Дамир Исхаков: «У татар есть собственные интересы» / Вопрос знатокам: как нам обустроить татар

1502521766_isxakovБюрократия грозит «Милли шура», Шайхразиеву поможет мэрский опыт общения с национальными организациями, а выбор одного из его замов ошибочен

«БИЗНЕС Online» и его эксперты продолжают подводить итоги шестого по счету съезда всемирного конгресса татар. Слово имеет известный историк и делегат съезда Дамир Исхаков. Он указывает на организационные недостатки при проведении курултая, вспоминает, как аппарат ВКТ подмял под себя исполком и бюро, а также призывает власти Татарстана активнее задействовать в татарской теме экспертное сообщество.

«МЫ ПОЛУЧИЛИ СЪЕЗД, КОТОРЫЙ ЧИСТО ОРГАНИЗАЦИОННО БЫЛ НЕДОСТАТОЧНО ПОДГОТОВЛЕН»

— Дамир Мавлявеевич, на минувшей неделе случился VI съезд всемирного конгресса татар (ВКТ).  Были ли на нем приняты действительно важные решения?

— Сам съезд всемирного конгресса татар — достаточно важный акт, потому что он созывается один раз в пять лет и обычно на нем принимаются серьезные решения на перспективу. Такого рода решения, в принципе, и были приняты. Я думаю, что среди наиболее важных — это изменение устава. Народ еще не осознал и даже не понял, что произошло, потому что не вчитался в текст устава, хотя он был роздан. Фаузия Байрамова говорит, что устав был только на татарском языке, но я видел и русскоязычные варианты. Поэтому кто хотел, тот мог вчитаться. Так вот, согласно новому уставу, фактически произошло изменение организационной структуры ВКТ. Байрамова утверждает, что конгресс после этого исчез. Никуда он не исчез, он остается на месте, просто изменилась структура управления.

Другое важное мероприятие было посвящено рассмотрению так называемой платформы по развитию культуры, языка татарского народа. Здесь были проблемы, потому что, несмотря на заявленные ранее утверждения о том, что платформа будет подготовлена и роздана делегатам, этого не случилось. Мы только заслушали устное сообщение, причем это произошло на первой секции съезда ВКТ, где главенствующую роль играла Академия наук Татарстана. Дания Загидуллина (вице-президент АН РТприм. ред.) выступала по этому поводу. На самом деле мероприятие было бестолковое и бессодержательное. Все это поняли. И фундаментального рассмотрения проблем, которые действительно существуют, не произошло, поэтому сейчас мы вынуждены констатировать, что платформу придется делать заново уже новому составу руководства всемирного конгресса татар, в том числе с участием научных учреждений.

В целом можно сказать, что народ основные обсуждаемые идеи понял, включая ситуацию с договором. Минтимер Шаймиев достаточно внятно объяснил, что работа продолжается, несмотря на утверждение московских изданий, что процесс уже остановлен. Это обнадеживает — и народ уехал с ощущением, что статус и роль татар в Российской Федерации не будут принижены, если удастся положительно завершить договорный процесс.

— Что означает появление национального совета «Милли шура»? Какова основная цель создания подобного органа?

— Здесь стоит вспомнить историю. В 1992 году, когда созывался первый съезд ВКТ, было вынесено решение, что между съездами и руководящим органом должен быть исполком ВКТ. Он в таком виде существовал, потом было образовано его бюро, которое работало между исполкомами. Обычно оно созывалось один раз в год. И вот, на мой взгляд, тогда произошло смешение двух вещей, которые этому не подлежат: исполком на самом деле был органом, который организовывал каждодневную деятельность и сам же себя контролировал. В итоге после 1992 года с течением времени, так как исполком созывается один раз в год, произошло такое отрицательное явление, когда аппарат исполкома (а это всего лишь нанятые люди, которые реализовывают конкретные дела) возомнил, что он является основным органом. Это особенно хорошо стало проглядываться в последний год, потому что наш спикер Ринат Закиров был сильно занят, старался быть на всех мероприятиях, так как для него это фактически была предвыборная кампания. И она закончилась для него не очень удачно.

В итоге аппарат полностью подменил и бюро, и исполком. Как член бюро я видел, что к нашему мнению уже не прислушиваются, решения принимаются на ходу. Это привело к накоплению отрицательных тенденций. И мы получили съезд, который чисто организационно был недостаточно подготовлен, к сожалению.

Здесь надо отметить, что и до этого, и сейчас усиливаются нападки против прежнего председателя исполкома Рината Закирова. Я хочу специально сказать, что тут происходит подмена разных вещей: личностные качества человека и его должностные обязанности перепутались. Я, например, считаю, что Закиров как человек очень хороший. Я сам неоднократно просил его о помощи, и он ее всегда оказывал. И мне даже не совсем понятно, почему его работе не была дана соответствующая оценка. Например, он явно имел право на хорошую оценку, потому что много работал. Это невозможно отрицать. В том, что были недостатки, прежде всего виноваты мы сами, исполком и бюро. Но особенно, я считаю, руководство республики недостаточно контролировало работу конгресса татар. Потому что реформа, которая уже свершилась, была отчетливо необходима уже несколько лет назад. В современном уставе не зря прописано, что председатель может только два срока сидеть. Слишком долго быть на одном месте нельзя.

«МНЕ КАЖЕТСЯ, ВАСИЛЯ ЭФЭНДИ ШАЙХРАЗИЕВА ЕЩЕ РАНО СПИСЫВАТЬ»

— Почему «Милли шура» возглавил Василь Шайхразиев и почему, соответственно, отказались это сделать первые лица республики?

— Этот вопрос не ко мне, потому что я не могу назвать причины за тех людей, которые отказались. Но, мне кажется, Василя эфэнди Шайхразиева еще рано списывать, он только приступает к своим обязанностям. Его назначение было неожиданным для тех, кто не разбирался в ситуации. В том числе старые члены исполкома фактически не знали, кто предполагается на эту должность. Я как член бюро прежнего исполкома (сейчас я в президиум не вхожу, только в общий совет «Милли шура») узнал за день, что предлагается такая кандидатура. Но мне лично кажется, что, если за Шайхразиевым будет стоять политическое руководство Татарстана, это фигура вполне дееспособная и справится со своими обязанностями.

— Но если за ним будет стоять руководство республики, значит, будет отсутствовать самостоятельность в работе?

— Я бы не сказал, что Ринат Закиров был слишком самостоятельным. Он депутат парламента, работает в государственных организациях, скажем, курировал НКЦ «Казань». Так что в этом плане он был вписан в структуру руководства Татарстана не меньше, чем Василь Шайхразиев.

Из-за того что конгресс очень важная организация, представляющая всю татарскую нацию, случайных людей там не может быть. Руководство РТ всегда должно быть озабочено тем, кто там будет заниматься татарскими делами. Но весь вопрос в том, как Василь Шайхразиев дальше будет выстраивать свою работу. Ему, конечно, нужны советы, потому что для него эта сфера новая. Но думать, что с национальными организациями он не сталкивался, ошибочно. Он довольно долгое время работал мэром Набережных Челнов, где такие организации представлены весьма густо, в том числе такие, которые играли существенную политическую роль. Шайхразиев вынужден был с ними взаимодействовать как чиновник. В этом опыт у него есть.

Элемент неожиданности, я думаю, возник из-за того, что в прежнем уставе не был прописан срок полномочий председателя исполкома. Если бы был, то глава готовился бы к своему уходу заблаговременно, это не было бы для него неожиданностью, он успел бы подготовить себе будущего преемника. На будущее это урок всем нам.

— При этом вы считаете, что имя главы ВКТ не должно быть определяющим в деятельности структуры?

— В действительности нужно говорить, что дело не в личности раиса-председателя, а в том, как все организуется. Мы на личностный фактор большого внимания обращать не должны. Фактически председатель совета «Милли шура» — это один из нас, выбранный съездом, один из состава руководства организации. У него и положение должно быть таким, и он сам себя должен осознавать в таком качестве, не должен слишком возвышаться над президиумом или над «Милли шура».

Потому с этой точки зрения, я думаю, у нас есть одна большая угроза, которая заново может возникнуть. «Милли шура» — это фактически должен быть контролирующий и распорядительный орган, а исполком, который при нем, — это люди, которые выполняют каждодневную работу по поручению. Нам два жанра путать нельзя. Но лично мне кажется, что состав избранного нового совета «Милли шура» не до конца продуман, был сделан спешно, поэтому есть опасность, что мы опять вернемся к прежней ситуации, когда его функции будет опять осуществлять исполнительный орган. Это очень опасно, потому что мы общественная организация, хотя и связаны с руководством, с правительством Татарстана. В том числе в уставе прописано, что правительство республики может финансировать определенные виды деятельности.

Контроль нужен, но все-таки общественную демократическую линию упускать нельзя. Это всегда чревато отрицательными последствиями.

«ЕСТЬ СТАРИННЫЙ СПОСОБ, КОТОРЫЙ ПРИМЕНЯЛИ ЕЩЕ БОЛЬШЕВИКИ В ЦК, — КООПТАЦИЯ»

— Какие у вас конкретные претензии к кадровому составу «Милли шура»?

— Я проанализировал состав президиума и считаю, что он выбран по старым лекалам и там не представлены некоторые виды деятельности, которые характерны для исполкома и некоторых регионов. Скажем, из важных регионов, я думаю, Башкортостан представлен явно неправильно — только ассоциацией татарских сел. И то только потому, что ее председатель сейчас находится в Башкортостане, а он может быть переизбран. А другие, играющие существенную роль в татарской организации в Башкортостане, не представлены никак. Хотя там проживают больше миллиона татар.

Еще один крен я заметил, это, думаю, было сделано по инициативе прежнего председателя исполкома: в составе президиума преобладают мишарские регионы…

— А как выглядит представительство Татарстана?

— Татарстан представлен весьма странным образом. Один из замов Шайхразиева, который должен курировать нашу республику, — это вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина, которая никогда не занималась общественной деятельностью. Теперь она фактически стала ответственной за Татарстан. Там другого такого человека нет. Это весьма странная конструкция, и мы никак не можем понять, как она возникла. К тому же Загидуллина не может представлять и научное сообщество, потому что некоторые играющие серьезную идеологическую роль институты Татарстана, например Институт истории, не представлены. Он относится не к Академии наук, а к министерству образования.

Мне кажется, должен быть проведен мозговой штурм для того, чтобы сформировать этот новый орган так, как надо. Конечно, поезд уже отчасти ушел: съезд состоялся, народ выбран. Оттуда уже никого никуда продвигать нельзя. Но есть старинный способ, который применяли еще большевики в ЦК, — кооптация. Некоторых недостающих людей, которые представляют серьезное направление деятельности и серьезные регионы, можно ввести дополнительно. Потом их можно утверждать на совете, если необходимо будет, то на следующем съезде этот момент отметить. Но, к сожалению, данный вопрос требует дополнительных обсуждений.

«МЫ ИМЕЕМ ЦЕЛЫЙ КЛУБОК СЛОЖНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ НЕДОСТАТОЧНО ОБСУЖДЕНЫ»

— Довольны ли вы текстом резолюции, принятой по итогам съезда? Какие важные темы, касаемые татарской нации, в ней не были отражены?

— Резолюция — она всеобъемлющая, поэтому наиболее важные моменты из татарской жизни там прописаны. Но я думаю, что там отсутствует важный сегмент. К сожалению, и раньше, и сейчас должное внимание не уделяется экспертной деятельности. В уставе немного говорится об этом, в резолюции — нет. Сейчас мы имеем целый клубок сложных национальных проблем, которые недостаточно обсуждены.

Внутри исполкома ВКТ я возглавлял комиссию по развитию татарского этноса. У этой комиссии был рабочий орган, который назывался центром этнологического мониторинга. Это была организация, которая находилась внутри Института истории и была создана через соглашение с Академией наук РТ. Волею директора эта организация была ликвидирована, состав расшит, разбросан по разным отделам. И сейчас непонятно, кто будет заниматься стратегическими вещами, а проблемы очень сложные. Например, перед нами рекламировали платформу по развитию культуры и языка татар. Это должен быть концептуальный документ (такого рода документы у нас и раньше были). Скажем, мы знаем программу развития сохранения идентичности татарского народа — это прежняя программа, она работает. Есть программа развития языка. Но эти концепции между собой не взаимосвязаны. То есть должна быть более глобальная концепция, которая охватывает в целом развитие татар в современных условиях. Ситуация с начала 2000-х годов коренным образом изменилась.

К примеру, простой вопрос: что делать с ЕГЭ? Оно введено только через приказ министерства образования РФ. Это не законодательное решение, а ведомственное, за которым мы должны следовать и которое сыграло крайне отрицательную роль в судьбе татарского национального образования. Здесь эксперты должны вырабатывать подходы, каким образом через взаимодействие с нашими депутатами Госдумы, через проталкивание наших интересов, через контакты с другими национальными субъектами Российской Федерации отстаивать наши позиции. Это очень большая серьезная работа.

— Достаточно ли внимания было отведено на съезде вопросу сохранения татарского языка?

— Все кивали на съезде, и наше руководство говорит о том, что татарский язык хорошо сохранять через общение внутри семьи. Когда школа фактически исчезает или находится в трудном положении, кивают на это. Я как человек, имеющий отношение к некоторым социологическим разработкам, могу сказать: в условиях Казани, вообще в городской местности на литературном татарском разговаривает только треть семей, две трети — на русском. Как в таких условиях ребенок будет усваивать татарский язык, которого в семье просто нет? Плюс недостаточно решен вопрос о детских садиках, где надо тоже прививать родной язык. Большинство садиков у нас смешанные, но общаются на русском.

Татарские группы только начали создаваться, причем концептуально неясно, как это в образовательную сферу вовлечь, каким образом этот вопрос решить.

— И, конечно, проблема татарских школ…

— Это фундаментальный вопрос. Во многих регионах страны татарские школы вообще перестали существовать. Даже родные языки во многих школах (а российский закон образования это позволяет) не преподаются. И сейчас татары начали интересоваться проблемами преподавания татарского языка, например, факультативно при мечетях, при общественных объединениях. А у нас нет ни одного методического пособия, которое было бы предназначено для того вида работы. Это прокол министерства образования. Поэтому наш «Милли шура» и его президиум должны серьезно подумать, каким образом созвать экспертную группу, иначе будет непонятно, что вообще делать.

Сейчас происходят смешные вещи — начали собирать мнение аппарата исполкома о том, как они видят дальнейшую работу. Но разве это уровень? Это просто исполнители, которые занимаются каждодневной деятельностью. Надо опрашивать экспертов, анализировать публикации, которых сейчас масса. Что предлагали люди, в том числе доктора наук, серьезные ученые. Все это еще не проанализировано. Я думаю, что это одна из дальнейших работ. Так что тот факт, что в составе президиума отсутствует группа, которая отвечает за экспертную деятельность,  — это большой минус. Повторю, я считаю, что Дания Загидуллина не способна эту работу выполнять. У нее нет и соответствующих знаний. 

«ТАТАРЫ ПОПАЛИ ПОД ЭТОТ КАТОК»

 — Обновление методов работы новому руководству также предстоит?

 — Да. Как член бюро прежнего исполкома я еще в начале года предложил провести симпозиум, созвав 30–35 видных татарских интеллектуалов со всей России, преимущественно гуманитариев в ранге докторов наук, и провести обсуждение общих проблем татар. Причем это можно было приурочить к 100-летию национальной культурной автономии татар, которое состоялось в мае. Мы бы могли грамотно обсудить, что произошло с татарами за целый век, и на этой основе выработать какие-то общие предложения, каким образом можно сформулировать те идеи, которые нам необходимо в дальнейшем реализовывать. Я предложил это руководству конгресса исполкома: сначала они идею восприняли, даже включили в рабочий проект, но потом выключили.

Я думаю, что если мы научное обсуждение проблем будем исключать таким образом, то мы ничего не достигнем. Надо научиться слушать то, что предлагают эксперты, потому что многие наши хорошие идеи в различные концепции, программы бывают вовлечены, но чиновники им не следуют. То, что получилось с Казанским университетом, как раз результат того, что экспертное мнение не было учтено. Я об этом неоднократно говорил, еще в 2008 году мы сформулировали идеи, концепции по национальному образованию. В том числе на уровне высшего образования они были рассмотрены. Документы даже были подписаны, но наобум был создан этот гигантский федеральный университет, который поглотил вся и всех. В итоге мы получили большие минусы и сейчас не знаем, что делать.

— А как экспертное мнение доводить до руководства республики?

— Этим как раз должно заниматься руководство всемирного конгресса татар как главный орган, отстаивающий татарские интересы. 

В завершение я хочу сказать, что этот съезд был поворотным, в том числе и потому, что в России происходят очень важные изменения, которые, может быть, еще не всеми были осознаны. И татары попали под этот каток, потому что вертикаль власти усиливается, шовинизм растет, вне всякого сомнения. Татарский народ должен в новых условиях немного более осознанно начать действовать, имея в виду то, что происходит и как отстаивать наши интересы. А у татар есть собственные интересы. Этот вопрос особенно выделяется в связи с договором. Да, Минтимер Шарипович сказал, что работа над договором ведется. Надо четко понимать, что этот договор не просто символический капитал, как некоторые утверждают, это не декорация, а констатация особого места татар в Российской Федерации. Конечно, я за то, чтобы все народы были равны юридически. Но, во-первых, нас слишком много. Во-вторых, мы имеем очень большие заслуги перед российским государством. Во время Великой Отечественной войны татары пожертвовали около 200 тысячами людей, чтобы в ней победить. Редко какой народ может указать на этот факт.

Наша культура, наша цивилизация внесла существенный вклад в развитие российской культуры, государственности. В этом плане ни башкиры, ни чуваши, ни чеченцы с нами не могут сравниться. Поэтому, когда мы говорим об особых отношениях между федеральным центром и татарами, надо иметь в виду и этот аспект. Мы не должны ни в коем случае поддаваться чрезмерному давлению. Там есть желающие построить такую вертикаль, что потом и самим русским будет плохо.

Резолюция VI съезда всемирного конгресса татар

2–3 августа 2017 года в г. Казани состоялся VI съезд всемирного конгресса татар, в работе которого приняли участие ____ делегатов и ____ гостей из Республики Татарстан, ____ регионов Российской Федерации и _____ зарубежных стран.

Мы, делегаты VI съезда всемирного конгресса татар:

— выражаем свое стремление к единству татарского народа, сохранению и развитию родного языка, культуры и традиций, укреплению согласия и добрососедства с представителями всех народов;

— поддерживаем курс руководства Российской Федерации по отстаиванию интересов страны на международной арене, обеспечению реализации Стратегии государственной национальной политики, программных мер, направленных на сохранение и развитие языков, культур и традиций народов, проживающих в России, формирование общероссийской гражданской идентичности;

— осуждаем политику санкций по отношению к России со стороны Соединенных Штатов Америки, цинично использующих политические инструменты в конкурентной борьбе, что негативно сказывается на сотрудничестве с европейскими странами, искусственно создает обстановку нетерпимости и противостояния;

— отмечаем позитивную деятельность органов государственной и муниципальной власти Республики Татарстана по созданию достойных условий для представителей всех населяющих ее народов, а также поддержке этнокультурного развития татар, проживающих за пределами республики;

— приветствуем возрастающую роль татарских общественных организаций в решении актуальных вопросов этнокультурного развития татарского народа с учетом угроз и вызовов современности, позитивную деятельность в течение 25 лет всемирного конгресса татар по консолидации нации;

— отмечаем высокую значимость содействия МИД России и «Россотрудничества» в организации и проведении мероприятий по популяризации татарской культуры и традиций как важной составляющей российской культуры и национального многообразия в зарубежных странах, дальнейшей консолидации татар зарубежья;

— констатируем успешную реализацию государственных программ «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014–2019 годы)», «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы»;

— отмечаем высокое значение для татар мира издания семитомной Истории татар с древнейших времен, а также ведущихся научных прикладных исследований;

— считаем важным проектом создание и развитие Болгарской исламской академии в качестве научно-образовательного и духовно-просветительского центра, базирующегося на традиционных духовных ценностях наших предков;

— поддерживаем развитие телевизионного канала ТНВ-планета, ресурсов «Татар иле» и «Ана теле», татарской редакции агентства «Татар-информ», создание интернет-портала «Центр татарской литературы» как способствующих приобщению татар, проживающих за пределами Республики Татарстан, к языку и культуре татарского народа;

— признаем успешными практику и имеющийся значительный потенциал реализации современных проектов объединений, созданных при всемирном конгрессе татар: всемирной общественной организации татарских женщин «Ак калфак», всемирного форума татарской молодежи, всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям, всероссийской общественной организации «Татарские сёла России», всероссийской общественной организации «Федерация национальной спортивной борьбы «Татарча көрәш», всероссийского общественного фонда «Татарская семья», всетатарского общества краеведов, съездов учителей и других форм консолидации общественных сил народа;

— выражаем убежденность, что на важном историческом этапе Договор  о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан сыграл позитивную роль в этно-культурном, социально-экономическом и общественно-политическом развитие Татарстана и Российской Федерации в целом;

— поддерживаем обращение Государственного Совета Республики Татарстан о сохранении должности Президента Республики Татарстан как положительно зарекомендовавшей формы организации высшей государственной власти в республике и выражающей национальные интересы  всего татарского народа;

— считаем необходимым сконцентрировать усилия татарских общественных организаций на сохранении и развитии татарского языка, культуры и традиций народа;

— выражаем стремление к активному конструктивному сотрудничеству татарских организаций с общественными объединениями, органами государственной и муниципальной власти стран и регионов компактного проживания татар в интересах сохранения мира и согласия, преумножения социально-экономического благополучия и создания достойных условий этнокультурного развития всех народов.

 

Заслушав выступление Президента Республики Татарстан                        Р.Н. Минниханова, доклад Исполкома ВКТ и выступления участников съезда,  проанализировав развитие татарского общественного движения на современном этапе, делегаты VI съезда всемирного конгресса татар   РЕШИЛИ:

1.  Признать работу Исполнительного комитета всемирного конгресса татар между V и VI съездами (2012–2017 годы) _________________________.

2.  Разработать с участием широкой общественности и принять Платформу сохранения и развития языка и духовного наследия татарского народа.

3.  Одобрить проекты создания Музея татарской эмиграции и Портретной галереи татарского народа, общественным объединениям включиться в работу по формированию базы экспонатов.

4.  Обратиться в адрес Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о ратификации Россией Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 октября 2003 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО, с целью последующего включении в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества национального праздника татарского народа «Сабантуй» и русского народного праздника «Каравон», отражающих культурное и историческое наследие народов России.

5.  Обратиться к Министерству образования и науки Российской Федерации с предложениями о необходимости:

—  предоставления права обучающимся национальных школ сдавать Единый государственный экзамен на родном языке;

—  разработки нормативно-правового документа, регулирующего обеспечение, в том числе финансовое, прав граждан в обучении на родном языке и изучении родного языка.

6.  Обратиться к руководителям субъектов Российской Федерации с  предложением о создании необходимых условий для удовлетворения конституционных образовательных прав в изучении родного языка татар и представителей других народов Российской Федерации, компактно проживающих в регионах, в том числе обеспечения бюджетного финансирования соответствующих затрат.

7.  Обратиться к Правительству Республики Татарстан с предложением рассмотреть возможность:

— включения в программу «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014–2019 годы)» подготовку и издание истории татарских поселений Российской Федерации;

— создания детского образовательного канала на татарском языке.

8.  Вновь избранному руководящему органу конгресса:

— выработать комплекс мер, направленных на устранение недостатков и реализацию предложений, высказанных участниками съезда;

— разработать методические рекомендации с отражением лучших практик по вопросам этнокультурного развития и взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти в местах компактного проживания татар;

— способствовать дальнейшему развитию системы содействия приему абитуриентов-соотечественников из регионов России и зарубежья в высшие учебные заведения, расположенные на территории Татарстана;

— организовать подготовку кратких культурологических справочников о национально-культурных центрах татар, важных исторических событиях, традициях, обычаях татарского народа, в том числе с использованием современных инфокоммуникационных технологий.

9.  Региональным организациям татар во взаимодействии с ВКТ проявлять большую активность в выдвижении и реализации инициатив, направленных на сохранение и развитие языка, культуры и традиций татар, проживающих в регионе.

10.  Проводить целенаправленную работу, направленную на корректное отражение татар во Всероссийской переписи населения в 2020 году.


«БИЗНЕС Online».

* * *

После VI съезда Всемирного конгресса татар: в чем причина пробуксовки национального развития

Известный татарстанский этнолог Дамир Исхаков в колонке, написанной для «Реального времени», делится своими размышлениями об итогах VI съезда Всемирного конгресса татар. По мнению ученого, сегодня в работе национальных организаций не хватает плотной работы с экспертным сообществом.

Идеи исходят от знатоков

Было время, когда несколько продвинутых представителей татарской интеллигенции — обычно это были ученые — могли сообща подготовить достаточно содержательные общенациональные концептуальные документы. Скажем, такое происходило на рубеже 1980—90-х годов, когда готовились программы ТОЦ, на основе которых затем зачастую правительство Татарстана вырабатывало решения государственных органов. В те перестроечные годы и в первые постсоветские годы демократии было побольше и ученые разных направлений, аналитики и публицисты с практическим опытом формулировали свободно свое видение, их мотивировала гражданская позиция и общественный долг.

Структуры власти и управления содействовали исследованиям или их заказывали в рамках своей текущей деятельности. И результат был значительный: в 90-е и нулевые годы решения по национально-культурным и общественно-политическим вопросам принимались продуманно и идущие процессы широко освещались в масс-медиа, общественность втягивалась в созидательную деятельность и реализацию разных проектов социального характера. Однако с тех пор жизнь слишком усложнилась, произошло социальное расслоение, в обществе возникли мало пересекающиеся между собой слои, властные отношения как в республике, так и в целом в РФ, претерпели коренные изменения, в мире усилились глобализационные процессы, оказывающие непосредственное воздействие и на наше общество.

Когда возможностей стало больше…

Казалось бы, дела должны были пойти еще лучше теперь, когда появились управленческие, аналитические и медийные структуры в регионе и в центре, расширились возможности для участия в федеральных этнокультурных проектах. Существуют исполком Конгресса татар, действуют Ассамблея народов Татарстана и Дом дружбы, Кабинет министров РТ составляет и реализует государственные программы по национальным и языковым вопросам. Правда, демократия практически отсутствует, решения готовятся и принимаются узким кругом государственной бюрократии. На этом фоне у татарского сообщества проблем на национально-культурном, образовательном и языковом фронте стало больше, а способов их решения — все меньше.

Между тем этническое самосознание всех народов, особенно крупных, растет, как и степень многонациональности российского общества и масштабы миграционных процессов в мире. Теперь большинство социальных проблем, в том числе и этнонационального характера, не имеют простых решений. Часто они выступают как многофакторный клубок взаимосвязанных явлений. В качестве всем нам хорошо известного примера можно привести постепенную утерю, несмотря на все предпринимаемые меры, позиции татарского языка даже среди самих татар: тут и социально-психологические (нежелание родителей обучать своих детей родному языку), и исторические (связанные с закрытием начиная с 1960-х годов татарских школ городах, из-за чего многие родители татарской национальности остались без родного языка), и политические (воздействие на языковую ориентацию родителей ликвидации регионального компонента в школах, введение ЕГЭ на русском языке), и глобальные (усиление роли интернета и др. электронных средств доставки информации, функционирующих в подавляющем большинстве не на татарском) причины.

Кто развяжет татарские узлы?

Иногда предлагают простые решения весьма сложных языковых и этнических явлений — вроде того, что больше надо разговаривать на родном языке в семье. Хотя и это абсолютно верная рекомендация, но если знать, что в Казани на литературном татарском разговаривает только 1/3 татарских семей, такой подход надо квалифицировать или как результат полного непонимания реалий, или, что хуже, как желание уйти от решения такого рода трудных проблем. К тому же сейчас молодой человек сидит перед компьютером, телевизором, выходит на улицу, идет к друзьям, в школу — и какой «контент», какая среда его там ожидает?

Вопрос: оказался ли готов ВКТ как представительный орган татар к названным фундаментальным изменениям в стране и мире? Ответ, я думаю, очевиден: названная общенациональная организация татар к ним оказалась совершенно не готова. Ярчайшим доказательством данного вывода является систематическое запаздывание татарского общества и Татарстана перед вводимыми федеральным центром социальными и политическими новшествами.

Мы, татары, будучи отнюдь не бедной на интеллектуалов нацией в последние 10—15 лет фактически были заняты реагированием, причем не всегда успешным, на уже принятые Москвой решения вместо того, чтобы работать на опережение. А ведь в нашем недавнем прошлом имелись и положительные примеры дееспособности татар, их умения сработать вовремя и на должном уровне, скажем, как в случае подготовки и принятия в РТ Конституции еще до принятия аналогичного документа РФ. До сих пор нас выручала способность татар к конструктивному взаимодействию с властью и другими народами, она нам помогала держаться на уровне, находить партнеров и пути решения проблем.

Есть ли пророки в своем отечестве?

Что же с нами с тех пор случилось, что у нас сейчас не так? Ответ вообще-то лежит на поверхности и при легком напряжении ума вполне доступен. Но так как об этом до сих пор никто внятно не сказал, хочу сообщить татарской общественности: «Уважаемые сородичи, все дело в том, что у нас ни в Татарстане, ни в ВКТ экспертная деятельность должным образом не поставлена. Что касается ВКТ, она там не была выстроена как важнейшее направление его деятельности. Наоборот, когда появились государственные программы и курирующие их чиновники и структуры, не стало идей, проектов, идущих от жизни. Давно испытано: обычно деньги и должности убивают объективное видение проблем и творческую мысль, а личные и групповые интересы берут верх.

Правда, в прошлом были попытки создать в рамках ВКТ экспертного направления: были проведены два форума татарских ученых, созванных исполкомом ВКТ вместе с АН РТ и не оставивших в итоге никакого результата. Хотя они были организованны с целью объединения научных сил татарского мира. Затем можно назвать учреждение при руководящем органе ВКТ Комиссии по стратегии развития татарского этноса, чьим рабочим органом был Центр этнологического мониторинга (с 2006 по 2010 годы функционировал в структуре Института истории им. Ш. Марджани, в итоге закрывшись волею начальства). Эти структуры, занимавшиеся подготовкой концепции и программы развития татарского народа, также канули в Лету.

К величайшему сожалению, из всего этого негативного прошлого опыта руководство ВКТ соответствующих выводов так и не извлекло, в том числе и потому, что круг проблем, связанных с экспертной деятельностью, ни разу на заседаниях данной организации не обсуждался. А стоило бы этим заняться, ибо такое состояние привело к серьезным последствиям.

Единая платформа, витающая в облаках…

Чтобы мое утверждение не показалось голословным, обращу внимание на последний случай, очевидцами которого оказались многие делегаты прошедшего съезда ВКТ. Имею в виду неудачу в подготовке так называемой «Платформы сохранения и развития языка и духовного наследия татарского народа», которую должны были обсудить на одной из секций данного форума, но обсудить оказалось нечего. Сей концептуальный документ, который вроде бы готовился с начала текущего года, так и не был представлен общественности. В данном случае показательно то, что к его написанию была привлечена АН РТ. Тем не менее итог оказался отрицательным. Почему же?

Совершенно очевидно, что данный случай еще раз демонстрирует нам результат неправильной организации экспертной деятельности в ВКТ. Я мог бы обосновать этот вывод и более детально, тем более последнее событие происходило у меня на глазах, но вряд ли есть смысл сейчас ворошить это прошлое. К тому же придется заняться затрагиванием личностей, а это бесполезно, так как дело больше не в личностях, а в организационных аспектах. Пока хочу отметить: вся эта история связана в том числе и с тем, что у руководства республики бытует явно ошибочное мнение относительно целесообразности постоянного привлечения к составлению сложных концептуальных документов республиканской Академии наук. Между тем именно по гуманитарному профилю сие учреждение, основной костяк научных сотрудников которого занят изучением далекого прошлого, а отнюдь не настоящего, по определению не годится для такой работы. К тому же в ее структуре, за исключением небольшого числа социологов и социолингвистов, вообще нет специалистов, необходимых для подготовки сложных концепций и программ социального характера, так необходимых сейчас татарскому обществу.

Сладкая иллюзия об Академии наук

В такой ситуации ожидать, что в результате включения в состав президиума «Милли шура» одного из вице–президентов АН РТ, к тому же не обладающего необходимой квалификацией в деле подготовки национально значимых концептуальных документов, вряд ли способно изменить в лучшую сторону экспертные дела в рамках ВКТ.

Как ученый, много занимавшийся экспертной деятельностью, скажу без обиняков: если мы действительно хотим иметь дело с по-настоящему известными учеными, подлинными интеллектуалами, то надо принять к сведению, что они сосредоточены отнюдь не в нашей республиканской Академии наук (что не означает, тем не менее, полностью минусовую оценку кадров этого учреждения — отдельные, заслуживающие внимания эксперты там есть, они хорошо известны в научных кругах).

Между тем, давно замечено, что сметы затрат и государственные программы по языком и идентичности Академии наук включают фундаментальные исследования из тематического плана Института языка, литературы и искусств, которые разрабатываются десятилетиями без явно видимых результатов. Можно и впредь выпускать сборники о семантических аспектах филологии, реализме и романтизме татарской прозы и поэзии советской эпохи, многотомные словари. Но для всего этого существует целый институт с немалым штатом и красивым зданием на улице Карла Маркса. Почему его текущая работа должна преподноситься как платформа и научное обеспечение государственной национальной политики, когда актуальные и насущные проблемы остаются без внимания, не совсем понятно. Другие академические институты так же прикладываются к выше названным госпрограммам, используя средства, выделяемые в их рамках в собственных интересах. Понять их можно. Сейчас средств, выделяемых академическим институтам, достаточно только для оплаты труда сотрудников, на издательские дела средств практически нет. Но финансирование госпрограмм вообще-то имеет другие задачи. Отсюда понятно, почему один из выступающих на упомянутой выше секции (названной теперь дискуссионной площадкой) съезда ВКТ назвал обсуждение «платформы» попыткой макияжа умирающего, который нуждается в реанимации.

Поэтому, «реаниматоров» и в целом крутых экспертов надо искать в других интеллектуальных сферах, в том числе и в других регионах РФ и даже за рубежом.

Как обустроить экспертное сообщество?

Теперь о том, как собрать вокруг руководящего ядра ВКТ в лице его «Милли шура» не малые интеллектуальные силы татар и организовать их взаимодействие в рамках поиска путей решения наших многочисленных этнонациональных проблем. Опыт показывает, в том числе и мой личный (в качестве руководителя Центра этнологического мониторинга и названной выше Комиссии), что для обеспечения нормальной экспертной деятельности при ВКТ нужны особые структуры и продуманные механизмы их финансирования. Причем последний аспект весьма и весьма существенен, ибо ученые ныне также живут в рыночных условиях и без достойной оплаты весьма сложного и требующего высокого квалификационного уровня труда их привлечь к экспертным делам будет невозможно.

Теперь конкретно. Вначале несколько слов скажем об организационных вопросах, имеющих ряд аспектов.

Первый из них заключаются в том, что при «Милли Шура» должно существовать некое научное ядро, планирующее и контролирующее экспертную деятельность. Идеальным было бы формирование его на основе соглашения с президиумом АН РТ как обособленной структуры, обслуживающей ВКТ. Условное название ее — Институт или Центр диаспоры. Данное подразделение могло бы насчитывать до 10—12 сотрудников и его можно было бы создать на основе особенно никому не нужного Центра демографии и семьи, находящегося в структуре АН РТ. Так как речь идет о мозговом ядре искомого экспертного сообщества, призванного выполнять задания «Милли Шура», сюда должны быть набраны высококлассные специалисты, а руководителем целесообразно определить относительно молодого и мобильного ученого, хорошо знакомого с делами татарского мира и имеющего опыт в экспертной деятельности.

Второй аспект обсуждаемой проблемы связан с формированием круга экспертов, как уже говорилось, не только из числа татарстанских ученых. Задача эта непростая и она не случайно не была решена отмеченными двумя форумами ученых из татар, о которых уже речь шла. Тут следует обратить внимание на то, что тогда в Казань были приглашены ученые разных профилей, в том числе большинство их было из естественников, а нам-то сейчас нужны больше представители социально-гуманитарных дисциплин. Для того чтобы их собрать, во-первых, можно воспользоваться картотекой приглашенных тогда на названные форумы; во-вторых, при составлении Татарской энциклопедии были собраны данные о докторах наук из татар, их тоже можно задействовать. Кроме того, можно опираться на мнения региональных татарских организаций, которые хорошо знают местных ученых. Наконец, надо иметь ввиду, что интеллектуалы из наших сородичей есть и в других сферах (среди писателей, религиозных деятелей, артистов и др.), их также следует привлечь к обсуждаемой деятельности.

На начальном этапе можно поступить так: собрав необходимые данные, в этом году организовать в Казани или в Уфе симпозиум, посвященный 100-летию национально-культурной автономии татар, где можно будет обсудить с приглашением 30—40 видных ученых современные проблемы татарской нации. При этом можно посмотреть, получается ли нужное экспертное сообщество. Если получается, в дальнейшем этот состав можно будет расширить. Если не получается, усилия придется продолжить.

Третий аспект вопроса имеет отношение к целевой задаче, способной объединить экспертное сообщество. Эта должна быть задача высокого уровня и иметь общенациональное значение, таковой способна стать выработка «Программы развития татарской нации» на длительную перспективу, скажем, до 2050 года. Но данный документ не может быть составлен без ее концептуальной части. Скажу, что указанная тут ранее «Платформа», фактически и есть попытка создания такого рода документа. Попытка безуспешная, ибо без формулировки общих идей, перспективных целей она не получится. Могу сказать, что в прежние времена Центр этнологического мониторинга и Комиссия по стратегии развития татарского этноса определенные заделы в этом направлении уже проделали, их в дальнейшем также можно будет использовать.

Философия плюс организация

А пока ситуация такова, что в республике тратятся немалые суммы на госпрограммы (сохранения идентичности, языка и пр.), которые взаимно неувязаны и у которых нет главного — целевого направления, куда татарам дальше двигаться, чего мы в принципе как нация хотим достичь. Тут без идеологии и даже философии, без общих подходов, не обойтись.

Естественно, что при обсуждении интересующих нас оргвопросов относительно организации экспертной деятельности невозможно пройти мимо вписания ее в деятельность исполкома «Милли шура». Этот вопрос заслуживает отдельного обсуждения, но вполне ясно, что в структуре исполнительного органа ВКТ должен быть некий секретариат, занятый обеспечением каждодневной деятельности экспертного сообщества. Технологически его формирование следует увязать с созданием уже отмеченного Института/Центра.

Так как стоящие перед ВКТ и татарской нацией проблемы многообразны, экспертное сообщество после его формирования будет нуждаться в структурировании по наиболее важным направлениям. Их можно обозначить как комиссии или секции (юридическая, культурологическая, лингвистическая, политологическая, экономическая, демографическая и т. д.). Но это дело следующего этапа, когда экспертное сообщество уже в целом будет собрано.

О механизмах и эффективности финансирования

Как уже говорилось, для обеспечения функционирования этого важнейшего звена ВКТ и его руководящего органав лице «Милли Шура» без серьезного финансирования не обойтись. Однозначно можно исключить завязку в финансовом плане на АН РТ, кроме, быть может, названного Института/Центра. Бюрократические методы, характерные для республиканской Академии наук и крайний консерватизм его верхов могут лишь погубить экспертные дела, связанные с татарским миром. Финансирование может быть только через ВКТ, точнее, через фонд, находящийся при «Милли шура», причем оно должно иметь грантовый характер. Вполне понятно, что гранты могут быть выделены лишь после четкого определения задач экспертных групп, что требует предварительного финансирования самого процесса их подготовки (это тоже экспертная работа, но для небольшого круга из числа очень продвинутых ученых). Так как гранты, о которых идет речь, должны быть значительными, вопрос о том, откуда взять деньги, существует. Как я полагаю, для начала надо провести ревизию уже существующих госпрограмм этнонационального характера с целью выяснить степень их эффективности. В этом случае, я думаю, экономия средств точно появится, причем большая. Далее следует прибегнуть и к поддержке частных предпринимателей. Но для этого им необходимо четко объяснить, на что могут пойти их деньги. Поэтому они должны участвовать в обсуждении тех задач, на выполнение которых у них просятся средства. По моему мнению, если богатым татарам все хорошенько объяснить, в их среде найдется достаточное число патриотически настроенных лиц, готовых вложиться по-настоящему в обсуждаемое общенациональное дело.

И последнее. Кроме сказанного существует целый ряд конкретных сторон, связанных с формированием экспертного сообщества при ВКТ, но об этом можно будет вести речь в рамках лишь руководства данной организации, да и то если оно примет те общие соображения, которые выше были высказаны.

В дальнейшем я сам и ряд моих единомышленников, находящихся в составе «Милли шура» и в экспертном сообществе, в выработке отношения к новому руководству ВКТ будем ориентироваться в том числе и на его готовность заняться формированием при этом общенациональном органе экспертного сообщества. Можно сказать, что если оно будет организовано, дела ВКТ пойдут в гору, если нет, то, скорее всего, дела пойдут неважно.

Дамир ИСХАКОВ, доктор исторических наук.
Справка

Дамир Исхаков

  • главный научный сотрудник института истории им. Ш. Марджани АН РТ
  • академик РАЕН
  • экс-член бюро Исполкома Всемирного конгресса татар
  • руководитель Центра этнологического мониторинга и бывшей Комиссии по стратегии развития татарского этноса.

Просмотров: 872

Комментирование запрещено