Кавалер двух высших орденов СССР

Хайбрахманов К.Х.В сорок один год на его костюме появилась высшая награда страны – орден Ленина, который составил «компанию» ордену Октябрьской Революции, считавшемуся вторым по значимости орденом Советского Союза и отметившему к тому времени пятилетие пребывания на пиджаке К.Х.Хайбрахманова. Страна и местная власть ценили знатного механизатора, с ранней весны и до поздней осени ударно трудившегося в поле и устанавливавшего районные рекорды. А он любил свою малую Родину, где провел всю жизнь (за вычетом лет обучения в Сергиевске и Шентале), а также огромную Отчизну, ради процветания которых Казим Хабипович (так отчество записано в паспорте) делал всё возможное на рабочем месте и на ниве общественной деятельности. Неслучайно любимой песней почетного гражданина Камышлинского района считалась та, где были слова «Яшәсен мәңгелек Советлар Союзы!».

Работал знатный хлебороб не только интенсивно, но и старательно. Он в полной мере познал «вкус» механизаторского труда и получал наслаждение от деятельности то на тракторе, то на комбайне. Только любящий свое дело может, как Казим абый, сказать, что нет для него ничего приятнее запаха земли и хлеба, а также пения жаворонка и шуршания колосьев в поле. Видимо, в душе этого немногословного, деловитого и сосредоточенного на своих думах человека жил романтик, воспринимавший освоенную профессию не как ремесло, а в качестве искусства.

А приобщился Казим к хлеборобской профессии в 1952 году, придя на работу в машинно-тракторную станцию (МТС) сразу после окончания семилетки в родной Камышле. Поступить так заставила нужда. Дело в том, что за год до Великой Отечественной войны неожиданно скончался отец подростка – 27-летний Х.Ш. Хайбрахманов, бывший одним из первых камышлинских трактористов в 30-х годах прошлого века. Хабибулла Шагалиевич с особой радостью воспринял появление в декабре 1935 года своего первенца Казима, поскольку надеялся передать ему опыт владения сельхозтехникой.

Но сделать ему это не удалось, и в военное лихолетье семья Хайбрахмановых в составе Каримы Абугалиевны и двух ее детей в возрасте пяти и трех лет вступила очень тяжело. Пришлось тогда и поголодать, хотя Карима апа все время работала дояркой в колхозе и пекла хлеб на полевой обед для хлеборобов.

В МТС первые три года Казим трудился помощником комбайнера Гали Мусаллимова. Потом паренька направляют в Сергиевское училище механизации сельского хозяйства №11, и в марте 1956 года он выпускается в составе группы комбайнеров широкого профиля. А со следующего месяца Казим снова работает в МТС, но теперь в качестве механика комбайнера. В 1957 году он окончит четырехмесячные курсы в Шенталинском сельскохозяйственном училище, а год спустя станет членом колхоза «Яна турмыш» («Новая жизнь»), поскольку машинно-тракторные станции в стране были ликвидированы, а технику передали в хозяйства.

В «Новой жизни» пройдет вся трудовая жизнь Казима абый, оставшаяся до пенсии, а это – почти сорок лет. За это время сменит свое название колхоз, который после объединения с коллективным хозяйством «Октябрь» в 1962 году станет назваться по-новому – колхоз «Мир». Но на всех видах полевых работ будет по-прежнему энергично трудиться в нем и добиваться значимых результатов механик комбайнера, комбайнер, звеньевой Казим Хабипович Хайбрахманов. Он испытывал все марки тракторов и комбайнов, добивался на них рекордной выработки, выступал инициатором многих славных дел.

Особо следует вспомнить 1976 год. В начале его, после прочтения в газетах о соревновании звеньев А.У. Сычева из Пестравского района и ростовчанина Н.В. Бочкарева, в колхозе «Мир» задумались о создании аналогичных структур. Возглавить первое уборочно-транспортное звено (УТЗ) вызвался герой нашей статьи. После поездки к Сычеву и ознакомления с планами и расчетами пестравцев на жатву он взялся за подбор членов своего УТЗ. Никакой «обязаловки» при этом не было и в помине – только соблюдение принципа добровольности. С учетом технического оснащения звена – 4 комбайна СК-5, оборудованных на подбор; три грузовика и один трактор К-700 с тележками – были набраны восемь комбайнеров, шесть водителей автомобилей и два тракториста, чтобы обеспечить двухсменную работу и существенное сокращение простоев.

Кроме того, «Мир» укомплектовал первый в районе уборочно-транспортный комплекс, в который вошли еще четыре звена (по два – на косовицу и подбор-обмолот валков), а также два звена по уборке соломы, звено технического обслуживания машин и звено бытового обслуживания участников страды. Хайбрахманов стал партгрупоргом этого комплекса. А со своим звеном он планировал намолотить не менее 36 тысяч центнеров зерна.

У данной затеи было немало скептиков, полагавших, что нереально выдать на-гора такой результат, учитывая обилие оврагов и балок в отличие от ровных полей Сычева и Бочкарева. Дрогнули даже некоторые механизаторы, поначалу согласившиеся войти в экспериментальное звено, но затем отозвавшие свои слова, поскольку не захотели рисковать.

Но вот началась жатва, двадцатая в жизни Казима абый, и она всё расставила по местам. Клявлинская районная газета «Знамя Родины» с 17 августа по 16 сентября практически в каждом номере публиковала «Экран районного соревнования уборочно-транспортных звеньев на жатве». 13 раз УТЗ Хайбрахманова стояло на первой строчке, только однажды уступив ее. А в итоге – победа в этом соревновании и намолот почти 44-х тысяч центнеров зерна. Такого показателя не достигал тогда ни один механизатор района. Причем, выполнив обязательства, члены этого звена Л.Давлетшин, К.Шигапов, К.Бадретдинов, Т.Гадельшин, С.Инсапов, С.Салахов и З.Харизов вместе со своим руководителем помогли убрать урожай соседним хозяйствам, а затем пересели на тракторы и начали поднимать зябь.

Выступая во второй половине сентября на пленуме райкома КПСС, Казим Хабипович рассказал о деятельности своего УТЗ, отметив эффективность работы на «общий котел», взаимовыручку и доброжелательность членов звена, отсутствие случаев нарушения трудовой дисциплины и действия партгруппы из восьми человек. По итогам года УТЗ Хайбрахманова получило переходящее Красное знамя, а его хлеборобы – дипломы «Мастер – золотые руки» и ценные подарки. Сам звеньевой был удостоен ордена Ленина.

А в феврале следующего года это звено, решив перейти на новый метод деятельности (безнарядная система оплаты труда) и проводить весь комплекс полевых работ по выращиванию и уборке зерновых на закрепленной площади, обратилось ко всем механизаторам района с предложением последовать его примеру. Спустя два месяца к камышлинцам приехала в гости делегация шенталинцев, чтобы ознакомиться с опытом работы УТЗ и заключить договор соревнования звеньев К.Хайбрахманова и В.Окладова из колхоза «Красный партизан» Шенталинского района за высокопроизводительное использование техники в 1977 году.

Пожалуй, не было такого сезона полевых работ, по итогам которого фамилия Казима абый не фигурировала бы среди победителей соревнования хлеборобов. Его ударный труд не раз отмечался грамотами, почетными лентами и премиями, медалями и путевками в дома отдыха. Знатному труженику было что сказать на партсобраниях в «Мире» и на районных совещаниях председателей колхозов и сельских Советов, секретарей парторганизаций, специалистов, бригадиров и передовых комбайнеров.

Ценили его еще и за умение разбираться в устройстве машинных узлов лучше механиков, за рационализаторские предложения по механизации труда, которые не оставались на бумаге. Вот что пишет в своей книге «Есть в Заволжье село» А.Хайров: «Животноводы-ветераны до сих пор помнят такой случай. В 1960 году МТФ №3 обслуживало 30 человек. В одной только котельной было занято пять рабочих. Три водовоза, работая с утра до вечера, еле успевали подвозить воду. Пришли на ферму механизаторы во главе с Казимом Хайбрахмановым. На расстоянии 800 метров от кормокухни, у родника соорудили водозаборник, от него до кормокухни протянули трубы. При помощи насоса, приводимого в движение электромотором, вода начала поступать в паровой котел, оттуда – в коровник. Как обрадовались животноводы, как они благодарили механизаторов!» Так родник и рационализаторы облегчили процессы труда на молочнотоварной ферме.

А еще больше сельчане зауважали земляка, когда он, став пенсионером по возрасту, восстановил в 1996 году колхозную мельницу и стал работать на ней. На заслуженный отдых мельник Хайбрахманов вышел лишь в 1999 году, сохранив интерес, как говорят его родственники, к разного рода «железякам».

Неподдающейся времени была и его любовь к аккуратности и чистоте во всем. Первой это качество в семье Казима абый познала его жена Альфия Нагимулловна, уроженка соседнего села Старое Ермаково. Многие годы она работала нянечкой в камышлинском ясли-саде «Улыбка». Затем с отцовской тягой к порядку столкнулись их дети: сын Асфир и дочь Алия, и поныне живущие в селе Камышла и представляющие поколение 70-х годов. В школьные годы они просыпались утром под голос Казима Хабиповича, напевавшего первую строчку известной песни «Варяг», которую он слегка переделал. Вместо «Наверх, вы товарищи, все по местам!» он пел такие слова: «Вставайте, товарищи, все по местам!». Так примерный семьянин мобилизовывал своих домочадцев на новые учебно-трудовые дела.

Кроме этого герой нашей статьи любил заниматься в саду и нянчиться с двумя своими внучками Юлей и Элиной. Из близких родственников у него была единокровная сестра Минсулу (ныне покойная) и дети мамы от второго брака, в который она вступила в 1947 году: сестра Алсу и брат Минсагит.

Их отец, фронтовик Ф.С. Садршаитов, воспринимался детьми Казима абый как свой дедушка, поскольку настоящего бабая им увидеть не удалось. Лишь в день похорон Фатхлислама Садршаитовича Асфир узнал, что тот с рождения носил фамилию Нуртдинов, но с войны вернулся Садршаитовым. Сейчас можно лишь предполагать, почему произошла такая замена фамилий. Фатхлислам абый был в плену, из которого сбежал со второй попытки, и, добравшись ночами по территории оккупированной Украины до своих, продолжал бить фашистов. Он вернулся в мирную жизнь прошедшим через войну и испытавшим тяготы плена.

В годы трудовой деятельности.

В годы трудовой деятельности.

Группа передовиков колхоза. К.Хайбрахманов - первый слева с лентой передового комбайнера, 70-е годы.

Группа передовиков колхоза. К.Хайбрахманов — первый слева с лентой передового комбайнера, 70-е годы.

Итоги соревнования, сентябрь 1976 года, сокращ.

Итоги соревнования, сентябрь 1976 года, сокращ.

К.Хайбрахманов - третий слева в нижнем ряду.

К.Хайбрахманов — третий слева в нижнем ряду.

На комбайне СК-3, 70-е годы.

На комбайне СК-3, 70-е годы.

На собрании колхозников в ДК с. Камышла. К.Хайбрахманов - второй слева в последнем ряду.

На собрании колхозников в ДК с. Камышла. К.Хайбрахманов — второй слева в последнем ряду.

Ознакомление с новой техникой. К.Хайбрахманов - четвертый слева.

Ознакомление с новой техникой. К.Хайбрахманов — четвертый слева.

Отец Казима - один из первых трактористов в районе, конец 30-х годов.

Отец Казима — один из первых трактористов в районе, конец 30-х годов.

Среди награжденных передовиков района, 1971 год.

Среди награжденных передовиков района, 1971 год.

C внучкой Юлей, 2004 год.

C внучкой Юлей, 2004 год.

За ремонтом двигателя трактора ЮМЗ.

За ремонтом двигателя трактора ЮМЗ.

С супругой Альфией.

С супругой Альфией.

В созданной им семье общение велось на родном языке, что было привычно и всем Хайбрахмановым. Отмечались ими и мусульманские, и народные праздники, а Карима апа совершала намаз. Не забыты татарские традиции и в семьях детей почетного гражданина Камышлинского района.

Кстати, упомянутое звание он получил в числе первых восьми земляков в 2006 году, возглавив этот достойный уважения и гордости список. В беседе с корреспондентом «Камышлинских известий», состоявшейся в том же году, Казим абый сказал, что его трудовая жизнь получилась красивой, так как удалось оставить хороший след. И с этим согласится любой, кто знал его по совместной работе или слышал о полевых буднях ветерана, в которые он вкладывал не только свои силы и умения, а и частички души.

В декабре 2013 года районная газета поздравила его с днем рождения. Как вскоре выяснилось, это были последние добрые слова о нем в прессе, поскольку через пять месяцев Казим Хабипович скончался. Вскоре в мир иной ушла и его супруга. «Нам их не хватает», – говорит их сын Асфир, сотрудник Камышлинского газового участка. Славного хлебороба не хватает и полям, привыкшим чаще других видеть этого сдержанного, терпеливого профессионала. Именно такими прилагательными переводится с арабского его имя. И он им полностью соответствовал. Только к прилагательным надо добавить одно существительное – Труженик! Труженик, заслуживший высшие ордена страны.

Рашид ШАКИРОВ.

Журнал «Самарские татары», № 3 (15), ноябрь 2016 г. — февраль 2017 г.

 

Просмотров: 1245

2 комментариев

  1. помню горжусь
    был очень добрый и правильный мой старший брат

    • На таких людях держится наша Россия! Гордимся!