Татарская свадьба 100 лет назад: похищение невесты, споры о калыме и свой мальчишник

335b794beca73fafКак татары готовились к бракосочетанию: обряды, традиции и шариатские тонкости

В Казани на площадке комплекса «Туган авылым» с 18 по 20 мая пройдет свадебный фестиваль Halal Wedding, который состоится в рамках саммита «Россия Исламский мир: Kazan Summit 2017». Эксперты отмечают рост бракосочетаний, проведенных с соблюдением религиозных норм. Этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова в авторской колонке, написанной для интернет-газеты, рассказывает о том, как татары традиционно готовились к никаху и отмечали это важное событие в своей жизни.

Возвращение к истокам: безалкогольные свадьбы, халяльное угощение

В рамках IX международного экономического саммита «Россия — Исламский мир: Kazan Summit 2017» в Казани пройдет свадебный фестиваль Halal Wedding. Организаторы познакомят присутствующих с традиционной свадебной обрядностью. К тому же пройдут показы свадебных коллекций и одежды для никаха. То есть данное мероприятие по задумке будет иметь не только экономический подтекст, но и образовательный, когда современную молодежь, желающую знать традиции своего народа, будут знакомить с основными действами свадебного торжества.

В целом необходимо заметить, что последнее десятилетие охарактеризовалось возрождением мусульманских свадеб среди молодежи, особенность которых заключается в отсутствии алкоголя и использовании в застолье пищи, соответствующей нормам халяль. Причем могут устраивать несколько свадебных мероприятий как отдельно после никаха, так и по завершению регистрации брака в ЗАГСе.

Соответственно увеличение количества совершаемых традиционных свадебных обрядов среди татар привело к расширению рынка свадебной моды. Рынок одежды переполнен предложениями по пошиву, покупке традиционного платья или костюма как для мужчин, так и для женщин.

Однако, рассказывая о традиционной свадебной обрядности татар, необходимо отметить, что это сложный комплекс обычаев и обрядов, имеющий большую вариативность. Как было отмечено Р.К. Уразмановой, «каждая этническая (субэтническая), даже этнографическая, территориальная группа имела свой комплекс, нередко с характерной только для нее специфической терминологией обрядов».

Три типа приобретения невесты

Одним из первых исследователей XIX века, затронувших тему свадебного обряда, был К.Ф. Фукс. И уже в то время им было замечено, что «из всех семейных праздников роскошнее всего татары празднуют свадьбы. Не говоря уже о богатых и зажиточных, даже бедные жертвуют последним рублем для угощения своих товарищей… Свадебные пиры у татар начинаются за неделю или ранее до совершения брака и празднуются ежедневно в домах у жениха и у невесты; один день у жениха, другой у невесты; один день пируют мужчины, другой женщины». Впоследствии А. Сперанский («Казанские татары») и М.Н. Пинегин («Свадебные обычаи казанских татар»), описывая обрядность татар, использовали материалы из книги Фукса.

Позднее более подробно, чем в ранее описанных работах, Г.Н. Ахмаровым в «Известиях общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете» было выделено и описано три типа «приобретения невесты»:

  1. похищение путем насильственным, т. е. против воли самой девушки и ее родных;
  2. добровольный уход девушки из родительского дома к жениху — по обоюдному согласию, но без ведома и согласия родителей сторон;
  3. в порядке обыкновенного сватовства, по воле и предварительному соглашению родителей сторон.

Многоженство, развод и калым

К тому же Ахмаров в своей работе затронул и такие темы, как брак между родственниками. Так как «по магометанскому закону допускались браки между двоюродными, но не ближе… Но все же брачные союзы между такими близкими родственниками заключались не охотно и редко, и то лишь из-за каких-нибудь значительных выгод (особенно материальных)».

Относительно темы многоженства исследователь писал, что, несмотря на возможность иметь несколько жен, данной практики придерживались немногие. «Главным поводом к двоеженству служит бездетность жены» Понятие развода также существовало среди татар — «брак может быть расторжен или по взаимному соглашению супругов, или только по воле одного мужа, или же, по требованию жены». К тому же, им было отмечено, что «на разведенной жене снова можно жениться (до трех раз), что бывает очень часто».

Брак с юридической стороны предусматривал соблюдения ряда правил. «Если невеста до свадьбы или до первого приезда жениха умирает, то калым возвращается. Если женщина в замужестве умирает, то калым возвращается. Если женщина в замужестве умирает, оставив детей, то калым поступает в пользу последних. Если умершая не оставила детей, то родители ее в праве требовать от жениха калым в полном объеме. По смерти мужа, до раздела оставшегося имущества, прежде всего, уплачивается калым как долг покойного».

Предсвадебные хлопоты

Итак, свадебную обрядность татар условно можно разделить на три основных действия: предсвадебное, сама свадьба и послесвадебное.

В предсвадебные мероприятия входит сватовство, представляющее собой согласие на брак и оговаривание условий его заключения. В качестве сватов чаще всего отправляли родственников жениха. Однако, как было отмечено К. Насыри, «бывает и так, что родители невесты сами посылают сватов в дом жениха, которые намеками дают понять, что, мол, если бы попросили дочь, то не встретили бы отказа».

Сваты должны были не только хорошо говорить, рассказывая о претенденте, но и в одежде у них были особенности. Так у свата, одна штанина закатывалась выше колена, а у свахи выпускалась поверх голенища сапога.

После первого посещения сватов, а они могли приходить по пять-шесть раз, прежде чем получат ответ, родители собирали близких родственников на совет. Во время каждого из приходов сватов вели переговоры о том, что будет подарено со стороны жениха (калын) и в каком количестве. В качестве подарков были в ходу верхняя и нижняя одежда, головные уборы, обувь. Причем, обязательной частью были перины. Зачастую, в калын входила скотина — лошадь, корова, овцы, птица и пр. К тому же, со стороны жениха до свадьбы должны были выплатить обговоренную сумму денег (которые, обычно использовались родителями невесты для приготовления приданного, даров), а также привезти определенное количество продуктов — мясо, масло, молоко, мед, чай. По сведениям К.Ф. Фукса, калын мог составлять «у богатых татар в Казани от трех до пяти тысяч рублей, смотря по состоянию жениха и невесты. В деревнях у зажиточных от двухсот до пятисот рублей, у бедных от пятидесяти до ста рублей».

По достижении обоюдного согласия сторон родители невесты приглашали на сговор-помолвку и родителей жениха и сватов, где в знак окончательной договоренности стороны обменивались подарками. По возвращению в дом, родители жениха устраивали праздничное угощение, во время которого всем сообщалось о согласии со стороны невесты, сроках проведения свадьбы, гостях и их посильной помощи при приготовлении выкупа. На показ гостям выставляли полученные подарки, а все присутствующие выделяли небольшую сумму денег для невесты.

После сговора-помолвки между будущими родственниками проводили встречи с обоюдным обменом подарков и угощением для их знакомства друг с другом. В это предсвадебное время бытовал обряд смотрин невесты. Он мог иметь немного разные вариации, но основа была одна, когда мать жениха и его родственница знакомились с невесткой. Так, например, в некоторых районах (по материалам Р.К. Уразмановой) мать жениха должна была узнать «свою» среди других молодых девушек покрытых платком/шалью. После проходило взаимное одаривание. В доме невесты также проводился девичник со свадебным угощением.

На мальчишник, проводимый в доме жениха, собирались не только родственники, но и друзья. Жених одаривал гостей небольшими подарками, а в ответ получал деньги. В ночь перед свадьбой могли проводить «ночную свадьбу», когда на вечернее чаепитие в дом невесты приглашался жених с друзьями. После угощения, жених оставлял подарок невесте, сидящей в другой комнате или за занавеской.

Таким образом, в предсвадебную обрядовую часть входило неоднократное посещение родственников молодоженов для знакомства, обмена подарками и оказания помощи в приготовлении свадьбы.

О самом обряде бракосочетания (никах) и послесвадебных традициях — в продолжении

Дина ГАТИНА-ШАФИКОВА.
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.

  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.

  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.

  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

«Реальное время».

Просмотров: 1136

Комментирование запрещено