Рашат Якупов: «Цель – научить детей разговаривать на татарском!»

1505547666_Bezimeni1Автор учебников татарского языка нового поколения старается отойти от бесполезных заучиваний больших текстов и домашних заданий

Выступая против изучения татарского языка в школах республики, многие родители ссылаются на сложность методики его преподавания. Однако мало кто знает, что разработаны и уже внедряются учебники нового поколения. Один из авторов Рашат Якупов в материале для «БИЗНЕС Online» рассказывает о новой методике, которая отдает приоритет изучению разговорного языка. Дети смогут изучать язык, играя в интерактивные игры на уроке и дома на смартфоне.

«ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ»

В последние годы часто приходится слышать о перегруженности программ по татарскому языку грамматикой, сложным языковым материалом. Причем в основном это касается программ обучения русскоязычных детей. Такая ситуация с программами по татарскому языку наиболее заметно сказывается на эффективности преподавания в начальной школе. В этом возрасте ребенок усваивает язык не через грамматические структуры, а через созданную языковую среду. Речевые клише, лексика многократно слышатся, запоминаются, затем воспроизводятся в коммуникации и далее используются при чтении и письме.

Для решения этой проблемы в последние годы делается немало: пересматриваются сами программы, меняются курсы повышения квалификации для учителей, работает методическая сертификация учителей татарского по эффективным технологиям обучения языку в русскоязычной  аудитории. Проходит постоянный обмен опытом, успешными практиками — ведь есть немало коллег, на уроках которых дети просто получают удовольствие. В общем, учительское сообщество не стоит на месте. Конечно, хотелось бы, чтобы движения к изменениям было больше.


Одним из важных проектов в этом направлении является подготовка учебников по татарскому языку нового поколения. Для этого по инициативе министерства образования и науки Республики Татарстан на базе Института развития образования был создан проектный офис и подобран коллектив авторов из опытных учителей-практиков. Главной задачей было создание современных, интересных для детей, красочных учебников. Мне тоже посчастливилось участвовать в этом проекте, и я хотел бы рассказать об этом опыте. Сразу отмечу, что одной из главных проблем современной школы является кризис мотивации к обучению. Это общая проблема, и преподавание татарского языка в этом ряду не стоит особняком.

98dae03c-3532-47ff-ac15-d85bcef7ca3a1505475825_3esh3

«ГЛАВНЫМ ПРИМЕРОМ ДЛЯ НАС СТАЛИ УЧЕБНИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

В этих условиях становится важным брать лучшие мировые практики. Не секрет, что наиболее продвинутыми в области преподавания своего языка являются англичане. Тысячи книг, учебников, пособий, интерактивных программ, авторских методик — это огромный спектр возможностей для изучающих английский. Над совершенствованием преподавания английского языка работает весь мир. Поэтому, конечно же, главным примером для нас стали именно учебники английского языка — яркие, красивые, в первую очередь нацеленные на разговорные компетенции.

На что обращает внимание ребенок, открывающий учебник? Конечно же, на оформление, на красивые картинки, яркие иллюстрации. Поэтому мы постарались уделить этому большое внимание. Над оформлением учебника работают талантливые ребята из дизайн-студии «Теория». На протяжении всего учебника главные герои ученики Алсу, Азат, Артур и Маша оказываются в разных ситуациях и изучают новые слова на татарском. К тому же в первом классе мы ввели озорного кота Мырауҗана, который добавляет в учебник комичность и юмор, — ученикам очень нравится.

Теперь о содержании. Приведу в пример пособие для первого класса. В первом учебнике мы ставим целью обучить ребенка 160 словам и 30 разговорным фразам. Это немного, чтобы не создавать ученику лишней нагрузки, но в то же время достаточно, чтобы научиться понимать и говорить самое необходимое. Для удобства мы разделили весь учебный год на 15 модулей — тем, начиная от приветствия, школы, цифр и заканчивая животными и днем рождения. В начале модуля даются новые слова, которые отрабатываются в разных разговорных фразах и ситуациях в течение модуля и закрепляются с помощью диалогов, песен, игр.

Почти каждое упражнение сопровождается качественной аудиозаписью. Ученики слушают, повторяют, отвечают на вопросы, сами задают вопросы и т. д. Одна из самых удачных фишек нашего учебника — это песни, которые были сочинены и записаны специально под каждый модуль. Ребенок сначала учит новые слова, затем на уроке поет песни, лексика которых практически полностью состоит из выученных слов, и таким образом закрепляет их. А мелодии очень яркие, запоминающиеся. Поверьте, перед ними не устоит не только ребенок, но и взрослый.

Вы спросите, что же мы делаем с грамматикой. Сразу отвечу: мы ею не нагружаем. Изначальная цель, поставленная перед нами, — это учить детей разговаривать на татарском, а не обучить их филологической дисциплине. Поэтому мы больше даем разговорных фраз, языковых клише, на основе которых дети и разговаривают. Конечно, совсем без грамматики нельзя, ведь она нужна для правильного построения речи. Но в начальных классах мы постарались дать ее не правилами, а интуитивным восприятием.

«СӘЛАМ!» НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ТАКОГО ТИПА, МЫ МАКСИМАЛЬНО МИНИМИЗИРОВАЛИ РАБОТУ ДОМА»

Многих родителей волнуют домашние работы по татарскому языку. Знакомая для любого татароязычного человека ситуация: звонит родственник, друг, сосед, не знающий татарского языка, и просит перевести фразы для решения домашнего задания ребенка. Задача, поставленная перед нами, — полностью отойти от сложных переводов, огромных сочинений, бесполезных заучиваний больших текстов и стихов. «Сәлам!» не предполагает домашней работы такого типа, мы максимально минимизировали работу дома (в какой-то степени она нужна, материал все же нужно повторять). Но это больше творческие задания, то, что ребенок будет делать с удовольствием и к тому же сможет сделать сам, не спрашивая помощи у родителей.

Как я уже упомянул, мы подготовили не просто учебник, а целый комплект, в него также входит и рабочая тетрадь. Все авторы единогласно согласились, что в начальной школе она должна быть пространством для творчества ребенка, поэтому там множество заданий по типу дорисовать, нарисовать, разукрасить, пройти лабиринт, приклеить стикеры и тому подобное, параллельно ненавязчиво повторяя изученное. И да, к каждой рабочей тетради прилагаются красочные стикеры, которые обожают все дети. Сразу оговорюсь, что рабочая тетрадь – это не обязательный элемент учебного процесса, а вспомогательный. Электронный вариант тетради размещен на сайте, он доступен для скачивания и распечатки.

Мы подошли к самой сложной части УМК для авторов — это книга учителя. Я сам иногда преподаю английский язык и знаю, что в каждом комплекте английских учебников есть teacher’s book (книга учителя, разработанные сценарии уроков). Поэтому я прекрасно понимаю, что это огромный бонус для педагога. Ведь учителю иногда просто не хватает времени, чтобы подготовиться к качественному уроку.

Наши авторы разработали методический план, сценарий для каждого урока. И это не просто скучный план-конспект, а пошаговая инструкция, что и как делать на уроке. Каждый урок в обязательном порядке включает в себя несколько игр. В принципе, игры и занимают большую часть урока. Главная цель, чтобы каждый урок был интересным, включал в себя разные виды деятельности, чтобы каждый ученик выходил из класса довольным, а главное — с определенными новыми знаниями. Но! И это важно: книга учителя — только методическая рекомендация, мы не хотим ограничивать творчество учителей, любой волен построить урок по-своему. Главное, чтобы дети учились с удовольствием!

«100 ПРОЦЕНТОВ АНКЕТИРУЕМЫХ РОДИТЕЛЕЙ ОТМЕТИЛИ, ЧТО ИМ НРАВИТСЯ УЧЕБНИК, ПО КОТОРОМУ ЗАНИМАЕТСЯ РЕБЕНОК»

Что касается методического сопровождения, работы с самими учителями. Одна из задач, которая поставлена перед авторами, — постоянные семинары, вебинары и встречи с учителями, работающими с УМК «Сәлам!». С одной стороны, мы выслушиваем мнение учителей, их замечания и предложения, даем им возможность высказаться. С другой — пытаемся максимально донести до преподавателей наши цели и стандарты, описанные выше. Это позволяет контролировать процесс внедрения новых УМК. Помимо этого, это отличная возможность для учителей поделиться своим опытом.

Также в комплект учебника включена коллекция языковых карточек для класса. Это большая стопка красивых картонных картинок, с оборотной стороны которых написано название предмета на татарском. Это и полезный материал для учителя — наглядное пособие для объяснения лексики и десятки, если не сотни, вариаций всевозможных игр с карточками на уроке, часть из которых мы дали в книге учителя.

Было бы смешно, если бы XXI веке учебник ограничивался только этим и не включал бы в себя интерактивность. Конечно же, для «Сәлам!» был разработан специальный сайт, который включает в себя электронный формат учебника, рабочей тетради, книги учителя — для онлайн-работы как на уроке, так и дома. Аудиоупражнения легко можно прослушать с сайта. Но самое главное — это интерактивные игры, в которые можно играть и на уроке, и дома со смартфона. А что может быть интереснее для ребенка, чем игра?

Нам не хотелось бы ограничиваться этим, в планах — интерактивные упражнения на сайте, внедрение новых игр, книжки для чтения по уровням сложности и многое другое. Да и сделанное еще предстоит оценить и в случае необходимости внести коррективы. Надеюсь, все понимают, что ничего идеального не существует и мы должны работать над содержанием УМК.

Учебник для первого класса прошел апробацию в прошлом учебном году в школах Казани, и мы рады, что результаты оказались положительными. Мы получили очень хорошие отзывы от учеников, учителей и, что немаловажно, от родителей. Лично меня порадовало, что 100 процентов анкетируемых родителей отметили, что им нравится учебник, по которому занимается ребенок. Конечно, были и отдельные замечания, предложения, которые мы внимательно изучили и по необходимости внесли корректировки.

Я очень рад, что участвую в данном проекте. Надеюсь, что и все ученики, учителя и родители будут довольны результатом работы нашего коллектива.

Рашат ЯКУПОВ.

Рашат Якупов — преподаватель татарского и английского языков лицея-интерната №2 Казани, заместитель председателя всемирного форума татарской молодежи, аспирант КФУ. В 2009 — 2013 годы — администратор татарской «Википедии». С 2013 года ведет крупнейший в интернете блог по изучению татарского языка в соцсети «ВКонтакте» «Учим татарский язык» (43 тыс. подписчиков). Автор методического пособия «Татар халык әкиятләре» — адаптированных текстов для начинающих изучать татарский. Один из авторов учебников татарского языка нового поколения «Сәлам!». Участник переводов интерфейсов «ВКонтакте» и «Фейсбук» на татарский язык.


«БИЗНЕС Online».

Просмотров: 887

Комментирование запрещено