«К революции-1917 татары были готовы к строительству своей республики «Штат Идель-Урал»

51986_2«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 30-я

«Именно в тот момент, когда татары начали входить в мировую культуру, включились в политические отношения, произошла революция 1917 года, и вектор истории круто развернулся в сторону социализма. И хотя удалось создать усеченную в границах и правах Татарию, Сталин сумел нейтрализовать многие достижения первых лет социализма — он не только отобрал все права у республики, но одновременно начал расчленение татар на отдельные этнографические группы», — пишет в своей книге Рафаэль Хакимов.

«ТАТАРСКОЕ СОЗНАНИЕ ИЗ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНОГО СТАЛО НАЦИОНАЛЬНЫМ И К РЕВОЛЮЦИИ 1905 ГОДА ЗАЯВИЛО О СВОИХ ПРЕТЕНЗИЯХ, УЧАСТВУЯ В ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ»

«Воистину Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии»

Пророк Мухаммед

Вместе с перестройкой началось так называемое возрождение религий, что встречено было с энтузиазмом. Повсюду начали возводить церкви и мечети. Поскольку своих имамов не хватало, а Бухара не справлялась с таким наплывом шакирдов, то начали посылать молодежь в арабские страны на учебу. Какой контингент туда шел? В основном те, кто не мог устроиться в республике, те, кто не смог поступить в вуз и даже в училище, профессиональных навыков не имел и надеялся, исполняя ритуалы, прокормить себя. Не случайно сегодня среди имамов больше половины без среднего образования, т. е. они не получили даже аттестата зрелости. Незрелые имамы — звучит несолидно. Честно говоря, я не предполагал, что среди татар есть те, кто не смог окончить школу. Согласитесь, к арабам поехала далеко не элита, скорее самый слабый контингент. Они попали как раз в свою среду. Там их накачали средневековой мутью и отослали обратно. Для них шариат, мазхабы — верх совершенства, а все светское — харам (грех). Их вырастили противниками татарских традиций.

Естественно, для наших имамов джадиды — раскольники, ересь, отступление от истинного (т. е. арабского) ислама. В любом случае им осмыслить, например, Шигабутдина Марджани или Мусу Бигиева будет довольно сложно, для этого нужна хоть какая-то базовая богословская подготовка, а не только исполнение ритуалов, чем в основном и занимаются имамы. Их проповеди в условиях Татарстана, где молодежь стремится в университеты, а старшее поколение прошло такой путь, что способно само поучать имамов, мягко говоря, неубедительны.

Народ всегда скептически относился к клерикалам. Среди татарских пословиц есть такие: «У змеи не увидишь головы, у муллы не увидишь угощения», «Два муллы — один человек, один мулла— полчеловека», «С пустым карманом к мулле не ходят».

Эволюция татарского мышления и общественных отношений со времени распада Золотой Орды и до ХVIII века предстает как период с охранительной исламской идеологией. К концу ХVIII века период изолированного существования татар завершился, и возникла задача масштабной реформации ислама с учетом российских условий. Татарская «реформация», начатая Габденнасыр Курсави в 1804 году, исторические изыскания Марджани, новая модель медресе, предложенная Галимджаном Баруди, стали детонатором изменения всей системы социальных отношений в татарском мире.

Вопрос, который решал Марджани, актуален по сей день: национализация ислама, его адаптация к культуре своего народа и условиям страны. Его подход стал путеводной звездой для татар на последующие века. Татарское сознание из этно-религиозного стало национальным и к революции 1905 года заявило о своих претензиях, создав политические организации и участвуя в выборах в Государственную Думу. Мусульманскую фракцию Госдумы возглавил Садри Максуди.

К революции 1917 года татарское общество было готово к строительству своей республики под названием «Штат Идель-Урал». И только противодействие большевиков остановило его учреждение.

«СТОЛЬ ЖЕЛАННАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СВОБОДА ОКАЗАЛАСЬ ВСЕГО ЛИШЬ ДРУГОЙ ФОРМОЙ УГНЕТЕНИЯ НАРОДОВ»

Джадидизм не случайность и не ересь, а развитие ислама в условиях капитализма, когда отказ от схоластики в учебных заведениях становится одним из важнейших условий прогресса. Татар с европейскими народами сближает борьба со средневековой схоластикой, клерикальными авторитетами.

Реформация в Европе была на редкость кровавой. Татарам не понадобилась революция, эту работу мирно и относительно спокойно проделали джадиды. Без политических партий, в условиях имперского режима, они сумели трансформировать татарское общество, заимствуя многие идеи Просвещения в Европе или из русской культуры.

Это была тихая революция. Из «чужих» ее заметил только Петр Столыпин и то благодаря многочисленным доносам кадимистов, инициировавших позорные судебные процессы против джадидов. Это время совпадало с антиимперскими и антиклерикальными настроениями у татар. Они не были отягощены мессианскими амбициями, как русские, а потому национализация сознания происходила естественно.

Именно в этот исторический момент, когда татары начали входить в мировую культуру, более того, включились в политические отношения, произошла Русская революция 1917 года, и вектор истории круто развернулся в сторону социализма. Столь желанная социалистическая свобода оказалась всего лишь другой формой угнетения народов. И хотя в ходе революции удалось создать усеченную в границах и правах Татарию, тем не менее Иосиф Сталин сумел нейтрализовать многие достижения первых лет социализма. Он не только отобрал все права у республики, но одновременно начал расчленение татар на отдельные этнографические группы. Сталин многого добился. Его главным оружием было отчуждение народа от своих корней с помощью булгарской теории происхождения татар, создания множества языков и культур вместо единой татарской цивилизации. Любые контакты между родственными тюркскими народами называли пантюркизмом. Татарская идентичность (татарлык) сохранялась вопреки русификации.

«Мулла не любит давать, он любит брать».

Татарская пословица.

«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 969

Комментирование запрещено