Я родом не из детства… Из войны

Поздравление принимает Гизятов

Поздравление принимает Дамир Гиниятович Гизятов.

Из маленького села Бузбаш на войну ушли 87 человек, а вернулись всего 46. 41 имя отдавших жизнь за Родину высечено на памятнике и навечно останется в народной памяти.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым. А ведь тогда было все по-другому…

Дети войны, дети-сироты войны — это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Кто они, какова судьба этих жертв войны? Да, жертвы. Именно так. Ведь война их сделала сиротами. Погибли отцы тех, о ком мы хотим сегодня рассказать. Это сыновья и дочери солдат отдавших свою жизнь за счастливое будущее всех детей на Земле. Их объединяет не только общая история, но и общая боль, общая радость и похожие судьбы.

В канун Дня Победы глава сельского поселения Камышла 3.А.Сафин посетил на дому детей-сирот войны, поздравил их с праздником и вручил адресные поздравительные открытки от губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина и администрации сельского поселения Камышла. В поездке по адресам ветеранов его сопровождали члены совета ветеранов войны и труда поселения. В селе Бузбаш побывали и мы.

После небольшого праздничного митинга у памятника павшим солдатам ВОВ, на котором прозвучали поздравления в адрес ветеранов, тружеников войны, местных жителей, Загит Абдулхакович посетил шесть детей-сирот, проживающих в селе Бузбаш.

Дети войны — это сегодняшние бабушки и дедушки, рожденные в 1927-1945 года. Детям, потерявшим родителей, было вдвойне тяжело. Приходилось преодолевать не только разруху и неустроенность жизни, но и находить внутреннюю опору в самих себе.

Маленький домик на тихой улице, ухоженный дворик. Ветерана Фанию Валиахметову застали дома. Очень сдержанная женщина 79 лет, которую никому в голову не придет назвать старушкой, приглашает гостей пройти в дом, предлагает сесть. «В ту пору мне было всего четыре года. Провожая отца, никто из нас тогда даже не мог подумать, что видим мы его в последний раз. Отец уходил навсегда от нас. Я его так и не увидела», — вспоминает Фания Мардугалимовна. Ее отец погиб в первые дни войны.

Отцы погибли на фронтах Великой Отечественной у Равиля Ризатдиновича Гатауллина, Асхата Саматовича Харразова, Фаягель Тухватулловны Абраровой. Все они познали горечь безотцовщины, видели тоску в глазах своих матерей-вдов, которые работали не покладая рук, чтобы в одиночку поднять детей.

Тенсиле Валеевне Валеевой было всего три года, когда началась война. «Мы не празднуем День Победы, как все остальные, мы только рыдаем от горечи, обиды и несправедливости! — сетует пожилая женщина. — Оставшись голодными и холодными сиротами, без отцовской поддержки, мы могли бы легко сгинуть в тяжёлое послевоенное лихолетье, но мы поднимали страну на своих полудетских плечах. Теперь нам под 80 лет, мы не трудоспособны и здоровья некрепкого, а главное, обделены вниманием со стороны государства».

Подтверждением того, что они являются детьми погибших участников ВОВ, служит «Извещение» о гибели отцов при выполнении воинского долга при защите Родины от Министерства Обороны СССР и «Свидетельство о рождении». Это все, что осталось в наследство Тенсиле Валеевне от погибшего отца, отдавшего жизнь за Победу над фашизмом.

В силу своего малолетства на тот момент, дети войны не принимали участия в боевых действиях, но официально считаются пострадавшими от ее тягот. Логично было бы предположить, что наше государство должно оказывать этим людям какую-либо поддержку. Как удалось выяснить, все существующие льготы для таких граждан региональные, на федеральном уровне специальной программы пока еще нет. Осложняется положение вещей еще и тем, что дети войны сами по себе не имеют своего полного статуса, и не выделены в отдельную категорию.

Долгие годы пытался узнать Дамир Гиниятович Гизятов, как погиб его отец, найти его могилу. И все это время он искал по многим источникам, рассылал запросы в военкоматы. Поиски увенчались успехом буквально в преддверии Дня Победы. «На фронт ушел отец в 1943 году, мне тогда всего пять лет было, — рассказывает ветеран. — С тех пор я отца не видел. Похоронки, видимо, не было. Во всяком случае, знаю лишь одно «пропал без вести». Выяснилось, что наш отец погиб под Керчью. Он участвовал в прорыве мощной немецкой траншейной обороны под названием «Голубая линия». По архивным данным, в январе 1943 года начали наступления войска Южного и Закавказского фронтов. За время оккупации фашисты создали мощный оборонительный район — «Голубая линия» протяженностью 110 км от Азовского моря до Новороссийска».

Прощаясь с ветераном, гости пожелали видеть его еще долгие годы в хорошем здравии, поблагодарили за Великую Победу, доставшейся огромной ценой. «Мы перед вами в неоплатном долгу», — сказал Загит Сафин.

Нет ничего страшнее, чем детство во время войны. Боль. Скорбь. Отчаянье. Страх. Что пережили мальчишки и девчонки в военные и послевоенные годы, нам и не снилось в самых жутких кошмарах. Поэтому важно помнить о подвиге тех детей, о подвиге их отцов и матерей. Ведь наша общая история складывается из истории жизни каждого человека.

Илюся ГАЙНУЛЛИНА.

Фото автора.

«Камышлинские известия». 

Просмотров: 950

Комментирование запрещено