Останки казанских ханов будут перезахоронены в аналогичных историческим табутах с кожаной отделкой

15-LES_7786-1Внутрь склепа жители и гости столицы попасть не смогут, но увидят надгробие с историческим орнаментом через световой колодец мавзолея.

Для церемонии перезахоронения казанских ханов подготовлены четыре табута с внутренней кожаной отделкой и декоративными металлическими накладками (сандыки, деревянные ящики, были в свое время найдены и в захоронениях древних болгар – прим. Т-и). Об этом в эксклюзивном интервью ИА «Татар-информ» рассказал главный архитектор Казанского Кремля Рустэм Забиров.

«Во время самого перезахоронения в мавзолей (недалеко от башни Сююмбике – прим. Т-и) зайдут четыре человека: муфтий, председатель Совета улемов и еще двое представителей ДУМ РТ. Они совершат все необходимые обряды, затем опустят завернутые в саваны останки в специально обустроенную яму, которая отделана деревом, как это и было в подлинных исторических захоронениях», – сказал Рустэм Забиров.

Он пояснил, что в Средневековье при захоронении ханов было принято сначала изнутри обивать погребальную яму досками, а затем вкладывать в нее сандык (табут) с телом усопшего. Это была деревянная конструкция, обшитая белой тканью, снаружи кожей, закрепленными по поверхности гвоздиками с декоративными шляпками и по углам декоративными серебряными накладками с орнаментом.

«Мы полностью воспроизвели все это. Они, конечно, по размеру меньше, но четыре таких табута у нас будет. В них будут вложены останки двух ханов (Махмуд-хана – сына Олуг-Мухаммеда и Мухаммед-Эмина) и двух членов семей ханов, завернутые в саваны. Затем это засыплют песком, а уже после самой церемонии захоронения зальют бетоном и выложат природным черным камнем габбро-даибаз (вулканическая горная порода – прим. Т-и), которым выстланы полы в усыпальнице», – поделился подробностями главных архитектор Казанского Кремля.

К слову, кроме габбро-диабаза, который привозится из Корелии, из турецкого мрамора, максимально близкого по цвету и фактуре к известняку, из которого были сложены мавзолеи, в склепе выполнена отделка стен. Общая площадь захоронения – 6 х 6 метров.

Над местом перезахоронения уже подготовлен специальный световой колодец (небольшая каменная конструкция с цветной росписью на стекле недалеко от исторического места захоронения у башни Сююмбике – прим. Т-и), через него можно будет заглянуть внутрь мавзолея. В преддверии перезахоронения обзор усыпальницы через колодец прикрывает полотно. Как пояснил Рустэм Забиров, после церемонии обзор откроют, и посетители Казанского Кремля смогут видеть надгробия из мрамора с характерными орнаментами.

«Надгробная плита выполнена с орнаментом, который был найден на подлинных плитах (историческое надгробие было гипсовым и поэтому не сохранилось до наших дней – прим. Т-и). Фарида Забирова (сестра Рустэма Забирова, ныне аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы Министерства культуры РФ, старший преподаватель кафедры градостроительства КГАСУ) в 1977 году с Альфредом Хасановичем Халиковым участвовала в раскопках на территории Казанского Кремля и как раз фиксировала, зарисовывала эти орнаменты с надгробной плиты. По ее фрагменту тогда ею был сделан графический анализ и восстановлен весь рисунок. Теперь уже я здесь применил эти подлинные орнаменты. Мастабы будут накрыты плитами с этим орнаментом. Их и можно будет увидеть через световой колодец», – рассказал Рустэм Забиров.

К слову, рисунок на световом колодце – это типичный восточный сюжет: дерево жизни, растущее из сосуда с бессмертием. Композиции на каждом из четырех стекол этого колодца, сориентированных по частям света, иллюстрируют в то же время одно из времен года, отражая таким образом цикличность и непрерывность жизни. Ястребы, изображенные здесь автором, также глубоко символичны: согласно восточной мифологии, душа человека отлетает именно к ястребам. Кроме возможности увидеть через световой колодец (и стекло входной двери) надгробие, больше никаких изменений в облике мавзолея не произойдет.

Перепад высот территории Казанского Кремля позволил сделать в склоне парадный вход в склеп, так что та часть, где будет захоронение, еще совсем недавно была подземной.

Мавзолей оборудован венткамерой, где стоят вентиляторы, подающие в него воздух, чтобы проветривать помещение и предотвращать скопление горячего воздуха летом.

«Даже на двери, через которую мы потом сможем увидеть эти захоронения, не заходя туда, в стекле специально оставлены продыхи. Также для проветривания. Внутри усыпальница, как и колпак сверху, оборудована подсветкой. Помещение для перезахоронения подземным ходом сообщается с помещением над подлинными остатками мавзолея (они музеефицированы в подлинном виде, это та часть, которая находится под стеклянным куполом – прим. Т-и). Орнамент парадного входа – это мозаика ручной работы из разных пород мрамора. И еще есть такой непростой элемент как мукарнасы (архитектурный элемент над входом, выполненный методом выколотки из меди – прим. Т-и). В европейской архитектурной практике они называются сталактиты, для востока тоже очень характерны. Все художественные работы были выполнены мастерами Фонда художников РТ», – объяснил собеседник.

Он также отметил, что на самом деле с перезахоронением казанских ханов работы по мавзолею не закончатся. В археологической части еще предстоят работы по консервации подлинных останков сооружения, так как часть камней оттуда сейчас находится в самом склепе, и их предстоит водрузить на места, чтобы «более ясно читалась планировка этого здания».

«Делают выделение цветом – разделяют дополнительную и подлинную кладки. Я надеюсь, что эти работы будут продолжены с участием археологов, которые работали здесь в 2004 – 2005 годах», – разъяснил Рустэм Забиров.

При этом он подчеркнул, что сейчас нельзя сказать с полной определенностью, сколько еще человек захоронены в невскрытой части. Там, где место обозначено надгробными плитами, скорее всего, упокоены ханы, но в мавзолеях «плотно хоронили еще и между ними, под полами».

1094Однако планов поднять и другие останки из нетронутой археологами части усыпальницы нет, заверил главный архитектор Казанского Кремля. Это было решено еще в 2003 года, когда здесь начался второй этап раскопок.

«Мы сейчас можем уже показать и туристам, и нашим соотечественникам подлинную кладку и частично сохранившиеся полы XV – XVI века», – констатировал Рустэм Забиров.

К слову, подлинный мавзолей внесен в реестр как федеральный памятник. А вот новодел, где будут перезахоронены останки казанских ханов, сможет получить такой статус не раньше, чем через 40 лет.

«Татар-информ».

Просмотров: 956

Комментирование запрещено