«Сибагатуллина и в Госдуме хорошо знают. Не зря его зовут Фатих, что означает «победитель»

ELG_0644«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 27-я

«Последние годы наблюдается громадный интерес среди татар к собственной истории. Чаще всего — это краеведы. Наряду с ними есть пенсионеры, часто остепененные, но не историки. Наконец есть активные сторонники изучения истории, они не профессионалы, но по многим вопросам могут дать фору нашим ученым. Среди них особо выделяется депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин», — считает директор Института истории им. Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов и добавляет, что в последние годы он занялся историей так энергично, что рвет подметки.

«МНОГИЕ У МЕНЯ СПРАШИВАЮТ: «СИБАГАТУЛЛИН ТЕНГРИАНЕЦ?»

«Природа всегда сильнее принципов».

Дэвид Юм

Последние годы наблюдается громадный интерес среди татар к собственной истории. Чаще всего — это краеведы, которых по стране немереное число. Они приезжают к нам в институт, дарят книги, просят о поддержке в методическом плане. Они издают книги на деньги, собранные в своей деревне, чаще оплачивает спонсор — выходец из этой же деревни. Школьные музеи растут как грибы после дождя. Все это не может не радовать. К сожалению, многие любительские работы несут лишнюю малозначимую информацию, при этом упускают важные исторические факты. Например, микротопонимы, существовавшие в прошлом в названиях улиц, переулков, а также гидронимы могут содержать важные подсказки для истории не только деревни, но и для большой истории. Родословные содержат немало информации. С тем, чтобы ввести эту громадную по масштабам работу сотен краеведов в какое-то русло, мы разработали методичку и открыли специальный сайт по истории населенных пунктов Татарстана (без деления по этническому признаку) и татарских деревень России (их более 3 тысяч).

Наряду с любителями краеведами есть пенсионеры, часто остепененные, но не историки. Они, как правило, пишут нашу историю заново, так сказать, самый правильный взгляд и просят опубликовать, считая, что это входит в наши обязанности. Для информации — из бюджета республики на публикации мы получаем не более 300 тыс. рублей, этого не хватит даже на одну солидную книгу, в лучшем случае это покроет типографские расходы книги средних размеров с минимальным тиражом, и то если печатать в Турции, а не в Казани. У нас печатают дороже, хуже и дольше…

Наконец есть активные сторонники изучения нашей истории, которые душой и телом преданы этой работе, они не профессионалы, но по многим вопросам могут дать фору нашим ученым. Один из них — Камиль Аблязов из Саратова, издавший на свои деньги два тома истории татар. Он рьяный татарист и сторонник возрождения золотоордынского города Укека, которому недавно исполнилось 750 лет. Укек был одним из крупных городов Орды наряду с Сараем, Булгаром, Биляром. Этот город предшествовал появлению Саратова.

Среди любителей-историков особо выделяется Фатих Саубанович Сибагатуллин. Его представлять нашей публике нет необходимости, он больше известен на ниве сельского хозяйства, но в последние годы занялся также историей и, как всегда, так энергично, что рвет подметки.

Его и в Госдуме хорошо знают. Не зря его зовут Фатих, что означает «победитель». Чем бы он ни занимался, он должен быть в первых рядах.

Порой он меня начинает поучать, но я к его манере привык. Несмотря на менторский тон, он умеет и прислушиваться.

Его последние книги были посвящены теме «Евреи и татары», чем он покорил многих в Москве. Книга о тенгрианстве среди клерикалов вызвала тихое недовольство. Открыто высказаться они не решились, ибо они и ислам, и тем более тенгриантство знают хуже, чем Фатих Саубанович. Он их разберет по косточкам.

Многие у меня спрашивают: «Сибагатуллин тенгрианец?»

Я их успокаивал: «Речь идет о наших традициях и о том, что мы многое восприняли от тенгрианства».

Bez-imeni-2Bez-imeni-111«ТАТАРСКАЯ ЖЕНЩИНА В НАШЕЙ ИСТОРИИ БЫЛА СТОЛЬ НЕЗАВИСИМА, ЧТО МОГЛА РАССТАВЛЯТЬ ХАНОВ И ЕГО СОВЕТНИКОВ»

Вклад тенгриантства в мировую культуру не оценен по достоинству, ибо новые религии в лице христианства и ислама боролись с предыдущими верованиями. Они для своего времени были революционерами, а сейчас попали в ловушку догмы. Мир меняется, а вместе с тем и трактовка ислама не может оставаться неизменной. Если сегодня пять раз молиться, то, спрашивается, когда работать? Размеренная жизнь Средневековья плохо вяжется с нашей динамичной эпохой.

По моим наблюдениям, в Татарстане и на Алтае язычники много нравственнее, чем мусульмане. Они не только бережно относятся к природе, но уважают друг друга, в отличие от мусульман, которые погрязли в братоубийственной войне в Сирии, Ираке, Афганистане.

Все восхваляют университет аль-Азхар в Каире как самый знаменитый, куда стремятся попасть на учебу наши имамы. А меня потрясло, как шакирды жгли факультеты бизнеса и сельского хозяйства.

Интерес к тенгрианству — это всего лишь воспоминание о забытых традициях, например уважения к женщине. О цивилизованности общества надо судить по уровню эмансипации женщин, так говорили джадиды, а сторонники мазхабов женщин, включая мою мать и бабушек, приравнивают к верблюду.

Татарская женщина в нашей истории была столь независима, что могла расставлять ханов и его советников. Порой не только диву даешься, а становится жутко от их беспощадности в вопросах политики. Сегодня, подражая арабам, пытаются принизить роль женщин, кутают их в «хиджабы» бедуинов. Моя бабушка была набожной — не чета нашим скороспелым имамам, но она знать не знала, что такое хиджаб, тем более по Корану это относится к мужчинам, а не женщинам, точнее к женам Пророка. Сказано: «Если вы имеете что-либо спросить у жен его, спрашивайте через покрывало. Это чище для сердец ваших и для сердец их» [33:53]. Данное предписание относится к мужчинам, а покрывало употребляется не в значении женской одежды и даже не предмета, делящего женскую и мужскую половину дома, а скорее как хиджаб уважения. «Согласно законам риторики и правилам синтаксиса, — пишет Муса Бигиев, — выражение „из-за занавеси“ относится к тому, кто просит, обращается к женщине. Состояние обращающегося к женщине мужчины должно быть в своем роде „под хиджабом“».

Bez-imeni-11Ни одна форма одежды в исламе не предписывается и не запрещается, принимается любая национальная традиция в поведении людей. Никакая одежда не спасет безнравственного мужчину или женщину, а целомудренные девушки и жены останутся таковыми и без накидок. Это не просто мое мнение. Послушаем, что утверждает генеральный секретарь совета по фетвам (религиозным указам) университета аль-Азхар шейх Халед Омран, чьи экспертные заключения признаются всеми мусульманами-суннитами: «Все, что нам удалось выяснить в рамках анализа учений на предмет закрывающей лицо одежды, — это то, что такая одежда является традицией».

То, как кутаются наши девушки-мусульманки, не имеет никакого отношения к религии, и этого не было в татарской традиции. Это заимствование, а лучше сказать мода. Пророк высказывался так: «Ешь что тебе угодно и носи что тебе угодно, но не будь при этом расточительным и кичливым». Возвращение к татарским традициям в исламе, испытанные временем, обогнавшие весь остальной мусульманский мир, — благо.

Фатих Саубанович говорит простым языком, чего не хватает академическим ученым. В конце концов, его труды авторские, он имеет право на собственное мнение. А если кто-то сомневается в его взглядах, не всегда совпадающих с трактовкой официальных учебников, то на этот случай есть «История татар» в 7 томах, где есть подробное изложение самых разных вопросов и приведены источники, откуда взят тот или иной факт.

Популяризация истории — важнейшая задача нашей общественности, ибо Институт истории по своему характеру, уставу и задачам может писать только фундаментальные труды. В этом наше преимущество, но в этом и недостаток. Популяризаторы истории — наши союзники, хотя в чем-то они могут ошибаться. Но любой автор имеет право на ошибку, если он ищущий.

«Человек, имеющий отца и деда, — дуб с корнями».

Татарская пословица.

 

Просмотров: 959

Комментирование запрещено