Записки «главного татарина»: питерский антагонист Путина, Уральская республика и прохановские эскапады

ec080387aeaf6616Воспоминания первого председателя исполкома Всемирного конгресса татар Индуса Тагирова

Индус Тагиров, автор «Чистосердечных воспоминаний первого председателя Всемирного конгресса татар», делится с читателями «Реального времени» очередным фрагментом своих мемуаров. В нем он рассказывает о двух знаковых российских губернаторах — Владимире Яковлеве и Эдуарде Росселе, немало сделавших для татар Санкт-Петербурга и Свердловской области.

Яковлев, которого не любил Путин

Возглавлять бывшую столицу России не так-то просто. У Владимира Анатольевича Яковлева, как и у многих, было немало оппонентов и соперников. Он возглавил администрацию Санкт-Петербурга после Собчака. Собчак же был одним из учителей Путина. Питерцы часто ехали к нему с жалобами на Яковлева. И это было одним из факторов отрицательного отношения Путина к Яковлеву.

Однако, как бы там ни было, он был в хороших отношениях с Шаймиевым. Хорошо относился к татарам Санкт-Петербурга. Во время выездного заседания исполкома Конгресса участвовал во всех наших мероприятиях, которые проходили с участием активистов татарских организаций. Посетили мы с ним и нашу мечеть, где он обещал помочь в ремонте минарета, поврежденного в период немецкой блокады города.

Яковлев в помещении этнографического музея устроил прием в нашу честь. После этой встречи татарам Петербурга открылись многие двери правительственных учреждений, чем они воспользовались достаточно основательно. Как уже отмечалось, особую роль при этом играл и представитель Татарстана в Петербурге Шамиль Камилевич Ахметшин. Большую работу по сплочению татар проводил председатель национально-культурной автономии вице-адмирал в отставке Марс Джемалович Искендеров. Вообще, в Санкт-Петербурге национальная жизнь татар была наполнена большим содержанием, в чем также немалая заслуга Яковлева.

По его инициативе, продолженной Валентиной Матвиенко, улица Свердлова в Казани, состоявшая из старых ветхих домов, была переустроена, и стала одной из лучших и красивых улиц нашего города. Неслучайно она после этого стала называться Петербургской.

В результате наговоров Яковлев был отстранен от управления городом и переведен в Москву в качестве министра регионального развития. Здесь ему также чинились всякие препятствия, которые очень часто приводили его к нервным срывам. Вскоре он был освобожден и от этой должности.

Однако в моей памяти он сохранился как порядочный человек и честный политик. О всех губернаторах такого не скажешь.

С провозглашением Уральской республики поздравили лишь двое

Если бы я более подробно не остановился на личности возглавлявшего Свердловскую область Эдуарда Эргартовича Росселя, это было бы несправедливо по отношению к этому умному и талантливому человеку. Тем более мы в Екатеринбурге и области провели много интересных мероприятий. Город этот знаком мне со студенческих лет. Мы туда часто ездили на студенческие научные конференции. Среди профессуры у меня было много друзей и знакомых.

Здесь сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал страны, функционируют Уральское отделение Российской Академии наук, Уральский государственный университет, Политехнический университет. В этих и десятках других учебных и научных заведениях трудятся сотни докторов и более тысячи кандидатов наук. Среди них немало татар. Россель часто бывал в вузах и всегда опирался на науку.

В бытность мою деканом исторического факультета нашего университета мы заключили с историческим факультетом Уральского университета договор о сотрудничестве. На его историческом факультете мы совместными усилиями создали лабораторию по изучению истории уральских татар.

Здесь я неоднократно выступал в качестве официального оппонента на защитах докторских и кандидатских диссертаций. Вообще, хорошо знаком с научным миром этого примечательного города.

В Свердловской области при решающем участии Росселя была разработана модель хозяйственного расчета. Жаль, что с распадом СССР она, представленная как составная часть перестройки страны, сошла с повестки дня. Однако наработки остались. Они-то и стали экономической базой для провозглашения Уральской республики. Это не было проявлением некоего сепаратизма или обособленности региона от России, это был хорошо продуманный хозяйственный расчет, направленный на создание образца экономического развития региона.

В те дни как огня боялись суверенных устремлений регионов. Многие помнят реакцию на провозглашение государственного суверенитета Татарстана. В головах определенного круга общественности зрели планы экономического удушения республики. В Казань иногда вместо запланированных грузов посылали пустые товарняки с надписью «Свободному Татарстану — свободные вагоны!».

Однако такие люди, как Эдуард Россель, думали иначе. Они исходили из того, что сильные регионы являются основой и условием процветания страны. Следовательно, и обеспечения ее целостности.

После провозглашения Уральской республики, с чем я его тогда телеграфно поздравил, Ельцин отстранил его от занимаемой должности.

Вместо него губернатором области был назначен Алексей Страхов. Это было время, когда готовился договор между Татарстаном и Свердловской областью о сотрудничестве. Исполком Всемирного конгресса татар также принял определенное участие в этой работе.

Мы тогда в Екатеринбурге провели выездное заседание исполкома. В составе нашей делегации были министр народного образования В.Г. Гайфуллин, министр печати и информации И.Г. Ахметзянов, заместитель министра культуры М.Т. Низамиев, заместитель председателя Госкомитета по экономике М.Г. Галеев, заместители председателя исполкома ВКТ Р.Р. Туфетулова, Р.С. Валеев. Состоялась очень содержательная встреча с членами правительства области во главе со Страховым. Участвовали и руководители татарских национальных организаций. Это была, по сути дела, встреча двух правительственных делегаций. В ходе этой встречи соответствующими министрами Татарстана и Свердловской области были заключены соглашения о сотрудничестве. Прощаясь, Страхов пожал мне руку и публично заявил: «Молодец!».

На выборах губернатора области победил Россель. Переговоры о договоре и укреплении взаимоотношений были продолжены уже с ним. В мае 1996 года делегация Татарстана во главе с Ф.Х. Мухаметшиным прибыла в Екатеринбург. Встречал сам Россель. Не знаю, откуда он узнал, но сразу объявил: «Поздравляю вас с присвоением звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации». Вероятно, указ был опубликован в печати. Но я об этом факте узнал от него — руководителя Свердловской области. Встреч в этой поездке было много. Была и прощальная в аэропорту.

— Вы получили мою телеграмму с поздравлением по поводу провозглашения Уральской республики? Может, забыли?

— Как можно забыть, телеграмм было всего две.

— От кого?

— Ваша и от Игоря Смирнова из Приднестровья.

Прощаясь, я спросил у него: «Как Уральская республика?» Ответ был такой: «Живет Уральская республика!»

Следующая встреча проходила в Уральском государственном университете. Тогда в Екатеринбург мы приехали с моим братом Энгелем. Мы вручили Росселю диплом действительного члена Академии «Европа-Азия». Я, выступая, снова, на этот раз публично, напомнил ему о своей телеграмме и спросил: «Почему же с провозглашением Уральской республики вас поздравили всего два человека? Где были другие?». Он, еще раз подтвердив, что было всего две телеграммы, сказал: «Другие испугались».

В июне 2002 года делегация Татарстана снова посетила Екатеринбург. На этот раз во главе с М.Ш. Шаймиевым. Среди многочисленных мероприятий запомнилось одно — встреча М Ш. Шаймиева и Э.Э. Росселя с татарской общественностью. Была и вице-премьер Татарстана З.Р. Валеева. Встречу поручили вести мне. По-домашнему теплое выступление Шаймиева несколько раз прерывалось аплодисментами. Татары восприняли его как своего президента.

Предоставив слово Эдуарду Эрдгардовичу, я, пока он шел к трибуне, рассказал все, что связано с Уральской республикой и о наших взаимоотношениях, связанных с ее историей. Россель подтвердил сказанное мной и сказал: «Да, живет Уральская республика. Мы даже ее Конституцию сохранили, изменив лишь название. Она называется Уставом. Но это Конституция Уральской республики».

Действительно, этот человек уникален. Он хорошо понимает, что Россия может сохраниться только своими регионами. Они должны быть сильными, полноправными и самодостаточными. Россель открыл в Екатеринбурге консульства ряда стран. В том числе Великобритании и Германии. Область развивает действенные международные связи. Губернатор смог создать для предприятий области благоприятные условия для их развития.

На Росселя наступали московские чиновники. Прокурорские протесты, судебные процессы, требующие приведения законодательства области в соответствие с федеральными нормами. Однако область стойко отстаивала свои права. Так, губернатор в суде отстоял право на создание правительства во главе с председателем. Москва не смогла добиться того, чтобы правительство Свердловской области возглавлялось самим губернатором. И много чего еще смог отстоять Россель. И все это действительно доказывает, что Свердловская область функционирует как особый регион страны.

Проханов об «обросших ракушками» губернаторах

Было бы неправильно думать, что его все и везде хорошо воспринимали. С ним соперничал и всячески мешал ему мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. Его пытался подмять под себя представитель президента Российской Федерации в Уральском округе. Он пошел даже на то, что воспрепятствовал деятельности Уральской экономической ассоциации, возглавляемой Росселем. Средства массовой информации также были неравнодушны к деятельности этого человека.

Известно, что на одной из встреч с журналистами российской и зарубежной прессы президент Татарстана М.Ш. Шаймиев высказался о необходимости возврата к системе выборности глав регионов. Его поддержали президент Башкортостана Муртаза Рахимов и губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Критический отклик на это не заставил себя долго ждать. Штатные и внештатные подпевалы центральной власти тут же дали знать о себе.

25 июня 2008 года на радио «Эхо Москвы» в своем так называемом «особом мнении» Александр Проханов заявил, что Шаймиев бросил перчатку Кремлю и его поддержали «обросшие ракушками» Рахимов и Россель. Он их всех назвал сепаратистами. А Росселю припомнил и факт провозглашения Уральской республики.

Да, очень часто напоминали ему об этом «грехе». Однако он не унывал, не сдавался. Он оптимист.

В Екатеринбурге благодаря достигнутому взаимопониманию было открыто наше представительство, разместившееся в доме известных татарских предпринимателей Агафуровых. Нашим представителем был назначен активист местного национального движения Равиль Зуфарович Бикбов.

Мы там создали местное отделение нашего Конгресса и национально-культурную автономию татар. Вскоре появились их отделения на местах. Смогли привлечь к активной работе и татарских предпринимателей.

Вскоре на областном радио и телевидении появились передачи на татарском языке. Нам общими усилиями с привлечением ученых университета удалось провести несколько конференций, посвященных истории и современной жизни татар Урала. И вообще татарская жизнь на Урале, в том числе в таких городах, как Пермь и Челябинск, кипела. Выросла активная молодежь, которая сегодня заступает на смену первопроходцам национального движения.

Среди них оказалась одна моя студентка, имени и фамилии ее называть не буду. Встретив ее, я вспомнил эпизод из ее студенческой жизни. Она была красива, интересна, и на нее заглядывались парни. Не только наши, но и иностранцы, обучавшиеся на нашем отделении научного коммунизма. И вот, видимо, из ревности, наши студенты, обвинив ее в грехах, коих она не совершала, стали настаивать на обсуждении ее персонального дела. Тогда она пришла ко мне в кабинет декана и со слезами на глазах положила на стол заявление с просьбой о защите.

— Индус Ризакович, прошу восстановить мою честь!

— Милая моя, как же я могу это сделать? Надо было прийти ко мне пораньше.

Это я сказал в шутливой форме, ибо хорошо знал, что она чиста и честна. Некоторым инициаторам этой затеи пришлось перед ней извиниться.

Вообще вокруг Росселя всегда было много интересных и талантливых людей. В том числе и из числа татарской молодежи. Россель и сегодня в строю. Он член Совета федерации Федерального собрания.

Вообще, этот человек остался в моей памяти как яркая и светлая личность.

Индус ТАГИРОВ.
Справка

Индус Ризакович Тагиров (тат. Индус Ризак улы Таhиров; род. 24 мая 1936) — советский и российский историк и общественный деятель, академик Академии наук Республики Татарстан (с 1995 года).

Работал в Казанском университете после его окончания в 1963 году. С 1966 года — ассистент кафедры отечественной истории, в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию «Установление Советской власти в Казани (о своеобразии борьбы за победу пролетарской революции на местах)». С 1975 года — доцент. В 1979 году защитил докторскую диссертацию «Революционная борьба и национально-освободительные движения в Поволжье и на Урале (март 1917 — март 1918 гг.)». С 1980 года — профессор, в 1980—1995 годах декан исторического факультета КГУ (ныне Институт истории КФУ). С 1983 — заведующий кафедрой истории СССР (с 1992 года переименована в кафедру современной отечественной истории), в 2009—2012 годах — заведующий кафедрой отечественной истории. С 1994 года — председатель специализированного совета при Казанском университете по защите кандидатских и докторских диссертаций. Подготовил 3 докторов и 30 кандидатов наук.

Основные научные исследования касаются истории революционных и национальных движений в России, национально-государственного строительства в Татарстане.

«Реальное время».


КОНТЕКСТ:

Записки «главного татарина»: встречи в сквере, корни Аяцкова и ельцинские наказы

Просмотров: 812

Комментирование запрещено