Трудности перевода: количество подписчиков в языковых пабликах в Татарстане растет лавинообразно

b84dd5ad4b3ae888Кто и как борется в соцсетях за право изучать родной и не изучать неродной татарский язык

Недавнее поручение Путина проверить, какие в регионах созданы возможности для изучения родного языка и не принуждают ли к изучению неродного, породило много споров. Причем если офлайн-дискуссий почти нет (а имеющиеся проходят мирно), то в интернете полемика, к сожалению, едва не перерастает в предмет 282-й статьи УК РФ. Люди объединяются в группы по интересам, пишут петиции, делятся мыслями, как отказаться от татарского языка или, наоборот, — не допустить массовых отказов. Причем огромное количество подписчиков группы в соцсетях набрали в рекордные сроки — любой SMM-щик позавидует. Наиболее активно языковую проблему отстаивают три паблика. «Реальное время» пообщалось с создателями этих сообществ.

«Русский язык в школах национальных республик»

«Русский язык в школах национальных республик» — старейшая группа в соцсети, первая запись датирована 27 июня 2012 года. Как раз в это время мама из Нижнекамска Виктория Можарова через суд пыталась отстоять право для своих сыновей не учить татарский язык. Надо сказать, что мальчики и так не посещали уроки татарского языка и литературы на протяжении нескольких лет, до тех пор, пока директор школы не оставила их на второй год из-за академической задолженности по этим предметам. Это, собственно, и стало поводом для судебного процесса.

Создатель сообщества, сторонница «языковой свободы» Екатерина Беляева, в случае со своим ребенком до подобных ультиматумов, правда, не доходила, действовала в досудебном правовом поле. В Казань она приехала из Иркутска.

Группа не очень многочисленная — на данный момент в ней состоит 1454 человека, последний всплеск вступления был 5—7 сентября, когда в разделе «документы» появились образцы заявлений на отказ от изучения татарского языка.

— Активность в группе небольшая, это связано с тем, что мы сами не поддерживаем дискуссии в группе, все общение у нас по существу — как подать, куда… В основном народ скачивает образцы заявления. Прочтений страниц, скачиваний, обращений к файлам у нас больше, чем подписчиков, — говорит Беляева.

В группе несколько образцов заявлений, содержание их зависит от стандарта, по которому учится школа, и от того, настроены ли люди на полный отказ или частичный. И при анализе самых популярных заявлений выясняется интересная закономерность. Оказывается, самые востребованные заявления — коллективные на частичный отказ от изучения татарского языка (более 700 скачиваний). А индивидуальные на полный отказ скачивают редко.

— Сейчас стало поступать много жалоб на то, что директора школ отказывают в принятии заявлений, говорят: «Не приносите, мы не знаем, что с ними делать». Это в основном города Казань и Набережные Челны. Я не буду называть школы, потому что мы уже столкнулись с тем, что это ничем хорошим не заканчивается ни для руководства школ, ни для тех, кто подает заявления. Мы просим, чтобы в школах дали либо разрешение, либо официальный отказ, чтобы у нас было что предъявить проверяющим из Генпрокуратуры, — говорит Беляева.

«Комитет русскоязычных родителей Татарии»

Эта группа намного моложе, но так же, как и «беляевская», выросла из «Общества русской культуры Татарстана», которой руководит Михаил Щеглов. Екатерина Беляева изначально тоже состояла в «щегловском» движении, но потом откололась и начала вести индивидуальную деятельность. «Комитет русскоязычных родителей Татарии» появился в соцсетях в июне 2017 года, еще до заседания Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, где Владимир Путин высказался по теме добровольности изучения родных языков. Создатель — Инесса Гудочкина, она же автор петиции «О защите русского языка в Республике Татарстан!», размещенной на сайте КПРФ в 2013-м году, и других интернет-петиций, посвященных этому вопросу.

— Первая моя петиция набрала более 20 тысяч голосов. Потом популярность начала падать, и я решила создать группу во «ВКонтакте», чтобы ее активизировать. Группа тоже стала популярной в короткие сроки. Сейчас там состоят 5065 человек, причем за последний месяц у нас появилось больше 2 тысяч новых пользователей, — говорит Гудочкина.

В группе также размещены заявления на полный или частичный отказ от изучения татарского языка и на выбор учебного плана. По данным Гудочкиной, на 19 сентября в 98 школ подано 1784 заявления. Инесса говорит, что она как мама тоже отдала такое заявление в школу, но ее ребенок, тем не менее, уроки татарского посещает.

— На уроки ходит и уроки делает, мы законопослушные. Я сама отдала заявление директору, она приняла. Недовольно, конечно, но приняла, мы с ней культурно поговорили.

Инесса Гудочкина — домохозяйка, свободное время она посвящает модерированию группы. Среди ее соратниц другие мамочки. Они разработали план действий по подготовке к проверке Генпрокуратуры и Рособрнадзора, которую Путин поручил провести во всех регионах России. Говорят, что в Татарстане она пройдет в октябре, правда, по информации замминистра образования Татарстана Ильдара Мухаметова, официального уведомления от проверяющих пока не было.

Сейчас женщины поделили между собой районы Казани и других городов Татарстана, ходят по школам и собирают учебные планы, чтобы продемонстрировать ревизорам — соответствуют те федеральным стандартам или нет.

«Татар ата-аналары — Татароязычные родители»

Это единственная группа в соцсети «ВКонтакте», поддерживающая существующий порядок в образовательной системе Татарстана, при котором русский и татарский языки изучаются в равных объемах. Появилась она 8 сентября в ответ на активную деятельность двух первых сообществ. Ее создатель — Чулпан Хамидова, сотрудник Института истории имени Марджани.

— Конкретно наша группа возникла как реакция на рассылку сообщений с призывом отказаться от изучения татарского языка. Я, как татарка, очень болею за свою культуру и я за то, чтобы сохранить татарский язык в базовой учебной программе, — говорит Чулпан.

Чулпан Хамидова: «Наша группа возникла как реакция на рассылку сообщений с призывом отказаться от изучения татарского языка. Я как татарка очень болею за свою культуру и я за то, чтобы сохранить татарский язык в базовой учебной программе». Фото vk.com

В то же время она согласна, что проблемы в преподавании есть («на пустом месте конфликт не возникает»), но считает, что исключение татарского из программы — это слишком радикальная мера, которая приведет к межэтническому конфликту.

— Здесь нужен компромисс. Возможно, нужно сократить татарский язык, оставить обязательными 3 часа в неделю, как изучение государственного языка. И 3 часа родного языка — татары изучают татарский, а русские — русский, — предлагает Хамидова.

Активистка признается, что дети у нее еще дошкольного возраста, и на собственном опыте о проблемах преподавания языков в школе она не знает. Но занимается репетиторством по русскому, татарскому и английскому, так что какое-то представление о недостатках и достоинствах практикующейся в Татарстане образовательной системы имеет.

Группа «Татар ата-аналары» также стала популярной в короткие сроки, набрав менее чем за неделю 4121 подписчика.

— Активность за счет татар с активной жизненной позицией, у которых тесно налажены связи. Мы друг друга хорошо знаем благодаря тому же Форуму татарской молодежи, проектам «Мин татарча сойляшем», лагерю «Салят». Активному продвижению группы способствовала творческая интеллигенция, — говорит Чулпан Хамидова.

Флешмоб с «Алифбой»

Среди администраторов группы — Табрис Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи. Впрочем, он говорит, что в группу его позвали, скорее, для формального усиления состава и к деятельности модераторов он отношения не имеет.

Образцов заявлений руководителям школ с требованием сохранить обязательное изучение татарского языка в группе нет, активисты пишут петиции. Одна из последних — о создании возможности сдавать ЕГЭ на родных языках. «Это касается не только татарского, но и других языков народов России», — отмечает Хамидова.

Активисты призывают разместить в качестве аватарок фото учебника «Алифба». Фото vk.com

Активисты призывают разместить в качестве аватарок фото учебника «Алифба». Фото vk.com

— Мы с большим количеством людей обсуждаем проблемы, начиная с преподавания языка и заканчивая его актуализацией, и эти проблемы очевидны. Мы учим в школе татарский язык, заканчиваем школу и дальше татарский уже не нужен — то есть появляются проблемы с мотивацией в использовании его в жизни. Мы, как носители татарской культуры, озабочены тем, чтобы татарская культура сохранилась и нам надо над этим работать, — говорит Чулпан Хамидова.

К предстоящей проверке прокуратуры и Рособрнадзора «татароязычные родители» не готовятся, сбором заявлений и прочих документов не занимаются. Из действий, которые стали популярны в Сети, – флешмоб в поддержку татарского языка: активисты призывают разместить в качестве аватарок фото учебника «Алифба», школьнику на обложке которого заклеен изолентой рот. Или список пунктов, почему учить татарский язык нужно и полезно, даже если он неродной. Также родители собирают подписи к письму Путину, в котором просят сохранить изучение татарского языка как государственного, поддержали это обращение 900 человек.

«Реальное время».

Просмотров: 855

Комментирование запрещено