«Знание еще одного языка лишним не бывает. Другое дело — как его преподают»

ab3dab82c8a799afЗнаменитый российско-финский педагог Павел Шмаков о преподавании татарского языка в школе

Споры о татарском языке в Татарстане и за пределами республики продолжаются. Свою позицию излагает еще один  колумнист — директор казанской школы СОлНЦе Павел Шмаков. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», известный российский и финский педагог, занимая позицию над схваткой, рассказывает, какие письма уже пишут родители и чиновники и как языковой вопрос решается в Финляндии.

«Программы и методики нужно пересматривать»

Получил письмо от мамы моего 6-классника. Доцент медуниверситета пишет, как идет ее занятие. Раздается стук в дверь. Заходит американец и на чисто татарском языке у преподавателя спрашивает, как найти нужную ему аудиторию. Оказалось, что приехал он в Казань учить русский. Но этот язык оказался для него очень сложным, и он решил выучить пока татарский, чтобы можно было хоть как-то с людьми общаться.

А наши дети учат язык по 5—6 часов 11 лет — и выучить не могут. Знание дополнительного языка редко когда бывает лишним. Другое дело — как его учат и преподают. Мой сын пошел в первый класс. Открываем учебник татарского, а там… С первой страницы даже задания на татарском. И это учебник для ученика, почти не знающего языка? Я хочу, чтобы мои дети знали татарский, но понимаю, что с такой методикой и такими учебниками их шансы приближаются к нулю. И тут не вина учителей, они вынуждены преподавать то, что спускают им с Минобрнауки РТ.

Программы и методики нужно пересматривать, а не часы наращивать и ужесточать контроль. Кому язык не нужен, с такой системой он его все равно не выучит. А кому нужен? Скорее всего, тоже знать не будет. Потому в школе СОлНЦе татарский стремятся преподавать через пение песен, через встречи с интересными людьми, говорящими по-татарски. Устраиваются татарские праздники, много походов в музей. Коммуникативные навыки важнее правописания. Уважение к иной культуре важнее оценок за грамотность.

«Татарский прям всем поперек встал»

Спорят у нас в Татарстане об изучении татарского языка. Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов сказал, что Минобрнауки РТ изменит объем преподавания татарского языка для русских школьников. Для русскоязычных детей в том объеме, который преподается, он не нужен, и изменений стоит ожидать уже в этом году. Через три дня Минобр Татарстана дал иную трактовку ситуации: с января 2018 года увеличатся часы по русскому языку. О сокращении уроков татарского языка речь пока не идет.

Не стану высказывать своего мнения содержательно, поскольку нет в этом вопросе правых. Много моих друзей и хороших знакомых находятся в этом тонком, важном для них вопросе, по разные стороны баррикад. В комментариях в интернете люди переходят на оскорбления, пытаясь доказать истинность именно своей позиции. Читаем Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

Размышляем о притче. Умер один из лидеров убиения невинных, Лаврентий Берия. Там, наверху, его спрашивают, как же, дескать, ты мог столько плохого совершить? Отвечает: «Время было такое. Многие так же поступали…» И высший судия снова спрашивает: «И почему в этой школе подлости ты был первым учеником?»

И, пока меня в четвертый раз не уволили, я не буду рассматривать заявления от родителей моих школьников, желающих победы в этой войне. А заявления такие уже поступают. С обоснованием, что есть, дескать, закон, который предусматривает право родителей выбирать предметы для изучения.

Другая мама пишет, а почему про другие предметы никто не вспоминает? Не дается это право! Не работает! Я против уроков музыки и физкультуры… Ну не нужны они нам в школе, мы ходим в музыкальную школу, в школу олимпийского резерва по фехтованию, и приходится тратить время в обычной школе на эти уроки. Несогласных много, но все молчат. А татарский прям всем поперек встал. Оставаться надо людьми. И не лезть в чужой монастырь со своими правилами. 90-е были совсем недавно… Возвращения их нам не надо. А те, кто не жил в Татарстане, почитайте, как достался суверенитет и на каких условиях. Благодаря этому мы сильная и экономически продвинутая республика, в которую теперь приезжают из соседних регионов и пытаются свои правила тут установить.

А из Управления образования Казани уже прислали вариант отписки, как всем директорам должно отвечать на заявления родителей об отказе от изучения их детьми татарского языка. Дескать, у нас в городе и республике все медом намазано, все хорошо, светло и честно, и тоже со ссылками на законы.

«О любви, о моих друзьях и коллегах»

Так уж получилось, что нашей школе СОлНЦе долго не везло на дружбу с чиновниками. И наша нелюбовь была взаимной. Школу закрывали и прокуратура, и Роспотребнадзор, и Рособрнадзор, и районный суд, и Верховный суд, меня трижды увольняли и трижды восстанавливали на месте директора той же самой школы. И неважно, что школа была федеральной экспериментальной площадкой, школой года, ассоциированной школой ЮНЕСКО, входила в топ-25 лучших школ России, становилась лучшей школой Татарстана. Дети и родители защищали и защитили свой дом. Настали иные времена. И школе СОлНЦе, и городу, и республике повезло на мэра и президента. Эта война закончилась. Надолго ли?

А теперь о любви, о моих друзьях и коллегах. Один из самых замечательных учителей школы — Наиль Афлетонов. В 90-х, когда мы, одними из первых в республике, при (тогда!) противодействии управления образования города, вводили в одном из классов, на основании просьб родителей учащихся, преподавание всех предметов на татарском языке, Наиль Абузарович вел там физику на татарском. Однажды Наиль сказал на собрании, что, во-первых, он человек, а лишь во-вторых — татарин.

Еще один учитель, многое определявший в концепции школы — Владимир Фалин, чуваш. Нет уже сейчас Володи с нами рядом, но до сих пор часто хочется с ним посоветоваться. Кроме татарского и русского, в нашей школе преподаются французский, итальянский, немецкий, японский. Недавно к нам пришел поработать и пообщаться испанец Алонсо. Наши соседи из синагоги построили нам этим летом аудиторию и обещают начать преподавание иврита.

«Интеллигентно спорить мы на Руси не приучены»

Мне довелось одиннадцать лет жить в Финляндии почти безвыездно. Выучил язык, и много лет преподавал финским детям математику, физику, химию. Там родились трое моих дочерей. Младшие сейчас там, а старшая, Настенька, половину времени учится в шведской школе города Эспоо, половину — в школе СОлНЦе, свободно говорит по-шведски, по-фински, по-английски, неплохо знает и татарский. Все дети, у кого родной язык не является шведским или финским, имеют право на изучение родного языка, государство обеспечивает возможность бесплатного его изучения.

Добровольность, право выбора, качественные учебники — это важно. Но главное, это чтобы русский с татарином не воевали. Чтобы мужчина с женщиной не выясняли, кто главнее. Чтобы не было выяснения, какой цвет кожи лучше, черный или белый, и у кого всегда объем мозга больше. А если говорить о справедливости, об отстаивании своих прав и прав других людей — надо идти в депутаты и заниматься этим серьезно и ответственно.

А войны, революции, баррикады осмысленны лишь тогда, когда идет вопрос о жизни и смерти. А в остальных вопросах — это гулливеровские войны остроконечных и тупоконечных. Это ссоры между людьми. Это мат и конфликты. Стоит почитать сотни комментариев под газетными статьями: «Дурак ты, русский»… «Ты, татарин, сам дурак».

Интеллигентно спорить мы на Руси не приучены. Человеческие отношения между людьми дороже призрачных истин. И пока мне выпало счастье быть директором в школе СОлНЦе, мы не станем ни на одну из сторон в этом споре. Важно искать правду, но не менее важно не унизить, не оскорбить. Мы верим, что именно эта дорога ведет к Храму. Дорога творчества, мира и любви.

Павел ШМАКОВ.
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».

  • Родился в Казани в 1957 году.

  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).

  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).

  • В 1992—2000 гг. был директором Академического колледжа при КГУ.

  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 гг. обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 гг. учился в Университете Хельсинки.

  • В 2006—2010 гг. преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.

  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).

  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ. По итогам 2012-2013 учебного года этот лицей, единственный из Татарстана, вошел в топ-25 лучших школ России.

  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

«Реальное время».

Просмотров: 862

Комментирование запрещено