. На сайте государственного информагентства выложили одно из моих заявлений. В «Фейсбуке» один из соплеменников под флагом Азербайджана оценил меня так: «Идиот!» Но эти мои «идиотические» заявления в репортажи не попали. Как и тревожные мысли Тагирова и остальных участников встречи о судьбе договора с федеральной властью, о финансовых проблемах и нехватке бюджетных денег при отчислении 700 млрд. рублей различных налогов в российскую казну.

Важно то, как татары, такие толерантные и послушные, все видят и слышат. А иногда и говорят. Даже если они говорят по-татарски, широкая публика, не знающая языка, прочитав пару репортажей в интернете, начинает отвечать тысячами комментариев.

КТО ОТДУВАЛСЯ ЗА ВЛАСТЬ?

По старой привычке я хотел баланса интересов и равновесия сил. Республиканская и федеральная власть здесь была представлена весьма скромно. Начальник управления национального образования министерства образования и науки Гульназ Исмагилова достойно аргументировала тезис о целенаправленной работы, которая проводится в сфере образования, хотя мячи в защищаемые ею ворота летели каждые три минуты и встреча за круглым столом напоминала серию пенальти. При реальном положении дел ее роль была незавидной, но чиновница держалась достойно. Не она и даже не нынешнее руководство министерства породили проблемы с ЕГЭ и беспощадным отношением российской власти к национальному образованию. Директор Института энциклопедии и регионоведения АНТ Искандер Гилязев представлял и республиканскую власть, и экспертное сообщество. Его оценка состояния дел была адекватна, а предлагаемые идеи разумны, поэтому его никто не клевал.

Дамир Исхаков — член бюро исполкома всемирного конгресса татар — держался хладнокровно, говорил о необходимости демократии, особенно для развития татар. Призывал вернуть демократию в России. Такой призыв нельзя считать экстремизмом. Дамир — один из идеологов национального развития, сам провел кучу конференций и выпустил немало книг по заданной теме. В книгах академии наук и ведущих политологов, этнологов давно все сказано, как и куда двигаться татарам. Но никто, включая самого Исхакова, про них на этой встрече не вспомнил. А стратегию давно уже придумали и размазали по книгам, докладам и госпрограммам таким тонким слоем, что ее и не видать.

От федералов за круглым столом сидел Радиф Замалетдинов — директор Института филологии и межкультурной коммуникации, организовавшего дискуссию. Думаю, кто-то наслаждается отсутствием в названии института слова «татарский». И в своем выступлении директор «неотатфака» попытался показать позитив, пробудить надежду на то, что университет и возглавляемый им институт отнюдь не враг татарам. Что подтверждалось самим фактом проведения круглого стола и текущими делами университетских филологов.

И это все! Голос власти и государства озвучивали эти товарищи. Другие представители законодательной и исполнительной власти не стали рисковать, хотя и были приглашены. «Автозаков» перед зданием у памятника Салиху Сайдашеву замечено не было, поэтому смогли говорить свободно, называть вещи своими именами.

НЕЛИЦЕПРИЯТНЫЕ ОЦЕНКИ

Что и было сделано дружно. Национальное образование — катастрофа. Дети язык не учат. Молодежь — без языка и интереса к национальной культуре. СМИ неадекватны современным стандартам. Федеральная политика направлена на разрушение этнической самобытности. Школьные и вузовские экзамены на родном языке нельзя сдавать, а без ЕГЭ никуда не поступишь. Песни и пляски на экранах вызывают тоску (впрочем, проявление этничности видно именно в ни в чем не виноватых песнях и танцах, информационный же контент можно давать по мере политической компетентности и при наличии интеллекта).

Если бы горькие слова о незавидном положении национальной жизни в городах говорили только популярные в народе Сафиуллин и Байрамова! Их стоит командировать на федеральный телеканал к Владимиру Соловьеву, но туда их не пустят, и с Сергеем Кургиняном, Александром Прохановым им не дискутировать.

Обоснованность и актуальность оценок круглого стола подтверждали не только аплодисменты после их монологов. Так ведь почти все остальные выступающие весьма критично оценивали ситуацию с точки зрения татар! И это спустя 26,5 лет после принятия Декларации о суверенитете. После замечательных плодов относительной самостоятельности, прорывов в экономике, социально-культурном развитии, спорте, ошеломляющих форумов и саммитов мирового уровня, когда все гости восторгаются Казанью и Татарстаном.

И правда, надо послушать, что думают татары на самом деле, когда не стоят на ковре перед начальством. Татарское сообщество сегодня неоднородно, и есть различные форматы и подходы. Можно даже считать, что тема стратегии татар дискредитирована и заболтана в течение 25 лет. Десятки курултаев, научно-практических конференций, монографий, диссертаций, сотни книг! И все о том же. И все по истории, этнологии, литературе, языку, фольклору, федерализму. Уже докопались до того, что настоящего татарского ига не было, а современная Россия своей историей проистекает из Золотой Орды, сейчас только столица переехала из Сарая в Москву, да и правительствующий состав поменялся.

После всего, что произошло за прошлые века и десятилетия, после отечественных войн, революций и сильнейших прорывов в экономике, науке и культуре при активном участии татар, абсолютно неверно называть «колхозниками» потомков империи Золотая Орда, породивших вместе с русскими и другими народами российскую государственность.

 ВЕРНУТЬ ИНЖЕНЕРОВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ!

Кто же герои нашего времени? Если исключить банкиров, бизнесменов, депутатов, артистов, спортсменов, важных чиновников с пресс-службами, мало кого можно относить к ответственным за погоду в национальных, нравственных сферах, назвать властителями дум, способными влиять на ситуацию и настроение общества. Почему бы не реабилитировать гуманитариев? Писатели, филологи, историки, этнологи, языковеды, педагоги всех мастей, врачи, психологи, журналисты, юристы с человеческим восприятием, математики и физики с развитой духовностью, богословы со светским мышлением — все они, не так сильно зарабатывающие своим ремеслом, вполне могли бы стать опорой государства и «опричниками» цивилизованных и гуманных ценностей. Уже надоели господа с тоннами денежных купюр и миллиардными активами, умыкнутыми неправедным путем.

Собравшиеся в Институте филологии не могли похвастаться финансовыми и административными ресурсами. Это не законодательное собрание, не Совет Федерации, не суд и прокуратура и не группа компаний, способная построить микрорайон или комбинат. Но я этих людей воспринимаю как носителей созидания, сильнейших людей — академики, писатели, педагоги, общественные деятели, много повидавшие и думающие люди. Для меня они симпатичные, продвинутые и честные. Разумеется, круглый стол интеллектуальной элиты, начатый симпатичной телеведущей Гузель Сагитовой (кстати, она приехала из Уфы 7 лет назад с защищенной диссертацией по татарской прозе и успешно вела на телевидении ток-шоу о мире культуры) под крышей федерального университета, получившего немало упреков за проявленный нигилизм по отношению к Татарстану и татарам, — новый луч надежды. То, что произошло в стенах КФУ 29 марта, выглядело как виртуальный съезд конгресса татар. Кстати, в августе должен состояться VI съезд ВКТ.

МИР ИДЕАЛИЗИРУЕТ КАЗАНЬ

Такие мозговые атаки весьма полезны для выработки новых идей для этого курултая. Чиновники и интеллигенция любят козырять своими полномочиями, знаниями, степенями, цифрами потраченных и заработанных денег, проведенных мероприятий и количества участников. Но никто не может объяснить, откуда появляются скинхеды и нигилисты, почему теряются национальные и традиционные ценности в самой столице татарского мира.

Если бы я, переезжая в Казань на постоянное жительство 38 лет назад, представил, что именно здесь в некоторых важных учреждениях и отдельных семьях мой язык окажется в загоне, лучше предпочел бы остаться где-нибудь на границе Башкирии и Оренбургской области. Весь мир идеализирует Татарстан, Казань, полагая, что здесь рай для татарского духа. Этим мы интересны. Но тем более обидно, что ответственным за погоду в татарском мире, особенно в Казани, не хватает чувства реализма и самокритичности. Ничего плохого не вижу в объективной оценке состояния национального развития. «В области сохранения родного языка мы недорабатываем», — сказал президент республики Рустам Минниханов на заседании совета по национальным вопросам 5 декабря прошлого года.

А замечает ли пресса, общественность проблемы, позитивные сдвиги? Не так давно, буквально в середине марта, в Казани прошел финальный этап конкурса «Учитель года». Впервые в нем приняли участии учителя татарского языка, в том числе из многих регионов России. Победила учительница из Удмуртии. Вы знаете, как ее зовут, видели ее лицо? А остальных учителей родного языка? А ведь их более тысячи. Среди них несколько сотен прекрасных, просто образцовых специалистов и трудяг, талантливых педагогов.

РАДИ ОСОЗНАНИЯ САМИХ СЕБЯ

Интернет доставляет нас в любую точку мира, в другие эпохи. Иногда уходишь в киберпространство и даже забываешь, откуда отправился в путь, где ты стоишь и что собирался сделать утром, когда встал на ноги. Так мы можем потерять молодых, еще не вросших в родную землю.

Что ждет нас, и не только татар, дальше? Закручивание гаек под страхом социальных бунтов, стагнация экономики и распад духовной жизни? Горечь социальных контрастов? Изоляция от внешнего мира? Умирание традиционных культур? Доминирование новой религии — поклонение деньгам, банкам — их священных храмам? Монетизация образования, сокращение бюджетных мест и удушение национальных образования и культуры клещами глобализации и рыночных отношений? Наступление информационных технологий и иноземной виртуальной продукции через интернет, в результате чего наши дети и внуки отвернутся от реальных будней города, республики, страны, откажутся от уклада жизни своих родителей и вообще от российской, татарстанской, казанской идентичности? Особенно если гремучая смесь развлекательной продукции смешается с горечью социальной несправедливости, брезгливым отношением к национальным, региональным и семейным традициям, да еще столкнется со вспышками коррупционной наглости? Потому общественность неравнодушна к обсуждению вопросов татарской культуры, образования, гуманитарной и просветительской миссии СМИ, воспитательного потенциала национальных традиций и культуры вообще.

Надеюсь, КФУ круглый стол татарской общественности не прикроет, а национальный дух, академическая атмосфера в его стены все-таки вернутся.

В ходе первой дискуссии не удалось понять, почему при таких героических усилиях государства и педагогов в республике до сих пор не приживается двуязычие, которое сформировалось еще в эпоху Золотой Орды, Российской империи и даже в советское время. Значит, тему нужно обсудить отдельно. Любопытно, учат ли языкам и культурам народов Татарстана в Институте государственной и муниципальной службы КФУ — альма-матер будущих чиновников? Или там тоже тишина? Жутко интересно! И вообще, где находят для управления культурно-образовательными структурами кадры с татарским фамилиями, но не знающими ни бельмеса насчет понятий своих предков?

Далее. Эффективность государственных программ по культуре, языкам, их дорожные карты и реальные результаты тоже заслуживают обсуждения с трансляцией в интернете. Семья, смешанные браки, этнокультурная идентичность детей, традиции и масскультура разве не требует открытого обсуждения? Считается, что татарином можно считать не того, у кого предки татары, а того, у кого этому народу принадлежит его внуки. Что это — истина или громкая фраза максималистов? И все-таки почему на уровне конкретной семьи, молодежи иногда языки родителей не приживаются? Куда делась молодежная пресса, где студенческая печать, что смотрят молодые в интернете? Интеграция этнических, региональных, федеральных СМИ в мировое информпространство тоже заслуживают рассмотрения с участием молодых. История России, Татарстана, его народов с древнейших веков до современности разве не достойна коллективного осмысления? Экология, занятость молодежи, фундаментальные и прикладные науки, массовые профессии и обязательно достопримечательности родного края, туристические и исторические бренды. Здоровье, экология, правильное питание и нормальный образ жизни только на первый взгляд кажутся банальными и старыми темами.

Короче, тем и поводов много. Так что вперед, татарский круглый стол! Можно его вести и на нескольких языках. Татарам, владеющим двумя-тремя языками, полилингвизм не страшен. Остальные подтянутся. Не так ли?

 «БИЗНЕС Online».


КОНТЕКСТ:

«На 146 процентов согласен с Байрамовой, но озвучить не могу, мне еще детей растить…» / КФУда «Татарның үсеш стратегиясе: шартлар, вәзгыять, алымнар» темасына багышланган түгәрәк өстәл үтте

* * *

Фатих Сибагатуллин: «Ребенок в смешанной семье станет русским из-за того…»

Просмотров: 931

Комментирование запрещено