Объекты окружающей природы в современной культуре самарских башкир

iБашкиры, как и другие народы, в прошлом одушевляли различные объекты окружающей природы. К одним объектам формировалось положительное, к другим – отрицательное отношение. Некоторые отличия в традиционном мировоззрении разных групп башкир объясняются локальными природными особенностями, а также контактами с другими народами.

О почитании различных природных объектов башкирами написано немало работ. Так, известный ученый-этнограф С.И. Руденко в своем фундаментальном труде о башкирах писал о том, что башкиры верили в духов-хозяев гор, пещер, в духов, живущих в лесах, в воде и т. д.

Культ гор занимает важное место в традиционном мировоззрении башкир. В первую очередь, следует вспомнить выдающееся эпическое произведение «Урал-батыр», получившее мировую известность. В указанном эпосе описываются жизнь и подвиги Урал-батыра, который, подобно царю Гильгамешу – мифическому герою шумеров – древних жителей Месопотамии, решил победить смерть. Урал-батыр победил много злых сил и нашел воду, дающую бессмертие, но, в отличие от своего шумерского предшественника, не воспользовался находкой для себя, а разлил воду вокруг, обессмертив тем самым окружающую природу. На могиле Урал-батыра была насыпана возвышенность, превратившаяся в Уральский хребет. Как указывается в данном эпосе, было принято то же название – Урал. Впоследствии на основе эпоса «Урал-батыр» возникли различные сказки и легенды об этом герое.

На юго-востоке Республики Башкортостан на холмах можно увидеть немало своеобразных вертикальных столбов, сложенных из камней, которые местные жители называют уба. Они также свидетельствуют о почитании гор.

Самарские башкиры проживают в значительном отдалении от Уральских гор, тем не менее, культ возвышенностей прослеживается и в их традиционной культуре. Стоит указать, что холмы, даже небольшие, расположенные в месте проживания данной башкирской группы, имеют свои названия, с некоторыми из них связаны предания. Один из таких холмов носит название Базартау: через него, как говорят местные жители, раньше ездили на базар. Холм Хажгаль назван в честь конокрада, которого в этом месте жители соседних поселений поймали и избили до смерти, а затем привязали к лошади и отпустили ее. На этом холме родственники и знакомые потом и нашли тело конокрада.

Около села Хасьяново, являющегося родиной знаменитой башкирской писательницы Хадии Давлетшиной, расположен холм под названием Хапаза-тау (Гора Хапазы). Местные жители рассказывают, что на этом холме умерла женщина по имени Хапаза.

Отголоском культа гор служит и то обстоятельство, что свои кладбища самарские башкиры старались делать на возвышении. Здесь прослеживается общая башкирская традиция – создание кладбищ на возвышенности, в некотором отдалении от поселений. На старинных могилах вертикально установлены каменные стелы – некоторые из них обломились, другие ушли в землю, но многие хорошо сохранились – на них видны надписи на арабском языке, мусульманские символы и т. д. Около кладбищ вырыты канавы – эта традиция восходит к древним представлениям о том, что необходимо отделять мир живых от мира умерших, но местные жители уже объясняют наличие таких канав более прозаически – они препятствуют проникновению домашней скотины на кладбище.

Рассматривая отношение самарских башкир к водоемам, стоит указать на уважительное отношение к рекам. Особой любовью пользовалась река Большой Иргиз, о которой сложено множество легенд и преданий. Согласно народной этимологии, название это было дано в честь храброй девушки, участвовавшей в битвах наравне с мужчинами. Не случайно свой роман о событиях в крае в начале ХХ в. упомянутая выше писательница Х.Л. Давлетшина назвала «Иргиз» – в нем приводится и описание красоты этих мест, показано своеобразие указанной реки. В то же время водоемы со стоячей водой пользовались дурной славой – считалось, что в них обитают злые драконы-аждаха. В лощинах, примыкающих к таким водоемам, прячутся и другие отрицательные фольклорные персонажи.

К деревьям самарские башкиры относились неоднозначно. Так, береза здесь, как и в других местах, считалась неблагоприятным деревом, и ее запрещали сажать возле дома. Тополь относился к благоприятным деревьям – его можно было сажать около дома. Раньше около домов часто сажали карагач. Сегодня около домов нередко встречаются посаженные клены.

Представлений о духах леса в современном фольклоре самарских башкир не прослеживается – это объясняется отсутствием лесных массивов в местах компактного проживания данной башкирской группы. Если зауральские башкиры, живущие среди лесов, описывают такой характерный фольклорный персонаж, как шурале, в виде существа, похожего на дерево, то самарские башкиры представляют его как персонаж, похожий на человека, только очень худой и имеющий длинные пальцы.

К грибам самарские башкиры раньше относились отрицательно – было принято даже, увидев гриб
в степи, разрубить его плетью. Сейчас, под влиянием русских и других народов, отношение к грибам изменилось – их употребляют в пищу.

Приведенные материалы показывают, что в современной культуре самарских башкир сохранились
некоторые отголоски почитания объектов окружающей природы.

Михаил Владиславович КРЖИЖЕВСКИЙ.

Журнал «Самарские татары», № 3 (15), ноябрь 2016 г. — февраль 2017 г.

Просмотров: 1091

Комментирование запрещено