«Один из решающих факторов – утомленность водителя»: официальные выводы о ДТП под Заинском / Автобус хуҗалары Хөкүмәт комиссиясе белән килешми

12f877db47ca393826e79f8b6b27bf2d_500_0_0Что привело к трагедии: скорость 87 км/час, нарушение смен, невключенные габаритные огни и даже конструкция немецкого автобуса

Вчера представители правительственной комиссии из Москвы огласили выводы о причинах громкой аварии под Заинском. Вопреки заявлениям перевозчицы, они утверждают, что водителя не подменили вовремя, а скоростной режим был нарушен. При этом есть вопросы и по конструкции «Неоплана» — автобус такой же модификации буквально 3 июля попал в точно такую же аварию у себя в Германии. Трагические последствия, в числе прочего, связаны и с уязвимым расположением топливного бака.

«ЗАПРЕТИТЬ НОЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ? А ЕСЛИ, НАПРИМЕР, МЫ НАХОДИМСЯ В РАЙОНЕ МУРМАНСКА, ГДЕ ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ?»

Не меньше часа высокопоставленные чиновники из Москвы в здании кабинета министров РТ обсуждали причины автокатастрофы под Заинском на заседании специальной правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии. По итогам заседания к журналистам вышел заместитель начальника ГУОБДД МВД России Сергей Добряков.

«Обсуждались вопросы первоочередных мер по приведению в соответствие с законодательством пассажирских перевозок, — рассказал Добряков. — В ходе выступления моего и моего коллеги были предложены ряд мер, чтобы подобные случаи не происходили. В первую очередь мы предлагаем, чтобы автобусы стали категорированными объектами, хотим исключить несанкционированные места высадки и посадки граждан. Кроме того, мы хотели бы, чтобы сотрудники МВД имели доступ к информационно-аналитической системе транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ, государственный информационный ресурс, предназначенный для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти — прим. ред.), чтобы мы в режиме реального времени могли понимать, есть ли в этой системе автобус и есть ли там пассажиры. Тогда будет возможность вывести из тени ряд перевозок, которые являются нелегальными. Они происходят под видом заказных».

Как все это связно с последним резонансным ДТП, которое совершил легальный рейсовый автобус, Добряков, впрочем, не пояснил. При этом предложение хоть как-то ограничить пассажирские перевозки в ночное время, о котором в последнее время спорят федеральные чиновники и депутаты Госдумы, вообще почти не обсуждался на заседании. «Это вопрос сложный. Если, например, мы находимся в районе Мурманска, где полярная ночь… Что теперь, запрещать будем?» — иронично отозвался на вопросы журналистов Добряков. «Что касается запрета на ночные перевозки. Статистика — упрямая вещь. У нас происшествия такие страшные происходят и днем, и вечером, и утром. Самое серьезное нарушение, на мой взгляд, — это нарушение режима труда и отдыха», — включился в общение со СМИ заместитель руководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов.

Главным для журналистов стали официальные выводы о причинах аварии. По словам Добрякова, ДТП под Заинском прежде всего произошло из-за усталости водителя автобуса Александра Ижмукова, который сегодня находится в тяжелом состоянии в реанимации. Накануне по решению суда в отношении Ижмукова было на 72 часа продлено задержание. По словам Добрякова, смена одного водителя на другого вовремя проведена не была. В итоге он допустил нарушения — не выбрал безопасную дистанцию, не соблюдал скоростной режим. «Один из решающих факторов — это утомленность водителя автобуса. Вы понимаете, что если водитель не отдохнул в установленное время, то реакция у него уже не та. На то, что водитель был в утомленном состоянии и не успел среагировать адекватно на сложившуюся ситуацию, указывают обстоятельства», — подчеркнул замначальника ГУОБДД МВД России. Позже он также заявил, что разговаривал с людьми, которые были в салоне автобуса. «Они утверждают в один голос, что водитель, который находился за рулем в Тольятти, также находился за рулем и во время ДТП. У нас в 90 процентов ДТП с автобусами виноват водитель», — заявил Добряков.

Спорный вопрос, о котором то и дело заявляют родственники погибших в аварии — превышение скорости водителем автобуса, также был поднят на совещании. Как пояснил Добряков, по ГЛОНАСу на маршруте была зафиксирована скорость в 87 км/ч, хотя недалеко от места ДТП установлен ограничительный знак в 70 км/ч. Однако следствию еще предстоит определить по результатам различных экспертиз, стало ли превышение скорости основной причиной трагедии.

Отметим, ранее главный акционер АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Фэния Хакимова сделала ряд заявлений информагентствам. В частности, она сообщила «Интерфаксу», что, по ее сведениям, водители автобуса не нарушали установленный порядок сменности. «Они сменились в Нурлате (Татарстан). Мы разговаривали с нашим водителем, со вторым. И он сказал: „Мы менялись в Нурлате“. Он как раз сменился и лег спать. В автобусе — спальное место, ведь он же вылетел из спального места, второй водитель», — заметила Хакимова. По ее словам, от Нурлата до места ДТП автобус ехал «два с чем-то часа», в то время как по правилам смена должна происходить раз в четыре часа. За год у экипажа, сообщила перевозчица, не было ни одного нарушения. Что же касается скоростного режима, то Хакимова также со ссылкой на данные системы «ГЛОНАСС» говорила о скорости 65 километров час.


«ЕСТЬ МАССА ЛАЗЕЕК, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЧАСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКОВ»

Значительное внимание члены правительственной комиссии уделили вопросу регулярных и заказных перевозок. Уже установлено, что трагический маршрут Самара — Ижевск был регулярным, но осуществлялся по принципу заказной перевозки. Разница в том, что к регулярным перевозкам предъявляется больше требований, но в случае с роковым рейсом перевозка была заказной. «Регулярный маршрут — это четко определенный маршрут движения автобуса с гарантированными качественными параметрами как транспортного средства, так и графика движения. Заказная перевозка — это право любого гражданина РФ прийти к профессиональному перевозчику и зафрахтовать автобус, — разделил два понятия представитель Ространснадзора. — К сожалению, у нас допускается не только фрахтовка одного автобуса, но и одного пассажироместа. Поэтому есть масса лазеек, которыми пользуется определенная часть перевозчиков. Под видом заказных перевозок осуществляют регулярные».

«Думаю, что практически любой пассажир прекрасно знает, на каком автобусе он едет — регулярном или заказном. Атрибуты регулярного перевозчика четко определены: отправление с вокзала, приобретение билетов, график и так далее. Заказная перевозка в большинстве случаев — сознательный выбор пассажира, с точки зрения более удобного графика отправления для конкретного физлица либо с точки зрения ценовой политики. Отправление с автовокзала, если это не привязанная к нему структура, требует дополнительных затрат в среднем до 10 процентов от выручки. Поэтому и конкурируют заказные перевозки с регулярными. Можно уйти от процедуры лицензирования, можно уйти от вокзальных сборов, можно более удобный график предоставить пассажирам», — уточнил Ахохов.

Между тем сам автобус, по словам Добрякова, скорее всего, был передан в субаренду. Это совпадает с информацией, которую «БИЗНЕС Online» сообщил начальник ГИБДД по РТ Ленар Габдурахманов, указавший на то, что автобус Neoplan АО «Евразийская корпорация автовокзалов» передало в субаренду АО «Автовокзалы Удмуртии». Однако Ахохов возразил на это: «Автобус не в аренде. Это не имеет никакого принципиального значения. Главное, в транспортном законодательстве все завязано на организаторе перевозочного процесса, на юрлице, либо предпринимателе, который эксплуатирует подвижный состав. А он уже может принадлежать кому угодно».

Качественное состояние автобуса и его водителей сегодня проверяют специалисты Ространснадзора по Самарской области. Сейчас они проводят изучение документов в офисах перевозчика в лице АО «ЕКА» и в течение 20 дней дадут ответы все эти вопросы. Однако работа 93 автобусов перевозчика не приостановлена — на то нет специально судебного решения.

«ПРАВАЯ ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ЛЮБОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА — ЭТО НАИБОЛЕЕ ОПАСНОЕ МЕСТО»

Участники совещания предложили ряд законодательных инициатив, которые будут вынесены на рассмотрение Госсовета РТ. Однако пояснять конкретно, о чем шла речь, собеседники не стали, кроме уже озвученных предложений по усилению контроля автобусов.

Отметим, буквально вчера в Баварии (ФРГ) произошла трагедия, до странностей похожая на аварию под Заинском. Пассажирский автобус с туристами столкнулся с грузовиком и загорелся. По данным полиции, которые приводит русская служба «Би-би-си», погибли 18 человек, много людей получили травмы различной степени тяжести, всего же в автобусе находились 48 человек — 46 пассажиров и 2 водителя. Причины ДТП пока неясны. Разница с аварией под Заинском лишь в том, что жертв и пострадавших в Германии значительно больше. «30 пассажиров, некоторые из которых получили серьезные травмы, доставлены в больницы. Остальные, предположительно, погибли в горящем туристическом автобусе», — говорится в заявлении полиции.

Журналисты на брифинге не обошли стороной это происшествие, уточнив, есть ли сходство в двух трагедиях. «У нас есть информация только о том, что там люди тоже сгорели. Видимо, какие-то общие причины есть», — прокомментировал Добряков, отметив также, что оба автобуса имели аналогичную конструкцию. Он подчеркнул, что этот вопрос действительно поднимался на совещании.

«Топливный бак — это самая опасная конструктивная часть автобуса. Трагическая случайность — два автобуса абсолютно одной и той же модификации в Германии и России попали в одно и то же дорожное происшествие. Там последствия тяжелее. Действительно, надо признать, что правая передняя часть любого транспортного средства — это наиболее опасное место. Это связано с тем, что водитель всегда интуитивно старается вывести из под удара себя… левую часть, от чего подставляет правую. Здесь есть вопросы. Мы сегодня протокольно занесли наше решение, чтобы еще раз посмотреть вопросы сертификации подобных автобусов», — пояснил Ахохов.


«ЕСЛИ ЭКИПАЖ УВИДИТ, ТО БУДЕТ ДОГОНЯТЬ, ОСТАНАВЛИВАТЬ И ЗАПРЕЩАТЬ…»

Станет ли произошедшая трагедия сигналом для административных мероприятий по проверке всех перевозчиков, Добряков не стал пояснять. На это ответил Габдурахманов, который заявил, что в Татарстане никогда не происходили проверки от случая к случаю. «Я уже докладывал, что у нас эти проверки проходят еженедельно. На комиссии я доложил, какие меры мы принимаем. Единственное, мы сейчас сделаем еще больший упор на режим отдыха водителя. Понятно, что следствие разберется. Но пока одна из выдвинутых причин — это именно несменяемость водителя, переутомление. Этому будем особое внимание уделять. Конечно, будем продолжать в том режиме, в котором работаем. Есть у нас хорошая практика по детским перевозкам, хорошее понимание, взаимодействие с минтрансом», — пояснил Габдурахманов.

Он также сообщил, что после сегодняшней правительственной комиссии будут проводиться еще совещания на ведомственном уровне. В центре внимания окажутся темы переутомленности водителей маршрутных транспортных средств и функционирования габаритных огней. «Сейчас личный состав тоже будем на это нацеливать. Понятно, что изначально мы не видим, есть они или нет, но если экипаж увидит, то будет догонять, останавливать и запрещать эксплуатацию, пока водитель не устранит это. Потому что это тоже одна из причин этой серьезной аварии», — с уверенностью сообщил собеседник «БИЗНЕС Online». Так что, по всей вероятности, и вина водителя «КАМАЗа», который вел за собой в сцепке MAN, тоже не останется без внимания. Как ранее сообщал Губдурахманов, татарстанский грузовик не принадлежит какому-либо юрлицу, за рулем был частник.

«То, что такая трагедия может произойти в любой стране мира, подтверждается тем, что буквально на следующий день в Германии один в один была такая же авария. Там тоже, наверное, был человеческий фактор, думаю, разберутся. У нас здесь свое очень большое горе…» — заключил Габдурахманов.

ВТОРОЙ ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА И ВОДИТЕЛЬ «КАМАЗА» НА СВОБОДЕ?

Тем временем экспертно-криминалистический центр МВД по РТ завершает геномные экспертизы по установлению личностей погибших. 13 из 14 тел идентифицированы. Как сообщила «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь министерства здравоохранения РТ Айгуль Салимзянова, среди жертв жители трех регионов — Удмуртии, Татарстана и Самарской области.

Следователи продолжают искать свидетелей ДТП для восстановления картины произошедшего. В состав следственной группы главного следственного департамента МВД России, которая расследует уголовное дело по факту ДТП в Заинском районе, вошли 10 сотрудников ГСУ МВД по РТ. Напомним, дело возбуждено по ст. 264 ч. 5 («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»), очевидцев событий 2 июля сотрудники МВД РФ просят обратиться в дежурную часть ГИБДД МВД по РТ по номерам телефонов: 5333-865, 5333-866.

По уголовному делу назначен ряд экспертиз. Кроме судебно-медицинских, в ближайшее время будут назначены и проведены комплексная автотехническая и компьютерная экспертизы информации с видеорегистраторов.

Напомним, по версии МВД по РТ, трагедия под Заинском происходила следующим образом. На 52-м километре автодороги Альметьевск — Заинск водитель автобуса Ижмуков совершил столкновение с движущимся грузовиком MAN, буксируемым на жесткой сцепке автомобилем «КАМАЗ». После удара автобус опрокинулся и загорелся. Погибли 14 пассажиров автобуса, включая четверых несовершеннолетних. Еще 12 человек с различными травмами были госпитализированы, всего в автобусе было 29 человек, включая двух водителей. Сейчас в больницах находятся 8 потерпевших, включая Ижмукова. Состояние второго водителя врачи оценили как удовлетворительное, и он был выписан на амбулаторный этап лечения.

Отметим, по данным «Татар-информ», который ссылается на источник в правоохранительных органах, в отношении второго водителя «Неоплана» и водителя «КАМАЗа» истек период задержания. Следователи избрали в отношении обоих меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке и отпустили на свободу.


«БИЗНЕС Online».

* * *

Йөртүче арыган булган, җитмәсә, тизлекне дә арттырган. Зәй фаҗигасе әнә шул сәбәпләр аркасында килеп чыккан дип фаразлана. Казанда узган Хөкүмәт комиссиясе утырышыннан соң журналистларга әнә шундый мәгълүмат җиткерделәр. Автобус хуҗалары исә моның белән килешми. Ә белгечләр 14 мәетнең дә шәхесен ачыклап бетергән.

Якшәмбе төнендә Зәй юлында булган куркыныч һәлакәтне тикшерү эше дәвам итә. Бу хакта Татарстан Хөкүмәтенең юл хәрәкәте иминлеге дәүләт комиссиясе утырышында да сөйләштеләр. Россия Эчке эшләр министрлыгының ЮХИДИ Баш идарәсе җитәкчесе урынбасары Сергей Добряков җиткергән мәгълүматларга караганда, һәлакәт вакытында автобусның тизлеге сәгатенә 70 чакрым урынына 87не тәшкил иткән. Моннан тыш, ЮХИДИ хезмәткәрләре машина йөртүче рульгә арыган килеш утырган дип фаразлый. Авария вакытында автобус белән идарә иткән йөртүче рульгә Тольяттида ук утырган – монысы шаһитлар сүзе. “Бездә автобуслар катнашында килеп чыккан һәлакәтләрнең 90 процентында йөртүчеләр гаепле”, – дип тә өстәде Добряков.

Бер көн алдан бу мәгълүматны “Ватаным Татарстан”га республиканың ЮХИДИ идарәсе башлыгы Ленар Габдрахманов та җиткергән иде. Димәк, хокук саклаучылар төп версия дип әнә шул мәгълүматны тикшерә. Ә менә автобус хуҗалары башка фикердә. “Евразия автовокзаллар корпорациясе”нең хуҗаларыннан берсе Фәния Хәкимова әйтүенчә, йөртүчеләр бер-берсен вакытында алмаштырган. Хәкимова автобус сәгатенә 65 чакрым тизлек белән барган дип әйтә.

Дөресен ачыклау һәм гаеплене табу – тикшерүчеләр эше. Комиссия утырышында исә кабат мондый фаҗигаләрне булдырмау турында сөйләшкәннәр. Татарстан Хөкүмәте башлыгы Алексей Песошин җитәкчелегендә ябык ишекләр артында узган җыелыштан соң журналистларга да кайбер мәгълүматны җиткерделәр. Әйтик, фаҗигагә тарыган автобус даими маршрут буенча барган, чынлыкта исә заказлы рейс булган. Аермасы нәрсәдәме? Икенчесенә таләпләр күпкә йомшаграк. Беренчесенә махсус лицензия кирәк, заказ буенча кеше ташу өчен исә җаваплы оешмага хәбәр җибәрү дә җитә. Түрәләр җаваплылыкны арттыру ниятеннән әнә шул таләпләрне катгыйландыру ягында. Әйтик, Сергей Добряков Эчке эшләр органнары хезмәткәрләре транспорт иминлеге буенча мәгълүмат һәм аналитика системасына да керә алсын дигән тәкъдим җиткерә. Ул вакытта хокук саклаучылар тиз арада кайда, нинди һәм кемне утырткан автобус барганын ачыклый алачак. Бу төр транспортны махсус җаваплылык төркеменә кертеп иминлекне арттырырга, бу эш белән теләсә кем шөгыльләнә алмаслык шартлар булдырырга җыеналар. Алайса, соңгы елларда Россия юлларында аварияләр кими, автобуслар катнашындагы һәлакәтләр исә, киресенчә, арта бара. Аларның саны – 63, һәлак булган юлчылар – 54, зыян күрүчеләр исә 59 процентка үскән.

Канунга үзгәреш кертү тәкъдиме белән Татарстан Дәүләт Советына мөрәҗәгать итәргә карар кылынган. Түрәләрнең тел төбеннән аңлашылганча, алар төнге рейсларны тыярга җыенмый. “Статистика дигән нәрсә дә бар бит әле. Бездә куркыныч һәлакәтләр төнлә дә, көндез дә була. Миңа калса, кагыйдә бозуның иң зурысы – ял һәм эш режимын бозу”, – ди транспорт тармагында күзәтү буенча федераль хезмәт башлыгы урынбасары Асламбәк Ахохов.

Журналистлар белән сөйләшү барышында түрәләр берничә көн элек Алманиянең Бавария төбәгендә безнекенә охшаш авария булганын искә алды. Анда да автобус йөк машинасы белән бәрелешә һәм янгында 18 кешенең гомере өзелә. Иң гаҗәбе, анда да бездәге кебек үк автобус һәлакәткә дучар була. Асламбәк Ахохов әйтүенчә, Зәй янында авариягә очраган “Неоплан” кебек автобусларны шәһәрара рейсларга чыгару-чыгармау мәсьәләсе дә күтәреләчәк. Инде хәбәр иткәнебезчә, бу автобусларда ягулык багы алгы өлештә уң якта урнашкан. Ә куркыныч килеп чыкканда йөртүче, теләр-теләмәс, сул якны сакларга тырыша. Шуның аркасында автобусның уң ягы зуррак куркыныч астында кала.

Ә кичә төштән соң Татарстан буенча Эчке эшләр министрлыгыннан авария урынында табылган барлык мәетләрнең дә шәхесе ачыклануын җиткерделәр. Инде хәбәр иткәнебезчә, куркыныч һәлакәттә гомере өзелгән 14 кеше арасында 4 бала да бар.

“Ватаным Татарстан” (№ 95, 04.06.2017).

Просмотров: 1047

Комментирование запрещено