Татары и ураза 100 лет назад: уважение детей к посту, критика джадидов и скандальные фетвы Бигиева

533192937e087c08Сегодня в мечетях начинают читать специальную молитву таравих, которая ознаменовывает начало мусульманского поста в месяц Рамазан (Рамадан). Историк и колумнист «Реального времени» Ильдар Шафиков подготовил ретроспективу материалов из татарских газет о том, как ураза начиналась в Казани 100 лет назад, и сообщил о других фактах, касающихся этого события.

Наступление Рамазана

Наступление рамазана было большим событием в мусульманском обществе. Традиционно по мусульманскому календарю новый день наступает с закатом предыдущего. Новостные колонки татарских газет пестрели объявлениями: «Сегодня вечером после чтения таравиха (намаз во время поста) вступаем в уразу» или «13 сентября, прочитав таравих, вступили в уразу. Дай бог выдержать, сохранив здоровье».

Другим символом наступления рамазана становился наплыв попрошаек. Как писала газета «Реформа» (Әл-Ислах) в 1908 году: «В эти дни в Казани уж очень стали заметны попрошайки и бэделче. Видимо по причине того, что приближается время Макарьевской ярмарки и месяца рамазан».

По сведениям отдельных комментаторов религиозность была свойственна и детям. Современник пишет: «В нашей деревне 8-9-10-летние дети, видя как их отцы и матери в жаркие и душные дни держат уразу, не оставляли поклонения своего. А в особенно жаркие дни спускались в погреба и хотя бы так не прерывали поста своего».

Критика джадидов

Однако по наблюдениям авторов юмористических журналов не все мусульмане добросовестно исполняли требования религии. Например, один из номеров журнала «Сверкание» (Ялт-Йолт) в 1910 г. вышел с карикатурой на обложке под названием «Рамазан ае». Обложка разделена на две половины: на первой изображены татары, едящие и пьющие в светлое время в нарушение канонов ислама. А справа изображены джины — демоны ада, горящие в пламени преисподней со связанными руками и ногами. Подпись под карикатурой гласит: «Руки и ноги шайтанов связаны, и все же…».

Справедливость этих сведений подтверждают некоторые другие современники. Так, Габдулла ибн Таджутдин ал-Качхири с горечью писал: «Последние годы мы видим, как пошатнулась ураза». Автор весьма близко воспринимает отход от традиционных стереотипов поведения, повсеместно наблюдавшийся в среде «джадитской молодежи». Но более всего негодование Габдуллы ал-Качхири вызывает, тот факт, что сами, не следуя столпам ислама, джадиды сбивают и других. «Они говорят простому народу: «Вы на тяжелой работе, а раз так, то ураза для вас не обязательна…». По сути подобные крайности некоторых джадидов и подрывали доверие к ним и их лидерам со стороны обывателей.

О подобных молодых людях так же писал Хади Тахири. По его словам, среди молодежи число несоблюдающих уразу, «раздувая ничтожный повод или во все без него», растет год от года.

Во многом причиной негодования была книга-фетва Мусы Бигиева «Пост в длинные дни». В ней автор, отталкиваясь от того, что на планете есть регионы, в которых отсутствуют типичные смены ночи-дня, пришел к такому к выводу, пост в длинные дни или в широтах, где не заходит солнце (или не восходит), не обязателен. То же справедливо и для ясту намаза (иша).

По словам богослова, пост не обязателен в первую очередь для занятых на тяжелых работах, таких, как «изможденные бедняги, целыми днями режущие горы, таскающие камни и грузы, несчастные, которые кормят свои семьи, в длинные дни, работая под открытым солнцем на полях и нивах». Однако пропущенные дни рамадана, выпавшего на длинные дни, должны быть возмещены.

Два полюса

В противовес пессимистичным прогнозам Тахири и фетве М. Бигиева можно привести группу лесорубов, возглавляемую Васихуллой Амирхановым и Лотфуллой Хузяахметовым, которые, работая в наших широтах, и летом в долгие дни держали пост. Но в 1914 году они были вынуждены перебраться на юг, в Ташкент. Кроме того, в силу обстоятельств, они вынуждены были заниматься не своим ремеслом: заготовкой сена и переноской грузов (переноска до двух пудов товара) с рынка на рынок, «а на рынке приходится находиться на солнце. В связи с этим рабочие спрашивают: «Не будет ли вреда нашему мусульманству?», имея ввиду отказ от поста в таких условиях. Редакция журнала «Шура» весьма понимающе отнеслась к письму, но все же констатирует, что пост в месяц рамазан обязателен для всех.

Кроме того, в это же время существовали «хитрецы», которые, зная основы шариата, избегали открытого нарушения поста под видом путешествия или вследствие медицинских противопоказаний, говоря: «Врач не велел».

Для страдающих проблемами с желудком журнал «Шура» предлагал: «По сему чтобы почувствовать реальную пользу поста во время сухура (предрассветный прием пищи) и ифтара (вечернее разговение) не стоит съедать более обычного».

Медицинские наблюдения за здоровьем татарской части населения убедительно демонстрировали пользу поста. Так, по замечанию А.А. Сухарева: «Наименьшее число больных приходится на декабрь месяц и объясняется продолжительным постом («ураза»)».

С другой стороны, вестернизированная часть общества, приобщенная к определенному комфорту и европейскому образу жизни, но ассоциирующая себя с исламом, пыталась избежать или облегчить исполнение поста, навлекая на себя гнев религиозных элит. И в то же время обыватели относились к предписаниям религии весьма основательно, и нельзя однозначно согласиться с авторами, сулившим полный отказ от практики поста, а за тем и гибель ислама.

«Реальное время».

 

Просмотров: 1232

Комментирование запрещено