Татарский мир прощается с Ханией Фархи

2a72dc901ee2579bЧерный год для татарской эстрады: на 40-й день со дня похорон Альфии Авзаловой ушла та, кого она считала своей наследницей

Неожиданное и скорбное известие пришло из Башкортостана, где в родной деревне Верхняя Салаевка скончалась 57-летняя Хания Фархи — одна из самых популярных татарских певиц последней четверти века. Между тем как раз вчера Фархи ждали в казанской мечети Аль Марджани, где вспоминали другую легенду — Альфию Авзалову. По мнению деятелей культуры, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», Фархи была ярчайшей из татарских звезд и «такие люди больше не повторятся». Панихида состоится в субботу.

«МЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, УЖЕ УХОДЯЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ, ОТ ЭТОГО НИКУДА НЕ ДЕНЕШЬСЯ»

«Это мать нашей эстрады. Мы часто с ней встречались. И ее слова — „После себя я вижу Ханию Фархи“ — великие для меня…» — это сказала не сдерживавшая слез Хания Фархи корреспонденту «БИЗНЕС Online» в середине июня на церемонии прощания с легендарной Альфией Авзаловой. Вчера в мечети Аль Марджани звезды татарской музыки вспоминали Авзалову на 40-й день после ее похорон. Уже по окончании встречи стало известно, что в этот четверг не стало и ее «наследницы»… Таким образом, продолжился настоящий черный год для татарской эстрады, которая в 2017-м потеряла также известного продюсера Ильфака Шигапова.

Народная артистка Республики Татарстан и Республики Башкортостан Хания Фархи-Биктагирова — любимица публики, примадонна татарской эстрады. У Фархи есть именная звезда на Казанской аллее звезд, что расположилась на улице Баумана. В одном из интервью Фархи вспоминала о своем тяжелом детстве в деревне Верхняя Салаевка Татышлинского района Башкирской АССР: многодетная семья, школа в 6 км от деревни, жили крайне скромно, родители, работающие от зари до зари и поднимающие на ноги шестерых детей: «Моя жизнь не дает зазвездиться. Я никогда не забываю, что я из самой обычной деревенской семьи, что я дочь своих родителей, что в деревне из 12 домов меня всегда ждут мать с отцом». 

Умерла певица как раз в своей родной деревне — приехала навестить престарелую мать. Вчера у артистки случился сердечный приступ, ее повезли в больницу, но по дороге прямо в машине она скончалась. «Даже не представляю, как мать перенесет эту новость, она пока ничего не знает, — рассказала «БИЗНЕС Online» главный редактор районной газеты Резеда Галимова. — Она жива, ей 86 лет, прекрасно себя чувствует, такая классическая, светлая татарская бабушка». Отца в живых уже нет, из шестерых братьев и сестер после ухода Хании осталось только трое. Фархи — псевдоним артистки от имени отца Фархлислам, «в знак благодарности своему отцу», как она говорила. Артистка признавалась, что среди татарских певцов была первой, кто взял псевдоним: до этого таковые были только у татарских писателей.

Несколько лет назад Фархи перенесла серьезную болезнь и хирургическое вмешательство — инсульт и операцию по удалению гематомы головного мозга, новый 2013 год певица встретила в реанимации МКДЦ. Тогда она рассказывала, что родилась в рубашке, но и гены сказались: «Папа жил до 80 лет, был крепким до самого своего внезапного ухода, мама жива до сих пор, она в своем уме и еще вовсю командует всеми нами». При этом в последнее время певица говорила и о том, что время артистов ее поколения уже проходит. «Мы, к сожалению, уже уходящее поколение, от этого никуда не денешься. Конечно, я не говорю, что сегодня мы возьмем и уйдем со сцены но, тем не менее исполнители средних возрастов уже идут за нами: Филюс Кагиров, Гузель Уразова, Айдар Хакимов и так далее», — говорила Фархи в интервью «БИЗНЕС Online» в мае 2015 года.

 ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ ИЗ… МОСКВЫ

После того как юную Ханию не взяли учиться в уфимскую консерваторию, в 17 лет тогда еще Хания Халидуллина уехала учиться в Москву. Там она поступила в текстильное училище, где давали место в общежитии, одноразовое питание и стипендию в 30 рублей, и, занимаясь в художественной самодеятельности, пела на концертах, которые устраивались во время встреч татар столицы. После училища поступила в текстильный институт и параллельно — в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, пела в русском хоре им. Пятницкого. Однажды на одном из таких концертов на юное дарование обратил внимание писатель, автор текстов многих песен Гарай Рахим и пригласил в Казань.

После четырех лет в Москве отчаянная девушка бросила училище в Москве и уехала в Татарстан, где поступила в театральное училище, у которого не было общежития, и тогда еще никому не известной будущей певице пару раз даже пришлось переночевать на вокзале. Дипломированная актриса начала играть в Тинчуринском театре, вышла замуж, родила дочь, попала под сокращение, развелась с мужем и… вернулась обратно в Москву. В столице молодая актриса устроилась ведущей концертов в Московскую областную филармонию и параллельно начала гастролировать с татарским ансамблем «Байрам», где и начала карьеру эстрадной певицы.

Когда жизнь, как казалось, уже наладилась — артистка возглавила ансамбль «Байрам», где была и певицей, и директором, и бухгалтером, — она знакомится со своим вторым мужем, Габдулхаем, и уезжает к нему в Набережные Челны. Именно там певицу и накрыла народная любовь и популярность — выходят ее первый альбом, который  молниеносно разошелся и принес ей успех. Наибольшую популярность Фархи принесли песни «Әлдермешкә кайтам әле» («Вернусь еще в Альдермыш»), «Сагынам сине, Питрәч» («Скучаю по вам, Пестрецы»). «Последняя песня была написана самой певицей, после которой Хания проснулась знаменитой. В ее репертуаре было более 300 песен.

ХАНИЮ ЖДАЛИ В МЕЧЕТИ АЛЬ МАРДЖАНИ

К слову, Фархи должна была присутствовать на поминках Авзаловой, ровно как и Салават Фатхетдинов, но их не было. Как рассказал позже в беседе с «БИЗНЕС Online» помощник Салавата, тот в срочном порядке выехал в Татышлинский район Башкортостана, откуда родом Хания. К слову, Салават и Фархи не только коллеги по цеху, но и земляки: родная деревня Салавата находится в нескольких километрах от Верхней Салаевки.

Ничего не подозревавшие о трагедии гости, пришедшие на 40 дней со дня похорон народной исполнительницы, делились своими ощущениями. Дочь «моң патшабикәсе» («царицы моң») Зульфия Нигмедзянова призналась «БИЗНЕС Online»: она не думала, что будет так тяжело — эта боль все не утихает. Ее утешала ведущая концертов Авзаловой и ее близкая подруга Алифа Валеева. Она, оказывается, видела сон, где покойной лет 50 и она прекрасно выглядит. Возможно, Аллах доволен ею. Живущая в США правнучка Авзаловой Ева Нигмедзянова, которая владеет лишь английским и русским языком,  в честь прабабушки пообещала выучить родную речь.

Директор филармонии им. Тукая Кадим Нуруллин высказал мысль об увековечении памяти великой татарской певицы. Он предложил назвать часть улицы Спартаковской, где она жила, именем Авзаловой — по мнению Нуруллина, в этом есть символический смысл: «За филармонией проходит эта длинная улица, там очень удачное стечение этих названий улиц: Туфана Миннулина, Качалова, Шаляпина, Марселя Салимжанова». Зал мечети Аль Марджани встречал гостей песнями Авзаловой, что несколько необычно для подобного рода мероприятий внутри дома Аллаха. Проповедь имама Рамиля Мингараева слушали очень внимательно. Среди пришедших сами живые легенды: певицы Флера Сулейманова, Хамдуна Тимергалиева, две ЗухрыСахабиева и Шарафиева, артисты Камаловского и Тинчуринского театров…

После короткой проповеди и рецитации главных сур Священной книги, которые обычно читают на подобного рода мероприятиях («Ясин» и «Табарак»), ведущий, художественный руководитель Татгосфилармонии Айдар Файзрахманов, передавал микрофон всем желающим. Люди делились интересными воспоминаниями. Например, как Авзалова с друзьями каждый год ездила в Ялту отдыхать, причем без всяких путевок, что называется «дикарем». Об этом сказала Сулейманова, которая также с одобрения муллы спела мунаджат о терпении.

Писатель Рабит Батулла поведал о том, что у него есть 12-часовой аудиовидеоматериал бесед с Альфией и можно использовать его для увековечения памяти заслуженной артистки РСФСР. Председатель союза писателей Татарстана Данил Салихов утвердительно кивал этому предложению. Уже когда расходились, как рассказал позже один из гостей, пришла весть о кончине Фархи, но тогда это все восприняли за злой и неправдивый слух…

Прощание с певицей Ханией Фархи состоится в субботу в казанском театре им. Камала. Гражданская панихида начнется в 10:00.

«ДАЖЕ СЕРДЦЕ СЕЙЧАС ЩЕМИТ, ВЗЯЛ ЧЕРНОВОЙ ВАРИАНТ НАШЕЙ АФИШИ, КРАСНОЙ СТРОКОЙ В КОТОРОЙ ИДЕТ ИМЯ ХАНИИ ФАРХИ…»

Деятели культуры Татарстана в разговоре с «БИЗНЕС Online» вспоминали скончавшуюся певицу.

Рифат Фаттахов — продюсер, директор фонда им. Вагапова:

— Трудно сейчас говорить, я нахожусь в шоковом состоянии, только недавно узнал об этом… Это очень большая потеря для нашей эстрады, для нашего народа. Хания Фархи на сегодняшний день в татарской эстраде — ярчайшая из звезд. Это человек, который определяет лицо, место нашей эстрады. От всех остальных Хания Фархи отличается своей яркой харизмой, индивидуальностью. Ее голос и репертуар нельзя ни с кем спутать. Очень часто в интервью и социальных сетях говорят о личностях, которых можно ставить в пример новому поколению исполнителей, и одной из первой называют Ханию Фархи. У нее был истинно национальный репертуар. С одной стороны, она всегда шла в ногу со временем. В ее репертуаре очень много современных мотивов и ритмов. В то же время ее манера исполнения, песни — глубоко национальное творчество нашего народа.

Есть такое понятие — «мон», оно определяет характер нашей песни, оно присуще и творчеству Хании Фархи. Многие молодые артисты стараются повторить не только ее суперхиты, но и манеру исполнения. Это говорит о том, что у нее была своя школа. Этого удостаиваются единицы — Рашид Вагапов, Ильхам Шакиров, Альфия Авзалова, Салават и, конечно же, Хания. Она была очень трудолюбивой, ездила много и работала. Истинно народная певица в прямом смысле этого слова! Она выступала в больших залах и маленьких деревнях, не чуралась петь в неполных залах. Я чувствовал ее огромную любовь к зрителю. Народ отвечал ей тем же.

У нас с Ханией Фархи были большие планы. К примеру, концерты осенью. На следующий год мы планировали крупное событие — фестиваль татаро-башкирской эстрады. Начиная с апреля месяца мы планировали с нашими партнерами из Москвы сделать гастрольное турне, которое бы стартовало в Государственном кремлевском дворце Москвы. Гала-концерт должен был состояться 7 апреля, а затем выступления по всей России… Даже сердце сейчас щемит, взял черновой вариант нашей афиши, красной строкой в которой идет имя Хании Фархи… Она была красной строкой татарской эстрады! Глубоко соболезную родным, близким. Это невосполнимая утрата. Мы только через некоторое время осознаем, какую глыбу потеряли.

Разиль Валеев — поэт, депутат Госсовета РТ:

— Я услышал только что эту весть и не могу поверить. Самую большую оценку Хание Фархи дал народ. Если она в течение четверти века смогла оставаться одной из самых популярных артисток — это о многом говорит. Такие артисты, как она или Салават, сохраняли, поднимали и укрепляли душу нашего народа. Да, может быть, она по уровню профессионального исполнения была не такая, как Ильхам Шакиров или Фарида Кудашева, но ее главная ценность — это ее народность. Каждая ее песня уходила в народ. Хания Фархи даже простые слова исполняла чудесно. Например песня «Әлдермешкә кайтам әле» — незатейливые слова, а насколько она стала популярной! Фархи сумела этой песней прославить деревню. Каждое ее исполнение находило свое место в сердце народа и, думаю, ее жизнь в песнях будет еще очень долгой.

Миляуша Айтуганова — директор «Татаркино»:

— Это была удивительная женщина. Она была, мне даже странно говорить «была», настолько справедлива по отношению к людям, настолько корректна по отношению к своим коллегам по цеху. Никогда и ни о ком ни одного плохого слова, сплетен от нее не слышала. Она человек, с которым можно идти на разведку. Конечно, она могла подвести из-за своей слабости, но по большому счету это удивительная женщина, которой, мне кажется, Аллах наградил нашу нацию, с таким голосом, такой энергетикой, которая заполняла не только сцену, но и весь зал. Такие люди больше не повторятся.

Ренат Ибрагимов — певец, народный артист России:

— Ничего себе новость, я от вас услышал. Хания при мне начинала, я приглашал ее на концерты еще в начале 90-х годов. Она очень талантливый, профессиональный человек. У нее был своеобразный стиль исполнения, ну не зря же она была популярна в народе. Последний раз мы виделись с ней около месяца назад. Уже тогда было видно, что она не в форме. 57 лет — разве это возраст? Если правильно жить, по иману (вера в истинность исламаприм. ред.), то до 100 лет петь можно. Когда иман слабый, люди рано уходят из жизни, бывают ошибки в судьбе, внутрисемейные драмы. Для татарской эстрады это большая потеря.

Габдельфат Сафин — певец, народный артист Татарстана:

— Во-первых, у нее душа была чистая, она была искренняя артистка. Во-вторых, у нее был силен артистизм, так как Хания была профессиональным драматическим актером. Артистизм, драма — самые нужные народу качества. Она абы какие песни не исполняла, каждая из них становилась хитом. Просто она не могла держать себя в рамках — это был единственный минус. Не смогла найти в себе силы, чтобы преодолеть то, что мешало жить, хотя в творчестве была сильной личностью. Я очень переживаю, мы артисты одного поколения, нас таких 5 -6, может быть, которые в течение 25 лет вместе служили народу. Мы, наблюдая друг за другом, безо всякой черной зависти брали лучшее друг у друга. Творили по-своему, не повторялись, очень хотелось, чтобы до старости шли вот так вместе по жизни…

Ркаил Зайдулла — драматург:

— Только что услышал эту новость… Мы с Ханией Фархи были давно знакомы. Она училась в театральном училище, я — в университете. Уже тогда общались, организовывали встречи. Хания Фархи была народной певицей, она была из народа! Конечно, она была драматической исполнительницей. Очень жалко.

Рустам Сарваров — директор продюсерского центра «Аксу»:

— Хания Фархи окончила театральное училище. Среди наших исполнителей она очень выделялась, пела от души! Народ ее любит, любил и будет любить. Она искренна, чиста. Сейчас у нашей молодежи сносит крышу, а Хания Фархи оставалась простой, к дворнику подойдет, спросит, как дела. У нее никогда была звездной болезни. Только хорошие слова! Мы с ней работали. Даже увольнение из театра имени Тинчурина пошло в плюс. Хания Фархи — звезда татарской эстрады, любимица народа. Мои соболезнования…

Флера Сулейманова — певица, народная артистка Татарстана:

— Она была очень хорошей певицей, мостом между нами, старыми исполнителями, и молодыми певцами и соединяла прошлое и будущее нашей песни.


 «БИЗНЕС Online».

* * *

Венера Ганеева, Рабит Батулла, Разиль Валеев, ​Ришат Тухватуллин и другие вспомнили одну из любимейших певиц татарского народа

  • ​Зульфия Авзалова, певица, дочь народной артистки Татарской АССР, заслуженной артистки РСФСР Альфии Авзаловой:

    Сегодня 40 дней маме, были поминки, и, расставаясь, мы услышали эту очень грустную новость для нашей семьи. Хания тоже должна была прийти, и она была включена в список, она говорила, что придет, — она человек обязательный в этом плане, и она хотела прийти… И мы были удивлены, почему она не пришла. И в конце поминок мы узнали, что случилось с Ханией, и получилось двойное горе для нашей семьи сегодня.

    Моя мама считала Ханию своим продолжением, она была уверена, что Хания будет той звездой, которой она передаст эстафету, — вот так она расценивала ее творчество, ее талант. Но, к сожалению, она прожила только на 40 дней больше. Говорят, что Господь забирает лучших, она попадет в рай, и новое поколение исполнителей будет так же чтить ее память и ее творчество.

    С Ханией я училась вместе на одном курсе в театральном училище, у нас были теплые, дружеские отношения. Она была очень хорошим человеком, очень искренним, откровенным, причем очень сочувствующим. Она могла не показывать этого всем, но мы знали, что она очень простая… Очень жаль, что так случилось. Я уверена, что ее любили, любят и будут любить так же, как и нашу маму.

  • Венера Ганеева, народная артистка России и Татарстана, лауреат Госпремии РТ, профессор:

    Это была звезда двух республик — Татарстана и Башкортостана, Хания была словно мостиком между нашими двумя республиками, укрепляла нашу дружбу. Это был тот человек, который создал себя сам, без посторонней помощи. Она ушла в таком цветущем возрасте, не исчерпав свой талант, ушла большая певица, которая могла бы еще много что сделать. Хания была замечательным человеком, веселым, добрым, с огромным чувством юмора. Она любила сцену и всегда находилась в прекрасной форме. Хания Фархи — это огромная утрата для нашего народа, она всегда будет жить в наших душах.

  • Рабит Батулла, режиссер, педагог, писатель, драматург, публицист, заслуженный деятель искусств ТАССР, член Союза писателей Татарстана:

    Хания Фархи — моя ученица со второго курса театрального училища. Она хорошо играла, на пятерки окончила курс актерского мастерства. Мне она сразу запомнилась тем, что хорошо играла на гармонике и пела. Редко кто из женщин играет на гармонике. Я был главным режиссером передвижного театра, она играла в моих музыкальных спектаклях, у нее хороший вокал, и она была замечательной актрисой. Ее уход — большая потеря для нас. Она очень обаятельный человек, у нее удивительное актерское обаяние, плюс вокал. И она не выпендривалась, знаете, как бывает у актеров — они выпендриваются, суть актера — показать себя зрителю, и порой они переигрывают, и получается выпендреж. А Хания всегда знала меру и всегда была очень мила на сцене. Обычно певцы много говорят со сцены, отбирают хлеб у артистов разговорного жанра, у нее не было этой болезни. Сейчас много развелось поющих женщин, не певиц, а женщин, которым нравится петь, — певуний. Хания Фархи была настоящей певицей — с профессиональным голосом и умением держать публичное одиночество.

  • Разиль Валеев, депутат, председатель комитета по образованию, науке, культуре и национальным вопросам Госсовета РТ, писатель, поэт:

    Это огромная потеря для татарского народа. Хания Фархи была одной из самых популярных певиц в народе последние четверть века. Очень редкие певцы могут держаться на протяжении 25 лет на вершине музыкального искусства. Ее песни были очень народные, в этом феномен ее популярности. У нас много эстрадных певцов, но их песни мало отличаются от песен других народов, у них нет национальной основы. А Хания Фархи смогла сохранить народный мон. И благодаря этому она была любима и очень популярна в народе, она была любимицей. Многие считали ее самодеятельной певицей, она, действительно, не получила высшего образования, но самодеятельность бывает разная — когда певец работает над собой, он может высоко подняться. У нее были простые песни о деревне — про Альдермыш, Пестрецы, с простыми словами, но с такой душевностью она их восхваляла… Для татар родное село, деревня — это самое святое место, поэтому песни, им посвященные, были самыми популярными. Можно сказать, что она пела гимн татарской деревне.

  • ​Ришат Тухватуллин, певец:

    С ней я познакомился в позапрошлом году. Ее главное отличие — отсутствие «понтов», она была простой, не было той самой «звездной болезни» популярной певицы. Она очень хорошо общалась с молодыми исполнителями. Этими качествами она мне лично очень нравилась. Каждый раз, как мы с ней встречались, всегда с ней было приятно общаться.

    Все песни были шедеврами. Ее отличал особый стиль одежды, интересные прически. Это большая потеря для национальной эстрадной культуры. Мы только недавно пережили смерть Альфии Авзаловой, еще раньше — Васили Фаттаховой. Теперь — Хания Фархи… Лучшие люди покидают нас.

  • Резеда Ганиуллина, певица:

    Мы вместе с Ханией Фархи сотрудничали, работали на концертах, на мероприятиях. Знакомы мы с ней были с 2006 года. Она запомнилась мне как отзывчивая, доброжелательная женщина, невероятно талантливая артистка. Ее безумная энергетика била ключом, она всегда была сильной.

    Можно сравнить ее с драгоценным камнем на короне татарской эстрады. Ее песни «Кышкы чия», «Әлдермешкә кайтам әле» стали, наверное, всемирными хитами. Ее смерть — это большая утрата для татарской эстрады. Выражаю искреннее соболезнование родным и близким. Очень неожиданно и тяжело было получить такую новость. Для поклонников это большая утрата.

    «Реальное время».

    * * *

    «Ханию Фархи воспринимали как молодую женщину с ее любовью, со страданиями…»

    Колонка экс-директора радио «Азатлык» Римзиля Валеева об ушедшей из жизни звезде татарской эстрады
    Легендарная татарская певица, народная артистка республик Татарстан и Башкортостан Хания Фархи ушла из жизни в возрасте 57 лет. По просьбе «Реального времени» экс-директор радио «Азатлык» в Казани Римзиль Валеев поделился своими воспоминаниями об известной исполнительнице, рассказал о своем знакомстве с ней и поведал о том, какой путь она преодолела, прежде чем стать кумиром для тысяч слушателей.

    «Она никогда не унывала, не показывала свои проблемы»

    В течение многих лет она была самой востребованной, самой популярной и любимой певицей для многих. И тембр голоса Хании, и ее репертуар, и поэтическое содержание ее песен играли очень большую роль для слушателей. Есть певицы классические, более старшего поколения, как Альфия Авзалова или Фарида Кудашева, а Хания как-то посередине — это поколение полностью охватывает последнее 20-летие прошлого века и начало этого.
    Помню, я приехал в Казань как собкор «Комсомольской правды», а она как раз начинала работать в театре после окончания училища. Мы с Ханией были земляками, быстро познакомились, все началось с «Как дела?». И продолжили общаться друг с другом. Бывало, уже позднее, ты придешь на концерт, а она сияет. Посидим, чай попьем вместе, она рассказывает, делится, но она никогда не унывала, не показывала свои проблемы.
    Я знал ее как актрису драматического театра, который сейчас называется театром имени Карима Тинчурина. Скромная девушка, такая приятная, вообще не похожая на звезду последних лет. Она тогда показалась мне грустной. Кажется, я припоминаю, что в тот момент она переживала не лучшее время, ибо это было становление, поиск себя на сцене. Не так просто, конечно, ей удавалось начинать — находить роли, зрителя, своего режиссера. Она имела свою «интонацию», но не получила, наверное, такой роли и такого режиссера, которые помогли бы ей донести это до зрителя.

    «Какой она была, как она жила, какое у нее образование, у кого она училась, от чего она ушла из жизни — это неважно»

    Так получилось, что она, драматическая актриса из этого небольшого театра, который скитался по колхозам и деревням, вышла известной певицей. Это просто удивительно. Насколько помню, она уехала в Москву и через некоторое время начала гастролировать с местной татарской группой.
    Она вернулась в Казань уже уверенно поющей со сцены, но это было что-то непривычное для слушателя — это было и не академическое пение, и не фольклорное, и не визгливая эстрада — это было что-то свое. Это как своя, особенная интонация у Салавата Фатхетдинова. И текст у него прекрасно усваивается, потому что он поет о вечных ценностях — о времени, о родном крае. У Хании было то же самое — это образ женщины, ее любовь, ее отношение к жизни — текст был понятен каждому, а ее исполнение было особенным. Ханию Фархи воспринимали как молодую женщину с ее любовью, со страданиями, с пониманием красоты, с народной эстетикой, женщину смелую. Она пела интуитивно, и публика на этом же интуитивном уровне воспринимала ее и ее творчество.
    На сцене она все время импровизировала, находила контакт со слушателем, дерзко вела диалог, немножко хулиганила. Она чувствовала, что на нее смотрят с восторгом, и «купалась» в этом. Я заметил, что, когда я слушаю ее песни по радио или в записи, ее голос всегда звучит точно так же, как и со сцены во время живого выступления.
    У нее очень непростая биография: уехала из деревни, затем учеба, театр, концертная группа в Москве и карьера в Казани. Ей очень сильно помогал и поддерживал муж, который в последние годы ее продюсировал.
    Какой она была, как она жила, какое у нее образование, у кого она училась, от чего она ушла из жизни — это неважно. Сейчас это уже неважно. Важно то, какой след она оставила, какие песни она исполняла, что она доносила до людей. Она стала огромной частью народной жизни. Она стала грандиозной певицей — народной певицей. Хания Фархи — это, действительно, эпоха. Замены ей нет. Это очень грустная новость.

    «Получилось двойное горе для нашей семьи…»

    Хания Фархи была одной из самых титулованных певиц на татарской эстраде. Ее удостаивали звания народной артистки в Татарстане и Башкортостане, она более пятнадцати раз становилась лауреатом престижной национальной награды «Золотой барс», на Казанской аллее навсегда останется ее именная звезда.
    Она по-доброму относилась и к коллегам по цеху, выделяя среди них, например, Айдара Галимова. Ей нравилось, что коллега полностью выкладывается на сцене и ведет себя с достоинством. С большим уважением относилась к певцам старшего поколения, отмечая, что они работали в других условиях и имели иные возможности.
    Накануне Хания Фархи должна была выступить на концерте, посвященном памяти ее старшей коллеги — Альфии Авзаловой.
    — Вчера 40 дней маме, были поминки, и, расставаясь, мы услышали эту очень грустную новость для нашей семьи. Хания тоже должна была прийти, и она была включена в список, она говорила, что придет, — она человек обязательный в этом плане, и она хотела прийти… И мы были удивлены, почему она не пришла. И в конце поминок мы узнали, что случилось с Ханией, и получилось двойное горе для нашей семьи, — рассказала дочь Альфии Авзаловой Зульфия. — Она была очень хорошим человеком, очень искренним, откровенным, причем очень сочувствующим.
    Своими воспоминаниями об ушедшей певице также поделился заслуженный деятель искусств ТАССР Рабит Батулла — Хания Фархи была его ученицей в театральном училище.
    — Она очень обаятельный человек, у нее удивительное актерское обаяние, плюс вокал. И она не выпендривалась, знаете, как бывает у актеров — они выпендриваются, суть актера — показать себя зрителю, и порой они переигрывают, и получается выпендреж. А Хания всегда знала меру и всегда была очень мила на сцене.
    Ее коллега по цеху Резеда Ганиуллина вспоминает о Хание Фархи как об отзывчивой, доброжелательной женщине и невероятно талантливой артистке.
    — Можно сравнить ее с драгоценным камнем на короне татарской эстрады. Ее песни «Кышкы чия», «Әлдермешкә кайтам әле» стали, наверное, всемирными хитами. Ее смерть — это большая утрата для татарской эстрады. Выражаю искреннее соболезнование родным и близким. Очень неожиданно и тяжело было получить такую новость. Для поклонников это большая утрата.

    «Реальное время».

    КОНТЕКСТ:

    Скончалась народная артистка Татарстана Хания Фархи /Хәния Фәрхинең КАЙДА һәм КАЙЧАН җирләнәчәге билгеле булды

    * * *

    Вафатына ике сәгать кала Хәния Фәрхи «Татар-информ» хәбәрчесе белән сөйләште

Просмотров: 3083

4 комментариев

  1. Очень неожиданно… Очень жаль… Скорбим.

  2. Большая утрата для меня, для народа тоже думаю ,все песни жизненные и душевные, прекрасного исполнения, пусть земля будет пухом

  3. Ож* махта урнысы булсын Раббым