Мирфатых Закиев: «Надо восстановить наш первоначальный этноним – казан»

DSC_0058-2

Мирфатых Закиев.

Не татары, а казаны; не Татарстан, а Казанстан; не татарский народ, а казанский народ

Почему некорректно такое понятие, как «единый татарский народ»? Почему нельзя ставить знак национального равенства между мишарами и носителями казанского диалекта? Известный филолог и историк профессор Мирфатых Закиев продолжает размышлять о поднятой им ранее на «БИЗНЕС Online» теме несоответствия самоназвания татар истине.

ТРИ ДИАЛЕКТА

В татарском языке насчитывается три диалекта: средний, западный и восточный. Первые два диалекта — активные, принимали активное участие в образовании литературных норм татарского языка. Восточный диалект (язык сибирских татар) в литературные нормы не вносил своего вклада. Западный диалект имеет еще название — мишарский. Носители среднего диалекта в древности сами себя называли этнонимом «кусөн» — «белые сюны», русские произносили его как «кусян». Данная форма произношения вошла и в русские летописи. У самих носителей среднего диалекта этноним «кусөн» начал произноситься как «косан». Его начали применять и как название населенного пункта, позже — города. И в настоящее время народ произносит этот этноним и топоним как «косан/козан», но пишет как «казан».

В историческом плане диалектологи языки носителей среднего и западного диалектов относили к булгарскому языку, носителями которого было население Волжско-Булгарского государства. Даже древний башкирский язык некоторые ученые относили к булгарскому языку. По мнению башкирского ученого Раиля Кузеева (Раиль Кузеев (1929 — 2005) — ученый-этнограф, историк, изучавший быт, культуру этническую историю и этногенез народов Среднего Поволжья и Урала, доктор исторических наук, профессор прим. ред.), значительная часть башкир пришла из Северного Кавказа вместе с булгарами лишь в X веке. Татарский археолог Фаяз Хузин (Фаяз Хузин — член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук, профессорприм. ред.) в своей книге «Болгар иле һәм аның шәһәрләре» носителей среднего диалекта вообще не разграничивает с носителями других диалектов. И Казань, по его мнению, булгарский город. Название народа — косан — постепенно стало наименованием населенного пункта, в котором жили косаны — носители среднего диалекта. С течением времени в народе закрепилось слово «косан» лишь как название населенного пункта, позже — города. Семантика слова «косан» как наименование народа постепенно забылась, поэтому средний диалект как бы не имел своего названия. Описанные особенности применения этнонима «кусян/косан» относятся к Средневолжскому региону.

В официальной исторической науке этноним «кусан/косан» применяется в виде «кушан». Кушаны в I веке до нашей эры в Средней Азии создали сильное государство, центром которого сначала было Аральское Поморье, где раньше был расположен центр Хорезма — Кангхи — также тюрков. В процессе развития Кушанское царство занимает территорию Греко-Бактрийского царства. Кушаны постепенно разрушают это царство и кладут основание новому Бактрийскому царству кушанов, в I — II веках нашей эры превращавшемуся в могучую среднеазиатско-индийскую империю. В состав этой империи кушанов наверняка вошли и средневолжские косаны. По сообщению турецких исследователей, в Северной Индии остатки кушанов до сих пор называют себя белыми хуннами. Интересно отметить и то, что кушаны и в Средней Азии, и в Поволжье свои города называли не «кушан», а «косан/казан». Кушаны в Ферганской долине в самом начале нашей эры возвели прекрасный город — место отдыха знаменитых личностей, назвали его Косан, возле него течет река Касансай, точно так же как возле Косани/Казани Средней Волги течет река Казансу. Следовательно, самоназвание жителей городов и Ферганской Косани, и Поволжской Косани — косан/козан.

МИШАРЫ КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО НЕ СЧИТАЛИ СВОИМ ГОСУДАРСТВОМ

Ознакомлю читателя и с языковой особенностью косанов и мишарей. В тюркологии и в татарской лингвистике установлено, что язык косанов/кушанов относится к кыпчакской группе, а язык мишарей — к огузской группе. Эти языковые группы отличаются друг от друга по многим фонетическим, морфологическим и синтаксическим особенностям, но для широкого круга интересующихся этим вопросом достаточно знать одну фонетическую особенность, по которой эти два диалекта отличаются друг от друга: кыпчаки свободно применяют в речи так называемые твердые КЪ-ГЪ, огузы их не применяют, вместо них произносят так называемые мягкие КЬ-ГЬ. В кыпчакскую группу, кроме косанского/кушанского, входят языки: башкирский, казахский, киргизский, узбекский, карачаево-балкарский, каракалпакский, уйгурский и др. К огузской группе,кроме мишарского диалекта татарского языка, а также исторического булгарского языка, относятся языки: турецкий, азербайджансий, туркменский и гагаузский. Возникает вопрос: по какой причине язык волжских и дунайских булгар относится к огузской группе? Во-первых, древние булгары были очень тесно связаны с огузоязычными балканскими тюрками, а также с турками. Во-вторых, в Поволжье на территории бывшего Булгарского государства расположены мишарские населенные пункты. Все это говорит о том, что отличительные особенности мишарского диалекта являются продолжением особенностей булгарского языка.

В составе Казанского ханства доминирующими были косаны (белые хунны). И в самой Казане, и в ханстве мишарей было немало, но они Казанское ханство не считали своим государством, поэтому, по-видимому, вместе с мишарами Мищерской низменности считали себя сторонниками Русского государства и организовали захват Казанского ханства в пользу Русского государства. В состав дипломатических организаций казанов в Москве включили и мишарей. По-видимому, с этого времени начинается консолидация косанов и мишарей в единый этнос, который со стороны европейских историков назывался этнонимом «тартар» в смысле «люди из ада, неисторические народы, отсталые кочевники, неспособные жить на земле без помощи оседлых европейцев». Русские же слово «тартар» применяли в форме «татар» по отношению ко всем нерусским народам. Все татары считались потомками монголо-татарских завоевателей, следовательно, все они подлежали в будущем постепенному уничтожению.

При первой же возможности, скажем, при создании своих республик после победы Октябрьской революции, все народы отказались от чужеродного этнонима «татары», освободились от отрицательного влияния применения этнонима «татар» на возрождение, развитие и сохранение своего народа. Лишь косаны/казане и мишари не смогли уговорить своих высокопоставленных интеллигентов, чтобы они отказались от ложной идеи о том, что казане и мишары являются потомками монголо-татарских завоевателей. По просьбе и с согласия писателя и общественного деятеля Галимджана Ибрагимова, а также Мирсаита СултангалееваВладимир Ленин подписал документ об образовании Татарской Республики. Таким образом, за казанами и мишарами закрепляется чужеродный этноним «татары». Но люди, думающие о перспективе существования своего народа, никогда не соглашались с названием своего народа этнонимом «татар».

«САМЫЕ РАНИМЫЕ ПО-ДЕТСКИ ОТКРЫТО ЗАЯВЛЯЮТ ПОСЛЕ ЭТОГО, ЧТО ОНИ НЕ ХОТЯТ БЫТЬ ТАТАРАМИ»

Несмотря на то что сменились поколения мишарей и казанов, в конце 80-х и в начале 90-х годов XX века при появлении первых возможностей возрождения, развития и сохранения наций казаны и мишары начали смело выступать против применения этнонима «татар», вместо него рекомендовали этноним «булгар». При этом они предполагали, что в Волжско-Булгарском государстве все говорили только на булгарском языке, якобы не было диалектов ни мишарей, ни казанов. Народное движение за возвращение этнонима «булгар» приветствовалось только из-за того, что оно освободило народ от применения этнонима «татар». Но это движение продолжалось недолго. После того как мне, директору ИЯЛИ, к 1995 году при поддержке АН СССР удалось почти удвоить количество научных сотрудников ИЯЛИ, из него в 1997 году были выделены исторические отделения в самостоятельный Институт истории. В руководстве этого института оказались в основном сторонники единства волжских татар и монголо-татар. И они уже на уровне госучреждения проводили научную конференцию в порядке подготовки к переписи населения 2002 года и, судя по всему, очень хотели добиться увеличения количества поволжских татар по результатам сбора сведений. Научная конференция приняла решение всем считать поволжских татар непосредственными потомками монголо-татар. Многие историки и ученые других отраслей выразили отрицательное отношение к ее результатам. Некоторые предсказали, что если пропагандировать идеи конференции среди народа, то общее количество населения пойдет на спад. Так и случилось. По результатам переписи 2002 года численность татар сократилась. При этом в 10 раз упал темп прироста населения татар. До сих пор темп прироста численности татар составлял 1% в год, по итогам переписи 2002 года показатель темпа прироста их численности упал до 0,1%. Причиной такого уменьшения явилось не только общее сокращение рождаемости по стане, но и отказ многих татар, не желавших еще со школьных лет быть монголо-татарами, записываться при переписи татарами.

Во всех школах на территориях западных, восточных иностранных государств, Российской Федерации, а также на территориях СНГ на уроках истории начиная с 6-го класса татары изображаются как кровавые выродки, даже как людоеды, повинные в смерти несметного количества мирных жителей. Современные татары по умолчанию отождествляются с татарами Чингисхана. Нетрудно представить настроения и ощущения татарских детей, слушающих эти уроки. Самые ранимые из них по-детски открыто заявляют после этого, что они не хотят быть татарами. В апреле 2015 года XI курултай ВТОЦ выступил с обращением к народу, где говорилось, что татарский народ как нация сползает в небытие… Основная причина не в физическом истреблении народа, а в потере потомков, прогрессирующем отречении детей и внуков от принадлежности к татарской нации… Отречение есть результат «работы», сложившейся веками, постоянно обновляемой системы угнетения национального духа и достоинства татарина…

Таким образом, повторяю тезис, уже высказанный на страницах «БИЗНЕС Online»: этноним «татар» является большим тормозом в реализации закона республики о языках, реализации государственной программы возрождения, сохранения и развития нашего языка. Чего стоит только то, что первый раз любого татарина встречают за границей как существо из ада, самого страшного человека на свете. С целью освобождения от такого серьезного тормоза — препятствия сохранению нашего народа — нам необходимо возвратить один из двух своих этнонимов: «казан» или «мишар», тем более неопровержимо доказано, что наш народ окончательно формировался в результате консолидации казанов (белых сюнов/хуннов) с мишарями. Самый древний свой этноним наш — «казан», этноним «мишар» — это название первоначальных врагов, захвативших казанов для присоединения их Русскому государству. Поэтому само собой разумеется, что надо восстановить наш первоначальный этноним — «казан». Разумеется, его совпадение с названием столицы лишь облегчает применение название народа «казан». Итак, если будет принят этноним «казан», то в названиях народа произойдут следующие системные изменения: татар — казан — Казань; татарча — казанча — по-казански; татар халкы — казан халкы — казанский народ; Татарстан — Казанстан — Татария — Казания; Татарстан Республикасы — Казанстан Республикасы — Казан Республикасы; Татарин — казан кешесе; Татар дөньясы — Казанский мир и т. д.

Мирфатых ЗАКИЕВ.
«БИЗНЕС Online».

 

Просмотров: 925

Комментирование запрещено