Результаты анкетирования

1В рамках спецвыпуска журнала “Самар татарлары” “Инкыйраз яки торгызу” была опубликована анкета “Община и нация: проблемы и задачи”. Ее заполнили 60 человек.

Респонденты представляли различные регионы Российской Федерации и Казахстан. Абсолютное большинство заполнивших — из Самарской области, 26 человек из числа указавших место жительства. Москву представляли 4 человека, республики Татарстан и Башкортостан — по 3 человека. По 1-2 респондента представляли также Саратовскую и Тюменскую области, Пермский край, Крым (НКА поволжских татар г. Алушты) и Казахстан.

2Первый вопрос анкеты касался наиболее значительных проблем, стоящих перед татарской общиной в регионе или стране респондента, при этом можно было выбрать несколько вариантов ответа одновременно. Как оказалось, больше всего татар в различных регионах России волнуют проблемы утраты языка (40 ответов) и потери идентичности молодёжью (37 голосов по пункту “ассимиляция молодёжи” и 34 — “отсутствие современных проектов для приобщения молодёжи к татарской культуре”).

Среднюю степень актуальности показывают проблемы, связанные с традиционными “точками сборки” татарских общин — национальной школой и мечетью. Отсутствие татарской школы в населённом пункте респондента волнует 17 человек. При этом стоит отметить, что большинство ответивших проживает в регионах и городах с наличием национальных школ — Татарстан, Самара, Саратов, Башкортостан, и можно сделать вывод о том, что татар, живущих в населённых пунктах без татарских школ, эта проблема волнует в значительной степени. Уменьшение роли мечетей как центров татарской культуры волнует 17 респондентов. Эта тенденция может быть связана как со снижением уровня религиозности среди татар, так и с миграционными процессами, оставляющими татар в меньшинстве во многих мечетях России, в которых ранее татары преобладали.

Не сильно волнуют татар проблемы функционирования татарских общественных институтов. Это касается и внутрирегионального уровня (низкую эффективность деятельности местных татарских организаций отметили лишь 13 человек), и общенационального (отсутствие прочных связей с татарскими организациями других регионов волнует всего 8 человек, недостаточную поддержку татарских инициатив со стороны Казани отмечают 17 человек). Возможно, что такие результаты — свидетельство высокой оценки деятельности татарами национальных общественных организаций. Другой вариант — игнорирование национальных общественных организаций (как на региональном уровне, так и на общенациональном) и акцентирование внимания на аспектах национальной жизни, ощутимых на личном уровне (язык, религия, ассимиляция детей).

 

Наведите курсор на диаграмму

Среди задач, стоящих перед нацией в целом, наибольшее количество респондентов — 49 человек — указали сохранение татарского языка. Как известно, к переписи 2010 года число не говорящих на татарском языке татар России достигло 1 млн человек. Однако если из 5,3 млн татар России вычесть 3 млн татар Татарстана и Башкортостана, где знание языка пока фактически общераспространено, окажется, что татарский язык не знает уже 40 % татар за пределами этих республик (1 млн из 2,3 млн чел.). В такой ситуации внимание татар к языковому вопросу является объяснимым — особенно на фоне отсутствия в массовом сознании иных явных маркеров татарской идентичности, которые объединяли бы всех татар и одновременно отделяли их от представителей других народов.

Татары вне зависимости от региона и страны проживания ассоциируют себя с Республикой Татарстан и переживают за её статус: об этом заявили 37 респондентов, укрепление статуса Татарстана стало второй по популярности национальной задачей.

Развитие общенациональных структур, выражающих интересы татар, волнует в два раза больше людей, чем развитие горизонтальных связей между татарскими организациями регионов. Это может говорить о том, что татары России более перспективным видят путь формирования общенациональных институтов “сверху”, а не “снизу”.

Интересно, что самой неактуальной задачей названо создание татарского национального университета (волнует всего 12 респондентов). В то же время именно создание национального университета эксперты спецвыпуска чаще всего называли ключом к сохранению языка и нации. По всей видимости, это связано с разным взглядом на вопрос сохранения языка в Татарстане и регионах: если в республике стоит вопрос о функционировании татарского языка как полноценного государственного (для чего необходимо высшее образование на нём и о чём говорят татарстанские эксперты), то в регионах актуальнее вопрос сохранения элементарного базового знания татарского языка, из-за чего вопросы развития среднего образования на татарском “на местах” волнуют татар больше, чем создание национального университета в Казани.

Наведите курсор на диаграмму

Артур ХАЗИЕВ.

samtatnews.ru

Просмотров: 1135

Комментирование запрещено