Глобализация и национальная идентичность

Наталья Мухаметшина, доктор политических наук, профессор Самарского государственного технического университета, член Научного совета Российской академии наук по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений

Наталья Мухаметшина, профессор Самарского государственного технического университета.

Полагаю, что большинство современных людей имеют представление о том, что такое глобализация. Если охарактеризовать этот процесс с точки зрения влияния на этническую культуру, этническое самосознание, то первое, что следует отметить, это усиление дихотомии «самобытное – унифицированное», «традиционное – современное». Все, что связано с этничностью, воспринимается как самобытное, традиционное, а глобализация – это унификация социокультурной сферы, следовательно – разрушение традиционного и самобытного. Другими словами, глобализационные процессы воспринимаются как угроза этнической (национальной) культуре, этническому (национальному) самосознанию, идентичности. Пожалуй, наиболее наглядный пример «победы» унифицированного над самобытным – а можно сказать и так: стандартного над этническим, – это наша одежда. Да и в целом материальная культура (пища, жилища, производственные технологии). При более внимательном взгляде мы обнаруживаем, что проигрывает самобытно-традиционное и в нематериальных видах и формах культуры. Например, в таких как досуг, музыкальные и иные эстетические предпочтения.


Глобальләшү һәм милли үзаң

Глобализация процессында халыкларның үзенчәлеклелеген кысрыклауның объектив шартлары. Бүген һәм киләчәктә халыклар өчен сакланып килүче шартлар. 2015 һәм 2017 елларда Россия Федерациясендә милли тематикага социологик сорау алулар. Самар өлкәсендә шундый сорау алуның нәтиҗәләре: мәктәпләрдә милли мәдәният юнәлешендәге предметларга, ана телен үзләштерүгә ихтыяҗ булу. Милли һәм гражданлык үзаң.

Наталья Мөхәммәтшина, Самар

Сәясәт фәннәре докторы, Самарның дәүләт техник университеты профессоры, Россия фәннәр академиясенең милләтара мөнәсәбәтләр һәм милләтләр проблемалары буенча Фәнни совет әгъзасы.

 


Globalization and National Identity

Prerequisites for the replacement of TheEthnic by The Global during the process of globalization. The area for The Ethnic today and in the future. Opinion polls on the ethnic topics in 2015 and 2017 in Russia. Polls results in the Samara region: necessity for school lessons on ethnic and cultural issues and native language. Ethnic and civil identity.

Natalia Mukhametshina, Samara

Ph.D. in Politics, Professor, Samara State Technical University, Member of the Scientific Council on Complex Problems of Ethnicity and Inter-Ethnic Relations (Russian Academy of Sciences).


Впрочем, не все так пессимистично: в современной культуре для этнического есть и останется место, а нередко мы можем наблюдать, как вполне гармонично сочетаются этническая традиция и современные унифицированные стандарты образа жизни. Здесь мы отошлем читателей к такому социальному процессу, как создание социально-культурных границ различными общностями. Этот объективный процесс удовлетворяет такую экзистенциальную и витальную потребность человека, как «поиск идентичности» (Э.Фромм), «аффилиация» (групповое признание, А. Маслоу).

Этнические общности по своей естественной либо сконструированной природе создают и транслируют следующим поколениям целый набор маркеров таких границ (одежда, язык, пища, обряды, традиции и т. д.). Какие-то из этих маркеров рационализм и функциональность современной жизни (можно назвать это глобализацией) размывают, другие делают едва заметными. Но потребность в групповой идентификации, в групповой поддержке и признании неслучайно охарактеризована столь значительными терминами.

Напомним, что одним из компонентов культуры является язык. Функциональность языка очевидна – это, прежде всего, способ социальной коммуникации, то есть способ передачи информации. В этом плане, вероятно, следует рассматривать «судьбу» конкретных – национально-государственных и национально-этнических – языков. Казалось бы, что в глобализирующемся мире человечеству объективно выгодно использовать один язык. Более того, сегодня уже есть такой общепризнанный претендент на «мировое господство» – это английский язык.

Есть сведения о количестве ежегодно исчезающих языков, о сокращении «поля деятельности» доминирующих в тех или иных регионах языков. И все-таки эти процессы нельзя охарактеризовать как однонаправленные, ведущие в перспективе если не к моноязычному обществу, то к существенному «обесцвечиванию» лингвопалитры.

Выше речь шла об объективных процессах, происходящих в современном обществе и втягивающих в свою орбиту в том числе и этничность, национальные (этнические) языки. Было бы в корне неправильно все явления и проблемы объяснять на основании только этой объективной данности, не учитывая деятельность людей. С другой стороны, было бы неправильным полагаться только на «свободный» выбор, на деятельность людей. Так, постсоветское время назвали временем «этнического ренессанса», «взрыва этничности». Очевидно, что здесь сошлись и стали однонаправленными и объективные социальные процессы, и человеческая деятельность, причем как предшествующих поколений, так и живущих.

Что нужно делать, чтобы сохранить этническую идентичность, национальный (этнический) язык? Все, что делали до сих пор и государство, и общественные институции. Государство сформировало законодательную базу, вполне, на наш взгляд, работающую, хотя и нуждающуюся в уточнениях, совершенствовании. Конечно, на сегодня слабое место – финансирование этнонациональной политики, в этом плане в плачевном состоянии находятся сельские муниципалитеты. Есть претензии и к системе управления образованием, реформирование которой в 2000-х гг. практически упустило рассматриваемый нами аспект. В результате количество этнически ориентированных (национальных) школ и учащихся из года в год сокращается.

Есть еще один весьма существенный аспект – запрос общества на этнонациональную тематику. Существует ли он, в частности в молодежной среде? Обратимся к результатам социологических опросов. Осенью 2015 г., а затем в апреле 2017 г. В субъектах Приволжского, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, в том числе и в Самарской области, были проведены опросы экспертов (преподаватели, учителя, общественники, госслужащие) и учащихся (старшеклассники и студенты) по вопросам этнокультурного образования. Программа опросов в значительной мере совпадала, поэтому по ряду проблем можно перепроверить достоверность результатов. Сразу же скажем, что все такие проблемы и отношение к ним участников опросов практически не изменились, поэтому, приводя далее некоторые результаты, не будем разделять их по годам.

Представители учащейся молодежи продемонстрировали интерес к предметам и темам, направленным на изучение культуры народов России (до 95% ответов). Наиболее заинтересованы старшеклассники и студенты в изучении истории родного края, национальной кухни и географии родного края. Наиболее востребованные варианты знакомства с народной культурой – это поездки в другие города и регионы, посещение театров, концертов народного творчества, народных праздников, туристические походы, посещение музеев и выставок. По мнению участников опроса, эти знания нужны для сохранения традиций, для того, чтобы чувствовать принадлежность к своему народу. Часть молодежи полагает, что такие знания нужны всем гражданам России, а также тем, кто любит родной край. Некоторые отметили, что знания народной культуры пригодятся для получения специальных навыков и умений.

Подавляющее большинство участников опроса, как экспертов, так и учащихся, видят практическое применение знаниям народной культуры в целом ряде профессий и направлений трудовой деятельности. Это этнографический туризм, общественное питание, художественные промыслы, образование и воспитание, дизайн, жилищное строительство, маркетинг, журналистика, социальная защита и др. Подавляющее большинство экспертов уверены, что изучение в школах родных языков и этнических культур не только не снизит общий уровень образовательной подготовки учащихся и не ограничит их возможности на общероссийском рынке труда, но будет способствовать расширению возможностей трудоустройства, росту личной конкурентоспособности.

Более трети экспертов полагают, что в ближайшие годы в Самарской области будет достаточное количество родителей, заинтересованных в обучении своих детей национальным языкам и предметам этнокультурной направленности. Не намного меньше среди экспертов тех, кто уверен в желании родителей обучать детей предметам религиозной направленности. Менее всего эксперты уверены в востребованности изучения предметов на национальных языках. В этом плане интересно мнение старшеклассников школы «Яктылык». Как показывают результаты обоих опросов, они предпочитают обучению на родном языке углубленное либо стандартное изучение родного языка. Такой же позиции придерживались и родители (опрос 2015 г., в последнем опросе в соответствии с программой исследования родители не участвовали).

Две трети экспертов уверены, что изучение в образовательных учреждениях родных языков и предметов этнокультурной направленности способствует развитию как гражданского, так и этнического самосознания. На этот результат обратим особое внимание, так как довольно часто приходится встречать мнение, противопоставляющее гражданское и этническое. Опираясь на опыт изучения идентификационного пространства школьников, обучающихся в так называемых национальных школах, можем констатировать, что и этническая, и гражданская идентичности вполне благополучно включаются в Я-концепцию.

Возвращаясь к результатам опросов 2015 и 2017 гг., подчеркнем, что представители учащейся молодежи продемонстрировали приоритет гражданско-государственной идентичности. Подавляющее большинство (85–86%) предпочитают, чтобы в повседневной жизни окружающие воспринимали их в первую очередь как граждан России.

Наталья МУХАМЕТШИНА, доктор политических наук, профессор Самарского государственного технического университета, член Научного совета Российской академии наук по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений.

Спецвыпуск журнала «Самар татарлары» («Самарские татары»),
приуроченный к VI съезду Всемирного конгресса татар —
«Инкыйраз яки яңарыш» («Вырождение или возрождение»).

Просмотров: 1017

Комментирование запрещено