«Зуб мудрости» профессора Садыкова

1Мукатдес Ибрагимович Садыков свою трудовую деятельность в Куйбышевском медицинском институте начал с 1983 года ассистентом на кафедре ортопедической стоматологии под руководством доцента Д.И.Тельчарова. В 1990 году в Казани защитил кандидатскую диссертацию, а докторскую – уже в Самаре в 2002 году. Научным вдохновителем обеих диссертаций стал профессор И.М. Федяев. Через год был избран профессором кафедры ортопедической стоматологии СамГМУ. Имеет высшую квалификационную категорию по специальности «ортопедическая стоматология».

Мукатдес Ибрагимович – автор 324 публикаций в области стоматологии, среди них 209 научных работ в т.ч. 48 статей в журналах из перечня ВАК Минобрнауки России и 6 монографий, является автором и соавтором 70 патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели. Награжден нагрудным знаком «Изобретатель СССР». Научные разработки и изобретения профессора используются в лечении больных, подготовке студентов, ординаторов, аспирантов и практических врачей. Под его руководством защищены и утверждены 9 кандидатов медицинских наук, часть из них работает с ним на кафедре ортопедической стоматологии. М.И.Садыков принимал активное участие в работе всероссийских съездов, конгрессов и научно-практических конференций по стоматологии. Он член редколлегии в двух зарубежных медицинских журналах, активно участвует в общественной жизни вуза: был 25 лет куратором студенческого научного кружка кафедры ортопедической стоматологии, ответственным по науке на кафедре в течение 10 лет, работает в составе научной проблемной комиссии по специальности «стоматология», член ученого совета стоматологического института СамГМУ и ученый секретарь диссертационного совета по специальностям «стоматология» и «глазные болезни».

За добросовестный труд в подготовке педагогических и врачебных кадров имеет почетные грамоты СамГМУ, Минздрава России и Минздрава Самарской области, неоднократно награждался почетными грамотами различных ведомств. За преданность профессии и альма-матер, – стаж работы более 45 лет, коллеги неоднократно отмечали его заслуги: награжден знаком «Почетный выпускник СамГМУ», орденом «За заслуги перед стоматологией» стоматологической ассоциации России, нагрудным знаком «Отличник здравоохранения» Минздрава России, он обладатель международной золотой медали «European Quality» и ордена «Екатерина Великая» за служение науке и просвещению. Представлен СамГМУ к государственной награде – почетному званию «Заслуженный работник высшей школы».

21– Я родился в селе Стрельниково Инзенского района Ульяновской области в 1949 году, – рассказывает М.И. Садыков. – Мой отец Ибрагим Садикович долгие годы работал председателем колхоза. Добрый, мудрый, был непререкаемым авторитетом в нашей большой семье, а в годы войны трудился на оборонном заводе. Мама – Мервя Садретдиновна, была кавалером орденов Материнской Славы. Самым главным делом всей ее жизни было воспитание детей и поддержание идеального порядка в доме и на приусадебном хозяйстве. Нас было 9 детей – 3 брата, я самый младший, и 6 сестер. Мой старший брат Абдул-Бари дослужился до звания полковника Вооруженных Сил Российской армии. Мои младшие сестры – Нурсана и Таибя живут и работают в Ульяновске.

В детстве у меня была мальчишеская мечта стать военным летчиком, как легендарные герои Чкалов, Маресьев, Покрышкин, Кожедуб и другие. А какое ликование случилось в нашем селе, когда узнали о полете Юрия Гагарина в космос! Вспоминаю, как мальчишками бегали по пыльным улицам и кричали: «Гагарин! Гагарин!». Вот такие люди и их поступки формировали наше поколение. По окончании школы я даже намеревался поступать в Сызранское военное летное училище, но отговорили родители.

Хорошо, что мечта была не одна, а целых две! Ведь я еще хотел стать врачом. У меня были хорошие знакомые среди зубных врачей Инзенского района, которые и посоветовали поступить именно на стоматологический факультет. Родители были только «за».

Окончив в 1966 году среднюю школу села Красносурское Карсунского района, в том же году поступил в Куйбышевский медицинский институт на впервые открывшийся стоматологический факультет. Это был год двойного школьного выпуска (1948 и 1949 годов), поступить в этот год в любой вуз, тем более в медицинский институт, было очень сложно. И все же судьба и мои крепкие школьные знания мне помогли.

Мы оказались первым набором студентов стоматологического факультета из 100 чел., который открыли тогдашний ректор профессор И.В. Сидоренков и родоначальник стоматологов области профессор М.А. Макиенко, приехавшая из Сибири. Восточная мудрость гласит: время летит как стрела… Первые студенты сами стали академиками, профессорами и доцентами. В этом году мы отмечаем знаковый юбилей – полвека высшему стоматологическому образованию в СамГМУ.

С огромной благодарностью вспоминаю лекции и практические занятия первых наставников стоматологического факультета – профессоров: М.А. Макиенко, Ф.П.Маркизова, Ю.А. Панфилова, И.Б.Солдатова, И.М. Федяева, Б.В. Аникандрова; доцентов Д.И.Тельчарова, М.Г.Кочетковой, И.Р. Быстровой и многих других. В первые 2 года становления трудностей хватало – дефицит аудиторий, оборудования, к примеру, «стоматологические» кресла брали из парикмахерских. На всем факультете был единственный доктор медицинских наук – Мария Александровна Макиенко, но зато какой организатор, да еще награжденная боевыми наградами в годы Великой Отечественной войны, бессменный председатель Куйбышевского областного научного медицинского общества стоматологов! Факультет рождался в муках и в какой-то момент его планировали закрыть, а студентов перевести на лечебный факультет.

На младших курсах из-за недостатка лекционных залов мы ходили вместе со студентами лечебного факультета на одни лекции. Здесь я познакомился со своим товарищем – будущим академиком РАН и ректором Самарского государственного медицинского университета – Г.П. Котельниковым, а также будущим академиком РАН и директором ФГУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» А.А. Кулаковым. Мне приятно осознавать, что все эти годы был и являюсь свидетелем становления крупного ученого и талантливого организатора с мировым именем ректора родного университета академика РАН, профессора Г.П. Котельникова. Студенческие годы надолго связали меня и с другими однокурсниками, почти все они составили основу новорожденного стоматологического факультета – доценты Т.М. Ткач, В.П. Кириллова, Т.А. Киселева, А.Н. Карпов, профессор А.М. Богатов и другие.

Хорошо помню особую творческую атмосферу студенческих лет: хотелось учиться, побыстрее почувствовать руками свою будущую профессию, участвовать в общественной жизни института.

Например, хорошая традиция была на кафедре анатомии человека – после занятий мы дополнительно приходили в «анатомичку» на самоподготовку. У лаборанта кафедры получали кости или влажные препараты. Раскладывали их на столе, а на подоконнике – свои бутерброды и термосы с чаем. Анатомических атласов и учебников на всю студенческую группу не хватало, но было огромное желание учиться медицине и мы делали для этого все возможное. Мне приятно, что традицию по прививанию навыков самостоятельной работы студентов продолжает наш однокурсник, доцент кафедры оперативной хирургии Евгений Сергеевич Петров.

Студенческие годы – романтический период в жизни многих людей. В шутку я говорю, что они прошли в тюрьме, а точнее – в бывшей Самарской губернской тюрьме на ул. Арцыбушевской, 171, где располагается мое общежитие. В этом огромном здании, кроме того, до сегодняшнего дня работают кафедры биологии, химии, физкультуры. Здесь же располагается читальный зал, где порой не хватало места не только за столом, но и у подоконника. Книги читали даже в коридорах. Особенно ценилась дружба со студентами, жившими в этом корпусе. С книгой из читального зала они могли пустить посидеть к себе в комнату и порой угостить чашкой сладкого чая.

Пребывание здесь напоминала жизнь в коммуне – здесь студенты учились и отдыхали, пользовались столовой и буфетом, прачечной и кухней. До сих пор вспоминается неповторимая атмосфера студенческого общежития! Например, по традиции, праздники отмечали «на пятачке», где пересекались 2 коридора, названном «крестом», там стоял огромный аквариум. На Новый год здесь устанавливали огромную елку, устраивали танцы. Почти в каждый выходной день вечерами в лекционном зале демонстрировались художественные фильмы. Событием года становилось выступление студенческой команды КВН, ее капитаном был К.В. Захаров, ставший доцентом кафедры анатомии человека.

В комнатах общежития жили по 4-5 чел, но до революции они были тюремными камерами-одиночками. Одна из них до сих пор сохраняется как музей. В ней когда-то сидел известный революционер В.В.Куйбышев. Пространства было так мало, что кроме коек там практически ничего не помещалось. Чтобы кому-то зайти или выйти, остальным приходилось ложиться или садиться на кроватях «по-турецки». Зато звукоизоляция была просто прекрасной – в комнатах можно хоть петь, хоть плясать, но за дубовой, обитой жестью дверью ничего не слышно.

Общежитие чем-то напоминало большой корабль с комнатами-каютами. Не выходя из здания можно было учиться, брать литературу в библиотеке (теперь это заменяет подключение к интернету), заниматься спортом, готовить еду или питаться в столовой, сходить в кино или на танцы, а затем выспаться для следующего трудового дня.

Например, прачечная располагалась в подвале, куда приходили не только со своим куском хозяйственного мыла, но и со своей лампочкой! На время стирки белья ее вкручивали в «дежурный» патрон, а при уходе выкручивали. На свидание по очереди ходили в одном и том же костюме, порой, единственном на весь этаж общежития. Вечерами готовили на общественной кухне, где стояли 2 газовые плиты. Здесь было важно следить за своей кастрюлей, и дело не в пригорании содержимого. Случались курьезные истории, когда еда неожиданно «испарялась». Напор воды в трубах был таков, что помыться в душе можно было только к полуночи, когда он становился заметным. К этому времени около душевой комнаты выстраивались очереди.

За хорошую успеваемость мы получали стипендию 28 руб. и 35 руб. – на старших курсах. Для нас она являлась большим благом, ведь на 1 рубль можно было питаться 3 раза в день в студенческой столовой.

Студенты жили дружно, в то же время довольно скромно, как и вся страна, но никто не жаловался. Мы понимали – прошло всего два с половиной десятилетия после окончания Великой Отечественной войны, но у людей была полная уверенность, что с каждым днем жизнь налаживается. Студенческая профсоюзная организация, деканы и стремление однокурсников к взаимовыручке помогали нам учиться и справляться со многими житейскими трудностями. Глядя на фотографию нашей учебной группы, сделанной после экзамена, вспоминается особая дружеская атмосфера тех лет. Мы не уходили с кафедры, пока не сдаст экзамен последний одногруппник. Переживали, радовались успехам товарищей, что стало редкостью у современного поколения студентов…

Заметно активизировалась студенческая жизнь, когда председателем студенческого профкома на 4-м курсе стал мой однокурсник по лечебному факультету Геннадий Котельников.

Особая страница студенческой жизни – стройотряд. После 2 курса я впервые летом выехал с товарищами (командир отряда А. Слепцов) в совхоз «Восток» строить в Большечерниговском районе свиноферму. В стройотряде я получил и первую зарплату. В последующие годы со студентами помогали возводить учебный корпус на Гагарина, 18, благоустраивали территорию возле недавно построенного цирка.

За отличные показатели в учебе и общественной работе наша 62-я группа в качестве лучшей среди вузов области была занесена в Книгу почета Куйбышевской областного комитета комсомола.

Мне нравилось заниматься спортом: на кафедре физкультуры посещал секцию фехтования, получил 1-й взрослый разряд по лыжам на 5-километровой дистанции. В молодые годы мы любили не только учиться, но и отдыхать – по выходным переправлялись за Волгу,ходили в филармонию, театры.

Незабываемым событием стал в 1967 г. концерт В. Высоцкого во Дворце спорта. Его популярность была такой, что люди сидели на ступеньках, даже на перилах! В зал на 5 тысяч человек набилось в два раза больше людей, но во время выступления стояла идеальная тишина. Приезд Высоцкого взбудоражил весь город. Удивительно, что ни в газетах, ни по телевидению о концерте не было сказано ни слова.

По прошествии многих лет понимаешь, как много знаний и жизненного опыта мы получили в институте и не только по своей специальности, но и во взаимоотношениях с друзьями, коллегами и пациентами. В студенческие годы сформировался и первый опыт научной работы, которая стала моей путеводной звездой на всю дальнейшую жизнь.

Общежитие. Бывшее здание самарской губернской тюрьмы

Общежитие. Бывшее здание самарской губернской тюрьмы.

Студенческая группа 62 после госэкзамена по внутренним болезням.

Студенческая группа 62 после госэкзамена по внутренним болезням.

Морфологический корпус – анатомичка.

Морфологический корпус – анатомичка.

– Вам приходилось принимать трудные решения, которые повлияли на судьбу?

– После окончания института вернулся в родные края и стал работать в городе Инза районным стоматологом, вскоре стал заведовать стоматологическим отделением ЦРБ. Трудным выбором стало решение оторваться от обжитой Инзы и уехать в Куйбышев. Я уже 11 лет работал в районе, получал хорошую зарплату, рядом – жена с маленьким ребенком на руках… Однако в Инзе я почувствовал свой потолок на пути дальнейшего роста. Толчком для окончательного намерения переехать стала встреча с доцентом Д.И. Тельчаровым. Мы встретились в Ульяновске на научной конференции, приуроченной ко дню рождения Ленина. Дмитрий Иванович в 1970 г. организовал кафедру ортопедической стоматологии и присматривал для себя сотрудников. Стоит заметить, что зарплата ассистента кафедры в медицинском институте была в 2 раза выше, чем у рядового врача, а профессорский оклад был сравним с директорским крупного завода. Под руководством доцента Д.И.Тельчарова мы на кафедре начинаем активно заниматься лечением больных с заболеваниями тканей пародонта. Вскоре под руководством профессора И.М. Федяева защитил кандидатскую диссертацию.

Был и другой трудный момент выбора: долго не решался написать докторскую диссертацию, хотя собрал по ней обширный материал. Снова большую помощь оказал мой научный консультант профессор СамГМУ И.М. Федяев, а также профессор из Казани М.З. Миргазизов, заведовавший кафедрой ортопедической стоматологии, он впоследствии стал работать в Москве.

– Что вас привлекает в профессии стоматолога?

– Быть нужным людям, помочь обрести красивую улыбку. Ведь ко мне часто обращаются люди с полным отсутствием зубов – им может быть и 35 и 65 лет. На кафедре ортопедической стоматологии под руководством профессора В.П.Тлустенко мы внедряем в практику новые методы протезирования больных с частичным и полным отсутствием зубов и лечения заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.

Люблю изобретательскую деятельность, творчество, «креатив», как говорят мои студенты. Активно переписываюсь с коллегами из России и из-за рубежа, продолжаю сотрудничать со стоматологами с Украины. В профессии врача не должно быть политики.

Среди способных студентов подбираю будущих ученых – двое аспирантов заканчивают кандидатские диссертации. Это мои «научные» дети.

6

Олимпиада по ортопедической стоматологии – со студентами и сотрудниками кафедры. Март 2015 г.

Доцент Д.И. Тельчаров и академик РАН В.К. Леонтьев.

Доцент Д.И. Тельчаров и академик РАН В.К. Леонтьев.

Стоматологическая выставка в «Экспо-Волге».

Стоматологическая выставка в «Экспо-Волге».

Профессор М.И. Садыков внедряет передовые технологии для лечения пациентов, использует свои запатентованные устройства и способы лечения в ортопедической стоматологии. Их можно найти в его книгах, Интернете и услышать на научно-практических конференциях для врачей и студентов. Кроме того, новые лечебные методики внедряют в практику и ученики М.И. Садыкова – ординаторы, аспиранты и выпускники университета.

Главный девиз Самарского государственного медицинского университета, предложенный ректором академиком Г.П. Котельниковым, – «лечить, учить и заниматься наукой». В этом коротком, но емком девизе заложен смысл работы каждого преподавателя.

Ректор СамГМУ академик РАН Г.П. Котельников: «Друзей, по определению, не может быть много. Таковыми для себя я считаю 5 человек. Мукатдес Ибрагимович – один из них. Мы познакомились полвека назад, когда учились на первом курсе Куйбышевского мединститута. За это время он стал хорошо известен как профессионал высокого уровня. Нас сближает не только время становления, работа в одном вузе. Порядочность и честность – характерные черты, заложенные ещё с юных лет родителями. Именно эти качества позволяют откровенно говорить с ним на такие темы, на которые не стал бы беседовать с другими. Мы нередко вспоминаем студенческие годы, нашу юность и почти никогда не говорим о работе. Профессор М.И. Садыков – состоявшийся специалист и уважаемый глава семьи, окружённый учениками и внуками. Мне приятно видеть, что именно в нашем коллективе он раскрылся и как учёный и как человек высокой пробы!»

– Профессор, как вы думаете, вас студенты терпят или любят, сочиняют про вас анекдоты?

– Думаю, что считают довольно строгим преподавателем. Я сам воспитывался в такой атмосфере и считаю ее правильной. Требую обязательного посещения лекций, ежедневного совершенствования практических навыков. Только при таком условии стоматолог будет хорошо владеть своими руками и мозговыми извилинами. Молодые врачи это отчетливо понимают, когда начинают вести самостоятельный прием больных. Врачебное мышление, практические навыки можно передать только при личном участии преподавателя и студента. Интернет-технологии, стоматологические муляжи – это атрибуты современного обучения, которые не отменяют базовых принципов образования с ведущей ролью педагога. Как говорит наш ректор академик РАН Г.П. Котельников, «в университете два главных действующих лица – преподаватель и студент».

По поводу анекдотов про меня – пока не слышал, но на студенческих концертах пародии на себя и преподавателей факультета бывали. Отношусь к этому с юмором. Для меня важнее то, что через годы слышу от бывших студентов только слова благодарности.

– В одни сутки вы вмещаете лекцию, практические занятия со студентами и научную работу, прогулки с внуками. При таком напряженном ритме остается время на отдых?

– Я отдыхаю, когда читаю книги по истории Отечества, нравятся произведения Л. Толстого, Чехова и других классиков. С женой иногда выбираемся в филармонию или на выступление популярного артиста. Больше всего заряжаюсь положительными эмоциями от общения с внуками – Антоном и Егором. Радуюсь их успехам. Летом вместе уезжаем на дачу, где в основном хозяйничает дочь Анжелика.

В Петергофе с женой и дочерью.

В Петергофе с женой и дочерью.

В кругу родных.

В кругу родных.

– До какого возраста надо помогать своим детям?

– Помогать детям надо всю жизнь и советами, и конкретным участием. Моя дочь Анжелика окончила лечебный факультет Самарского медицинского университета и сейчас работает руководителем МСЭК-3. Я ни на минуту не забываю о ее существовании. Она с мужем и двумя детьми живет отдельно от родителей, но мы ежедневно созваниваемся и часто видимся. Самым большим подарком судьбы стало рождение двух внуков. Теперь они – главная забота моей горячо любимой жены – Галины Павловны. Стараемся собираться за большим столом, в кругу друзей и родственников, отмечать национальные и государственные праздники.

Внуки М.И. Садыкова – Антон и Егор в День знаний. Гимназия «Перспектива».

Внуки М.И. Садыкова – Антон и Егор в День знаний. Гимназия «Перспектива».

– Мукатдес Ибрагимович, когда у человека наступает мудрость, когда можно с первого взгляда понять суть сложной проблемы?

– Конфуций однажды сказал, что есть три пути познать мудрость: путь размышлений – самый благородный, путь подражания – самый легкий, и путь собственного опыта – самый тяжелый, но самый надежный. Жизнь меня научила доверять двум вещам: времени – оно всё расставляет по своим местам и личному опыту. Время сохраняет дорогих и близких для меня людей, проверяет на верность мои представления о людях, дает житейскую мудрость.

В профессиональном плане, с помощью личного опыта я пытаюсь ускорить само время, заглянуть немного вперед и предсказать результат лечения. Этот навык я стараюсь передать своим ученикам. Опыт необходим во врачебной работе и научной деятельности. Он позволяет за секунду проанализировать несколько вариантов лечения больного и выбрать оптимальный. Эту медицинскую мудрость часто называют врачебной интуицией.

Могу предположить, что к состоянию мудрости я в последнее время значительно приблизился.

Искандер МИФТАХОВ, член Союза журналистов России, врач.

Фото автора и из семейного архива М.И. Садыкова.

Журнал «Самарские татары», № 3 (15), ноябрь 2016 г. — февраль 2017 г.

Просмотров: 1974

Комментирование запрещено