Фатих Сибагатуллин: «Вот говорят, что Тукаевскую премию дают по блату…»

Флера Тарханова и Гузель Яхина.

Флера Тарханова и Гузель Яхина.

Депутат Госдумы РФ о том, что происходит с госпремией Татарстана по культуре и как ее реформировать

Немало дискуссий вызвало на прошлой неделе присуждение Государственной премии РТ имени Тукая. Кто-то сетует на излишний субъективизм «вручантов», кто-то указывает на то, что нынче в лауреатах ходят только те заслуженные деятели культуры, которые давно достигли пенсионного возраста. Депутат Госдумы и автор книг по истории Фатих Сибагатуллин, сам несколько лет назад номинировавшийся на Тукаевскую премию, дал оценку ее лауреатам и предлагает свои рецепты по ее модернизации.

 «ХАРИС САЛИХЖАН ЖЕ НЕДОУМЕВАЕТ: А ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАМАЗ ПОЛНОСТЬЮ НА ТАТАРСКОМ ЧИТАТЬ?»

Сразу же оговорюсь: Тукаевская премия ни в коем случае свою ценность не потеряла. И в этом году ее вручили весьма уважаемым людям. То, что они в возрасте, совершено не значит, что это уже негодные ни на что люди. В течение своей жизни они сделали много чего хорошего как в литературе, так и в искусстве.

Люди ведь сейчас, чего греха таить, книг не читают. Услышат, например, что «Зулейха открывает глаза» — отличная книга, и верят этому. А это «спектакль» полнейший! У нас ведь есть постановка «Татар хатыны ниләр күрми», также фильм был про судьбу татарских женщин. А у Гузель Яхиной, на мой взгляд, сплошное издевательство. Там женщина убила своего мужа и вступает в интимную близость в лагере с русским… Это разве хорошо? Переводчица на татарский Флера Тарханова говорит в статье на сайте «БИЗНЕС Online» о том, что это правильное произведение. Да эту женщину на вилы нужно поднять! Разве такой образ создают? Тарханова на татарский перевела, поэтому защищает Яхину, хочет показать себя причастной к славе. Ну как такой, как Гузель, дать премию под предлогом того, что молодых нужно награждать?

А у Хариса Салихова есть книга «Дин һәм фән» («Религия и наука»). Я ее и на татарском, и на русском прочел, даже с собой в Абхазию возил. Более 30 книг купил у хазрата и даже раздал людям — это очень мощное произведение. Я с Харисом абыем постоянно нахожусь на связи, со всеми дружу, начиная с муфтия Камиля Самигуллина. Говорю как патриот татарского народа: Коран нужно читать по-татарски. А вот ректор РИУ Рафик Мухаметшин говорит, что намаз нужно совершать по-арабски. Камиль хазрат в вашей же газете утверждал, что да, можно сперва на родном языке совершать намаз, но потом нужно будет выучить на арабском языке, мол, это период небольшой — недели две. Харис Салихжан же недоумевает: а почему нельзя намаз полностью на татарском читать? Да хоть всю жизнь. Это мне ближе.

Лет 15–20 назад меня в Нурлате мучил директор конезавода Юсуф, он и сейчас жив. Говорил: «Скажи наверху, ведь твое слово авторитетное: почему нам нельзя на родном языке совершать намаз? Мы бы тоже встали на молитву». Только за это Харису хазрату, весьма авторитетному человеку среди имамов, можно было дать Тукаевскую премию. Для татар это очень важно, нужно все делать для родного языка.

Харис хазрат дошел до этого, пройдя хорошую школу: воевал, работал в милиции, дослужившись до полковника. А служба в милиции ой какая непростая. Он всегда был предан религии, соединил ее с наукой, выпустил книги. Поистине заслуженный человек.

«ЧТО КАСАЕТСЯ ТУКАЕВСКОЙ ПРЕМИИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ТО ЕЕ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧАТЬ ЛИТЕРАТОРЫ»

Мне ведь не дали Тукаевскую премию за то, что мои книги были опубликованы по-русски. А вот у Вахита Имамова книга «Утлы дала» была на татарском, и ему досталась главная литературная премия Татарстана. Я не обиделся, так и должно быть. Раз премия имени Тукая, то приоритет должен отдаваться произведениям на татарском языке.

Вот говорят, что Тукаевскую премию дают по блату, в комментариях в «БИЗНЕС Online» об этом тоже пишут, но это ведь анонимы. Я не читаю анонимных авторов, которые меня критикуют. Посмотрел бы я в глаза тем людям, которые напраслину пишут. Вот один на мое предложение поставить памятник Шаймиеву на площади свободы чего только не написал. Ленина надо снести. Что он нам принес? 100 миллионов человек сделал несчастными. Из-за Сталина 62 миллиона пострадали. Этих людей мы должны почитать, бездельников? Сталин до 40 лет ничем не занимался, кроме бандитизма: убивал, грабил резал людей. Революцию ведь организовал не он, а Троцкий, поэтому потом Троцкого и убили. Ленин не смог его победить, поэтому натравил Сталина на Троцкого. У меня в книгах это есть.

А бабай наш Харис хазрат — патриот всего татарского. Чистый человек, свои мысли озвучивает, и к нему прислушиваются, даже Минтимер Шарпипович. Что касается Тукаевской премии в дальнейшем, то ее должны получать литераторы. Зачем давать ее художникам? Пусть для них организуют свою премию, например, имени Баки Урманче, певцам пусть будут давать премию имени Ильгама Шакирова. Пусть они тоже будут по 500 тысяч рублей. Не надо денег жалеть! Вон футболисты за день миллион рублей зарабатывают. За день! То есть однодневного заработка может хватит на две премии. Какой-то безмозглый двоечник-футболист, который в школе-то толком не учился, приезжает к нам за деньгами. Играли бы хотя бы… А то мы в Москве стесняемся даже слово «Рубин» сказать. Все смеются над нами. Были времена, когда нам говорили с восхищением: «Ну вы гребаные татары». Везде мы выигрывали: в футболе, волейболе, хоккее. Тогда я был депутатом, ко мне подходили, выражали свое восхищение. А сейчас смеются…

Повторюсь, пусть у нас будет три премии: за музыку, например, имени Салиха Сайдашева, все-таки Ильгам Шакиров, слава богу, жив; за художественное искусство — имени Урманче; а также писательская — имени Тукая.

Фатих СИБАГАТУЛЛИН.
 «БИЗНЕС Online».

Просмотров: 968

Комментирование запрещено