Новое татарское информационное поле: болезни и рецепты

Билалов

Ринат БИЛАЛОВ, журналист, заместитель генерального директора по информационной политике АО «Татспиртпром», шеф-редактор электронной газеты «Бизнес Online» (2008–2015).

Одна из болевых точек татарского сообщества – разрыв общего информационного пространства. Он вызван целым комплексом причин. До 90-х ряд печатных изданий на татарском языке, выходивших в Казани, имели тиражи в сотни тысяч экземпляров и распространялись по всей стране. Это давало хотя и идеологизированную, но все же более-менее целостную информационную картину большинству татарского населения, где бы оно ни проживало. Но политические и экономические перемены, а также постепенный уход в прошлое массовых печатных носителей информации привели к тому, что общая информационная карта оказалась разорванной и очень фрагментированной.


Яңа татар мәгълүмати кыр: авырулар һәм рецептлар
Гомумтатар массакүләм мәгълүмат чараларының кризисы, татар мәгълүмати кыры бердәмлегенең бозылуы. Медиакиңлектә иске рецептлар буенча эшләүнең мөмкин түгеллеге. Аудиториягә җиткерү чаралары күп булуга карамастан, идеяларга дефицит күзәтелгән вакыт. Татарларның төп өлешенең ана телендәге массакүләм мәгълүмат чараларын укый алмавы. Татар телендә турыдан-туры күреп күзәтү контентына (фото, видео) басым ясау. Гомумтатар рус телле массакүләм мәгълүмат чараларын оештыру перспективалары. Бүген сез үзегез турында сөйләмәсәгез, күпләргә сез юк, дип тоела.
Ринат Билалов (1971), Казан
Журналист, «Татспиртпром» акционерлар җәмгыятенең мәгълүмати сәясәт буенча генераль директоры урынбасары, «Бизнес Online» электрон гәҗитәсенең шеф-мөхәррире (2008-2015).


A New Tatar Information Space: Diseases and Recipes
Crisis of Tatar mass media, split in Tatar information space. Impossibility of working in the media using old recipes. The phenomena of shortage of ideas in conditions of wide variety of means of delivery of the information to the audience. Inability for the main part of Tatars to read Tatar-language media. Focus on the Tatarlanguage visual content (photo, video). Prospects for the organization of the general Russianlanguage Tatar media. Today, if you do not talk about yourself, many people think that you don’t exist.
Rinat Bilalov (1971), Kazan
Journalist, Deputy Director General for information policy of Tatspirtprom JSC, Editor-in-Chief of the Business Online electronic newspaper (2008-2015).


Последствия являются достаточно тяжелыми, многие люди не знают об основных политических и культурных событиях, связанных с Татарстаном и татарами. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с молодыми людьми из регионов России, которые владеют на разговорном уровне татарским языком (не умея читать и писать на нем), и при этом даже не в курсе, кто такие Муса Джалиль и Габдулла Тукай, не говоря уже о современной повестке дня.

Еще недавно такую картину трудно было себе представить. Но сегодня это реальность, игнориро-
вать которую невозможно. Судя по всему, проблема будет усугубляться, учитывая сворачивание татарских национальных школ за пределами Татарстана и уменьшение числа людей, владеющих татарским языком на уровне, достаточном для восприятия публикаций СМИ.

Что же делать? Прежде всего, нужно осознать, что сегодня работа на информационном поле по старым рецептам невозможна, даже если пытаться их как-то модифицировать. Распространение СМИ, издающихся в Казани, в основном локализовано в пределах Татарстана. В какой-то степени преодолевать границы удается телевидению за счет развлекательных программ и интернет-СМИ. Аналоги полумиллионных тиражей «Азат хатын» и «Чаяна» сегодня невозможны не только из-за сокращения татароязычной аудитории, но и потому что коренным образом изменился характер потребления информации. Сегодня любому доступно колоссальное количество ресурсов на любых языках: интернет-издания, блоги, видеосервисы, каналы и группы в мессенджерах. В таких условиях попытки создать какой-то собственный популярный ресурс чаще обречены на неудачу (например, таковая постигла инициативу по организации татарской соцсети), либо требуют колоссальных затрат без какой-либо гарантии успеха. Но сейчас работает другое – в медиа набирает популярность тот, кто умеет тонко чувствовать потребность аудитории и предлагать новые идеи и образы. Снятый обычным смартфоном ролик в соцсетях может получить миллионы просмотров – в сотни раз больше, чем сюжет, снятый профессионалами-телевизионщиками.

Сейчас время дефицита идей. Со средствами их доставки к аудитории проблем никаких нет. Поэтому сегодня нужно не столько создание каналов распространения информации, сколько поддержка энтузиастов, людей, которым есть что сказать. Возможно, в виде создания креативной фабрики, которая бы помогала продвигать блогеров, журналистов, писателей и других создателей контента на татарском языке.

Кроме того, невозможно не учитывать тот факт, что сегодня основная часть татарского населения не может читать татароязычные СМИ. Типична такая картина, когда человек владеет разговорным татарским, смотрит татарские музыкальные телеканалы, но чтение интернет-ресурсов и СМИ на татарском языке для него затруднительно. Выходов из этой ситуации видится два. Первый – делать упор на визуальный контент (фото, видео). Причем именно он и пользуется успехом, в сети
есть татароязычные блогеры, которые за счет видео собирают по 50 тысяч подписчиков и более. Таков нынешний тренд – для молодого поколения визуальное содержание является предпочтительным.

Второй – развивать татарские масс-медиа на русском языке. Безусловно, другой язык несет с собой иной культурный код, но игнорировать большой слой людей, слабо владеющих родным языком, невозможно. У других народов, дисперсно расселенных в разных странах, имеется интересный опыт такой работы. Так, например, русскоязычный «Глобальный еврейский онлайн-центр» имеет только в «Фейсбуке» около полумиллиона подписчиков.

Качество информации такого ресурса должно быть очень высоким. К сожалению, многие попытки создания общетатарского СМИ на русском языке имели недостаточный профессиональный уровень. Их создатели и авторы часто не уделяли должного внимания широкой повестке дня в Татарстане, России и мире, становясь фактически корпоративными изданиями для тех, кто активно участвует в жизни региональных национальных общин.

Проблема медийной коммуникации в татарском сообществе будет становиться все острее, так как таковы условия жизни в современном мире. Если вы не говорите о себе, то многим кажется, что вас нет.

Ринат БИЛАЛОВ, журналист, заместитель генерального директора по информационной политике АО «Татспиртпром», шеф-редактор электронной газеты «Бизнес Online» (2008–2015).

Спецвыпуск журнала «Самар татарлары» («Самарские татары»),
приуроченный к VI съезду Всемирного конгресса татар —
«Инкыйраз яки яңарыш» («Вырождение или возрождение»).

Просмотров: 394

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>