«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 30-я
«Именно в тот момент, когда татары начали входить в мировую культуру, включились в политические отношения, произошла революция 1917 года, и вектор истории круто развернулся в сторону социализма. И хотя удалось создать усеченную в границах и правах Татарию, Сталин сумел нейтрализовать многие достижения первых лет социализма — он не только отобрал все права у республики, но одновременно начал расчленение татар на отдельные этнографические группы», — пишет в своей книге Рафаэль Хакимов.
«ТАТАРСКОЕ СОЗНАНИЕ ИЗ ЭТНО-РЕЛИГИОЗНОГО СТАЛО НАЦИОНАЛЬНЫМ И К РЕВОЛЮЦИИ 1905 ГОДА ЗАЯВИЛО О СВОИХ ПРЕТЕНЗИЯХ, УЧАСТВУЯ В ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ»
«Воистину Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии»
Пророк Мухаммед
Вместе с перестройкой началось так называемое возрождение религий, что встречено было с энтузиазмом. Повсюду начали возводить церкви и мечети. Поскольку своих имамов не хватало, а Бухара не справлялась с таким наплывом шакирдов, то начали посылать молодежь в арабские страны на учебу. Какой контингент туда шел? В основном те, кто не мог устроиться в республике, те, кто не смог поступить в вуз и даже в училище, профессиональных навыков не имел и надеялся, исполняя ритуалы, прокормить себя. Не случайно сегодня среди имамов больше половины без среднего образования, т. е. они не получили даже аттестата зрелости. Незрелые имамы — звучит несолидно. Честно говоря, я не предполагал, что среди татар есть те, кто не смог окончить школу. Согласитесь, к арабам поехала далеко не элита, скорее самый слабый контингент. Они попали как раз в свою среду. Там их накачали средневековой мутью и отослали обратно. Для них шариат, мазхабы — верх совершенства, а все светское — харам (грех). Их вырастили противниками татарских традиций.
Естественно, для наших имамов джадиды — раскольники, ересь, отступление от истинного (т. е. арабского) ислама. В любом случае им осмыслить, например, Шигабутдина Марджани или Мусу Бигиева будет довольно сложно, для этого нужна хоть какая-то базовая богословская подготовка, а не только исполнение ритуалов, чем в основном и занимаются имамы. Их проповеди в условиях Татарстана, где молодежь стремится в университеты, а старшее поколение прошло такой путь, что способно само поучать имамов, мягко говоря, неубедительны.
Народ всегда скептически относился к клерикалам. Среди татарских пословиц есть такие: «У змеи не увидишь головы, у муллы не увидишь угощения», «Два муллы — один человек, один мулла— полчеловека», «С пустым карманом к мулле не ходят».
Эволюция татарского мышления и общественных отношений со времени распада Золотой Орды и до ХVIII века предстает как период с охранительной исламской идеологией. К концу ХVIII века период изолированного существования татар завершился, и возникла задача масштабной реформации ислама с учетом российских условий. Татарская «реформация», начатая Габденнасыр Курсави в 1804 году, исторические изыскания Марджани, новая модель медресе, предложенная Галимджаном Баруди, стали детонатором изменения всей системы социальных отношений в татарском мире.
Вопрос, который решал Марджани, актуален по сей день: национализация ислама, его адаптация к культуре своего народа и условиям страны. Его подход стал путеводной звездой для татар на последующие века. Татарское сознание из этно-религиозного стало национальным и к революции 1905 года заявило о своих претензиях, создав политические организации и участвуя в выборах в Государственную Думу. Мусульманскую фракцию Госдумы возглавил Садри Максуди.
К революции 1917 года татарское общество было готово к строительству своей республики под названием «Штат Идель-Урал». И только противодействие большевиков остановило его учреждение.
«СТОЛЬ ЖЕЛАННАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СВОБОДА ОКАЗАЛАСЬ ВСЕГО ЛИШЬ ДРУГОЙ ФОРМОЙ УГНЕТЕНИЯ НАРОДОВ»
Джадидизм не случайность и не ересь, а развитие ислама в условиях капитализма, когда отказ от схоластики в учебных заведениях становится одним из важнейших условий прогресса. Татар с европейскими народами сближает борьба со средневековой схоластикой, клерикальными авторитетами.
Реформация в Европе была на редкость кровавой. Татарам не понадобилась революция, эту работу мирно и относительно спокойно проделали джадиды. Без политических партий, в условиях имперского режима, они сумели трансформировать татарское общество, заимствуя многие идеи Просвещения в Европе или из русской культуры.
Это была тихая революция. Из «чужих» ее заметил только Петр Столыпин и то благодаря многочисленным доносам кадимистов, инициировавших позорные судебные процессы против джадидов. Это время совпадало с антиимперскими и антиклерикальными настроениями у татар. Они не были отягощены мессианскими амбициями, как русские, а потому национализация сознания происходила естественно.
Именно в этот исторический момент, когда татары начали входить в мировую культуру, более того, включились в политические отношения, произошла Русская революция 1917 года, и вектор истории круто развернулся в сторону социализма. Столь желанная социалистическая свобода оказалась всего лишь другой формой угнетения народов. И хотя в ходе революции удалось создать усеченную в границах и правах Татарию, тем не менее Иосиф Сталин сумел нейтрализовать многие достижения первых лет социализма. Он не только отобрал все права у республики, но одновременно начал расчленение татар на отдельные этнографические группы. Сталин многого добился. Его главным оружием было отчуждение народа от своих корней с помощью булгарской теории происхождения татар, создания множества языков и культур вместо единой татарской цивилизации. Любые контакты между родственными тюркскими народами называли пантюркизмом. Татарская идентичность (татарлык) сохранялась вопреки русификации.
«Мулла не любит давать, он любит брать».
Татарская пословица.
Просмотров: 969